Гипервизоры

menu icon

Гипервизоры

Облачные вычисления были бы невозможными без виртуализации. А виртуализация была бы невозможна без гипервизора. Этот тонкий слой программного обеспечения поддерживает всю облачную экосистему.

Что такое гипервизоры?

До того как гипервизоры стали массовыми, на большинстве физических компьютеров одновременно могла работать только одна операционная система (ОС). Это сделало их стабильными, потому что вычислительное оборудование должно было обрабатывать запросы только от одной ОС. Обратной стороной такого подхода была трата ресурсов впустую, поскольку операционная система не всегда может использовать всю мощность компьютера.

Гипервизор решает эту проблему. Это небольшой программный процесс, позволяющий нескольким ОС работать рядом друг с другом, используя одни и те же вычислительные ресурсы. Эти операционные системы представлены в виде виртуальных машин (ВМ) — файлов, которые программно имитируют всю аппаратную вычислительную среду.

Всеми этими параллельно работающими виртуальными машинами и управляет гипервизор (который еще называют монитором виртуальных машин, VMM). Он логически отделяет виртуальные машины друг от друга, выделяя для каждой из них собственный сегмент с ресурсами процессора, памяти и хранилища. Это предотвращает взаимодействие виртуальных машин друг с другом: например, если одна ОС выйдет из строя или подвергнется атаке, остальные выживут.

Для получения более подробной информации о виртуализации и виртуальных машинах ознакомьтесь с документами «Виртуализация: полное руководство» и «Что такое виртуальная машина?».

Чтобы узнать о том, как гипервизоры управляют виртуальными машинами, посмотрите видео «Виртуализация простыми словами» (5:20):

Характеристики гипервизоров

Существуют разные категории гипервизоров, а в каждой категории представлены разные бренды. Несмотря на то, что на корпоративном рынке гипервизоры уже практически стали товаром широкого потребления, выбирать гипервизор все равно следует вдумчиво, обращая внимание на его отличительные особенности. Вот на что стоит обращать внимание:

  • Производительность: ищите данные тестов, показывающих, насколько хорошо гипервизор работает в производственной среде. В идеале гипервизоры без ОС должны поддерживать производительность гостевой ОС, близкую к производительности на «голом железе».
  • Экосистема: для масштабного внедрения гипервизоров и управления ими на нескольких физических серверах вам потребуется хорошая документация и техническая поддержка. Кроме того, ищите активное сообщество сторонних разработчиков, способных поддерживать гипервизор с помощью собственных агентов и подключаемых модулей с такими функциями, как анализ емкости для резервного копирования и восстановления и управление аварийным переключением ресурсов.
  • Инструменты управления: при использовании гипервизора вам придется управлять не только запуском виртуальных машин. Вам придется создавать ВМ, обслуживать их, проводить аудит и своевременно очищать неиспользуемые, чтобы не допустить такого явления, как «разрастание виртуальных машин». Поэтому убедитесь, что поставщик или стороннее сообщество предоставляет комплексные инструменты управления для поддержки архитектуры гипервизора.
  • Динамическая миграция: эта функция позволяет перемещать ВМ между гипервизорами в разных физических системах, не останавливая их работу. Это может пригодиться при аварийном переключении ресурсов или для балансировки нагрузки.
  • Стоимость: внимательно изучите структуру расходов и сборов, связанных с лицензированием технологии гипервизора. Думайте не только о стоимости самого гипервизора. ПО для управления, обеспечивающее масштабируемость для поддержки корпоративной среды, часто может быть дорогостоящим. Наконец, изучите структуру лицензирования, предлагаемую поставщиком: она может меняться в зависимости от того, развертываете ли вы продукт в облаке или локально.

Тип 1 и Тип 2

Существуют две основные разновидности гипервизоров: Тип 1 и Тип 2.

Гипервизор типа 1

Гипервизор типа 1 работает непосредственно на физическом оборудовании компьютера, напрямую взаимодействуя с его процессором, памятью и физическим хранилищем. По этой причине гипервизоры типа 1 также называют «аппаратными гипервизорами». Гипервизор типа 1 заменяет операционную систему хоста.

  • Плюсы: гипервизоры 1 типа высокоэффективны, так как имеют прямой доступ к физическому оборудованию. Это также делает их безопаснее, так как между ними и центральным процессором нет ничего, что злоумышленник мог бы взломать.
  • Минусы: гипервизору типа 1 часто требуется отдельная управляющая машина для администрирования различных ВМ и управления аппаратным обеспечением хоста.

Гипервизор типа 2

Гипервизор типа 2 не работает непосредственно на базовом оборудовании. Он работает как приложение в ОС. В серверных средах гипервизоры типа 2 появляются редко. Они больше подходят для отдельных пользователей ПК, которым необходимо параллельно запускать на одном компьютере несколько ОС. Например, это могут быть инженеры, специалисты по безопасности, анализирующие вредоносный код, или же обычные пользователи, которым нужен доступ к приложениям, работающим только на других программных платформах.

Гипервизоры типа 2 часто содержат дополнительные наборы инструментов, которые пользователи могут установить в гостевой ОС. Эти инструменты улучшают соединения между гостевой и основной ОС, часто позволяя пользователю работать с ними через буфер обмена или получать доступ к файлам и папкам ОС хоста из гостевой виртуальной машины.

  • Плюсы: гипервизор типа 2 обеспечивает быстрый и удобный доступ к альтернативной гостевой ОС, работающей параллельно с основной ОС в системе хоста. Это делает его идеальным вариантом для конечных пользователей с точки зрения производительности. Например, потребитель может использовать его для доступа к своим любимым инструментам разработки на базе Linux посредством системы диктовки речи, которая есть только в Windows.
  • Минусы: гипервизор типа 2 должен обращаться к вычислительным, сетевым ресурсам и памяти через ОС хоста, которая по умолчанию имеет привилегированный доступ к физическим ресурсам. Это увеличивает время отклика, негативно сказываясь на производительности. Помимо этого, в потенциале могут возникнуть проблемы с безопасностью: если злоумышленник взломает ОС хоста, он сможет управлять любой гостевой ОС, работающей в гипервизоре типа 2.

Примеры

Гипервизоры VMware

  • Гипервизор ESXi: VMware ESXi (Elastic Sky X Integrated) — это гипервизор типа 1 (аппаратный), предназначенный для виртуализации серверов в ЦОД. ESXi управляет коллекциями виртуальных машин VMware.
  • Гипервизор VSphere: клиенты могут использовать VMware ESXi бесплатно в составе бесплатного гипервизора vSphere, представляющего собой базовое решение для виртуализации серверов. Компаниям, использующим корпоративные облачные среды, лучше приобрести лицензионную версию vSphere — это полнофункциональная система, в которую входит лицензия на VMware vCenter Server. Это отдельный сервер для администрирования сред vSphere, работающих на физических хостах. VSphere может работать как в локальном частном облаке организации, так и в общедоступном облаке.

Также VMware предлагает два основных семейства гипервизоров типа 2 для пользователей настольных компьютеров и ноутбуков:

  • VMware Fusion: это предложение, ориентированное на MacOS. Оно позволяет пользователям Mac запускать широкий спектр гостевых операционных систем.
  • Workstation: платформа VMware, ориентированная на Linux и Windows. Поставляется в двух вариантах: платная версия Pro и бесплатная версия Player для личного использования. Версия Pro, как и Fusion, позволяет запускать на одном ПК несколько операционных систем и подключается к VMware vSphere. Версия Workstation Player поддерживает только одну гостевую ОС.
  • VirtualBox: гипервизор типа 2, работающий в ОС Linux, Mac OS и Windows. Oracle унаследовала этот продукт в 2010 году, когда купила Sun Microsystems.

Более полное описание всех предложений и услуг VMware можно найти в документе «VMware: полное руководство».

Гипервизор Hyper-V

Hyper-V — это гипервизор Microsoft, разработанный для использования в системах Windows. В 2008 году он поставлялся в составе Windows Server, то есть для его использования клиентам приходилось устанавливать всю ОС Windows. Впоследствии Microsoft выпустила отдельную версию под названием Hyper-V Server, работающую на Windows Server Core. Это позволило администраторам запускать Hyper-V без установки полной версии Windows Server. Hyper-V также доступен для клиентов Windows.

Microsoft определяет Hyper-V как гипервизор 1 типа, хотя он работает иначе, чем у многих конкурентов. Hyper-V устанавливается в Windows, но работает непосредственно на физическом оборудовании, помещаясь под ОС хоста. В дальнейшем все гостевые операционные системы работают через гипервизор, но ОС хоста получает особый доступ к оборудованию, что дает ей преимущество в производительности.

Citrix XenServer

XenServer, который сейчас известен как Citrix Hypervisor, представляет собой коммерческий гипервизор 1 типа, поддерживающий ОС Linux и Windows. XenServer родился из проекта Xen с открытым исходным кодом (внешняя ссылка).

Гипервизоры с открытым исходным кодом

Некоторые гипервизоры, например KVM, начинались как проекты с открытым исходным кодом. Тесная связь Red Hat с сообществом разработчиков ПО с открытым исходным кодом сделала KVM ядром всех основных дистрибутивов для виртуализации OpenStack и Linux.

Гипервизоры с открытым исходным кодом также доступны в бесплатных конфигурациях. KVM можно загрузить отдельно или в составе открытого решения для виртуализации oVirt, давним сторонником которого является Red Hat.

Еще один открытый гипервизор 1 типа — Xen, работающий на архитектурах Intel и ARM. Он начинался как проект в Кембриджском университете, а затем команда его разработчиков сделала продукт коммерческим, основав компанию XenSource, которую в 2007 году купила Citrix.

В 2013 году проект с открытым исходным кодом стал совместным проектом под эгидой Linux Foundation. Многие провайдеры облачных услуг используют Xen для своих продуктов.

Xen поддерживает несколько типов виртуализации, включая среды с аппаратной поддержкой на базе Intel VT и AMD-V. Также поддерживается паравиртуализация, которая адаптирует гостевую ОС для работы с гипервизором, обеспечивая прирост производительности.

Гипервизор и KVM

В Linux также есть функции гипервизора, встроенные в ее ядро ОС. В 2007 году виртуальная машина на основе ядра (KVM) вошла в состав основной ветки ядра Linux и дополняет QEMU — гипервизор, полностью программно эмулирующий процессор физической машины.

KVM поддерживает расширения виртуализации, которые Intel и AMD встроили в свои процессорные архитектуры для лучшей поддержки гипервизоров. Благодаря этим расширениям, называемым Intel VT и AMD-V соответственно, процессор помогает гипервизору управлять несколькими виртуальными машинами. Если эти расширения доступны, ядро Linux может использовать KVM. В противном случае оно возвращается к QEMU.

Более подробная информация о KVM (внешняя ссылка) от Red Hat.

Гипервизор Red Hat

Для гипервизора Red Hat Enterprise Virtualization Hypervisor компания Red Hat взяла за основу гипервизор KVM. Его решение для виртуализации расширяет возможности гипервизора. Сюда входит диспетчер виртуализации, предоставляющий централизованную систему управления с графическим пользовательским интерфейсом на основе поиска и безопасными технологиями виртуализации, которые защищают гипервизор от атак, направленных на хост или виртуальные машины. Гипервизор Red Hat способен работать со многими операционными системами, включая Ubuntu.

Интеграция виртуальных рабочих столов (VDI)

Гипервизоры 1 типа способны виртуализировать не только серверные операционные системы. Также они могут виртуализировать ОС настольных компьютеров для компаний, которые хотят централизованно управлять ИТ-ресурсами своих конечных пользователей.

Интеграция виртуальных рабочих столов (VDI) позволяет пользователям работать на рабочих столах, запущенных внутри виртуальных машин на центральном сервере, упрощая обслуживание и администрирование ОС для ИТ-специалистов.

В такой среде гипервизор будет запускать несколько виртуальных рабочих столов. Каждый рабочий стол размещается в отдельной ВМ, входящей в коллекцию — пул рабочих столов. Каждая ВМ обслуживает одного пользователя, подключенного к ней по сети.

Конечная точка пользователя может быть относительно недорогим тонким клиентом или мобильным устройством. Это дает им преимущество унифицированного доступа к одной и той же настольной ОС. Они могут получать одни и те же данные и приложения на любом устройстве без необходимости перемещения конфиденциальных данных за пределы защищенной среды.

Пользователи не подключаются к гипервизору напрямую. Они обращаются к брокеру соединений, который уже координируется с гипервизором, чтобы получить из пула нужный рабочий стол.

Все эти функции есть в таких продуктах, как, например, VMware Horizon, который можно установить на собственных серверах либо пользоваться им через облачного провайдера.

Устранение неисправностей

Из-за огромного разнообразия гипервизоров для устранения неполадок потребуется изучить страницы поддержки от поставщика и установить специализированное исправление для конкретного продукта. Но есть и несколько типовых проблем, например невозможность запустить все свои виртуальные машины. Это может произойти, если физические аппаратные ресурсы хоста исчерпаны. Для решения этой проблемы можно либо добавить ресурсы на компьютер, либо уменьшить требования к ресурсам для ВМ с помощью ПО для управления гипервизором.

Еще одна распространенная проблема гипервизоров, препятствующая запуску ВМ, — это поврежденная контрольная точка или моментальная копия ВМ. Вот почему резервное копирование виртуальных машин должно быть неотъемлемой частью корпоративного гипервизора. Ваше ПО для управления гипервизором должно предоставлять возможность откатить образ до последней работоспособной контрольной точки. Правда, это может означать потерю какой-то части работы.

Гипервизоры и IBM

IBM изобрела гипервизор в 1960-х годах для своих мэйнфреймов. Сегодня IBM z/VM — гипервизор для мэйнфреймов IBM z System — способен запускать тысячи виртуальных машин на одном мэйнфрейме. IBM PowerVM поддерживает ОС AIX, IBM i и Linux, работающие на IBM Power System.

IBM поддерживает широкий ряд продуктов для виртуализации в облаке. Виртуальные серверы IBM Cloud полностью управляются и настраиваются, а также поддерживают масштабирование по мере роста требований.

Если в данный момент вы используете локальное решение для виртуализации, ознакомьтесь с совместными решениями IBM и VMware.

Начните с создания учетной записи в IBM Cloud.

By: IBM Cloud Education

Cloud computing wouldn’t be possible without virtualization. Virtualization wouldn’t be possible without the hypervisor. This thin layer of software supports the entire cloud ecosystem.

What are hypervisors?

Before hypervisors hit the mainstream, most physical computers could only run one operating system (OS) at a time. This made them stable because the computing hardware only had to handle requests from that one OS. The downside of this approach was that it wasted resources because the operating system couldn’t always use all of the computer’s power.

A hypervisor solves that problem. It is a small software layer that enables multiple operating systems to run alongside each other, sharing the same physical computing resources. These operating systems come as virtual machines (VMs)—files that mimic an entire computing hardware environment in software.

The hypervisor, also known as a virtual machine monitor (VMM), manages these VMs as they run alongside each other. It separates VMs from each other logically, assigning each its own slice of the underlying computing power, memory, and storage. This prevents the VMs from interfering with each other; so if, for example, one OS suffers a crash or a security compromise, the others survive.

To explore more about virtualization and virtual machines, check out "Virtualization: A Complete Guide" and "Virtual Machines: A Complete Guide."

For more information on how hypervisors manage VMs, check out this video, "Virtualization in 2019":

Characteristics

There are different categories of hypervisors and different brands of hypervisors within each category. The market has matured to make hypervisors a commodity product in the enterprise space, but there are still differentiating factors that should guide your choice. Here’s what to look for:

  • Performance: Look for benchmark data that show how well the hypervisor performs in a production environment. Ideally, bare-metal hypervisors should support guest OS performance close to native speeds.
  • Ecosystem: You will need good documentation and technical support to implement and manage hypervisors across multiple physical servers at scale. Also, look for a healthy community of third-party developers that can support the hypervisor with their own agents and plugins that offer capabilities, such as backup and restore capacity analysis and fail-over management.
  • Management tools: Running VMs isn’t the only thing you must manage when using a hypervisor. You must provision the VMs, maintain them, audit them, and clean up disused ones to prevent "VM sprawl." Ensure that the vendor or third-party community supports the hypervisor architecture with comprehensive management tools.
  • Live migration: This enables you to move VMs between hypervisors on different physical machines without stopping them, which can be useful for both fail-over and workload balancing.
  • Cost: Consider the cost and fee structure involved in licensing hypervisor technology. Don’t just think about the cost of the hypervisor itself. The management software that makes it scalable to support an enterprise environment can often be expensive. Lastly, examine the vendor’s licensing structure, which may change depending on whether you deploy it in the cloud or locally.

Type 1 vs. Type 2

There are two broad categories of hypervisors: Type 1 and Type 2.

Type 1 hypervisor

A Type 1 hypervisor runs directly on the underlying computer’s physical hardware, interacting directly with its CPU, memory, and physical storage. For this reason, Type 1 hypervisors are also referred to as bare-metal hypervisors. A Type 1 hypervisor takes the place of the host operating system.

  • Pros: Type 1 hypervisors are highly efficient because they have direct access to physical hardware. This also increases their security, because there is nothing in between them and the CPU that an attacker could compromise.
  • Cons: A Type 1 hypervisor often needs a separate management machine to administer different VMs and control the host hardware.

Type 2 hypervisor

A Type 2 hypervisor doesn’t run directly on the underlying hardware. Instead, it runs as an application in an OS. Type 2 hypervisors rarely show up in server-based environments. Instead, they’re suitable for individual PC users needing to run multiple operating systems. Examples include engineers, security professionals analyzing malware, and business users that need access to applications only available on other software platforms.

Type 2 hypervisors often feature additional toolkits for users to install into the guest OS. These tools provide enhanced connections between the guest and the host OS, often enabling the user to cut and paste between the two or access host OS files and folders from within the guest VM.

  • Pros: A Type 2 hypervisor enables quick and easy access to an alternative guest OS alongside the primary one running on the host system. This makes it great for end-user productivity. A consumer might use it to access their favorite Linux-based development tools while using a speech dictation system only found in Windows, for example.
  • Cons: A Type 2 hypervisor must access computing, memory, and network resources via the host OS, which has primary access to the physical machine. This introduces latency issues, affecting performance. It also introduces potential security risks if an attacker compromises the host OS because they could then manipulate any guest OS running in the Type 2 hypervisor.

Examples

VMware hypervisors

  • ESXi hypervisor: VMware ESXi (Elastic Sky X Integrated) is a Type 1 (or bare-metal) hypervisor targeting server virtualization in the data center. ESXi manages collections of VMware virtual machines.
  • VSphere hypervisor: Customers can use VMware ESXi for free as part of the free vSphere hypervisor, which is a basic server virtualization offering. Companies with enterprise cloud environments will license vSphere, a more complete system that includes a license for VMware’s vCenter Server. This is a separate server used to administer vSphere environments running on physical hosts. VSphere can run in a private on-premiss cloud environment or in a hosted cloud configuration.

VMware also offers two main families of Type 2 hypervisor products for desktop and laptop users:

  • VMware Fusion: This is the company’s MacOS-focused offering, which lets Mac users run a large range of guest operating systems.
  • Workstation: VMware’s Linux- and Windows-focused platform comes in two flavors: Pro, which is a paid version, and Player, which is free for personal use. The Pro version allows users to run multiple operating systems on a single PC and also connects to VMware vSphere, just like Fusion. Workstation Player only supports a single guest OS.
  • VirtualBox: A Type 2 hypervisor running on Linux, Mac OS, and Windows operating systems. Oracle inherited the product when it bought Sun Microsystems in 2010.

"VMware: A Complete Guide" goes into much more depth on all of VMware's offerings and services.

Hyper-V hypervisor

Hyper-V is Microsoft’s hypervisor designed for use on Windows systems. It shipped in 2008 as part of Windows Server, meaning that customers needed to install the entire Windows operating system to use it. Microsoft subsequently made a dedicated version called Hyper-V Server available, which ran on Windows Server Core. This enabled administrators to run Hyper-V without installing the full version of Windows Server. Hyper-V is also available on Windows clients.

Microsoft designates Hyper-V as a Type 1 hypervisor, even though it runs differently to many competitors. Hyper-V installs on Windows but runs directly on the physical hardware, inserting itself underneath the host OS. All guest operating systems then run through the hypervisor, but the host operating system gets special access to the hardware, giving it a performance advantage.

Citrix XenServer

XenServer, now known as Citrix Hypervisor, is a commercial Type 1 hypervisor that supports Linux and Windows operating systems. XenServer was born of the Xen open source project.

Open source hypervisors

Some hypervisors, such as KVM, come from open source projects. Red Hat's ties to the open source community have made KVM the core of all major OpenStack and Linux virtualization distributions.

Open source hypervisors are also available in free configurations. KVM is downloadable on its own or as part of the oVirt open source virtualization solution, of which Red Hat is a long-term supporter.

Another is Xen, which is an open source Type 1 hypervisor that runs on Intel and ARM architectures. It began as a project at the University of Cambridge and its team subsequently commercialized it by founding XenSource, which Citrix bought in 2007.

In 2013, the open source project became a collaborative project under the Linux Foundation. Many cloud service providers use Xen to power their product offerings.

Xen supports several types of virtualization, including hardware-assisted environments using Intel VT and AMD-V. It also supports paravirtualization, which tweaks the guest OS to work with a hypervisor, delivering performance gains.

Hypervisor KVM

Linux also has hypervisor capabilities built directly into its OS kernel. The kernel-based virtual machine (KVM) became part of the Linux kernel mainline in 2007 and complements QEMU, which is a hypervisor that emulates the physical machine’s processor entirely in software.

KVM supports virtualization extensions that Intel and AMD built into their processor architectures to better support hypervisors. These extensions, called Intel VT and AMD-V respectively, enable the processor to help the hypervisor manage multiple virtual machines. Where these extensions are available, the Linux kernel can use KVM. Otherwise, it falls back to QEMU.

Find out more about KVM from Red Hat.

Red Hat Hypervisor

Red Hat bases its Red Hat Enterprise Virtualization Hypervisor on the KVM hypervisor. Its virtualization solution builds extra facilities around the hypervisor. This includes a virtualization manager that provides a centralized management system with a search-driven graphical user interface and secure virtualization technologies that harden the hypervisor against attacks aimed at the host or at virtual machines. Red Hat's hypervisor can run many operating systems, including Ubuntu.

Virtual desktop integration (VDI)

Type 1 hypervisors can virtualize more than just server operating systems. They can also virtualize desktop operating systems for companies that want to centrally manage their end-user IT resources.

Virtual desktop integration (VDI) lets users work on desktops running inside virtual machines on a central server, making it easier for IT staff to administer and maintain their OSs.

In this environment, a hypervisor will run multiple virtual desktops. Each desktop sits in its own VM, held in collections known as virtual desktop pools. Each VM serves a single user who accesses it over the network.

The user’s endpoint can be a relatively inexpensive thin client, or a mobile device. This gives them the advantage of consistent access to the same desktop OS. They can get the same data and applications on any device without moving sensitive data outside a secure environment.

Users don’t connect to the hypervisor directly. Instead, they access a connection broker that then coordinates with the hypervisor to source an appropriate virtual desktop from the pool.

Products like VMware Horizon provide all this functionality in a single product delivered from your own on-premises service or via a hosted cloud service provider.

Troubleshooting

Because there are so many different makes of hypervisor, troubleshooting each of them will involve a visit to the vendor's own support pages and a product-specific fix. However, some common problems include not being able to start all of your VMs. This can happen when you have exhausted the host's physical hardware resources. To fix this problem, you can either add more resources to the host computer or reduce the resource requirements for the VM using the hypervisor's management software.

Another common problem for hypervisors that stops VMs from starting is a corrupt checkpoint or snapshot of a VM. This is why VM backups are an essential part of an enterprise hypervisor solution, but your hypervisor management software may allow you to roll back the file to the last valid checkpoint and start it that way. However, this may mean losing some of your work.

Hypervisors and IBM

IBM invented the hypervisor in the 1960s for its mainframe computers. Today, IBM z/VM, a hypervisor for IBM z Systems mainframes, can run thousands of Linux virtual machines on a single mainframe. IBM PowerVM provides AIX, IBM i, and Linux operating systems running on IBM Power Systems.

IBM supports a range of virtualization products in the cloud. IBM Cloud Virtual Servers are fully managed and customizable, with options to scale up as your compute needs grow.

If you’re currently running virtualization on-premise, check out the solutions in the IBM VMware partnership.

Get started by creating your own IBM Cloud account today.

Follow IBM Cloud

IBM Cloud News connects you to insight and information you can put to work right away—straight from the minds of IBM Cloud experts, IBM customers, and business and IT leaders.

Email subscribeRSS

Be the first to hear about news, product updates, and innovation from IBM Cloud