Управление бизнес-процессами

menu icon

Управление бизнес-процессами

Узнайте, как управление бизнес-процессами помогает оптимизировать и автоматизировать бизнес-процессы с целью повышения эффективности и снижения затрат.

В чем заключается управление бизнес-процессами?

Управление бизнес-процессами (BPM), согласно определению Gartner (внешняя ссылка), реализует методы, обеспечивающие обнаружение, моделирование, анализ, измерение, улучшение и оптимизацию бизнес-стратегии и процессов. Не следует путать термины «управление бизнес-процессами», «управление задачами» и «управление проектами», поскольку управление бизнес-процессами охватывает намного более широкий круг вопросов. Управление задачами сосредоточено на отдельных задачах, в то время как в BPM рассматривается процесс целиком. Управление проектами относится к разовым заданиям, в то время как в BPM внимание сосредоточено на повторяющихся процессах. Непрерывное перепроектирование процессов позволяет оптимизировать рабочие процессы и, как следствие, повысить эффективность и снизить затраты. Данная концепция не нова; примерами методологий BPM являются известные всем принципы «шести сигм» и Lean.

Комплекты решений для управления бизнес-процессами, объединяющие в себе передовую аналитику, мониторинг действий и функции управления принятием решений, позволяют координировать взаимодействие между людьми, системами, информацией и материалами для достижения поставленных бизнес-целей. Результатом такого подхода является ускорение темпов цифровой трансформации.

Разновидности BPM

Существует три основных вида управления бизнес-процессами: ориентированное на интеграцию, ориентированное на человека и ориентированное на документы.

  • Управление бизнес-процессами, ориентированное на интеграцию: здесь основное внимание уделяется процессам, которые не требуют частого вмешательства человека. Такие процессы в большей степени полагаются на API и механизмы интеграции данных на уровне систем, например управление персоналом (HRM) или управление отношениями с клиентами (CRM).
  • Управление бизнес-процессами, ориентированное на человека: в отличие от интеграции, этот вид BPM ориентирован на участие человека, в особенности в сценариях на основе утверждения. Интуитивно понятные пользовательские интерфейсы с функциями перетаскивания позволяют назначать задачи разным ролям, упрощая распределение ответственности внутри процесса.
  • Управление бизнес-процессами, ориентированное на документы: этот вид BPM подходит для работы с конкретным документом, например договором. Процесс приобретения продукта или услуги должен пройти множество процедур утверждения, прежде чем будет подписано соглашение между клиентом и производителем.

Жизненный цикл управления бизнес-процессами

Успешная система BPM начинается с определения этапов рабочего процесса. Это помогает команде выявить области, обладающие потенциалом к улучшению, и определить показатели для отслеживания прогресса. Внедрение методов управления бизнес-процессами помогает организациям повысить эффективность работы и, следовательно, добиться более высоких бизнес-результатов. Это невозможно без полного понимания жизненного цикла BPM. В жизненном цикле процесса выделяют пять этапов:

  1. Разработка процесса: для начала команда должна определить промежуточные цели процесса. Это позволит выделить отдельные задачи в рамках общего процесса BPM, а также назначить ответственных лиц на каждом этапе рабочего процесса. Четкое определение этапов поможет команде создать стратегию оптимизации процесса и установить новые показатели для отслеживания прогресса.
  2. Моделирование: на данном этапе происходит визуализация модели процесса. Наглядное представление должно обязательно включать подробные сведения, например сроки, описания задач и потоки данных внутри процесса. На данном этапе можно воспользоваться специальным программным обеспечением для управления бизнес-процессами.
  3. Реализация: на данном этапе команда проверяет концепцию и тестирует новую систему BPM в рамках ограниченной группы. После анализа всех отзывов команда может приступить к масштабированию процесса.
  4. Мониторинг: на данном этапе команда должна отслеживать процесс, оценивать изменения показателей эффективности и выявлять новые узкие места.
  5. Оптимизация: на заключительном этапе происходит окончательная настройка процесса с целью улучшения бизнес-операций.

Для успешной реализации проекта BPM требуется тщательное планирование и открытая коммуникация, однако коллектив сможет сразу же оценить преимущества оптимизации группы операций.

Преимущества управления бизнес-процессами

Решения BPM обеспечивают выгоду для организаций за счет улучшения процессов и реализации ряда преимуществ. Вот некоторые из них:

  • Повышение эффективности и снижение затрат: системы BPM позволяют оптимизировать существующие процессы и лучше структурировать разработку новых процессов. Повышение эффективности и продуктивности достигается за счет устранения избыточности и узких мест в процессах. Повышая свою гибкость, организации быстрее добиваются нужных бизнес-результатов и получают возможность перераспределить освободившиеся ресурсы для выполнения более приоритетных задач.
  • Улучшение взаимодействия с сотрудниками и клиентами: комплект инструментов BPM помогает автоматизировать рутинные задачи и расширить возможности доступа к информации. После того как устранены отвлекающие факторы, сотрудники могут сосредоточиться на своих задачах и клиентах, что положительно сказывается на удовлетворенности клиентов. Кроме того, понятные рабочие процессы сокращают период обучения на этапе введения в должность новых сотрудников, тем самым повышая продуктивность и вовлеченность.
  • Повышение масштабируемости процессов: в результате повышения эффективности выполнения и автоматизации рабочих процессов появляется возможность масштабировать процессы в других регионах мира. Инструменты управления бизнес-процессами позволяют четко установить роли, обеспечить согласованность внутри процесса, а также выявить возможности для интеграции бизнес-правил с целью автоматизации, что в конечном итоге дает возможность сосредоточиться на внедрении инноваций.
  • Повышение прозрачности: поскольку автоматизация бизнес-процессов предполагает четкое определение владельцев задач внутри процесса, это позволяет повысить прозрачность и уровень ответственности. Это способствует улучшению коммуникации между командами.
  • Снижение зависимости от разработчиков: BPM предоставляет малокодовые функции в целях уменьшения потенциальной зависимости от разработчиков. Эти инструменты упрощают и ускоряют процесс введения в должность бизнес-пользователей, повышая уровень автоматизации процессов в масштабе всей компании.

Практическое применение ПО для управления бизнес-процессами

Программное обеспечение BPM позволяет лучше структурировать процессы, устраняя неэффективные потери внутри конкретного рабочего процесса. Ознакомьтесь с примерами успешного применения BPM ниже:

  • Распространение контента: медиакомпании используют BPM для автоматизации процесса подготовки и доставки контента — от создания до распространения. Система управления бизнес-процессами может поддерживать управление контентом, управление правами, контроль за передачей контента и системы обработки заявок.
  • Обслуживание клиентов: сотрудники службы поддержки могут использовать чатботы для ответов на самые популярные вопросы пользователей для повышения эффективности обработки больших объемов запросов. Расшифровки диалогов в контактном центре и чатботах также помогают автоматизировать процессы и персонализировать ответы клиентам.
  • Финансирование: компании могут создать шаблоны с целью унификации заказов на покупку для разных команд, это позволит ускорить процесс приобретения программного или аппаратного обеспечения для бизнеса. Кроме того, для уникальных сценариев можно настроить специализированные рабочие процессы.
  • Управление персоналом: отдел по работе с персоналом может использовать инструменты BPM для упрощения документооборота и организации работы. BPM предоставляет более структурированную среду для обработки анкет при введении в должность или увольнении сотрудников, оценки эффективности работы, заявлений о предоставлении отпуска или утверждения табеля рабочего времени.
  • Банковские услуги: при обработке заявок физических или юридических лиц на получение кредита банки должны проводить оценку потенциальных кредитных рисков. Этот процесс включает в себя сбор информации из различных источников, включая анкетные данные заемщика, отзывы работодателей и мнение рейтинговых агентств относительно кредитоспособности. BPM ускоряет принятие решений о выдаче кредита, обеспечивая управление потоком информации на всех этапах процесса и уменьшая количество ошибок в документации.
  • Выполнение заказов: BPM помогает повысить эффективность работы систем выполнения заказов. Инструменты BPM могут применяться для управления специальными предложениями, сбора и выполнения заказов. Это позволяет реализовать процессы управления заказами, ориентированные на клиента, и таким образом повысить коммерческую ценность.

Управление бизнес-процессами и IBM

Решения BPM помогут вашей компании создать новые бизнес-возможности и получить конкурентное преимущество. Кроме того, это важный шаг на пути к автоматизации бизнес-процессов и ИТ-операций. Прежде чем внедрять обширную автоматизацию, начните с небольших проектов, успешность которых можно измерить. Впоследствии это можно будет оптимизировать и расширить на другие проекты в других подразделениях организации.

Сотрудничество с IBM означает доступ к средствам автоматизации на основе ИИ, включая масштабируемые решения BPM, которые автоматизируют и дополняют бизнес-процессы, решения и материалы. Все это способствует ускорению инноваций и внедрению более интеллектуальных процессов.

Сделайте следующий шаг:

Начните работать с учетной записью IBM Cloud уже сегодня.

menu icon

Business Process Management

Learn about business process management and how it can help you continuously optimize and automate your business processes to improve efficiency and reduce costs.

What is business process management?

Business process management (BPM), as defined by Gartner (link resides outside IBM), employs methods to discover, model, analyze, measure, improve and optimize business strategy and processes. While it is sometimes confused with task and project management, its scope is broader than these adjacent topics. Task management focuses on individual tasks whereas BPM observes the whole end-to-end process. Project management refers to a one-time scope of work while BPM focuses specifically on processes that are repeatable. Through continuous process reengineering, organizations can streamline their overall workflows, leading to increased efficiencies and cost-savings. This concept isn’t new; six sigma and lean principles are examples of BPM methodologies.

By incorporating advanced analytics, activity monitoring, and decision management capabilities, business process management suites are able to coordinate people, systems, and information and material to achieve business outcomes. As a result, they have been particularly helpful in accelerating digital transformation strategies. 

Types of BPM

There are three main types of business process management: integration-centric, human-centric, and document-centric

  • Integration-centric BPM: This type of BPM focuses on processes that do not require much human involvement. These processes are more dependent on APIs and mechanism which integrate data across systems, like human resource management (HRM) or customer relationship management (CRM).
  • Human-centric BPM: Unlike integration-centric BPM, this type centers around human involvement, typically where approvals are required. Intuitive user interfaces with drag-and-drop features allow teams to assign tasks to different roles, making it easier to hold individuals accountable along the process.
  • Document-centric BPM:  This type of BPM centers around a specific document, such as a contract. When companies purchase a product or service, it needs to go through different forms and rounds of approval to develop an agreement between the client and vendor.

Business process management lifecycle

A successful BPM system starts by defining the stages involved in a workflow. This helps the team identify areas of improvement and metrics to track progress. By applying business process management, organizations can improve their operations, leading to better business outcomes. To achieve these results, you should fully understand the BPM lifecycle. Here are the five lifecycle steps:

  1. Process design: The team should start by outlining the milestones within the process. From there, individual tasks within the overall BPM process should be identified along with task owners for each step in the workflow. The steps should be clearly defined so that the team can identify the areas for process optimization and the subsequent metrics to track its improvement. 
  2. Model: During this step, the team should create a visual representation of the process model. This should include specific details, such as timelines, task descriptions, and any flow of data in the process.  Utilizing business process management software is helpful during this stage.
  3. Execute: The team should conduct a proof of concept, testing the new BPM system with a limited group. After incorporating any feedback, the team can begin to roll out the process to a broader audience.
  4. Monitor: During this phase, the team should monitor the process, measuring improvements in efficiency and identifying any additional bottlenecks. 
  5. Optimize: At the final step, the team make any final adjustments to the process to improve business activity.

A successful BPM project requires careful planning and open communication, but after improving a set of activities, teams quickly see the benefits of it.

Business process management benefits

BPM solutions increase organizational value through process improvement, yielding a number of benefits. Some of these include:

  • Increased efficiency and cost savings: BPM systems help to optimize existing processes and to incorporate more structure into the development of new processes. It does this by removing process redundancies and bottlenecks, resulting in improved efficiency and productivity. With more agility, businesses can achieve their intended business outcomes at a faster rate, and they can allocate any excessive resources to other high priority work.
  • Enhanced employee and customer experience: A BPM suite of tools assists in eliminating repetitive work and in making information more accessible. By removing distractions, employees are able to focus on their work and their customers, leading to increases in customer satisfaction. Clear workflows also shorten the learning curve within the employee onboarding process, enhancing productivity and engagement.  
  • More scalable processes: Since BPM enables better process execution and workflow automation, this transfers well when scaling processes to other geographies across the world. Business process management tools can bring clarity to roles, ensuring consistency along the process, and it can also surface opportunities to incorporate business rules for automation, allowing teams to focus more on innovation.
  • Greater transparency: Since business process automation clearly defines owners for tasks along the process, this provides more transparency and accountability throughout a given process. This fosters more communication among teams,
  • Less dependency on development teams: BPM offers low-code features which remove potential dependencies on development. Business users can be onboarded onto these tools quickly and easily, increasing process automation across the company.

Business process management use cases

BPM software provides more structure around processes, removing some of the inefficiencies within a given workflow. Some examples where it has been applied successfully include:

  • Content distribution: Media firms can use BPM to automate the process of content preparation and delivery, from content creation to distribution. A business process management system can be designed to interact with content management, rights management, content traffic and work order systems.
  • Customer service: Customer service representatives can identify frequently asked questions for chatbots to handle, alleviating the team when there is a high volume of service requests. Transcript data from call centers and chatbots can also help automate processes further as well as inform more personalized answers for customers.
  • Finance: Companies can create templates to standardize purchase orders submissions from various teams, allowing them to procure business software or hardware more quickly. In addition, customize workflows can be established for unique scenarios.
  • Human resources: HR can employ BPM to streamline document and workflow management. It provides a more structured environment for processing HR forms, such as employee on-boarding and off-boarding, performance evaluations, vacation requests and timesheet approval.
  • Banking: When processing individuals or businesses for loans, banks need to evaluate applicants for potential credit risk. This involves collecting information from multiple sources, such as the applicants, employers, and credit rating agencies. BPM expedites decisions around loan eligibility by managing the flow of information throughout the process and reducing errors in documentation.
  • Order fulfillment: Firms can improve the operational efficiency of their order fulfillment systems using BPM. They can use BPM to manage special offers, order capture, and order fulfillment. This shifts the process toward customer-centric order management that delivers greater business value.

Business process management and IBM

BPM helps your company to gain business value and hone its competitive edge. IBM offers a scalable BPM platform for prototyping solutions that automate and augment business processes, decisions and content. IBM's business processes management software and solutions include:

IBM Business Automation Workflow helps organizations automate processes and cases for agility, visibility, and consistency across business operations.

IBM Blueworks Live is a business process mapping and modeling solution hosted on IBM Cloud.

For more information on IBM's BPM tools and solutions, sign up for an IBMid and create an IBM Cloud account today.