Безопасность баз данных

menu icon

Безопасность баз данных

Узнайте о сложностях, связанных с безопасностью баз данных, а также о методах, политиках и технологиях обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности данных.

Что такое безопасность баз данных

Понятие «безопасность баз данных» включает в себя целый ряд инструментов, средств контроля и мер, направленных на обеспечение и поддержку конфиденциальности, целостности и доступности баз данных. Основное внимание в данной статье уделяется вопросам конфиденциальности, поскольку большинство инцидентов безопасности связано с утечкой конфиденциальных данных.

Безопасность баз данных должна включать в себя следующие элементы:

  • Данные, хранящиеся в базе данных
  • Система управления базами данных (СУБД)
  • Любые связанные приложения
  • Физический сервер базы данных и/или виртуальный сервер базы данных и используемое оборудование
  • Вычислительные ресурсы и/или сетевая инфраструктура, предназначенная для доступа к базе данных

Безопасность баз данных — сложная и комплексная инициатива, охватывающая все аспекты технологий и методов в области информационной безопасности. Кроме того, требования к безопасности баз данных и удобству использования часто противоречат друг другу. Чем доступнее и удобнее база данных для конечных пользователей, тем уязвимее она для угроз безопасности; чем защищеннее база данных от угроз, тем сложнее получить доступ к данным (этот парадокс также известен как правило Андерсона (внешняя ссылка)).

Почему это важно?

Под утечкой данных понимают неспособность обеспечить конфиденциальность данных в базе данных. Степень серьезности последствий утечки данных для предприятия зависит от целого ряда событий или факторов:

  • Утечка интеллектуальной собственности: интеллектуальная собственность — коммерческая тайна, изобретения, запатентованные методики — может иметь крайне важное значение для сохранения конкурентного преимущества на рынке. В случае кражи или раскрытия интеллектуальной собственности будет трудно или даже невозможно сохранить или восстановить конкурентные преимущества.
  • Ущерб для репутации бренда: если клиенты и партнеры не доверяют вам в вопросах защиты данных, это неизбежно скажется на объеме продаж ваших продуктов или услуг (или желании сотрудничать с вашей компанией).
  • Бесперебойная работа (или невозможность ее обеспечения): некоторые компании не могут продолжать работу, пока не будет устранен инцидент утечки данных.
  • Штрафы или санкции за несоблюдение нормативных требований: несоблюдение глобальных требований, в частности Закона Сарбейнза-Оксли или стандарта Payment Card Industry Data Security Standard (PCI DSS), отраслевых законов в области конфиденциальности данных, например HIPAA, или региональных норм, например Общеевропейского регламента о защите персональных данных (GDPR), может повлечь за собой катастрофические финансовые последствия. В наиболее серьезных случаях штрафы могут превышать несколько миллионов долларов за каждое нарушение.
  • Расходы на устранение последствий и уведомление клиентов: помимо расходов на информирование клиентов об инциденте, организация вынуждена оплачивать услуги по расследованию инцидентов, кризисному управлению, приоритизации, восстановлению затронутых систем и пр.

Распространенные угрозы и проблемы

Существует множество ошибок конфигурации ПО, уязвимостей, примеров халатного отношения или ненадлежащей эксплуатации, которые могут привести к утечке данных. Ниже приводятся наиболее распространенные виды и причины атак на систему безопасности баз данных.

Внутренние угрозы

Внутренняя угроза — это угроза безопасности, исходящая от любого из трех возможных источников, обладающих привилегированным доступом к базе данных:

  • Внутренний злоумышленник, целенаправленно совершающий противоправные действия для нанесения ущерба
  • Внутренний злоумышленник, совершающий ошибки по небрежности, в результате чего база данных становится уязвимой для атак
  • Проникший злоумышленник — стороннее лицо, которое каким-либо образом завладело идентификационными данными, например с помощью фишинга или получения доступа к самой базе учетных данных

Внутренние угрозы относятся к основным причинам нарушений в сфере безопасности баз данных и часто являются результатом чрезмерного количества привилегированных учетных записей.

Ошибки, вызванные человеческим фактором

Случайности, ненадежные пароли, предоставление паролей другим лицам и другие непродуманные или недальновидные действия пользователей по-прежнему составляют около половины (49%) всех зарегистрированных случаев утечки данных (внешняя ссылка).

Использование уязвимостей ПО баз данных

Поиск уязвимостей в разнообразных программных продуктах, включая ПО для управления базами данных, и проведение преднамеренных атак с их использованием — источник заработка для злоумышленников. Все крупные производители коммерческого ПО для баз данных и открытые платформы управления базами данных регулярно выпускают исправления безопасности для устранения обнаруженных уязвимостей, однако несвоевременная установка таких исправлений повышает вероятность атак.

Атаки путем внедрения кода SQL/NoSQL

Этот вид угроз, характерных для баз данных, заключается во внедрении произвольных строк SQL или другого кода в запросы к базе данных, обрабатываемые веб-приложениями или заголовками HTTP. Организации, которые не придерживаются рекомендаций по созданию защищенного кода веб-приложений и не выполняют регулярное тестирование на наличие уязвимостей, могут стать жертвами таких атак.

Атаки переполнения буфера

Переполнение буфера происходит, когда процесс пытается записать в блок памяти фиксированной длины данные, размер которых превышает максимально допустимое значение. Для проведения атак злоумышленники могут использовать дополнительные данные, хранящиеся в соседних адресах памяти.

Атаки типа «отказ в обслуживании» (DoS/DDoS)

Во время атаки типа «отказ в обслуживании» (DoS) злоумышленник обрушивает на целевой сервер — в данном случае сервер базы данных — такое количество запросов, что сервер не в состоянии выполнять запросы реальных пользователей. В большинстве случаев это приводит к нестабильной работе или отказу сервера.

При распределенной атаке типа «отказ в обслуживании» (DDoS) поток запросов поступает одновременно с нескольких серверов, из-за чего прервать атаку становится еще труднее. Более подробную информацию вы найдете в нашем видео «Что такое DDoS-атака» (3:51):

Вредоносное ПО

Вредоносное ПО — это программное обеспечение, разработанное с целью использовать уязвимости базы данных или причинить другой ущерб. Вредоносное ПО может проникнуть в систему через любое конечное устройство, подключенное к сети базы данных.

Атаки на резервные копии

Организации, пренебрегающие строгими мерами защиты резервных копий данных, уязвимы для атак на резервные копии.

Следующие факторы повышают уровень серьезности этих атак:

  • Растущие объемы данных: объемы собираемых, хранимых и обрабатываемых данных растут в геометрической прогрессии практически в любой организации. Каждый инструмент или метод обеспечения безопасности данных должен обладать масштабируемостью для реализации потребностей как в ближайшем, так и в отдаленном будущем.
  • Разрастание инфраструктуры: в результате непрерывного роста сложности сетевых сред, особенно в связи с переносом задач в мультиоблако или гибридное облако, процесс выбора, развертывания и обслуживания решений в области безопасности становится в разы сложнее, чем когда-либо раньше.
  • Ужесточение требований регуляторов: соблюдение всех глобальных нормативных требований становится все более трудной задачей.
  • Нехватка навыков в области кибербезопасности: согласно прогнозам экспертов, к 2022 году в мире будет 8 млн вакансий в сфере кибербезопасности.

Передовые методы

При постоянном сетевом доступе к базам данных любая угроза безопасности, нацеленная на определенный компонент или часть сетевой инфраструктуры, является угрозой и для самой базы данных. Любая атака, затрагивающая пользовательское устройство или рабочую станцию, может угрожать безопасности базы данных. Таким образом, безопасность баз данных не должна ограничиваться одной лишь базой данных.

При оценке уровня безопасности базы данных с целью определения приоритетных задач следует обратить внимание на следующие вопросы:

  • Физическая безопасность: вне зависимости от расположения сервера базы данных, в локальном или облачном ЦОД, это должно быть защищенное, кондиционируемое помещение. (Если сервер базы данных размещается в облачном ЦОД, этими вопросами должен заниматься поставщик облачных услуг.)
  • Административный контроль и управление доступом к сети: минимально допустимое количество пользователей должно обладать доступом к базе данных; пользователям должны быть предоставлены минимально необходимые права доступа в соответствии с выполняемыми задачами. Доступ к сети также должен быть ограничен до минимально необходимого уровня разрешений.
  • Безопасность устройств и учетных записей конечных пользователей: крайне важно обеспечить постоянный контроль доступа к базе данных и действий с данными. Решения для мониторинга данных позволяют получать уведомления о нетипичных или подозрительных действиях с данными. Все пользовательские устройства, подключающиеся к сети базы данных, должны быть физически защищены (и доступны только разрешенным пользователям), в том числе с использованием средств контроля безопасности.
  • Шифрование: все данные, включая данные в базе данных и идентификационные данные, должны быть защищены с помощью передовых алгоритмов шифрования — в процессе передачи и во время хранения. Необходимо придерживаться рекомендаций по управлению ключами шифрования.
  • Безопасность ПО базы данных: следует всегда использовать новейшую версию ПО управления базами данных и устанавливать все исправления по мере их выхода.
  • Безопасность веб-сервера/сервера приложений: любой сервер приложений или веб-сервер, взаимодействующий с базой данных, может оказаться каналом проведения атаки, поэтому следует обеспечить непрерывное тестирование безопасности и передовые методы управления.
  • Безопасность резервных копий: все резервные копии, реплики или образы базы данных должны находиться под не менее строгим контролем безопасности, чем сама база данных.
  • Аудит: необходимо регистрировать все операции входа в операционную систему и на сервер базы данных, а также действия с конфиденциальными данными. Необходимо обеспечить проведение регулярного аудита безопасности базы данных.

Средства контроля и политики

Помимо реализации многоуровневой системы контроля безопасности в масштабе сетевой среды, важно также внедрить правильные средства контроля и политики доступа к самой базе данных. А именно:

  • Административный контроль: для управления установкой, изменениями и конфигурациями базы данных.
  • Профилактический контроль: для управления доступом, шифрованием, токенизацией и маскированием.
  • Обнаружение: для отслеживания действий с базой данных с помощью инструментов предотвращения утечки данных. Эти решения позволяют обнаруживать нестандартные или подозрительные действия и информировать о них.

Политики в сфере безопасности баз данных должны согласовываться с общими бизнес-целями, включая защиту важных объектов интеллектуальной собственности, политиками обеспечения кибербезопасности и политиками обеспечения безопасности в облачной среде. Внутри организации должны быть определены ответственные лица за обслуживание и аудит мер безопасности. Кроме того, важно, чтобы ваши внутренние правила дополняли политики поставщика облачных услуг в соглашениях о коллективной ответственности. Формальные политики безопасности должны быть подкреплены средствами контроля безопасности, программами обучения и повышения осведомленности в сфере безопасности, стратегиями тестирования на возможность проникновения и оценки уязвимостей.

Инструменты и платформы защиты данных

Сегодня потребителям доступен широкий спектр инструментов и платформ, обеспечивающих защиту данных. Комплексное решение должно предоставлять все из перечисленных ниже функций:

  • Обнаружение: выбирайте инструмент, который позволяет сканировать и классифицировать уязвимости во всех имеющихся базах данных, будь то в облаке или в среде заказчика, а также получать рекомендации по устранению обнаруженных уязвимостей. Зачастую функции обнаружения являются обязательными для демонстрации соблюдения нормативных требований.
  • Мониторинг действий с данными: правильно подобранное решение должно поддерживать мониторинг и аудит любых действий с данными по всем базам данных, независимо от способа развертывания — в среде заказчика, в облаке или в контейнерной среде. Для более быстрого реагирования на угрозы вы должны получать уведомления о подозрительных операциях в режиме реального времени. Оптимальное решение должно поддерживать принудительное применение правил, политик и разделение обязанностей, а также наглядное представление состояния данных на основе единого многофункционального пользовательского интерфейса. Убедитесь, что выбранное вами решение генерирует отчеты, необходимые для подтверждения выполнения нормативных требований.
  • Функции шифрования и токенизации: в случае утечки данных шифрование останется последним препятствием для разглашения информации. Какой бы инструмент вы ни выбрали, он должен предоставлять гибкие функции шифрования для защиты данных в локальной, облачной, гибридной или мультиоблачной среде. Обратите внимание на следующее: соответствуют ли функции шифрования файлов, томов и приложений отраслевым требованиям; поддерживается ли токенизация (маскирование данных) или расширенные функции управления ключами безопасности, если они обязательны в вашей отрасли.
  • Оптимизация защиты данных и анализ рисков: инструмент, объединяющий информацию о безопасности данных с расширенной аналитикой для извлечения контекстной информации, позволит решать задачи, связанные с оптимизацией, анализом рисков и созданием отчетов. Выбирайте решение, способное хранить и синтезировать огромные объемы хронологических и текущих данных о работоспособности и безопасности ваших баз данных. Также стоит обратить внимание на наличие комплексной, удобной сводной панели для самостоятельного изучения данных, аудита и подготовки отчетов.

Безопасность баз данных и IBM Cloud

Управляемые IBM облачные базы данных содержат встроенные функции обеспечения безопасности, дополняемые услугами IBM Cloud Security, включая управление идентификацией и доступом, наглядное представление, аналитику и функции защиты данных. Выбирая управляемую IBM облачную базу данных, вы можете быть уверены в надежной защите среды базы данных и сокращении административной нагрузки.

IBM также предлагает IBM Security Guardium — интеллектуальную платформу защиты данных, в состав которой входят функции поиска данных, мониторинга, шифрования, токенизации, оптимизации безопасности и анализа рисков для всех баз данных, хранилищ данных, общих файловых ресурсов и платформ больших данных, независимо от способа размещения — в среде заказчика, в облаке или в гибридных средах.

Кроме того, IBM предоставляет управляемые услуги Data Security Services for Cloud, которые включают услуги по поиску и классификации данных, мониторингу действий с данными, функции шифрования и управления ключами для защиты данных от внутренних и внешних угроз на основе упрощенного подхода к снижению рисков.

Для того чтобы приступить к работе, создайте учетную запись IBM Cloud.

By: IBM Cloud Education

Learn the complexities of database security and some of the practices, policies, and technologies that will protect the confidentiality, integrity, and availability of your data.

What is database security?

Database security refers to the range of tools, controls, and measures designed to establish and preserve database confidentiality, integrity, and availability. This article will focus primarily on confidentiality since it’s the element that’s compromised in most data breaches.

Database security must address and protect the following:

  • The data in the database
  • The database management system (DBMS)
  • Any associated applications
  • The physical database server and/or the virtual database server and the underlying hardware
  • The computing and/or network infrastructure used to access the database

Database security is a complex and challenging endeavor that involves all aspects of information security technologies and practices. It’s also naturally at odds with database usability. The more accessible and usable the database, the more vulnerable it is to security threats; the more invulnerable the database is to threats, the more difficult it is to access and use. (This paradox is sometimes referred to as Anderson’s Rule.)

Why is it important?

By definition, a data breach is a failure to maintain the confidentiality of data in a database. How much harm a data breach inflicts on your enterprise depends on a number of consequences or factors:

  • Compromised intellectual property: Your intellectual property—trade secrets, inventions, proprietary practices—may be critical to your ability to maintain a competitive advantage in your market. If that intellectual property is stolen or exposed, your competitive advantage may be difficult or impossible to maintain or recover.
  • Damage to brand reputation: Customers or partners may be unwilling to buy your products or services (or do business with your company) if they don’t feel they can trust you to protect your data or theirs. A 2018 IBM-sponsored Harris Poll survey of adults aged 18+ revealed that 63% rate quality of data protection against cyberattacks as “extremely important” in their decision to purchase from a company.
  • Business continuity (or lack thereof): Some business cannot continue to operate until a breach is resolved.
  • Fines or penalties for non-compliance: The financial impact for failing to comply with global regulations such as the Sarbannes-Oxley Act (SAO) or Payment Card Industry Data Security Standard (PCI DSS), industry-specific data privacy regulations such as HIPAA, or regional data privacy regulations, such as Europe’s General Data Protection Regulation (GDPR) can be devastating, with fines in the worst cases exceeding several million dollars per violation.
  • Costs of repairing breaches and notifying customers: In addition to the cost of communicating a breach to customer, a breached organization must pay for forensic and investigative activities, crisis management, triage, repair of the affected systems, and more.

Common threats and challenges

Many software misconfigurations, vulnerabilities, or patterns of carelessness or misuse can result in breaches. The following are among the most common types or causes of database security attacks and their causes.

Insider threats

An insider threat is a security threat from any one of three sources with privileged access to the database:

  • A malicious insider who intends to do harm
  • A negligent insider who makes errors that make the database vulnerable to attack
  • An infiltrator—an outsider who somehow obtains credentials via a scheme such as phishing or by gaining access to the credential database itself

Insider threats are among the most common causes of database security breaches and are often the result of allowing too many employees to hold privileged user access credentials.

Human error

Accidents, weak passwords, password sharing, and other unwise or uninformed user behaviors continue to be the cause of nearly half (49%) of all reported data breaches.

Exploitation of database software vulnerabilities

Hackers make their living by finding and targeting vulnerabilities in all kinds of software, including database management software. All major commercial database software vendors and open source database management platforms issue regular security patches to address these vulnerabilities, but failure to apply these patches in a timely fashion can increase your exposure.

SQL/NoSQL injection attacks

A database-specific threat, these involve the insertion of arbitrary SQL or non-SQL attack strings into database queries served by web applications or HTTP headers. Organizations that don’t follow secure web application coding practices and perform regular vulnerability testing are open to these attacks.

Buffer overflow exploitations

Buffer overflow occurs when a process attempts to write more data to a fixed-length block of memory than it is allowed to hold. Attackers may use the excess data, stored in adjacent memory addresses, as a foundation from which to launch attacks.

Denial of service (DoS/DDoS) attacks

In a denial of service (DoS) attack, the attacker deluges the target server—in this case the database server—with so many requests that the server can no longer fulfill legitimate requests from actual users, and, in many cases, the server becomes unstable or crashes.

In a distributed denial of service attack (DDoS), the deluge comes from multiple servers, making it more difficult to stop the attack. See our video “What is a DDoS Attack” for more information:

Malware

Malware is software written specifically to exploit vulnerabilities or otherwise cause damage to the database. Malware may arrive via any endpoint device connecting to the database’s network.

Attacks on backups

Organizations that fail to protect backup data with the same stringent controls used to protect the database itself can be vulnerable to attacks on backups.

These threats are exacerbated by the following:

  • Growing data volumes: Data capture, storage, and processing continues to grow exponentially across nearly all organizations. Any data security tools or practices need to be highly scalable to meet near and distant future needs.
  • Infrastructure sprawl: Network environments are becoming increasingly complex, particularly as businesses move workloads to multicloud or hybrid cloud architectures, making the choice, deployment, and management of security solutions ever more challenging.
  • Increasingly stringent regulatory requirements: The worldwide regulatory compliance landscape continues to grow in complexity, making adhering to all mandates more difficult.
  • Cybersecurity skills shortage: Experts predict there may be as many as 8 million unfilled cybersecurity positions by 2022.

Best practices

Because databases are nearly always network-accessible, any security threat to any component within or portion of the network infrastructure is also a threat to the database, and any attack impacting a user’s device or workstation can threaten the database. Thus, database security must extend far beyond the confines of the database alone.

When evaluating database security in your environment to decide on your team’s top priorities, consider each of the following areas:

  • Physical security: Whether your database server is on-premise or in a cloud data center, it must be located within a secure, climate-controlled environment. (If your database server is in a cloud data center, your cloud provider will take care of this for you.)
  • Administrative and network access controls: The practical minimum number of users should have access to the database, and their permissions should be restricted to the minimum levels necessary for them to do their jobs. Likewise, network access should be limited to the minimum level of permissions necessary.
  • End user account/device security: Always be aware of who is accessing the database and when and how the data is being used. Data monitoring solutions can alert you if data activities are unusual or appear risky. All user devices connecting to the network housing the database should be physically secure (in the hands of the right user only) and subject to security controls at all times.
  • Encryption: ALL data—including data in the database, and credential data—should be protected with best-in-class encryption while at rest and in transit. All encryption keys should be handled in accordance with best-practice guidelines.
  • Database software security: Always use the latest version of your database management software, and apply all patches as soon as they are issued.
  • Application/web server security: Any application or web server that interacts with the database can be a channel for attack and should be subject to ongoing security testing and best practice management.
  • Backup security: All backups, copies, or images of the database must be subject to the same (or equally stringent) security controls as the database itself.
  • Auditing: Record all logins to the database server and operating system, and log all operations performed on sensitive data as well. Database security standard audits should be performed regularly.

Controls and policies

In addition to implementing layered security controls across your entire network environment, database security requires you to establish the correct controls and policies for access to the database itself. These include:

  • Administrative controls to govern installation, change, and configuration management for the database.
  • Preventative controls to govern access, encryption, tokenization, and masking.
  • Detective controls to monitor database activity monitoring and data loss prevention tools. These solutions make it possible to identify and alert on anomalous or suspicious activities.

Database security policies should be integrated with and support your overall business goals, such as protection of critical intellectual property and your cybersecurity policies and cloud security policies. Ensure you have designated responsibility for maintaining and auditing security controls within your organization and that your policies complement those of your cloud provider in shared responsibility agreements. Security controls, security awareness training and education programs, and penetration testing and vulnerability assessment strategies should all be established in support of your formal security policies.

Data protection tools and platforms

Today, a wide array of vendors offer data protection tools and platforms. A full-scale solution should include all of the following capabilities:

  • Discovery: Look for a tool that can scan for and classify vulnerabilities across all your databases—whether they’re hosted in the cloud or on-premise—and offer recommendations for remediating any vulnerabilities identified. Discovery capabilities are often required to conform to regulatory compliance mandates.
  • Data activity monitoring: The solution should be able to monitor and audit all data activities across all databases, regardless of whether your deployment is on-premise, in the cloud, or in a container. It should alert you to suspicious activities in real-time so that you can respond to threats more quickly. You’ll also want a solution that can enforce rules, policies, and separation of duties and that offers visibility into the status of your data through a comprehensive and unified user interface. Make sure that any solution you choose can generate the reports you’ll need to meet compliance requirements.
  • Encryption and tokenization capabilities: In case of a breach, encryption offers a final line of defense against compromise. Any tool you choose should include flexible encryption capabilities that can safeguard data in on-premise, cloud, hybrid, or multicloud environments. Look for a tool with file, volume, and application encryption capabilities that conform to your industry’s compliance requirements, which may demand tokenization (data masking) or advanced security key management capabilities.
  • Data security optimization and risk analysis: A tool that can generate contextual insights by combining data security information with advanced analytics will enable you to accomplish optimization, risk analysis, and reporting with ease. Choose a solution that can retain and synthesize large quantities of historical and recent data about the status and security of your databases, and look for one that offers data exploration, auditing, and reporting capabilities through a comprehensive but user-friendly self-service dashboard.

Database security and IBM Cloud

IBM-managed cloud databases feature native security capabilities powered by IBM Cloud Security, including built-in identity and access management, visibility, intelligence, and data protection capabilities. With an IBM-managed cloud database, you can rest easy knowing that your database is hosted in an inherently secure environment, and your administrative burden will be much smaller.

IBM also offers the IBM Security Guardium smarter data protection platform, which incorporates data discovery, monitoring, encryption and tokenization, and security optimization and risk analysis capabilities for all your databases, data warehouses, file shares, and big data platforms, whether they’re hosted on-premise, in the cloud, or in hybrid environments.

In addition, IBM offers managed Data Security Services for Cloud, which includes data discovery and classification, data activity monitoring, and encryption and key management capabilities to protect your data against internal and external threats through a streamlined risk mitigation approach.

You can get started by signing up for a free IBM Cloud account today.

Follow IBM Cloud

IBM Cloud News connects you to insight and information you can put to work right away—straight from the minds of IBM Cloud experts, IBM customers, and business and IT leaders.

Email subscribeRSS

Be the first to hear about news, product updates, and innovation from IBM Cloud