Трехуровневая архитектура

menu icon

Трехуровневая архитектура

Трехуровневая архитектура, предусматривающая разделение приложений на три логических и физических вычислительных уровня, является самой распространенной архитектурой программного обеспечения для традиционных клиент-серверных приложений.

Что такое трехуровневая архитектура?

Трехуровневая архитектура — это широко применяемая архитектура программного обеспечения в которой приложения разделены на три логических и физических уровня: уровень представления (пользовательский интерфейс), уровень приложения, на котором осуществляется обработка данных, и уровень данных, предназначенный для хранения и управления данными, относящимися к приложению.

Основное преимущество трехуровневой архитектуры заключается в том, что поскольку каждый уровень имеет собственную инфраструктуру, разработкой каждого уровня может заниматься отдельная команда разработчиков. Кроме того, каждый уровень можно обновлять и масштабировать по мере необходимости, не затрагивая другие уровни.

На протяжении десятилетий трехуровневая архитектура оставалась самой распространенной архитектурой для клиент-серверных приложений. Сегодня большинство трехуровневых архитектур подлежат модернизации с использованием облачных технологий, таких как контейнеры и микросервисы, а также требуют миграции в облако.

Подробное описание трех уровней

Уровень представления

На уровне представления обеспечивается взаимодействие с пользователем приложения — это пользовательский интерфейс и уровень обмена данными. Его основное предназначение состоит в отображении информации и получении информации от пользователя. Этот уровень может работать в веб-браузере или как графический пользовательский интерфейс компьютерного или мобильного приложения. Уровни представления веб-приложений обычно разрабатываются с помощью HTML, CSS и JavaScript. Компьютерные и мобильные приложения могут быть написаны на любом языке в зависимости от платформы.

Уровень приложений

Уровень приложения, также известный как логический или промежуточный уровень, является центральным звеном приложения. На этом уровне обрабатывается информация, собранная на уровне представления — иногда с учетом другой информации из уровня данных — с помощью бизнес-логики, которая представляет собой набор бизнес-правил. Кроме того, уровень приложения может добавлять, изменять и удалять данные, расположенные на уровне данных.

Как правило, уровень приложения разрабатывается с помощью Python, Java, Perl, PHP или Ruby и взаимодействует с уровнем данных посредством вызовов API

Уровень данных

Уровень данных, который также называется уровнем базы данных, уровнем доступа к данным или базовым уровнем, предназначен для хранения и управления информацией, обработанной приложением. Его роль может выполнять реляционная система управления базами данных, такая как PostgreSQL, MySQL, MariaDB, Oracle, DB2, Informix или Microsoft SQL Server, либо сервер базы данных NoSQL, такой как Cassandra, CouchDB или MongoDB

В трехуровневом приложении обмен данными осуществляется только через уровень приложения. Уровень представления и уровень данных не могут взаимодействовать друг с другом напрямую.

Слои и уровни

В контексте трехуровневой архитектуры термины уровень (tier) и слой (layer) часто используются как взаимозаменяемые, однако это не совсем справедливо. 

Между ними следует делать различие. «Слой» разделяет части программы по функциональному признаку, а «уровни» не только имеют разный функционал, но и работают в независимой от других уровней инфраструктуре. Например, приложение Контакты на вашем телефоне представляет собой трехслойное приложение, но вместе с тем оно является одноуровневым, поскольку все три слоя работают на телефоне. 

Эта разница имеет важное значение, поскольку слои не позволяют получить те преимущества, которые дает разделение по уровням.

Преимущества трехуровневой архитектуры

Итак, главным преимуществом трехуровневой архитектуры является логическое и физическое разделение функциональных возможностей. Каждый уровень можно запустить в отдельной операционной системе и серверной платформе (веб-сервер, сервер приложений, сервер базы данных), наилучшим образом соответствующей его функциональным требованиям. Поскольку каждый уровень выполняется по крайней мере на одном выделенном аппаратном или виртуальном сервере, уровни можно настраивать и оптимизировать независимо друг от друга. 

Другие преимущества (по сравнению с одноуровневой и двухуровневой архитектурой): 

  • Более быстрая разработка: поскольку разработкой уровней одновременно занимаются разные команды, организация может быстрее вывести приложение на рынок, а программисты могут использовать наилучшим образом подходящие языки и инструменты для каждого уровня.
  • Улучшенная масштабируемость: каждый уровень можно масштабировать независимо от других в соответствии с потребностями.
  • Повышенная надежность: сбой одного из уровней не повлияет на доступность и производительность других уровней.
  • Высокий уровень безопасности: поскольку уровень представления и уровень данных не могут напрямую взаимодействовать друг с другом, хорошо спроектированный уровень приложения может выполнять роль своего рода внутреннего брандмауэра, предотвращая внедрение кода SQL и другие вредоносные действия.

Трехуровневое приложение в веб-разработке

В случае веб-разработки уровни называются по-другому, но выполняют аналогичные функции:

  • Веб-сервер  соответствует уровню представления и обеспечивает пользовательский интерфейс. Как правило, это веб-страница или веб-сайт, такой как сайт интернет-магазина, на котором пользователь добавляет товары в корзину, указывает платежные реквизиты или создает учетную запись. Содержимое веб-страниц может быть статическим или динамическим и обычно разрабатывается с помощью HTML, CSS и Javascript.
  • Сервер приложений соответствует промежуточному уровню, на котором размещается бизнес-логика, применяемая для обработки указанной пользователей информации. Если продолжить пример с интернет-магазином, то этот уровень запрашивает наличие товаров в базе данных запасов или добавляет сведения в профайл клиента. Обычно этот уровень разрабатывается с помощью Python, Ruby или PHP и выполняется в такой среде, как Django, Rails, Symphony или ASP.NET.
  • Сервер базы данных — это уровень данных или уровень «бэкенда» веб-приложения. Он использует программное обеспечение управления базой данных, такое как MySQL, Oracle, DB2 или PostgreSQL.

Другие многоуровневые архитектуры

Несмотря на доминирующее положение трехуровневой архитектуры, в своей работе вы можете встретиться с другими вариантами многоуровневых архитектур приложений.

Двухуровневая архитектура 

Двухуровневая архитектура — это изначальный вариант клиент-серверной архитектуры, состоящей из слоя представления и слоя данных; бизнес-логика может находиться в слое представления и/или в слое данных. В случае двухуровневой архитектуры слой представления, а следовательно и конечный пользователь, обладают прямым доступом к слою данных и возможности бизнес-логики часто ограничивается. В качестве примера двухуровневого приложения можно привести простое приложение для управления контактами, в котором пользователи вводят и извлекают контактную информацию. 

N-уровневая архитектура

В общем случае N-уровневая архитектура, также называемая многоуровневой архитектурой, представляет собой любую архитектуру приложений, имеющую больше одного уровня. Однако приложения более чем с тремя уровнями встречаются крайне редко, поскольку дополнительные уровни не дают существенных преимуществ и могут сделать приложение более медленным, сложным в управлении и дорогим в обслуживании. Таким образом, n-уровневая архитектура и многоуровневая архитектура обычно являются синонимами трехуровневой архитектуры.

Трехуровневая архитектура и IBM Cloud

IBM Cloud предлагает продукты и услуги, помогающие модернизировать устаревшие трехуровневые приложения в процессе перехода в облако.

Сделайте первый шаг:

  • Независимо от того, требуется ли вам помощь со стратегией, процессами или функциями либо полный спектр услуг, узнайте, как IBM может помочь вам с успехом провести модернизацию приложений.
  • Начните с контейнеризованного промежуточного программного обеспечения, которое можно развернуть в любом облаке — воспользуйтесь предложениями IBM Cloud Pak.
  • С легкостью перенесите существующие приложения VMWare в общедоступное облако с помощью IBM Cloud for VMware Solutions.
  • Разработайте и выполните стратегии модернизации приложений в рамках текущей программы цифровой трансформации с помощью услуг IBM по модернизации приложений.

Начните работу с учетной записью IBM Cloud прямо сегодня.

By: IBM Cloud Education

Three-tier architecture, which separates applications into three logical and physical computing tiers, is the predominant software architecture for traditional client-server applications.

What is three-tier architecture?

Three-tier architecture is a well-established software application architecture that organizes applications into three logical and physical computing tiers: the presentation tier, or user interface; the application tier, where data is processed; and the data tier, where the data associated with the application is stored and managed.

The chief benefit of three-tier architecture is that because each tier runs on its own infrastructure, each tier can be developed simultaneously by a separate development team, and can be updated or scaled as needed without impacting the other tiers.

For decades three-tier architecture was the prevailing architecture for client-server applications. Today, most three-tier applications are targets for modernization, using cloud-native technologies such as containers and microservices, and for migration to the cloud.

The three tiers in detail

Presentation tier

The presentation tier is the user interface and communication layer of the application, where the end user interacts with the application. Its main purpose is to display information to and collect information from the user. This top-level tier can run on a web browser, as desktop application, or a graphical user interface (GUI), for example. Web presentation tiers are usually developed using HTML, CSS and JavaScript. Desktop applications can be written in a variety of languages depending on the platform.

Application tier

The application tier, also known as the logic tier or middle tier, is the heart of the application. In this tier, information collected in the presentation tier is processed - sometimes against other information in the data tier - using business logic, a specific set of business rules. The application tier can also add, delete or modify data in the data tier.

The application tier is typically developed using Python, Java, Perl, PHP or Ruby, and communicates with the data tier using API calls. 

Data tier

The data tier, sometimes called database tier, data access tier or back-end, is where the information processed by the application is stored and managed. This can be a relational database management system such as PostgreSQL, MySQL, MariaDB, Oracle, DB2, Informix or Microsoft SQL Server, or in a NoSQL Database server such as Cassandra, CouchDB or MongoDB

In a three-tier application, all communication goes through the application tier. The presentation tier and the data tier cannot communicate directly with one another.

Tier vs. layer

In discussions of three-tier architecture, layer is often used interchangeably – and mistakenly – for tier, as in 'presentation layer' or 'business logic layer.' 

They aren't the same. A 'layer' refers to a functional division of the software, but a 'tier' refers to a functional division of the software that runs on infrastructure separate from the other divisions. The Contacts app on your phone, for example, is a three-layer application, but a single-tier application, because all three layers run on your phone.

The difference is important, because layers can't offer the same benefits as tiers.

Benefits of three-tier architecture

Again, the chief benefit of three-tier architecture its logical and physical separation of functionality. Each tier can run on a separate operating system and server platform - e.g., web server, application server, database server - that best fits its functional requirements. And each tier runs on at least one dedicated server hardware or virtual server, so the services of each tier can be customized and optimized without impact the other tiers. 

Other benefits (compared to single- or two-tier architecture) include:

  • Faster development: Because each tier can be developed simultaneously by different teams, an organization can bring the application to market faster, and programmers can use the latest and best languages and tools for each tier.
  • Improved scalability: Any tier can be scaled independently of the others as needed.
  • Improved reliability: An outage in one tier is less likely to impact the availability or performance of the other tiers.
  • Improved security: Because the presentation tier and data tier can't communicate directly, a well-designed application tier can function as a sort of internal firewall, preventing SQL injections and other malicious exploits.

Three-tier application in web development

In web development, the tiers have different names but perform similar functions:

  • The web server is the presentation tier and provides the user interface. This is usually a web page or web site, such as an ecommerce site where the user adds products to the shopping cart, adds payment details or creates an account. The content can be static or dynamic, and is usually developed using HTML, CSS and Javascript .
  • The application server corresponds to the middle tier, housing the business logic used to process user inputs. To continue the ecommerce example, this is the tier that queries the inventory database to return product availability, or adds details to a customer's profile. This layer often developed using Python, Ruby or PHP and runs a framework such as e Django, Rails, Symphony or ASP.NET, for example.
  • The database server is the data or backend tier of a web application. It runs on database management software, such as MySQL, Oracle, DB2 or PostgreSQL, for example.

Other multi-tier architectures

While three-tier architecture is easily the most widely-adopted multi-tier application architecture, there are others you might encounter in your work or your research.

Two-tier architecture 

Two-tier architecture is the original client-server architecture, consisting of a presentation tier and a data tier; the business logic lives in the presentation tier, the data tier or both. In two-tier architecture the presentation tier - and consequently the end user - has direct access to the data tier, and the business logic is often limited. A simple contact management application, where users can enter and retrieve contact data, is an example of a two-tier application. 

N-tier architecture

N-tier architecture - also called or multi-tier architecture - refers to any application architecture with more than one tier. But applications with more than three layers are rare, because additional layers offer few benefits and can make the application slower, harder to manage and more expensive to run. As a result, n-tier architecture and multi-tier architecture are usually synonyms for three-tier architecture.

Three-tier architecture and IBM Cloud

IBM Cloud offers products and services to help you modernize your legacy three-tier applications on your journey to cloud.

Take the first step:

Get started with an IBM Cloud account today.