Что такое управление цепочкой поставок?

Управление цепочкой поставок — это организация всего производственного цикла товара или услуги, начиная с сырьевых компонентов и заканчивая доставкой готового товара потребителю. Компания создает цепь поставщиков («звенья в цепочке»), отвечающих за продвижение продукта от поставщиков сырья до организаций, взаимодействующих с пользователями.

Как работает управление цепочкой поставок?

Согласно мнению ИТ-директоров¹, традиционные системы управления цепочками поставок состоят их пяти основных компонентов:

Планирование

Обеспечьте планирование и управление всеми ресурсами, необходимыми для удовлетворения спроса на продукт или услугу компании. В существующей цепочке поставок необходимо определить показатели, помогающие оценить эффективность цепочки поставок, ее пользу для клиентов и соответствие целям компании.

Подбор поставщиков

Выберите поставщиков для предоставления товаров и услуг, необходимых для создания продукта. Затем реализуйте процессы для мониторинга взаимосвязей с поставщиками и управления ими. Ключевые процессы: заказ, получение, управление запасами и обработка платежей поставщикам.

Производство

Организуйте операции, необходимые для приема сырья, производства продукта, проверки качества, упаковки перед транспортировкой и планирования доставки.

Доставка и логистика

Обеспечьте координацию заказов клиентов, планирования поставок, отправления грузов, выставления счетов клиентам и получения платежей.

Возврат

Создайте сеть или процесс для возврата дефектных, избыточных или невостребованных продуктов.


В чем важность управления цепочкой поставок?

Эффективные системы управления цепочками поставок позволяют свести к минимуму затраты, отходы и продолжительность производственного цикла. Отраслевым стандартом стала динамическая цепочка поставок, в которой розничные продавцы автоматически отправляют производителям заказы на пополнение запасов. Заполнять полки розничных магазинов можно практически с той же быстротой, с которой продаются товары. Этот процесс можно дополнительно улучшить путем анализа данных, поступающих от партнеров по цепочке поставок, с целью поиска новых возможностей для оптимизации.

Согласно результатам анализа, изложенным в статье CIO.com¹, существует три сценария, в которых эффективное управление позволяет повысить ценность цикла цепочки поставок:

  • Выявление потенциальных проблем. Если производитель не сможет обеспечить своевременную доставку крупного заказа, покупатель может пожаловаться на плохое обслуживание. Анализ данных позволяет производителям исключить нехватку товаров, чтобы не допустить разочарования покупателя.
  • Динамическая оптимизация цены. Сезонные товары имеют ограниченный срок годности. Как правило, в конце сезона такие товары утилизируются или продаются со значительными скидками. Авиакомпании, отели и другие организации, занимающиеся распространением скоропортящихся товаров, обычно регулируют цены в динамическом режиме в зависимости от спроса. Аналитическое программное обеспечение на основе аналогичных методик прогнозирования может увеличить прибыль даже в случае продажи товаров длительного пользования.
  • Оптимизация нераспределенных запасов. Аналитические программные инструменты помогают обеспечить динамическое выделение ресурсов и планирование работы с учетом прогнозов продаж, фактических заказов и запланированных поставок сырья. Производители могут подтвердить дату доставки товаров при оформлении заказапри этом значительно сокращается число ошибок при заполнении заказов.

Основные характеристики эффективного управления цепочкой поставок

Цепочка поставок — это самый заметный для клиентов и потребителей аспект бизнеса. Чем лучше и эффективнее будет управление цепочкой поставок, тем лучше компания сможет защищать свою репутацию и долгосрочную устойчивость бизнеса.

Саймон Эллис (IDC) в статье Путь к умной цепочке поставок² рассказывает о пяти важных аспектах управления цепочкой поставок будущего:

  • Взаимосвязанность: наличие доступа к неструктурированным данным из социальных сетей, структурированным данным Интернета вещей (IoT) и традиционным наборам данных в системах ERP и B2B.
  • Коллективная работа: повышение эффективности сотрудничества с поставщиками все чаще требует коллективной работы и взаимодействия организаций в облачных сетях.
  • Кибербезопасность: в цепочке поставок должна быть усилена защита систем от взлома и хакеров. Эту задачу необходимо решать на уровне всей организации.
  • Когнитивные технологии: платформа ИИ становится современным центром управления цепочкой поставок и обеспечивает объединение, координацию и реализацию решений и операций в масштабах всей цепочки. Значительная часть цепочки поставок автоматизирована и способна самообучаться.
  • Комплексный подход: аналитические возможности необходимо масштабировать вместе с данными в реальном времени. Информация должна поступать быстро и в полном объеме. Задержки будут неприемлемы в цепочке поставок будущего.

Многие цепочки поставок уже начали этот процесс — участие в облачных коммерческих сетях достигло небывалой высоты, а также принимаются серьезные меры по широкому внедрению аналитических возможностей.


Эволюция управления цепочками поставок

Цепочки поставок предыдущего поколения были ориентированы на доступность, перемещение и стоимость физических ресурсов. Сегодня же основной акцент делается на управление данными, услугами и продуктами, которые объединены в решения. Современные системы управления цепочками поставок предлагают гораздо больше, чем просто контроль сроков доставки и местонахождения товаров. Управление цепочкой поставок влияет на качество продуктов и услуг, доставку, расходы, впечатления клиентов и, в конечном счете, на рентабельность бизнеса.

В 2017 году в типичной цепочке поставок было в 50 раз больше данных, чем всего за 5 лет до этого¹. При этом анализировалось менее четверти от общего объема данных. Это свидетельствует о низкой эффективности использования критически важных и чувствительных ко времени данных, таких как информация о погодных условиях, внезапном дефиците рабочей силы, политических беспорядках и временных всплесках спроса.

В современных цепочках поставок задействованы колоссальные объемы данных, генерируемых под руководством специалистов по обработке и анализу данных. В будущем руководители цепочек поставок и систем планирования ресурсов предприятия (ERP) вероятнее всего сосредоточатся на оптимизации ценности этих данных — путем их анализа в режиме реального времени с минимальной задержкой.

Примеры использования решений для управления цепочками поставок

Chemonics

IBM и Chemonics создали первую в своем роде платформу Automatic Requisition Tracking Management Information System (ARTMIS).

Платформа ARTMIS помогает отслеживать товары на всех этапах цепочки поставок. В результате компании Chemonics удалось обеспечить управление заказами на 24 месяца вперед.

BASF

Компания BASF стремилась сделать цифровые технологии неотъемлемой частью своего бизнеса, чтобы предоставить дополнительные преимущества клиентам, стимулировать рост бизнеса и повысить эффективность. Подразделение компании, занимающееся вопросами питания и здоровья, вместе со специалистами IBM реализовали экспериментальный проект на основе технологии IBM® Watson™, в рамках которого были изучены возможности ИИ и машинного обучения для принятия более обоснованных решений по управлению запасами с целью обеспечения своевременной доставки товаров.

Farmer Connect

Узнайте, как Farmer Connect и IBM Food Trust™ соединяют производителей и потребителей кофе с помощью блокчейна.


Консалтинговые услуги для цепочек поставок

Консалтинговые услуги для цепочек поставок

Услуги IBM Services сделают процессы вашей цепочки поставок интеллектуальными и помогут достичь новых уровней адаптивности и инноваций. Модернизируйте разобщенные процессы, чтобы открыть новые резервы для повышения эффективности, создайте условия для продуктивной работы своих сотрудников и применяйте новейшие технологии типа ИИ и блокчейна для нахождения возможностей на каждом этапе цепочки поставок, начиная от планирования спроса и заканчивая координацией и выполнением заказов.

Темы, связанные с цепочками поставок

Центр управления цепочкой поставок

Центр управления цепочкой поставок должен обеспечивать полную прозрачность всей цепочки поставок — в особенности это касается влияния непредвиденных внешний событий.

Управление заказами

Отслеживание заказов на протяжении всего жизненного цикла — от получения до выполнения заказа и управления связанными данными, процессами и людьми.

Управление запасами

Полная прозрачность операций со складскими запасами помогает оптимизировать процесс заказа, хранения и использования запасов — от сырья до готового продукта.

Электронный обмен данными

EDI — это стандартный формат обмена бизнес-информацией между двумя организациями в электронном виде, призванный заменить бумажные документы.

Аналитика цепочек поставок

Аналитика может влиять на качество, доставку, впечатления клиентов и, в конечном счете, на рентабельность бизнеса.

Оптимизация цепочек поставок

Оптимизация цепочки поставок помогает с максимальной эффективностью использовать технологии и ресурсы, в частности блокчейн, искусственный интеллект и Интернет вещей, для повышения эффективности и производительности сети поставок.

Цепочка поставок на основе блокчейна

Воспользуйтесь опытом специалистов IBM Blockchain в сфере бизнеса и технологий, чтобы повысить уровень доверия в масштабе всей сети цепочки поставок.

Интеграция B2B

Интеграция B2B (бизнес-бизнес) заключается в автоматизации бизнес-процессов и взаимодействия нескольких организаций между собой.

Управляемая передача файлов

Управляемая передача файлов (MFT) — это технологическая платформа, дающая возможность организовать надежный обмен электронными данными между системами и людьми в достаточно безопасной форме для выполнения требований законодательства.

Ресурсы по управлению цепочками поставок

Блог: IBM Supply Chain

Ознакомьтесь с полезными советами по построению разумной, саморегулируемой цепочки поставок.

Блог: IBM Blockchain

Ознакомьтесь с полезными советами по построению умной саморегулирующейся цепочки поставок на основе блокчейна.

Решения для цепочек поставок

Разумные цепочки поставок, созданные с расчетом на устойчивость, адаптируются к любым неожиданностям. Разумные цепочки поставок способны масштабироваться в зависимости от спроса в условиях изменяющихся потребностей клиентов. Разумные цепочки поставок отличаются большей надежностью и помогают установить доверительные отношения между вами и вашими клиентами.

Решения IBM

Управление заказами

Программное обеспечение для управления заказами предназначено для координации и согласования всей сети выполнения заказов с помощью мощных функций более высокого класса.

Прозрачность цепочек поставок

Узнайте, почему 800000 торговых партнеров доверяют IBM организацию партнерской сети с использованием ведущих технологий ИИ и блокчейна.

Прозрачность цепочек поставок

IBM Sterling Supply Chain Insights — это решение с поддержкой ИИ, которое позволяет получать данные в реальном времени для оптимизации производительности цепочки поставок за счет быстрого сопоставления данных из разрозненных систем, позволяющего извлечь ценную информацию и создать цифровую программу действий.

Блокчейн для продуктов питания

Присоединяйтесь к экосистеме производителей, поставщиков, розничных операторов и прочих участников, которые строят более разумную, безопасную и устойчивую систему поставок продуктов питания для всего мира.

Цепочка поставок для розничной торговли

Оптимизируйте свою цепочку поставок для розничной торговли за счет возможности реагировать на тенденции в любом масштабе.

Цепочка поставок для производства

Индустрия 4.0 задействует скрытые данные для трансформации технологических процессов и планирования цепочек поставок. Обеспечьте выполнение обязательств при меньших затратах.

Источники:

¹Что такое управление цепочкой поставок (SCM)?, Барт Перкинс и Томас Вейлгам, CIO, 27 августа 2017 года (внешняя ссылка)
²Путь к умной цепочке поставок (1,5 МБ), Саймон Эллис и Джон Сантагейт, IDC Technology Spotlight, август 2018 года

What is supply chain management?

Supply chain management is the handling of the entire production flow of a good or service — starting from the raw components all the way to delivering the final product to the consumer. To accomplish this task, a company will create a network of suppliers (the “links” in the chain) that move the product along from the suppliers of raw materials to the organizations who deal directly with users.

How does supply chain management work?

According to CIO¹, there are six components of traditional supply chain management:

Planning

Plan and manage all resources required to meet customer demand for a company’s product or service. When the supply chain is established, determine metrics to measure whether the supply chain is efficient, effective, delivers value to customers and meets company goals.

Sourcing

Choose suppliers to provide the goods and services needed to create the product. Then, establish processes to monitor and manage supplier relationships. Key processes include ordering, receiving, managing inventory and authorizing supplier payments.

Manufacturing

Organize the activities required to accept raw materials, manufacture the product, test for quality, package for shipping and schedule for delivery.

Delivery and Logistics

Coordinating customer orders, scheduling delivery, dispatching loads, invoicing customers and receiving payments.

Returning

Create a network or process to take back defective, excess or unwanted products.


Why is supply chain management important?

Effective supply chain management minimizes cost, waste and time in the production cycle. The industry standard has become a just-in-time supply chain where retail sales automatically signal replenishment orders to manufacturers. Retail shelves can then be restocked almost as quickly as product is sold. One way to further improve on this process is to analyze the data from supply chain partners to see where further improvements can be made.

By analyzing partner data, Perkins and Wailgum² identify three scenarios where effective supply chain management increases value to the supply chain cycle:

  • Identifying potential problems. When a customer orders more product than the manufacturer can deliver, the buyer can complain of poor service. Through data analysis, manufacturers may be able to anticipate the shortage before the buyer is disappointed.
  • Optimizing price dynamically. Seasonal products have a limited shelf life. At the end of the season, these products are typically scrapped or sold at deep discounts. Airlines, hotels and others with perishable “products” typically adjust prices dynamically to meet demand. By using analytic software, similar forecasting techniques can improve margins, even for hard goods.
  • Improving the allocation of “available to promise” inventory. Analytical software tools help to dynamically allocate resources and schedule work based on the sales forecast, actual orders and promised delivery of raw materials. Manufacturers can confirm a product delivery date when the order is placed significantly reducing incorrectly filled orders.

Key features of effective supply chain management

The supply chain is the most obvious "face" of the business for customers and consumers. The better and more effective a company’s supply chain management is, the better it protects its business reputation and long-term sustainability.
IDC’s Simon Ellis in The Thinking Supply Chain³ identifies the five “Cs” of the effective supply chain management of the future:

  • Connected: Being able to access unstructured data from social media, structured data from the Internet of Things (IoT) and more traditional data sets available through traditional ERP and B2B integration tools.
  • Collaborative: Improving collaboration with suppliers increasingly means the use of cloud-based commerce networks to enable multi-enterprise collaboration and engagement.
  • Cyber-aware: The supply chain must harden its systems and from cyber-intrusions and hacks, which should be an enterprise-wide concern.
  • Cognitively enabled: The AI platform becomes the modern supply chain's control tower by collating, coordinating and conducting decisions and actions across the chain. Most of the supply chain is automated and self-learning.
  • Comprehensive: Analytics capabilities must be scaled with data in real time. Insights will be comprehensive and fast. Latency is unacceptable in the supply chain of the future.

Many supply chains have begun this process, with participation in cloud-based commerce networks at an all-time high and major efforts underway to bolster analytics capabilities.


Evolution of supply chain management

While yesterday’s supply chains were focused on the availability, movement and cost of physical assets, today’s supply chains are about the management of data, services and products bundled into solutions. Modern supply chain management is about much more than just where and when. Supply chain management affects product and service quality, delivery, costs, the customer experience and ultimately, profitability.

As recently as 2017 a typical supply chain accessed 50 times more data than just five years earlier. However, less than a quarter of this data is being analyzed. That means the value of critical, time-sensitive data — such as weather, sudden labor shortages, political unrest and microbursts in demand — can be lost.

Modern supply chains take advantage of massive amounts of data generated by the chain process and are curated by analytical experts and data scientists. Future supply chains leaders and the Enterprise Resource Planning (ERP) systems they manage will likely focus on optimizing the usefulness of this data — analyzing it in real time with minimal latency.

Supply chain management use cases

Chemonics

Chemonics and IBM co-created a first-of-its-kind platform called Automatic Requisition Tracking Management Information System (ARTMIS).

The ARTMIS platform helps track shipments at every step of the supply chain. This has allowed Chemonics to manage orders up to 24 months out.

BASF

BASF wanted to make digitalization an integral part of its business to create additional value for customers, grow the business and improve efficiency. Working with IBM, the company’s Nutrition and Health division conducted a proof of concept (PoC) with IBM® Watson™ technology to explore how AI and machine learning can support smarter inventory decisions, helping to ensure that products arrive in the right place at the right time.

Farmer Connect

Learn how Farmer Connect and IBM Food Trust™ are connecting coffee growers and consumers with blockchain.


Supply chain consulting

Supply chain consulting

With IBM Services, you can evolve your supply chain processes into intelligent workflows, to reach new levels of responsiveness and innovation. Challenge siloed processes to uncover efficiencies, enable your teams to execute and deliver, and use emerging technologies like AI and blockchain to unlock opportunities in every step of the value chain — from demand planning to order orchestration and fulfilment.

Explore supply chain topics

Order management

The tracking of orders from inception to fulfillment and managing the people, processes and data connected to the order as it moves through its lifecycle.

Inventory management

Clear visibility into inventory transactions can positively impact the entire process of ordering, storing and using inventory — from raw materials to finished product.

Electronic data interchange

EDI is a standard format to exchange business information between two organizations electronically instead of using paper documents.

Supply chain analytics

Analytics that can affect quality, delivery, the customer experience — and ultimately, profitability.

Supply chain optimization

Supply chain optimization makes the best use of technology and resources like blockchain, AI and IoT to improve efficiency and performance in a supply network.

Blockchain supply chain

Enhance trust across your supply chain network with the business and technical expertise of IBM Blockchain.

B2B integration

Business-to-business (B2B) integration is the automation of business processes and communication between two or more organizations.

Managed file transfer

Managed file transfer (MFT) is a technology platform that allows organizations to reliably exchange electronic data between systems and people in a secure way to meet compliance needs.

Read more about it

IBM Sterling blog

Insights on building an intelligent, self-correcting supply chain.

IBM Blockchain Supply Chain blog

Insights on building an intelligent, self-correcting supply chain.

IBM supply chain community

Discover more about B2B Integration, Managed File Transfer and Order Management solutions and best practices from a community of users and experts.

IBM solutions

IBM Sterling Order Management

Order management software lets you orchestrate your entire fulfillment network with powerful core capabilities and next-level options.

IBM Sterling Supply Chain Business Network

Find out why 800,000 trading partners trust IBM for partner network connectivity with market-leading AI and blockchain capabilities.

IBM Sterling Supply Chain Insights with Watson

IBM Sterling Supply Chain Insights is an AI-enabled solution that delivers real-time intelligence to optimize supply chain performance by quickly correlating data from siloed systems, capturing organizational knowledge and creating digital playbooks.

IBM Food Trust

Join an ecosystem of producers, suppliers, manufacturers, retailers and others creating a smarter, safer, more sustainable food system for all.

Retail supply chain

Optimize your retail supply chain with the ability to respond to trends at any scale.

Manufacturing supply chain

Industry 4.0 taps into hidden data to transform supply chain planning and operations. Meet commitments while lowering costs.