menu icon

Машинное обучение

Введение в машинное обучение: общие сведения об истории, важные определения, обзор вариантов применения и проблем, волнующих современные предприятия.

Что такое машинное обучение?

Машинное обучение — это подраздел искусственного интеллекта (ИИ) и науки о данных, специализирующийся на использовании данных и алгоритмов для имитации процесса наработки опыта человеком с постепенным повышением точности.

Компания IBM внесла немалый вклад в историю машинного обучения. Так, ввод в обиход термина «машинное обучение» приписывают одному из сотрудников компании, Артуру Самюэлю в его исследовании (PDF, 481 КБ) (внешняя ссылка) игры в шашки. В 1962 году самопровозглашенный мастер по шашкам Роберт Нили сыграл партию с компьютером IBM 7094 и проиграл. По сравнению с современными возможностями это достижение кажется сущим пустяком, но оно считается важной вехой в области искусственного интеллекта. В следующие пару десятилетий технологии в области хранения данных и вычислительные мощности достигнут такого уровня, что будут созданы революционные в то время (но привычные и любимые сегодня) продукты, например система рекомендаций Netflix или беспилотные автомобили.

Машинное обучение является важным компонентом науки о данных, которая сейчас развивается стремительными темпами. С помощью статистических методов алгоритмы обучаются классифицировать данные, строить прогнозы и выделять важные моменты в ходе проектов по сбору и анализу данных. От этих выкладок зависит дальнейшее принятие решений в отношении приложений и предприятий, а в идеале они должны положительно сказаться на основных показателях роста. По мере дальнейшего роста и развития больших данных будет расти и рыночный спрос на специалистов по анализу и обработке данных, от которых будет требоваться помощь в определении самых актуальных проблем бизнеса и поиск данных для их решения.

Машинное обучение, глубокое обучение и Нейронные сети

Так как люди часто путают глубокое обучение и машинное обучение, давайте остановимся на отличительных особенностях каждого из этих понятий. Машинное обучение, глубокое обучение и нейронные сети — все это подразделы искусственного интеллекта. Но при этом глубокое обучение является подвидом машинного обучения, а нейронные сети, в свою очередь, — подвидом глубокого обучения.

Разница между глубоким и машинным обучением заключается в способе обучения алгоритмов. В глубоком обучении большая часть процесса извлечения признаков автоматизирована, что практически исключает необходимость контроля со стороны человека и позволяет использовать большие наборы данных. Лекс Фридман в своей лекции в Массачусетском технологическом институте (00:30) (внешняя ссылка) называет глубокое обучение «масштабируемым машинным обучением». Эффективность классического, «неглубокого» машинного обучения в большей степени зависит от контроля со стороны человека. Набор признаков для понимания разницы между входными данными определяется специалистом-человеком. Обычно для машинного обучения требуются более структурированные данные.

Безусловно, для алгоритмов «глубокого» машинного обучения также можно использовать размеченные наборы данных (этот принцип еще называется «контролируемым» обучением), но это необязательно. Глубокое обучение может работать с неструктурированными данными в исходном формате (например, это может быть текст или изображения): алгоритм способен самостоятельно определять набор признаков для различения разных категорий данных. В отличие от машинного обучения, вмешательство человека при обработке данных не требуется, что открывает намного больше возможностей применения этой технологии. Считается, что ускорение развития таких областей, как компьютерное зрение, обработка естественного языка и распознавание речи, произошло в основном благодаря глубокому обучению и нейронным сетям.

Нейронные сети или искусственные нейронные сети (ANN) представляют собой комплект уровней узлов: входной уровень, один или несколько скрытых и выходной уровень. Каждый узел (искусственный нейрон) связан с другими узлами с определенным весом и пороговым значением. Если вывод какого-либо узла превышает пороговое значение, то этот узел активируется и отправляет данные на следующий уровень сети. В противном случае данные на следующий уровень сети не передаются. Понятие «глубина» в глубоком обучении характеризует всего лишь количество уровней нейронной сети. Нейронную сеть, в которой больше трех уровней (включая входной и выходной) уже можно отнести к алгоритму глубокого обучения (глубокой нейронной сети). Нейронная сеть с двумя-тремя уровнями считается простой нейронной сетью.

Для того чтобы подробней ознакомиться с разными концепциями, обратитесь к публикации «AI vs. Machine Learning vs. Deep Learning vs. Neural Networks: What’s the Difference?»

Как работает машинное обучение

Согласно UC Berkeley (внешняя ссылка), система обучения алгоритма машинного обучения состоит из трех основных частей.

  1. Процесс принятия решений. Как правило, алгоритмы машинного обучения используются для создания прогнозов или классификации данных. Взяв за основу некоторые входные данные, которые могут быть размечены или нет, алгоритм выдаст оценку в отношении наличия закономерности в данных.
  2. Функция ошибок. Функция ошибок служит для оценки прогноза по модели. При наличии известных примеров функция ошибок способна сравнить их, чтобы оценить точность модели.
  3. Процесс оптимизации модели. Если можно еще точнее сопоставить модель с точками данных в учебном наборе, то веса корректируются с целью уменьшения расхождения между известным примером и оценкой модели. Алгоритм будет повторять это вычисление и оптимизировать процесс, самостоятельно обновляя веса до тех пор, пока не будет достигнут порог точности.

Методы машинного обучения

Стили машинного обучения можно разделить на три основных категории.

Контролируемое машинное обучение

Контролируемое обучение (контролируемое машинное обучение) — это метод обучения алгоритма с помощью размеченных наборов данных, что позволяет точно классифицировать данные или прогнозировать результаты. Так как входные данные поступают в модель, она сама регулирует веса до тех пор, пока не будет достаточно уточнена. Все это выполняется в рамках процесса перекрестной проверки, предназначенной для предотвращения чрезмерного или недостаточного обучения. Контролируемое обучение с успехом используется в организациях для совершенно реальных задач, например для классификации спама и переноса его в отдельную папку в вашем почтовом ящике. В контролируемом обучении используются такие методы, как нейронные сети, наивный байесовский классификатор, линейная регрессия, логистическая регрессия, метод случайного леса, метод опорных векторов (SVM) и другие.

Неконтролируемое машинное обучение

Неконтролируемое обучение (или неконтролируемое машинное обучение) использует обучающие алгоритмы для анализа и классификации неразмеченных наборов данных. Эти алгоритмы без вмешательства человека обнаруживают закономерности или связи в данных, которые в ином случае могли бы остаться незамеченными. Такая способность обнаруживать сходства и различия в информации делает эту технологию идеальным вариантом для анализа исследовательских данных, создания стратегий перекрестных продаж, сегментации клиентов, а также для распознавания образов и шаблонов. Также это помогает уменьшить число признаков в модели, применив процедуру понижения размерности с использованием анализа главных компонентов (PCA) или сингулярного разложения (SVD). Также при неконтролируемом обучении используются нейронные сети, кластеризация методом k-средних, вероятностная кластеризация и другие методы.

Полуконтролируемое обучение

Полуконтролируемое обучение предлагает золотую середину между контролируемым и неконтролируемым обучением. На этапе обучения используется размеченный набор данных небольшого размера, по которому настраивается алгоритм классификации и извлечения признаков из более крупного, неразмеченного набора данных. Полуконтролируемое обучение приходит на помочь в том случае, если отсутствует достаточный объем помеченных данных для обучения алгоритма контролируемого машинного обучения (или маркировка данных стоит слишком дорого).

Для более подробного знакомства с различиями между этими подходами, обратитесь к веб-станице «Контролируемое и неконтролируемое обучение: в чем разница?»

Машинное обучение с подкреплением

Машинное обучение с подкреплением — это поведенческая модель машинного обучения, аналогичная контролируемому типу, однако для обучения этого алгоритма не применяется эталонный набор данных. Модель постепенно обучается методом проб и ошибок. Таким образом, последовательность успешных решений приводит к закреплению процесса, поскольку задача решается наилучшим образом.

Хороший пример тому — система IBM Watson®, которая в 2011 году стала победителем в игре Jeopardy!. Система использовала обучение с подкреплением для принятия решений о том, стоит ли пытаться дать ответ (или задать вопрос), какой квадрат выбрать на доске и какую сделать ставку — особенно в случае двойных ставок.

Подробнее об обучении с подкреплением.

Варианты использования машинного обучения в реальном мире

Вот лишь несколько примеров применения машинного обучения в повседневной жизни:

Распознавание речи: технология, использующая обработку естественного языка (NLP) для записи человеческой речи в виде текста. Также называется «автоматическое распознавание речи» (ASR), «компьютерное распознавание речи» или «преобразование речи в текст». Во многих мобильных устройствах распознавание речи встроено в системы голосового поиска (например, Siri) или программы для переписки.

Обслуживание клиентов: практически повсеместно операторов-людей заменяют на онлайн-чатботов. Они способны ответить на частые вопросы (FAQ) по определенной тематике, например по доставке, или дать персонализированный совет, предложить сопутствующие товары или помочь подобрать размер одежды или обуви. Чатботы полностью перевернули наши представления о взаимодействии с клиентами на сайтах и в социальных сетях. В качестве примеров можно привести виртуальных помощников на сайтах интернет-магазинов, приложения для обмена сообщениями типа Slack и Facebook Messenger, а также задачи, которые обычно выполняют виртуальные и голосовые помощники.

Компьютерное зрение: эта ИИ-технология позволяет компьютерам и системам извлекать осмысленную информацию из цифровых изображений, видеоматериалов и других визуальных данных, а затем на основе этой информации принимать решения. Именно способность к принятию решений и отличает эту технологию от обычного распознавания изображений. В основе компьютерного зрения лежат сверточные нейросети, а область применения этой технологии весьма обширна: от распознавания лиц на фото в социальных сетях до анализа медицинских рентгеновских снимков пациентов и проектирования беспилотных автомобилей.

Модули рекомендаций: алгоритмы ИИ могут проанализировать данные о прошлом поведении покупателей и выявить тенденции, которые помогут повысить эффективность стратегий перекрестных продаж. Благодаря этому сервису покупатели получают дополнительные рекомендации при оформлении заказов в интернет-магазине.

Автоматизация биржевой торговли: платформы высокочастотной торговли на базе ИИ не просто оптимизируют портфели акций, но и совершают тысячи и даже миллионы сделок без малейшего вмешательства человека.

Проблемы машинного обучения

Развитие технологий машинного обучение, несомненно, сильно облегчает нашу жизнь. Однако внедрение машинного обучения на предприятиях породило также и ряд проблем этического характера, связанных с технологиями ИИ. Вот некоторые из них:

Технологическая сингулярность

Несмотря на то, что эта тема активно будоражит умы населения, многие исследователи не видят реальных оснований тому, что уже в ближайшем будущем ИИ станет умнее человека. Это явление иногда называют «сверхразумом», что Ник Бустрём определяет как «интеллект, который многократно превосходит самых выдающихся людей в умственном развитии практически в каждой области: в научно-технической деятельности, житейской мудрости и развитии социальных навыков». Несмотря на то, что появление Сильного ИИ и сверхразума обществу не грозит, эта идея породила ряд интересных вопросов, связанных с использованием автономных систем типа беспилотных автомобилей. Считать, что беспилотные автомобили никогда не попадут в ДТП — утопия, поэтому встает вопрос: кто будет нести ответственность в таких ситуациях? Должны ли мы по-прежнему стремиться к созданию полностью автономных автомобилей, или все же стоит ограничиться интеграцией этой технологии, оставив транспортные средства полуавтономными и отдав безопасность на поруки водителю? Единого ответа на эти вопросы до сих пор нет, но чем стремительнее развиваются инновационные технологии ИИ, тем чаще возникают этические дискуссии такого толка.

Влияние ИИ на рынок труда

Сейчас очень многие опасаются, что искусственный интеллект вытеснит их с рабочих мест, но, возможно, пришло время пересмотреть эти убеждения. Мы видим, что каждая революционная технология порождает сдвиг рыночного спроса в сторону той или иной категории специалистов. Например, если посмотреть на автомобильную промышленность, то многие крупные производители типа GM сейчас переключаются на производство электромобилей, чтобы идти в ногу с экологическими инициативами. Энергетическая отрасль никуда не девается, но теперь она больше нацелена на производство электроэнергии, чем топлива. То же самое касается и искусственного интеллекта: на рынке неизбежно появится спрос на специалистов в других областях. Например, в цене будут люди, способные управлять этими системами в условиях ежедневного роста объемов данных и стремительных перемен. Также ничто не заменит людей при решении более сложных, нестандартных проблем в тех сферах, которых, скорее всего, коснется переквалификация, например обслуживание клиентов. Важным аспектом ИИ и его влияния ИИ на рынок труда будет содействие людям при переходе в эти новые области рыночного спроса.

Конфиденциальность

Как правило, тема конфиденциальности обсуждается в контексте конфиденциальности данных, их защиты и безопасности, и в последние годы регулирующие органы немалого достигли на этом поприще. Так, в 2016 году был разработан закон GDPR, обеспечивающий защиту персональной информации людей в странах Европейского Союза и Европейской экономической зоны. Благодаря этому закону люди получили больше контроля над своими данными. Отдельные штаты США разрабатывают свои правила, например Закон Калифорнии о защите конфиденциальности потребителей (CCPA), требующий от предприятий информировать потребителей о сборе их данных. Этот новый закон заставил компании пересмотреть свои способы хранения и использования персональных данных (PII). Все это привело к тому, что предприятия стали больше вкладывать в безопасность, стремясь устранить все возможные уязвимости и возможности слежки, взлома и кибератак.

Предвзятость и дискриминация

Случаи проявления предвзятости и дискриминации при использовании некоторых ИИ-систем подняли ряд этических вопросов, связанных с использованием искусственного интеллекта. Как защититься от предвзятости и дискриминации, если сами учебные данные могут быть предвзятыми? Хотя обычно компании реализуют автоматизацию с самыми благими намерениями, агентство Reuters (внешняя ссылка) рассказывает о нескольких непредвиденных последствиях внедрения ИИ в процессы найма сотрудников. Так, стремясь автоматизировать и упростить процесс найма, компания Amazon неумышленно фильтровала потенциальных соискателей технических должностей по половому признаку. В конечном счете компании пришлось свернуть проект автоматизации. В свете таких событий Harvard Business Review (внешняя ссылка) поднимает и другие, не менее острые вопросы, касающиеся использования ИИ в процессах трудоустройства. Например, какие данные должно быть разрешено использовать для оценки соискателя должности?

Предвзятость и дискриминация не ограничиваются одним только управлением персоналом. Эти эффекты проявляются и в ряде других областей, начиная от ПО для распознавания лиц и заканчивая алгоритмами социальных сетей.

Чем больше предприятия стали осознавать риски, связанные с ИИ, тем активнее стала подниматься тема этики искусственного интеллекта и человеческих ценностей. Например, в прошлом году генеральный директор IBM Арвинд Кришна сообщил, что IBM прекратила разработку универсальных продуктов для распознавания и анализа лиц. Глава компании подчеркнул, что «IBM выступает решительно против любых технологий (включая технологии распознавания лиц других компаний) для массовой слежки, идентификации по расовому признаку, нарушения основных прав и свобод, а также для любых других целей, не согласующихся с нашими ценностям и Принципами доверия и прозрачности».

Более подробные сведения об этом событии можно найти в нашей публикации в блоге, посвященной политике IBM и отражающей точку зрения компании на «Принцип точного регулирования для контроля экспорта технологий распознавания лиц».

Ответственность

За отсутствием мало-мальски значимых законов, регулирующих разработки в области ИИ и его использование, нет и реального механизма обеспечения этичности ИИ. Сейчас организации стараются соблюдать эти нормы главным образом потому, что неэтичное использование ИИ в итоге отрицательно сказывается на прибыли. Для заполнения этого пробела специалисты по этике и исследователи совместно выработали нравственные нормы, регулирующие создание ИИ-моделей и их распространение в обществе. Но пока они носят только рекомендательный характер, и исследование (внешняя ссылка) (PDF, 984 КБ) показывает, что разобщенная ответственность вкупе с недальновидностью и неспособностью предусмотреть возможные последствия — не очень хороший план по предотвращению ущерба обществу.

Более подробно о позиции IBM в отношении этики использования ИИ можно узнать здесь.

Машинное обучение и IBM Cloud

IBM Watson Machine Learning обеспечивает поддержку на всех этапах жизненного цикла машинного обучения. Воспользуйтесь предложениями, предназначенными для создания моделей машинного обучения там, где хранятся данные, и их развертывания в гибридной мультиоблачной среде.

IBM Watson Machine Learning в составе IBM Cloud Pak for Data помогает специалистам по ИИ и данным ускорить разработку и упростить развертывание ИИ на основе облачной платформы данных и ИИ. IBM Watson Machine Learning Cloud, управляемая услуга в среде IBM Cloud, предлагает самый быстрый способ перехода от экспериментальных моделей к производственному использованию. Для небольших команд, которым требуется масштабировать среды машинного обучения, IBM Watson Machine Learning Server предлагает простую установку в любом частном или общедоступном облаке.

Для того чтобы приступить к работе, зарегистрируйтесь для получения IBMid и создайте учетную запись IBM Cloud.

menu icon

Machine Learning

This introduction to machine learning provides an overview of its history, important definitions, applications and concerns within businesses today.

What is machine learning?

Machine learning is a branch of artificial intelligence (AI) and computer science which focuses on the use of data and algorithms to imitate the way that humans learn, gradually improving its accuracy.

IBM has a rich history with machine learning. One of its own, Arthur Samuel, is credited for coining the term, “machine learning” with his research (PDF, 481 KB) (link resides outside IBM) around the game of checkers. Robert Nealey, the self-proclaimed checkers master, played the game on an IBM 7094 computer in 1962, and he lost to the computer. Compared to what can be done today, this feat almost seems trivial, but it’s considered a major milestone within the field of artificial intelligence. Over the next couple of decades, the technological developments around storage and processing power will enable some innovative products that we know and love today, such as Netflix’s recommendation engine or self-driving cars.

Machine learning is an important component of the growing field of data science. Through the use of statistical methods, algorithms are trained to make classifications or predictions, uncovering key insights within data mining projects. These insights subsequently drive decision making within applications and businesses, ideally impacting key growth metrics. As big data continues to expand and grow, the market demand for data scientists will increase, requiring them to assist in the identification of the most relevant business questions and subsequently the data to answer them.

Machine Learning vs. Deep Learning vs. Neural Networks

Since deep learning and machine learning tend to be used interchangeably, it’s worth noting the nuances between the two. Machine learning, deep learning, and neural networks are all sub-fields of artificial intelligence. However, deep learning is actually a sub-field of machine learning, and neural networks is a sub-field of deep learning.

The way in which deep learning and machine learning differ is in how each algorithm learns. Deep learning automates much of the feature extraction piece of the process, eliminating some of the manual human intervention required and enabling the use of larger data sets. You can think of deep learning as "scalable machine learning" as Lex Fridman notes in this MIT lecture (01:08:05) (link resides outside IBM). Classical, or "non-deep", machine learning is more dependent on human intervention to learn. Human experts determine the set of features to understand the differences between data inputs, usually requiring more structured data to learn.

"Deep" machine learning can leverage labeled datasets, also known as supervised learning, to inform its algorithm, but it doesn’t necessarily require a labeled dataset. It can ingest unstructured data in its raw form (e.g. text, images), and it can automatically determine the set of features which distinguish different categories of data from one another. Unlike machine learning, it doesn't require human intervention to process data, allowing us to scale machine learning in more interesting ways. Deep learning and neural networks are primarily credited with accelerating progress in areas, such as computer vision, natural language processing, and speech recognition.

Neural networks, or artificial neural networks (ANNs), are comprised of a node layers, containing an input layer, one or more hidden layers, and an output layer. Each node, or artificial neuron, connects to another and has an associated weight and threshold. If the output of any individual node is above the specified threshold value, that node is activated, sending data to the next layer of the network. Otherwise, no data is passed along to the next layer of the network. The “deep” in deep learning is just referring to the depth of layers in a neural network. A neural network that consists of more than three layers—which would be inclusive of the inputs and the output—can be considered a deep learning algorithm or a deep neural network. A neural network that only has two or three layers is just a basic neural network.

See the blog post “AI vs. Machine Learning vs. Deep Learning vs. Neural Networks: What’s the Difference?” for a closer look at how the different concepts relate.

How machine learning works

UC Berkeley (link resides outside IBM) breaks out the learning system of a machine learning algorithm into three main parts.

  1. A Decision Process: In general, machine learning algorithms are used to make a prediction or classification. Based on some input data, which can be labelled or unlabeled, your algorithm will produce an estimate about a pattern in the data.
  2. An Error Function: An error function serves to evaluate the prediction of the model. If there are known examples, an error function can make a comparison to assess the accuracy of the model.
  3. An Model Optimization Process: If the model can fit better to the data points in the training set, then weights are adjusted to reduce the discrepancy between the known example and the model estimate. The algorithm will repeat this evaluate and optimize process, updating weights autonomously until a threshold of accuracy has been met.  

Machine learning methods

Machine learning classifiers fall into three primary categories.

Supervised machine learning            

Supervised learning, also known as supervised machine learning, is defined by its use of labeled datasets to train algorithms that to classify data or predict outcomes accurately. As input data is fed into the model, it adjusts its weights until the model has been fitted appropriately. This occurs as part of the cross validation process to ensure that the model avoids overfitting or underfitting. Supervised learning helps organizations solve for a variety of real-world problems at scale, such as classifying spam in a separate folder from your inbox. Some methods used in supervised learning include neural networks, naïve bayes, linear regression, logistic regression, random forest, support vector machine (SVM), and more.

Unsupervised machine learning

Unsupervised learning, also known as unsupervised machine learning, uses machine learning algorithms to analyze and cluster unlabeled datasets. These algorithms discover hidden patterns or data groupings without the need for human intervention. Its ability to discover similarities and differences in information make it the ideal solution for exploratory data analysis, cross-selling strategies, customer segmentation, image and pattern recognition. It’s also used to reduce the number of features in a model through the process of dimensionality reduction; principal component analysis (PCA) and singular value decomposition (SVD) are two common approaches for this. Other algorithms used in unsupervised learning include neural networks, k-means clustering, probabilistic clustering methods, and more.

Semi-supervised learning 

Semi-supervised learning offers a happy medium between supervised and unsupervised learning. During training, it uses a smaller labeled data set to guide classification and feature extraction from a larger, unlabeled data set. Semi-supervised learning can solve the problem of having not enough labeled data (or not being able to afford to label enough data) to train a supervised learning algorithm. 

For a deep dive into the differences between these approaches, check out "Supervised vs. Unsupervised Learning: What's the Difference?"

Reinforcement machine learning

Reinforcement machine learning is a behavioral machine learning model that is similar to supervised learning, but the algorithm isn’t trained using sample data. This model learns as it goes by using trial and error. A sequence of successful outcomes will be reinforced to develop the best recommendation or policy for a given problem.

The IBM Watson® system that won the Jeopardy! challenge in 2011 makes a good example. The system used reinforcement learning to decide whether to attempt an answer (or question, as it were), which square to select on the board, and how much to wager—especially on daily doubles.

Learn more about reinforcement learning.                                                          

Real-world machine learning use cases

Here are just a few examples of machine learning you might encounter every day:

Speech recognition: It is also known as automatic speech recognition (ASR), computer speech recognition, or speech-to-text, and it is a capability which uses natural language processing (NLP) to process human speech into a written format. Many mobile devices incorporate speech recognition into their systems to conduct voice search—e.g. Siri—or provide more accessibility around texting.

Customer service:  Online chatbots are replacing human agents along the customer journey. They answer frequently asked questions (FAQs) around topics, like shipping, or provide personalized advice, cross-selling products or suggesting sizes for users, changing the way we think about customer engagement across websites and social media platforms. Examples include messaging bots on e-commerce sites with virtual agents, messaging apps, such as Slack and Facebook Messenger, and tasks usually done by virtual assistants and voice assistants.

Computer vision: This AI technology enables computers and systems to derive meaningful information from digital images, videos and other visual inputs, and based on those inputs, it can take action. This ability to provide recommendations distinguishes it from image recognition tasks. Powered by convolutional neural networks, computer vision has applications within photo tagging in social media, radiology imaging in healthcare, and self-driving cars within the automotive industry. 

Recommendation engines: Using past consumption behavior data, AI algorithms can help to discover data trends that can be used to develop more effective cross-selling strategies. This is used to make relevant add-on recommendations to customers during the checkout process for online retailers.

Automated stock trading: Designed to optimize stock portfolios, AI-driven high-frequency trading platforms make thousands or even millions of trades per day without human intervention.

Challenges of machine learning

As machine learning technology advances, it has certainly made our lives easier. However, implementing machine learning within businesses has also raised a number of ethical concerns surrounding AI technologies. Some of these include:

Technological singularity

While this topic garners a lot of public attention, many researchers are not concerned with the idea of AI surpassing human intelligence in the near or immediate future. This is also referred to as superintelligence, which Nick Bostrum defines as “any intellect that vastly outperforms the best human brains in practically every field, including scientific creativity, general wisdom, and social skills.” Despite the fact that Strong AI and superintelligence is not imminent in society, the idea of it raises some interesting questions as we consider the use of autonomous systems, like self-driving cars. It’s unrealistic to think that a driverless car would never get into a car accident, but who is responsible and liable under those circumstances? Should we still pursue autonomous vehicles, or do we limit the integration of this technology to create only semi-autonomous vehicles which promote safety among drivers? The jury is still out on this, but these are the types of ethical debates that are occurring as new, innovative AI technology develops.

AI impact on jobs

While a lot of public perception around artificial intelligence centers around job loss, this concern should be probably reframed. With every disruptive, new technology, we see that the market demand for specific job roles shift. For example, when we look at the automotive industry, many manufacturers, like GM, are shifting to focus on electric vehicle production to align with green initiatives. The energy industry isn’t going away, but the source of energy is shifting from a fuel economy to an electric one. Artificial intelligence should be viewed in a similar manner, where artificial intelligence will shift the demand of jobs to other areas. There will need to be individuals to help manage these systems as data grows and changes every day. There will still need to be resources to address more complex problems within the industries that are most likely to be affected by job demand shifts, like customer service. The important aspect of artificial intelligence and its effect on the job market will be helping individuals transition to these new areas of market demand.

Privacy

Privacy tends to be discussed in the context of data privacy, data protection and data security, and these concerns have allowed policymakers to make more strides here in recent years. For example, in 2016, GDPR legislation was created to protect the personal data of people in the European Union and European Economic Area, giving individuals more control of their data. In the United States, individual states are developing policies, such as the California Consumer Privacy Act (CCPA), which require businesses to inform consumers about the collection of their data. This recent legislation has forced companies to rethink how they store and use personally identifiable data (PII). As a result, investments within security have become an increasing priority for businesses as they seek to eliminate any vulnerabilities and opportunities for surveillance, hacking, and cyberattacks.

Bias and discrimination

Instances of bias and discrimination across a number of intelligent systems have raised many ethical questions regarding the use of artificial intelligence. How can we safeguard against bias and discrimination when the training data itself can lend itself to bias? While companies typically have well-meaning intentions around their automation efforts, Reuters (link resides outside IBM) highlights some of the unforeseen consequences of incorporating AI into hiring practices. In their effort to automate and simplify a process, Amazon unintentionally biased potential job candidates by gender for open technical roles, and they ultimately had to scrap the project. As events like these surface, Harvard Business Review (link resides outside IBM) has raised other pointed questions around the use of AI within hiring practices, such as what data should you be able to use when evaluating a candidate for a role.

Bias and discrimination aren’t limited to the human resources function either; it can be found in a number of applications from facial recognition software to social media algorithms.

As businesses become more aware of the risks with AI, they’ve also become more active this discussion around AI ethics and values. For example, last year IBM’s CEO Arvind Krishna shared that IBM has sunset its general purpose IBM facial recognition and analysis products, emphasizing that “IBM firmly opposes and will not condone uses of any technology, including facial recognition technology offered by other vendors, for mass surveillance, racial profiling, violations of basic human rights and freedoms, or any purpose which is not consistent with our values and Principles of Trust and Transparency.”

To read more about this, check out IBM’s policy blog, relaying its point of view on “A Precision Regulation Approach to Controlling Facial Recognition Technology Exports.”

Accountability

Since there isn’t significant legislation to regulate AI practices, there is no real enforcement mechanism to ensure that ethical AI is practiced. The current incentives for companies to adhere to these guidelines are the negative repercussions of an unethical AI system to the bottom line. To fill the gap, ethical frameworks have emerged as part of a collaboration between ethicists and researchers to govern the construction and distribution of AI models within society. However, at the moment, these only serve to guide, and research (link resides outside IBM) (PDF, 1 MB) shows that the combination of distributed responsibility and lack of foresight into potential consequences isn’t necessarily conducive to preventing harm to society.

To read more on IBM's position around AI Ethics, read more here

Machine learning and IBM Cloud

IBM Watson Studio on IBM Cloud Pak for Data supports the end-to-end machine learning lifecycle on a data and AI platform. You can build, train and manage machine learning models wherever your data lives and deploy them anywhere in your hybrid multicloud environment.

To get started, sign up for an IBMid and create your IBM Cloud account.