Библиотека ИТ-инфраструктуры (ITIL)

menu icon

Библиотека ИТ-инфраструктуры (ITIL)

Что такое ITIL? В этом руководстве вы узнаете, зачем нужна библиотека инфраструктуры информационных технологий (ITIL) и как сертификация приносит пользу вам и вашей компании.

Что означает ITIL?

ITIL — это библиотека инфраструктуры информационных технологий. Эта аббревиатура была впервые использована в 1980-х годах Центральным компьютерным и телекоммуникационным агентством Великобритании (CCTV), когда десятки лучших практик в управлении ИТ-службами были документированы и напечатаны для распространения. Сегодня аббревиатура ITIL больше не имеет отношения к "Information Technology Infrastructure Library" — теперь это самостоятельный термин.

Что такое ITIL?

ITIL — это библиотека лучших практик для управления ИТ-услугами, улучшения ИТ-поддержки и повышения уровня обслуживания. Одной из главных целей ITIL является обеспечение соответствия ИТ-услуг бизнес-целям, даже в случае изменения последних.

Понятие ITIL значительно изменилось с тех пор, как оно была представлено в конце 20-го века в виде серии книг, включающей более 30 томов. В 2000 году вторая версия ITIL упорядочила эти публикации, разделив их на комплекты, соответствующие различным аспектам управления ИТ, сервисов и приложений. Примерно в это же время Microsoft установила стандарты на основе ITIL для разработки Microsoft Operations Framework.

Одной из основных частей ITIL является база данных управления конфигурациями (CMDB), которая обеспечивает централизованное управление для всех компонентов — включая службы, программное обеспечение, ИТ-компоненты, документы, пользователей и аппаратные средства — все необходимое для предоставления ИТ-услуг. CMDB отслеживает расположение и изменение всех этих ресурсов и процессов вместе с их атрибутами и взаимосвязями.

Соблюдение принципов ITIL помогает как можно более быстро выявить основной источник проблем в вашей среде, а также обеспечивает видимость систем и людей для предотвращения проблем в будущем.

Базовая сертификация

Система ITIL управляется и обновляется с помощью AXELOS. Текущей версией стандарта является ITIL версии 3, выпущенная в 2007 году. Версия 3 была усовершенствована по сравнению с предыдущей версией ITIL путем добавления усовершенствованных процессов, более эффективного подхода к жизненному циклу и большего числа процессов для согласования бизнеса и ИТ.

На данный момент AXELOS обновляет ITIL до версии 4, в которой основное внимание будет уделяться содействию цифровому преобразованию, искусственному интеллекту, облачным вычислениям и DevOps. Некоторые модули ITIL 4 уже были выпущены, остальные планируется выпустить в 2019 году. Уровень базовой сертификации ITIL 4 уже доступен, а остальные будут доступны во второй половине 2019 года.

Пять ключевых этапов, включая 26 процессов

1. Стратегия обслуживания

На этом этапе основное внимание уделяется жизненному циклу служб ITIL и описывается процесс проектирования, разработки и внедрения управления ИТ-службами. Он включает в себя следующие процессы:

  • Управление стратегией для ИТ-служб: оценка и анализ стратегии в области ИТ

  • Управление портфелем услуг: определение и документирование ИТ-служб

  • Управление финансами для ИТ-услуг: определение расходов на ИТ-услуги и составление бюджета

  • Управление спросом: прогнозирование будущего спроса на ИТ-услуги  и бюджетирование ресурсов

  • Управление коммерческими отношениями: управление отзывами и усовершенствование ИТ-услуг

2. Проектирование услуг 

На этом этапе описывается проектирование услуг и процессов. Процессы включают следующее:

  • Управление каталогом услуг: определение услуг, доступных в каталоге

  • Управление доступностью: процессы управления и мониторинга ИТ-услуг

  • Управление информационной безопасностью: создание, управление и оценка услуг информационной безопасности

  • Управление уровнем услуг: процесс создания, управления и обратной связью для соглашение об уровне обслуживания (SLA)

  • Управление емкостью: контроль и оптимизация услуг

  • Координация проектирования: координация процессов и разработка политики

  • Управление поставщиками:  выбор и управление поставщиками, а также мониторинг производительности

  • Управление бесперебойной работой ИТ-служб: разработка, осуществление и обслуживание услуг BC/DR

3. Преобразование услуг

На этом этапе объясняется, как управлять преобразованием новой или измененной услуги с упором на сбалансированность всех процессов управления услугами. Он включает в себя следующие процессы:

  • Планирование и поддержка преобразования: перемещение новой службы в производство

  • Управление изменениями: общий контроль за запросами на изменение и управление рисками в связи с изменением

  • Оценка изменений: измерение увеличения/уменьшения влияния и производительности в связи с изменением

  • Управление версиями и развертыванием: кодификация жизненного цикла обновлений ИТ-служб

  • Управление активом и конфигурацией услуг: мониторинг жизненного цикла ресурса ИТ-услуг и связанного с ними аппаратного обеспечения

  • Проверка и тестирование службы: тестирование воздействия и преимуществ ИТ-услуги перед выпуском

  • Управление знаниями: ответственность за документирование и курирование вспомогательной документации для ИТ-услуг

4. Функционирование услуг

Этот этап помогает обеспечить предоставление и бесперебойную работу услуг. Он включает следующее:

  • Управление доступом: в отношении данных и физического доступа, контроль назначения прав

  • Управление событиями: координация управления инцидентами и проблемами для управления всем событием

  • Выполнение заявки на услуги: управление жизненным циклом запроса на обслуживание, с определения до закрытия

  • Управление инцидентами: рассмотрение и разрешение событий, связанных с прерыванием отдельных услуг

  • Управление проблемами: определение причинно-следственной связи между инцидентами и обнаружение/устранение причин возникновения проблем

5. Непрерывное улучшение обслуживания

На этом этапе рассматривается вопрос о том, как перестроить ИТ-услуги по мере изменения потребностей бизнеса. CSI состоит из семи шагов, которые охватывают то, что может и должно быть измерено; сбор, обработка и анализ данных; представление и использование информации.

Управление проблемами

В ITIL проводится различие между "управлением инцидентами" и "управлением проблемами". Инцидент — это индивидуальная проблема ваших пользователей — например, отключившийся принтер. Управление проблемами исследует первопричину, что может быть сделано, и какие ресурсы могут быть задействованы, чтобы предотвратить повторение проблемы.

Действия по управлению проблемами:

  • Создание задачи управления проблемами

  • Классификация и приоритезация вопросов

  • Систематическое исследование (анализ первопричин)

  • Определение изменений, необходимых для разрешения проблем и работы с управлением изменениями

  • Проверка разрешения проблемы

  • Закрытие проблемы

Управление инцидентами

Инцидент ITIL — это незапланированное прерывание услуги, для восстановления которого служит управление инцидентами. Например, если какой-то узел сети неисправен и снижает пропускную способность, то это классифицируется как инцидент. Цель управления инцидентами— как можно быстрее восстановить услугу.

Процесс управления инцидентами фокусируется на выявлении первопричины инцидента. Если одновременно происходят несколько событий, управление инцидентами может помочь определить, являются ли все эти события частью одного и того же инцидента или независимы друг от друга.

Внедрение управления инцидентами ITIL поможет вам повысить уровень обслуживания и выполнить требования к доступности уровня обслуживания или указанное соглашение об уровне обслуживания (SLA).

Управление ИТ-услугами

ITIL — это библиотека лучших практик, используемых в управлении ИТ-службами (ITSM). Существует несколько инструментов ITSM, которые включают в себя упомянутые ранее процессы ITIL — эти инструменты автоматизируют процесс управления услугами и предоставляют аналитику, чтобы вы могли видеть уровни обслуживания и корректировать ресурсы для выполнения условия SLA. Инструменты ITSM также могут помочь организациям управлять большими объемами данных и быстро меняющимися динамическими средами.

Чтобы узнать больше об ISTM, рекомендуем прочитать «Управление ИТ-услугами: полное руководство».

Сертификация

Чтобы реализовать ITIL в организации, вам потребуется сертификация ITIL. AXELOS предлагает обучение и тестирование ITIL через стратегических партнеров. Базовый сертификат ITIL является минимальной сертификацией, необходимой для оценки и внедрения ITIL в вашей среде. Сертификация ITIL действительна в течение трех лет и обновляется через официального партнера AXELOS. Каждый экзамен ITIL стоит около $300.

Помимо того, что вы станете более ценным сотрудником компании, сертификация ITIL может улучшить ваши карьерные перспективы. ITIL — это признанная система, и компании заинтересованы в привлечении ИТ-специалистов, владеющих методикой и прошедших сертификацию.

Уровни сертификации

Существует пять уровней подготовки и сертификации для ITIL v3:

  1. ITIL Foundation: основные понятия, элементы и терминология в среде ITIL.

  2. ITIL Practitioner: рассматривает подход, основанный на постоянном совершенствовании услуг, а также управление изменениями в организации, коммуникацию, анализ и метрики.

  3. ITIL Intermediate: состоит из двух частей. Раздел Жизненный цикл услуги фокусируется на основных понятиях ключевых фаз ITIL, а раздел Стратегия услуг фокусируется на управлении фазой стратегии жизненного цикла услуг, уделяя особое внимание ITSM.

    • Раздел Жизненный цикл услуги включает модули «Стратегия услуг», «Проектирование услуг», «Функционирование услуг» и «Постоянное совершенствование услуг».

    • Модули раздела Стратегия обслуживания включают такие, как «Оперативная поддержка и анализ»; «Планирование, защита и оптимизация»; «Выпуск, управление и проверка»; а также «Предложения и соглашения об обслуживании».

  4. ITIL Expert: требуется полное понимание и демонстрация всей схемы ITIL. Этот уровень включает в себя прохождение курса «ITIL-управление на протяжении всего жизненного цикла (MALC)».

  5. ITIL Master: требуется пять лет опыта работы на руководящих должностях в области управления ИТ-услугами и подтвержденное умение применять принципы, методы и приемы из ITIL на рабочем месте.

Экзамены на базовый сертификат

Самая популярная сертификация ITIL — это базовый сертификат. Она проверяет ключевые понятия в управлении ИТ-услугами и является первым шагом в создании развитой организации, соответствующей стандартам ITIL.

Будущее ITIL

ITIL будет продолжать помогать организациям поддерживать оптимальные процессы в своей среде. Поскольку возможности бизнеса продолжают быстро меняться, процессы ITIL должны меняться вместе с ними. Например, Совет по утверждению изменений ITIL (CAB), который обычно проверяет, следует ли вносить изменения в производство, может адаптироваться к скорости изменений путем адаптации к процессу утверждения, определяемому политикой компании.

ITIL и IBM Cloud

Поскольку DevOps интегрируется во все большее количество бизнес-сред, ITIL приобретает более важное значение для поддержания уровней обслуживания, повышения эффективности и поддержки ваших усилий для модернизации существующих приложений по мере перехода в облачную среду.

Получите максимум преимуществ от ITIL за счет установления партнерских отношений с IBM для внедрения и развертывания.

Сделайте следующий шаг и изучите возможности IBM DevOps.

Начните работать с учетной записью IBM Cloud уже сегодня.

By: IBM Cloud Education

In this guide, learn why an Information Technology Infrastructure Library (ITIL) is essential for your organization and how certification benefits you and your company.

What does ITIL mean?

ITIL stands for Information Technology Infrastructure Library. The acronym was first used in the 1980s by the British government's Central Computer and Telecommunications Agency (CCTA) when it documented dozens of best practices in IT service management and printed them for distribution. Today, ITIL no longer refers to "Information Technology Infrastructure Library"—instead, it is a standalone term.

What is an ITIL?

ITIL is a library of best practices for managing IT services and improving IT support and service levels. One of the main goals of ITIL is to ensure that IT services align with business objectives, even as business objectives change.

ITIL has matured significantly since it was introduced in the late 20th century as a series of books that spanned more than 30 volumes. Around 2000, the second version of ITIL streamlined these publications by grouping them into sets that mapped to different aspects of IT management, services, and applications. Around this time, Microsoft standardized on ITIL to help develop its Microsoft Operations Framework.

One of the most essential parts of ITIL is the configuration management database (CMDB), which provides the central authority for all components—including services, software, IT components, documents, users, and hardware—that must be managed to deliver an IT service. The CMDB tracks the location of, and changes to, all of these assets and processes, along with their attributes and relationships to each other.

Adhering to ITIL principles helps ensure you can get to the root cause of problems in your environment as quickly as possible and that you have the right visibility into the systems and people to prevent future problems.

Foundations

The ITIL framework is administered and updated by AXELOS. ITIL version 3, released in 2007, is the current version of the standard. Version 3 improved on the previous version of ITIL by adding process improvement, a stronger lifecycle approach, and more processes for aligning business and IT.

At this writing, AXELOS is updating ITIL to version 4, which will focus on fostering digital transformation, artificial intelligence, cloud computing, and DevOps. Some modules of ITIL 4 have already been released, with the rest planned to roll out during 2019. The Foundation level of ITIL 4 certification is already available, and the rest is coming during the second half of 2019.

Five key stages, comprising 26 processes

1. Service Strategy

This stage focuses on the ITIL service lifecycle and describes how to design, develop, and implement IT Service Management. It includes the following processes:

  • Strategy Management for IT Services: Assessment and measurement of IT strategy

  • Service Portfolio Management: Defining and documenting IT services

  • Financial Management for IT Services: Determining IT service costs and budgeting

  • Demand Management: Forecasting future demand for IT services and budgeting resources

  • Business Relationship Management: Managing the feedback and improvement of the IT services

2. Service Design 

This stage describes how to design services and processes. Processes include the following:

  • Service Catalog Management: Define services available in a service catalog

  • Availability Management: Processes around management and monitoring of IT services

  • Information Security Management: Creation, management, and assessment of Information Security services

  • Service Level Management: Creation, management, and feedback process for SLA's

  • Capacity Management: Monitoring and optimizing the service capacities

  • Design Coordination: Coordination of process and policy designs

  • Supplier Management: Selection and management of vendors as well as performance monitoring

  • IT Service Continuity Management: Development, implementation, and maintenance of BC/DR services

3. Service Transition

This stage explains how to manage the transition of a new or changed service with a focus on ensuring that all service management processes balance. It includes the following processes:

  • Transition Planning and Support: Responsible for moving a new service into production

  • Change Management: Overall responsibility of change requests and risk management of change

  • Change Evaluation: Measure the impact and performance increase/decrease of a change

  • Release and Deployment Management: Codifies the lifecycle of IT service updates

  • Service Asset and Configuration Management: Monitors the asset lifecycle of IT services and related hardware

  • Service Validation and Testing: Tests the impact and benefit of an IT service before release

  • Knowledge Management: Responsible for documentation and curation of support documentation for the IT services

4. Service Operation

This stage guides you in ways to ensure that services are delivered and are running smoothly and reliably. It includes the following:

  • Access Management: In relation to data and physical access, controls the rights assignments of people

  • Event Management: Coordinates with incident and problem management to manage the entire event

  • Service Request Fulfillment: Manages the lifecycle of a service request, from definition to closing it out

  • Incident Management: Triage and resolution of individual service disruption events

  • Problem Management: Defines causal relationships between incidents and finds/resolves root cause issues

5. Continual Service Improvement

This stage covers how to re-align IT services as business needs change. CSI consists of seven steps that cover what can and should be measured; gathering, processing and analyzing data; and presenting and using information.

Problem management

ITIL makes a distinction between “incident management” and “problem management.” Incident management is the individual problem that your users deal with, such as an offline printer, for example. Problem management examines root cause of a problem, what can be done, and which resources can be engaged to prevent it from happening again.

Problem management steps include:

  • Raise a problem management case

  • Categorize and prioritize issues

  • Systematically investigate (root cause analysis)

  • Identify changes needed to resolve and work with Change Management

  • Verify the problem resolution

  • Close out the problem

Incident management

An ITIL incident is an unplanned interruption in service, and incident management is used to restore service. For example, if a network node fails and reduces throughput, that would be classified as an incident. The goal of incident management is to restore service as quickly as possible.

The incident management process focuses on determining the root cause of an incident. If multiple events are occurring simultaneously, incident management can help determine if all of those events are part of the same incident or distinct from each other.

Implementing ITIL Incident Management will help you improve service levels, and meet service level availability requirements or a specified service level agreement (SLA).

IT Service Management

ITIL is a library of best practices used in IT Service Management (ITSM). There are several ITSM tools available that incorporate the ITIL processes mentioned earlier—these tools automate the service management process and provide analytics so you can see your service levels and adjust resources to meet your SLA. ITSM tools also can help organizations manage large amounts of data and dynamic environments that come and go quickly.

To learn more about ISTM, check out "IT Service Management: A Complete Guide."

Certification

If you want to implement ITIL within an organization, you will need ITIL certification. AXELOS offers ITIL certification training and testing through strategic partners. The ITIL foundation certificate is the bare minimum certification needed to evaluate and implement the ITIL framework in your environment. ITIL certifications last for three years and must be renewed through an AXELOS approved partner. Each ITIL exam costs about $300.

In addition to making you a more valuable resource for your company, ITIL certification can improve your own employment prospects. ITIL is a well-respected framework, and companies look for IT professionals who have learned the methodology and certified that knowledge by passing a series of exams.

Certification levels

There are five levels of training and certification for ITIL v3, each more advanced than the previous:

  1. ITIL Foundation: Covers the basic concepts, elements, and terminology in the ITIL framework.

  2. ITIL Practitioner: Covers the Continual Service Improvement approach and organizational change management, communication, and measurement and metrics.

  3. ITIL Intermediate: Consists of two parts. The Service Lifecycle track focuses on the basics of the core ITIL phases, and the Service Strategy track concentrates on the management of the Service Strategy phase of the Service Lifecycle, with a focus on ITSM.

    • Service Lifecycle modules include Service Strategy, Service Design, Service Transition, Service Operation, and Continual Service Improvement.

    • Service Strategy modules include Operational Support and Analysis; Planning, Protection, and Optimization; Release, Control, and Validation; and Service Offerings and Agreements.

  4. ITIL Expert: Requires full understanding and demonstration of the entire ITIL scheme. Passing this level includes completion of the ITIL Managing Across the Lifecycle Capstone Course (MALC).

  5. ITIL Master: Requires five years of leadership in IT service management and a demonstrated ability to apply the principles, methods, and techniques from ITIL in the workplace.

Foundation exams

The most popular ITIL certification is the Foundation exam. It tests key concepts in IT service management and is your first step in developing a mature, ITIL compliant organization.

The future of ITIL

ITIL will continue to help organizations ensure that they are supporting the best processes for their environment. As the underlying capabilities of businesses continue to change rapidly, ITIL processes should change with them. For example, an ITIL Change Approval Board (CAB), which typically reviews whether changes should go into production, may have to adapt to the speed of change by adapting to a policy-driven approval process.

ITIL and IBM Cloud

As DevOps becomes integrated into more business environments, ITIL becomes more important for maintaining service levels, improving efficiencies, and supporting your efforts to modernize existing applications on your journey to cloud.

Get the most out of ITIL by partnering with IBM for your implementation and deployment.

Take the next step by exploring IBM DevOps capabilities.

Get started with an IBM Cloud account today.