Docker

menu icon

Docker

Docker — это открытая платформа для создания, развертывания и обслуживания контейнеризованных приложений. Узнайте, что представляют собой контейнеры, чем они отличаются от виртуальных машин и почему платформа Docker получила широкое распространение.

Что такое Docker?

Docker — платформа контейнеризации с открытым исходным кодом. С ее помощью разработчики могут упаковывать приложения в контейнеры — стандартизированные исполняемые компоненты, сочетающие в себе исходный код приложения с библиотеками операционной системы (ОС) и зависимостями, необходимыми для выполнения этого кода в любой среде. По мере перехода организаций к облачной разработке и гибридным мультиоблачным средам контейнеры, упрощающие доставку распределенных приложений, набирают все большую популярность.

Разработчикам необязательно использовать Docker для создания контейнеров, однако с этой платформой процесс разработки, развертывания контейнеров и управления ими становится более легким, простым и безопасным. В сущности, Docker представляет собой набор инструментов, предназначенных для разработки, развертывания, выполнения, обновления и остановки контейнеров с использованием простых команд и средств автоматизации на основе одного API.

Термин «Docker» также означает компанию, которая продает коммерческую версию продукта, Docker, Inc. (внешняя ссылка), и проект Docker с открытым исходным кодом (внешняя ссылка), развитием которого занимается Docker, Inc. вместе с другими организациями и пользователями.

Почему контейнеры завоевали такую популярность и как они работают

Работа контейнеров основана на принципе изоляции процессов и встроенных функциях виртуализации ядра Linux. Эти возможности, например группы управления (Cgroup) для распределения ресурсов между процессами и пространства имен для ограничения доступа к процессам или видимости других ресурсов или областей системы, позволяют нескольким компонентам приложения совместно использовать ресурсы одного экземпляра ОС хоста — во многом аналогично тому, как гипервизор позволяет нескольким виртуальным машинам совместно использовать процессор, ОЗУ и другие ресурсы в рамках одного физического сервера.

Таким образом, технология контейнеров предоставляет не только все функции и преимущества виртуальных машин, включая изоляцию приложений, экономически эффективное масштабирование и утилизацию, но и ряд важных дополнительных преимуществ:

  • Меньший размер: в отличие от виртуальных машин, контейнеры не содержат общие данные всего экземпляра ОС и гипервизора; в их состав входят только процессы ОС и зависимости, необходимые для выполнения кода. Размер контейнеров исчисляется мегабайтами, в то время как для размер некоторых виртуальных машин может достигать нескольких гигабайт. Это позволяет более эффективно использовать аппаратные ресурсы и обеспечивает более быстрый запуск.
  • Более эффективное использование ресурсов: контейнеры позволяют запускать в несколько раз больше копий приложения на одном и том же физическом оборудовании, чем при использовании виртуальных машин. Это позволяет сократить расходы на облачные среды.
  • Повышение эффективности разработчиков: в сравнении с виртуальными машинами контейнеры отличаются более быстрыми и простыми процедурами развертывания, предоставления ресурсов и перезапуска. Это идеальный выбор для конвейеров непрерывной интеграции и непрерывной доставки (CI/CD), а также оптимальный вариант для разработчиков, внедряющих методики Agile и DevOps.

Компании, в которых используются контейнеры, отмечают следующие дополнительные преимущества: повышение качества приложений, более быстрое реагирование на рыночные изменения и многое другое. Узнайте больше с помощью этого интерактивного инструмента:

Загрузить полный текст отчета: «Контейнеры на предприятии» (PDF, 1,4 МБ)

Зачем нужен Docker?

Docker уже настолько популярен, что термины «Docker» и «контейнеры» стали синонимами. Однако первые технологии, связанные с контейнерами, появились много лет — или даже десятилетий (внешняя ссылка) — назад, и только в 2013 году о Docker узнала широкая аудитория.

Отдельно стоит отметить 2008 год, когда в ядре Linux была реализована полноценная система виртуализации LinuXContainers (LXC) для одного экземпляра Linux. Хотя LXC используется до сих пор, уже доступны более современные технологии. Ubuntu — современная операционная система Linux с открытым исходным кодом — также предоставляет эту возможность.

Инструменты Docker расширили встроенные в Linux функции контейнеризации, предоставив следующие преимущества:

  • Улучшенная, прозрачная переносимость: если контейнеры LXC часто используют специализированные конфигурации, то контейнеры Docker поддерживают работу на любых платформах, включая портативные компьютеры, ЦОД и облачные среды, без изменения.
  • Еще меньший размер и более точечные обновления: LXC позволяет объединять несколько процессов в один контейнер. В случае Docker каждый контейнер может содержать только один процесс. Это позволяет создавать приложения, которые могут продолжать работать в случае отключения одного из его компонентов для обновления или обслуживания.
  • Автоматическое создание контейнеров: Docker поддерживает автоматическое создание контейнеров на основе исходного кода приложения.
  • Контроль версий контейнеров: Docker может отслеживать версии образа контейнеров, выполнять откат до предыдущих версий, а также отслеживать авторов версий и способ разработки. Более того, поддерживается передача только изменений между существующей и новой версиями.
  • Повторное использование контейнеров: существующие контейнеры можно использовать в качестве базовых образов — по сути как шаблоны для создания новых контейнеров.
  • Общие библиотеки контейнеров: разработчикам доступен открытый реестр, содержащий тысячи контейнеров, добавленных пользователями.

Контейнеры Docker уже работают с сервером Microsoft Windows. Большинство поставщиков облачных услуг предоставляют разработчикам специальные услуги для разработки, доставки и запуска контейнеризованных приложений с помощью Docker.

Это объясняет высокие темпы внедрения и рост популярности Docker. В момент написания этой статьи отчет Docker Inc. содержал следующие цифры: 11 млн разработчиков и 13 млрд загрузок образов контейнеров ежемесячно (внешняя ссылка).

Инструменты и термины Docker

Ниже перечислены инструменты и термины, которые могут встретиться вам при работе с Docker:

DockerFile

Каждый контейнер Docker содержит простой текстовый файл с инструкциями по созданию образа контейнера Docker. DockerFile автоматизирует процесс создания образов Docker. Он представляет собой список инструкций для командной строки (CLI), которые необходимо выполнить Docker Engine для компоновки образа.

Образы Docker

Образы Docker содержат исходный код приложения, а также все инструменты, библиотеки и зависимости, необходимые для запуска контейнера. После запуска образ Docker становится одним экземпляром (или несколькими экземплярами) контейнера.

Образ Docker можно создать с нуля, однако большинство разработчиков используют готовые шаблоны из общих хранилищ. Один базовый образ может служить основой для создания нескольких образов Docker, которые будут иметь общие характеристики соответствующего стека.

Образы Docker состоят из уровней, каждый из которых соответствует определенной версии образа. При каждом внесении изменений в образ создается новый верхний уровень, который заменяет собой предыдущий верхний уровень, становясь текущей версией образа. Предыдущие уровни хранятся для обеспечения возможности отката или повторного использования в других проектах.

Каждый раз при создании контейнера на основе образа Docker создается еще один уровень, называемый уровнем контейнера. Изменения, которые вносятся в контейнер, например при добавлении или удалении файлов, хранятся только на уровне контейнера и существуют исключительно во время выполнения контейнера. Такой итерационный процесс создания образов позволяет повысить общую эффективность, поскольку на основе одного базового образа можно запускать несколько экземпляров контейнеров, использующих общий стек.

Контейнеры Docker

Контейнеры Docker — это динамические, запущенные экземпляры образов Docker. В отличие от файлов образов Docker, которые доступны только для чтения, контейнеры представляют собой динамическое, кратковременное, исполняемое содержимое. Пользователи могут взаимодействовать с контейнерами, а администраторы могут настраивать параметры и условия с помощью команд Docker.

Docker Hub

Docker Hub (внешняя ссылка) — общедоступное хранилище образов Docker и «крупнейшая в мире библиотека и сообщество для хранения образов контейнеров». В этом хранилище собрано более 100 тысяч образов контейнеров, добавленных поставщиками коммерческого ПО, авторами проектов с открытым исходным кодом и отдельными разработчиками. В Docker Hub можно найти образы, созданные Docker, Inc., сертифицированные образы, принадлежащие Docker Trusted Registry, а также тысячи других образов.

Все пользователи Docker Hub делятся образами по своему усмотрению. Кроме того, из файловой системы Docker можно загружать готовые базовые образы для использования в качестве шаблонов в проектах контейнеризации.

Демон Docker

Демон Docker — это служба, запущенная в операционной системе пользователя, например Microsoft Windows, Apple MacOS или iOS. Данная служба создает образы Docker и управляет ими с помощью команд клиента, выполняя роль центра управления для соответствующей реализации Docker.

Реестр Docker

Реестр Docker — это масштабируемое хранилище с открытым исходным кодом и система распространения образов Docker. Реестр позволяет отслеживать версии образов в хранилищах с помощью тегов, облегчающих идентификацию. Для этого используется инструмент контроля версий Git.

Развертывание и оркестрация Docker

Если вы работаете с небольшим количеством контейнеров, то управлять приложением в стандартной среде выполнения Docker Engine не слишком сложно. Если же ваша среда развертывания состоит из нескольких тысяч контейнеров и сотен сервисов, то без специализированных инструментов управления вам точно не обойтись.

Docker Compose

Если все контейнеры, применяемые для создания приложения, расположены на одном и том же хосте, то для управления архитектурой приложения можно использовать Docker Compose. Docker Compose создает файл YAML со списком сервисов для добавления в приложение, а также позволяет развертывать и запускать контейнеры с помощью одной команды. Кроме того, в Docker Compose можно определить постоянные тома для хранения данных, указать базовые узлы, а также задокументировать и настроить зависимости между сервисами.

Kubernetes

Для мониторинга и управления жизненным циклом контейнеров в более сложных средах требуется специальный инструмент оркестрации контейнеров. Большинство разработчиков предпочитают использовать Kubernetes, хотя в Docker есть встроенный инструмент оркестрации под названием Docker Swarm.

Kubernetes — контейнерная платформа с открытым исходным кодом, созданная в процессе работы над внутренним проектом Google. Kubernetes обеспечивает планирование и автоматизацию задач, связанных с управлением контейнерными архитектурами, включая развертывание контейнеров, обновления, обнаружение служб, предоставление ресурсов хранилища, распределение нагрузки, мониторинг состояния и т. п. Кроме того, существует открытая экосистема инструментов для Kubernetes, включая Istio и Knative, позволяющая развернуть высокопроизводительные предложения PaaS (платформа как услуга) для контейнеризованных приложений и ускорить переход к бессерверным вычислениям.

Для получения более подробной информации о Kubernetes рекомендуем посмотреть видеоролик «Kubernetes в деталях»:

Kubernetes в деталях (10:59)

Docker и IBM Cloud

Корпоративная контейнерная платформа поддерживает оркестрацию в разных общедоступных и частных облачных средах, обеспечивая унификацию используемых сред с целью улучшения бизнес-показателей и повышения эффективности работы. Это ключевой компонент стратегии открытого гибридного облака, который дает возможность избежать привязки к определенному поставщику, внедрить согласованные процедуры создания и запуска приложений в любой среде, а также оптимизировать и модернизировать все ИТ-процессы.

Сделайте следующий шаг:

  • Воспользуйтесь Red Hat OpenShift on IBM Cloud — управляемой услугой OpenShift на основе IBM Cloud с высочайшим уровнем масштабируемости и безопасности — для развертывания полностью управляемых кластеров Kubernetes с высоким уровнем доступности, чтобы автоматизировать процессы обновления, масштабирования и инициализации ресурсов.
  • Обеспечьте развертывание и запуск приложений во всех средах, независимо от поставщика облачных услуг, включая локальные среды, периферийные узлы и общедоступные облачные среды, с помощью IBM Cloud Satellite — управляемого распределенного облачного решения.
  • Упростите и консолидируйте озера данных за счет слаженного развертывания корпоративных хранилищ с поддержкой контейнеров локально и в общедоступных облачных средах с помощью решений IBM для гибридного облачного хранилища.
  • Упростите сложные процессы управления гибридной ИТ-архитектурой с помощью управляемых услуг IBM Cloud.

Начните работать с учетной записью IBM Cloud уже сегодня.

menu icon

Docker

Docker is an open source platform for building, deploying, and managing containerized applications. Learn about containers, how they compare to VMs, and why Docker is so widely adopted and used.

What is Docker?

Docker is an open source platform that enables developers to build, deploy, run, update and manage containers—standardized, executable components that combine application source code with the operating system (OS) libraries and dependencies required to run that code in any environment.

Containers simplify development and delivery of distributed applications. They have become increasingly popular as organizations shift to cloud-native development and hybrid multicloud environments. It’s possible for developers to create containers without Docker, by working directly with capabilities built into Linux and other operating systems. But Docker makes containerization faster, easier and safer. At this writing, Docker reported over 13 million developers using the platform (link resides outside ibm.com).

Docker also refers to Docker, Inc. (link resides outside ibm.com), the company that sells the commercial version of Docker, and to the Docker open source project (link resides outside ibm.com) to which Docker, Inc, and many other organizations and individuals contribute.

How containers work, and why they're so popular

Containers are made possible by process isolation and virtualization capabilities built into the Linux kernel. These capabilities—such as control groups (Cgroups) for allocating resources among processes, and namespaces for restricting a processes access or visibility into other resources or areas of the system—enable multiple application components to share the resources of a single instance of the host operating system in much the same way that a hypervisor enables multiple virtual machines (VMs) to share the CPU, memory and other resources of a single hardware server. 

As a result, container technology offers all the functionality and benefits of VMs—including application isolation, cost-effective scalability, and disposability—plus important additional advantages:

  • Lighter weight: Unlike VMs, containers don’t carry the payload of an entire OS instance and hypervisor. They include only the OS processes and dependencies necessary to execute the code. Container sizes are measured in megabytes (vs. gigabytes for some VMs), make better use of hardware capacity, and have faster startup times. 

  • Improved developer productivity: Containerized applications can be written once and run anywhere. And compared to VMs, containers are faster and easier to deploy, provision and restart. This makes them ideal for use in continuous integration and continuous delivery (CI/CD) pipelines and a better fit for development teams adopting Agile and DevOps practices.

  • Greater resource efficiency: With containers, developers can run several times as many copies of an application on the same hardware as they can using VMs. This can reduce cloud spending.

Companies using containers report other benefits including improved app quality, faster response to market changes and much more. Learn more with this interactive tool: 

Download the full report: Containers in the enterprise (PDF, 1.4MB)

Why use Docker?

Docker is so popular today that “Docker” and “containers” are used interchangeably. But the first container-related technologies were available for years—even decades (link resides outside IBM)—before Docker was released to the public in 2013. 

Most notably, in 2008, LinuXContainers (LXC) was implemented in the Linux kernel, fully enabling virtualization for a single instance of Linux. While LXC is still used today, newer technologies using the Linux kernel are available. Ubuntu, a modern, open-source Linux operating system, also provides this capability. 

Docker lets developers access these native containerization capabilities using simple commands, and automate them through a work-saving application programming interface (API). Compared to LXC, Docker offers

  • Improved and seamless container portability: While LXC containers often reference machine-specific configurations, Docker containers run without modification across any desktop, data center and cloud environment. 

  • Even lighter weight and more granular updates: With LXC, multiple processes can be combined within a single container. This makes it possible to build an application that can continue running while one of its parts is taken down for an update or repair. 

  • Automated container creation: Docker can automatically build a container based on application source code. 

  • Container versioning: Docker can track versions of a container image, roll back to previous versions, and trace who built a version and how. It can even upload only the deltas between an existing version and a new one. 

  • Container reuse: Existing containers can be used as base images—essentially like templates for building new containers. 

  • Shared container libraries: Developers can access an open-source registry containing thousands of user-contributed containers. 

Today Docker containerization also works with Microsoft Windows and Apple MacOS. Developers can run Docker containers on any operating system, and most leading cloud providers, including Amazon Web Services (AWS), Microsoft Azure, and IBM Cloud offer specific services to help developers build, deploy and run applications containerized with Docker. 

Docker tools and terms

Some of the tools, terms and technologies developers encounter when using Docker include: 

DockerFile

Every Docker container starts with a simple text file containing instructions for how to build the Docker container image. DockerFile automates the process of Docker image creation. It’s essentially a list of command-line interface (CLI) instructions that Docker Engine will run in order to assemble the image. The list of Docker commands is huge, but standardized: Docker operations work the same regardless of contents, infrastructure, or other environment variables. 

Docker images

Docker images contain executable application source code as well as all the tools, libraries, and dependencies that the application code needs to run as a container. When you run the Docker image, it becomes one instance (or multiple instances) of the container. 

It’s possible to build a Docker image from scratch, but most developers pull them down from common repositories. Multiple Docker images can be created from a single base image, and they’ll share the commonalities of their stack. 

Docker images are made up of layers, and each layer corresponds to a version of the image. Whenever a developer makes changes to the image, a new top layer is created, and this top layer replaces the previous top layer as the current version of the image. Previous layers are saved for rollbacks or to be re-used in other projects. 

Each time a container is created from a Docker image, yet another new layer called the container layer is created. Changes made to the container—such as the addition or deletion of files—are saved to the container layer only and exist only while the container is running. This iterative image-creation process enables increased overall efficiency since multiple live container instances can run from just a single base image, and when they do so, they leverage a common stack. 

Docker containers

Docker containers are the live, running instances of Docker images. While Docker images are read-only files, containers are life, ephemeral, executable content. Users can interact with them, and administrators can adjust their settings and conditions using Docker commands. 

Docker Hub

Docker Hub (link resides outside ibm.com) is the public repository of Docker images that calls itself the “world’s largest library and community for container images.” It holds over 100,000 container images sourced form commercial software vendors, open-source projects, and individual developers. It includes images that have been produced by Docker, Inc., certified images belonging to the Docker Trusted Registry, and many thousands of other images. 

All Docker Hub users can share their images at will. They can also download predefined base images from the Docker filesystem to use as a starting point for any containerization project. 

Other image repositories exist, as well, notably GitHub. GitHub is a repository hosting service, well known for application development tools and as a platform that fosters collaboration and communication. Users of Docker Hub can create a repository (repo) which can hold many images. The repository can be public or private, and can be linked to GitHub or BitBucket accounts. 

Docker Desktop

Docker Desktop (link resides outside ibm.com) is an application for Mac or Windows that includes Docker Engine, Docker CLI client, Docker Compose, Kubernetes, and others. It also includes access to Docker Hub. 

Docker daemon

Docker daemon is a service that creates and manages Docker images, using the commands from the client. Essentially Docker daemon serves as the control center of your Docker implementation. The server on which Docker daemon runs is called the Docker host.

Docker registry

A Docker registry is a scalable open-source storage and distribution system for Docker images. The registry enables you to track image versions in repositories, using tagging for identification. This is accomplished using git, a version control tool. 

Docker deployment and orchestration

When running just a few containers, it’s fairly simple to manage an  application within Docker Engine, the industry de facto runtime. But for deployments comprising thousands of containers and hundreds of services, it’s nearly impossible to manage the workflow without the help of some purpose-built tools.

Docker plugins

Docker plugins (link resides outside ibm.com) can be used to make Docker even more functional.A number of Docker plugins are included in the Docker Engine plugin system, and third-party plugins can be loaded as well. 

Docker Compose

Developers can use Docker Compose to manage multi-container applications, where all containers run on the same Docker host. Docker Compose creates a YAML (.YML) file that specifies which services are included in the application and can deploy and run containers with a single command. Because YAML syntax is language-agnostic, YAML files can be used in programs written in Java, Python, Ruby and many others languages. 

Developers can also use Docker Compose to define persistent volumes for storage, specify base nodes, and document and configure service dependencies. 

Kubernetes

Monitoring and managing container lifecycles in more complex environments requires a container orchestration tool. While Docker includes its own orchestration tool (called Docker Swarm), most developers choose Kubernetes instead. 

Kubernetes is an open-source container orchestration platform descended from a project developed for internal use at Google. Kubernetes schedules and automates tasks integral to the management of container-based architectures, including container deployment, updates, service discovery, storage provisioning, load balancing, health monitoring, and more. In addition, the open source ecosystem of tools for Kubernetes—which includes Istio and Knative—enables organizations to deploy a high-productivity platform-as-a-service (PaaS) for containerized applications and a faster on-ramp to serverless computing.

Learn more about Kubernetes

Docker and IBM Cloud

An enterprise container platform provides orchestration across multiple public and private clouds, to unify your environments for improved business performance and operational performance. It’s a key component of an open hybrid cloud strategy that lets you avoid vendor lock-in, build and run workloads anywhere with consistency, and optimize and modernize all of your IT.

Take the next step:

  • Deploy highly available, fully managed Kubernetes clusters with Red Hat OpenShift on IBM Cloud, a managed OpenShift service that leverages the enterprise scale and security of IBM Cloud to automate updates, scaling and provisioning.
  • Learn about IBM Cloud Code Engine, a pay-as-you-use serverless platform that lets developers deploy serverless applications and workflows combining source code, container images or batch jobs, with no Kubernetes skills needed.
  • Deploy and run apps across on-premises, edge computing and public cloud environments from any vendor with IBM Cloud Satellite, a managed distributed cloud solution.

  • Simplify and consolidate your data lakes by seamlessly deploying container-enabled enterprise storage across on-premises and public cloud environments with IBM hybrid cloud storage solutions.

  • Make complex hybrid IT management simple with IBM Cloud managed services.

Get started with an IBM Cloud account today.