Контейнеры

menu icon

Контейнеры

В данном руководстве рассказано о важности контейнеров для облачных вычислений, их основных преимуществах и новой экосистеме связанных технологий, включая Docker, Kubernetes, Istio и Knative.

Что такое контейнеры?

Контейнеры — это исполняемые единицы программного обеспечения, в которые упаковывается код приложения вместе со всеми библиотеками и зависимостями, что позволяет выполнять это приложение где угодно: на ПК, в традиционной ИТ-среде или в облаке.

Для этого контейнеры используют разновидность виртуализации операционной системы (ОС), в которой используются системные функции (в случае ядра Linux это пространства имен и примитивы cgroup) для изоляции процессов и управления объемом ресурсов процессора, оперативной памяти и диска, выделяемого этим процессам.

Небольшой размер, высокая скорость и переносимость контейнеров объясняется отсутствием гостевой ОС в каждом экземпляре, что отличает контейнеры от виртуальных машин. Таким образом, контейнеры могут просто использовать компоненты и ресурсы ОС хоста.

Первые разновидности контейнеров возникли несколько десятилетий назад (FreeBSD Jails и AIX Workload Partitions), но большинство современных разработчиков считают началом широкого распространения контейнеров появление Docker в 2013 году.

В чем отличие контейнеров от виртуальных машин

Для того чтобы понять суть контейнеров, достаточно разобраться, чем контейнеры отличаются от традиционных виртуальных машин. При традиционном подходе к виртуализации — на локальных ресурсах или в облаке — для виртуализации физического оборудования применяется гипервизор. В этом случае каждая виртуальная машина содержит гостевую ОС, виртуальный экземпляр оборудования для работы ОС, а также приложение вместе со связанными библиотеками и зависимостями.

Вместо виртуализации базового оборудования контейнеры виртуализируют операционную систему (обычно Linux), т. е. каждый отдельный контейнер содержит только приложение, его библиотеки и зависимости. Легкость, высокая скорость и переносимость контейнеров объясняется именно отсутствием гостевой ОС.

Более подробная информация приведена в статье «Сравнение контейнеров и виртуальных машин».

Преимущества контейнеров

Основным преимуществом контейнеров, особенно в сравнении с виртуальными машинами, является уровень абстракции, который обеспечивает их простоту и переносимость.

  • Простота: контейнеры используют общие ресурсы ядра ОС хоста, что позволяет отказаться от полного экземпляра ОС для каждого приложения, а также уменьшить размер файлов контейнеров. Меньший размер контейнеров, особенно в сравнении с виртуальными машинами, означает возможность быстрого запуска и лучшую поддержку облачных приложений с возможностью горизонтального масштабирования.
  • Переносимость и платформонезависимость: контейнеры содержат все необходимые зависимости, что позволяет запускать написанный однажды код программы без изменения конфигурации на портативных компьютерах, в облачных и локальных вычислительных средах.
  • Поддержка современных архитектур и подходов к разработке: ввиду удачного сочетания переносимости/совместимости на разных платформах и небольшого размера контейнеры являются идеальным выбором для современных инструментов и паттернов разработки, таких как DevOps, бессерверные вычисления и микросервисы, которые предусматривают регулярное развертывание кода небольшими фрагментами.
  • Более эффективное использование: Как и виртуальные машины ранее, контейнеры позволяют разработчикам и операторам улучшить использование ресурсов процессора и памяти в физических системах. Поддержка микросервисных архитектур как дополнительное преимущество контейнеров позволяет выборочно развертывать и масштабировать компоненты приложений. Это очень заманчивая альтернатива масштабированию монолитных приложений, обусловленному чрезмерной нагрузкой на один компонент.

В недавно проведенном опросе IBM (PDF, 1,4 МБ) разработчики и ИТ-руководители отметили множество других преимуществ использования контейнеров. Изучите их с помощью интерактивного инструмента ниже:

Загрузить полный текст отчета«Контейнеры на предприятии» (PDF, 1,4 МБ)

Практическое применение контейнеров

Контейнеры завоевывают все большую популярность, особенно в облачных средах. Многие организации даже рассматривают контейнеры как замену виртуальным машинам и вычислительную платформу общего назначения для своих приложений и данных. Несмотря на достаточно широкий охват, можно выделить ряд основных сценариев использования контейнеров.

  • Микросервисы: благодаря своему небольшому размеру и простоте контейнеры идеально подходят для микросервисных архитектур, в которых приложения строятся из множества слабосвязанных сервисов меньшего размера с возможностью независимого развертывания.
  • DevOps: сочетание микросервисов как архитектуры и контейнеров как платформы может служить единой платформой для многих команд, внедряющих DevOps в качестве методологии разработки, доставки и выполнения ПО.
  • Гибридное мультиоблако: одинаково эффективная работа в любой среде — на портативных компьютерах, локально или в облаке — делает контейнеры идеальной базовой архитектурой для стратегий гибридного облака и мультиоблака, основанных на применении нескольких общедоступных облачных сред в сочетании с корпоративным ЦОД.
  • Модернизация и миграция приложений: один из самых распространенных подходов к модернизации приложений начинается с контейнеризации кода для последующей миграции в облако.

Контейнеризация

Контейнеризация — это особый подход к проектированию и упаковке программного обеспечения на основе контейнеров.

Процесс контейнеризации включает в себя упаковку приложения вместе с необходимыми переменными среды, файлами конфигурации, библиотеками и зависимостями. Результатом является образ контейнеров, который может быть запущен на контейнерной платформе. Более подробно об этом рассказывается в видеоролике «Контейнеризация простыми словами» (08:09):

Управление контейнерами с помощью Kubernetes

По мере освоения контейнеров — зачастую в составе современных, облачных архитектур — компании столкнулись со следующей проблемой: простота отдельных контейнеров стала противоречить сложным процедурам управления сотнями (и даже тысячами) контейнеров в распределенной системе.

Для решения этой проблемы был придуман новый способ управления большим количеством контейнеров на всех этапах их жизненного цикла — оркестрация контейнеров, охватывающая следующие задачи:

  • Предоставление ресурсов
  • Резервирование
  • Мониторинг состояния
  • Выделение ресурсов
  • Масштабирование и распределение нагрузки
  • Перемещение между физическими хостами

Для выполнения этих задач было разработано множество платформ оркестрации контейнеров (например, Apache Mesos, Nomad и Docker Swarm), однако наибольшую популярность завоевала платформа Kubernetes — проект с открытым исходным кодом, представленный Google в 2014 году. На сегодняшний день большинство организаций в отрасли используют именно Kubernetes в качестве стандарта.

С помощью Kubernetes разработчики и операторы могут объявить желаемое состояние всей контейнерной среды посредством файлов YAML, после чего Kubernetes возьмет на себя все сложности, связанные с обеспечением и поддержкой этого состояния, включая развертывание указанного количества экземпляров приложения или задач, перезагрузку приложения в случае сбоя, распределение нагрузки, автоматическое масштабирование, развертывание с нулевым простоем и прочие задачи.

В следующем видеоролике Сай Веннам подробно рассказывает обо всех тонкостях Kubernetes (10:59):

 

В настоящее время обслуживанием Kubernetes занимается отраслевая группа Cloud Native Computing Foundation (CNCF), не привязанная к определенному поставщику, под покровительством Linux Foundation.

Istio, Knative и расширяющаяся экосистема контейнеров

С ростом популярности контейнеров как способа упаковки и запуска приложений развивается и экосистема инструментов и проектов, усиливающих и расширяющих возможности использования контейнеров в рабочих средах. Помимо Kubernetes, экосистема контейнеров включает еще два популярных проекта: Istio и Knative.

Istio

По мере расширения использования контейнеров для проектирования и выполнения микросервисных архитектур все более актуальными становятся вопросы управления не отдельными контейнерами, а огромным количеством связанных и взаимодействующих между собой небольших сервисов (так называемой «сервисной сетки»). Проект Istio был создан с целью упростить разработчикам решение проблем, связанных с обнаружением, трафиком, мониторингом, безопасностью и пр. Видео с подробным объяснением принципа работы Istio: «Что такое Istio?» (05:06):

 

Knative

Бессерверные архитектуры продолжают набирать популярность, в особенности в облачных средах. Большим преимуществом Knative является возможность развертывания контейнеризованных услуг в виде бессерверных функций.

В отличие от сервера, который работает постоянно и реагирует на запросы по мере необходимости, бессерверная функция поддерживает «масштабирование до нуля», т. е. она запускается только в момент вызова. Когда речь идет о десятках тысяч контейнеров, такая модель позволяет сэкономить огромное количество вычислительных ресурсов.

Более подробно о проекте Knative рассказывается в видеоролике «Что такое Knative?» (07:58):

Контейнеры и IBM Cloud

Контейнерные решения IBM Cloud, разработанные на основе технологий с открытым исходным кодом, упрощают и ускоряют внедрение облака. Воспользуйтесь инструментами непрерывной интеграции и доставки (CI/CD) для разработки контейнеризованных приложений. Координируйте работу контейнеров с помощью управляемых услуг Red Hat OpenShift или Kubernetes. Модернизируйте имеющиеся приложения, используя контейнеризованное промежуточное ПО IBM и компоненты с открытым исходным кодом в IBM Cloud Paks.

Узнайте больше о контейнерах в IBM Cloud.

Зарегистрируйтесь для получения IBMid и создайте учетную запись IBM Cloud.

By: IBM Cloud Education

This guide looks at the importance of containers in cloud computing, highlights core benefits, and tours the emerging ecosystem of related technologies across Docker, Kubernetes, Istio, and Knative.

What are containers?

Containers are an executable unit of software in which application code is packaged, along with its libraries and dependencies, in common ways so that it can be run anywhere, whether it be on desktop, traditional IT, or the cloud.

To do this, containers take advantage of a form of operating system (OS) virtualization in which features of the OS (in the case of the Linux kernel, namely the namespaces and cgroups primitives) are leveraged to both isolate processes and control the amount of CPU, memory, and disk that those processes have access to.

Containers are small, fast, and portable because unlike a virtual machine, containers do not need include a guest OS in every instance and can, instead, simply leverage the features and resources of the host OS.

Containers first appeared decades ago with versions like FreeBSD Jails and AIX Workload Partitions, but most modern developers remember 2013 as the start of the modern container era with the introduction of Docker.

Containers vs. VMs

The easiest way to understand a container is to understand how it differs from a traditional virtual machine (VM). In traditional virtualization—whether it be on-premises or in the cloud—a hypervisor is leveraged to virtualize physical hardware. Each VM then contains a guest OS, a virtual copy of the hardware that the OS requires to run, along with an application and its associated libraries and dependencies.

Instead of virtualizing the underlying hardware, containers virtualize the operating system (typically Linux) so each individual container contains only the application and its libraries and dependencies. The absence of the guest OS is why containers are so lightweight and, thus, fast and portable.

For a deeper look at this comparison, check out "Containers vs. VMs: What's the difference?"

Benefits of containers

The primary advantage of containers, especially compared to a VM, is providing a level of abstraction that makes them lightweight and portable.

  • Lightweight: Containers share the machine OS kernel, eliminating the need for a full OS instance per application and making container files small and easy on resources. Their smaller size, especially compared to virtual machines, means they can spin up quickly and better support cloud-native applications that scale horizontally.  
  • Portable and platform independent: Containers carry all their dependencies with them, meaning that software can be written once and then run without needing to be re-configured across laptops, cloud, and on-premises computing environments.
  • Supports modern development and architecture: Due to a combination of their deployment portability/consistency across platforms and their small size, containers are an ideal fit for modern development and application patterns—such as DevOps, serverless, and microservices—that are built are regular code deployments in small increments.
  • Improves utilization: Like VMs before them, containers enable developers and operators to improve CPU and memory utilization of physical machines. Where containers go even further is that because they also enable microservice architectures, application components can be deployed and scaled more granularly, an attractive alternative to having to scale up an entire monolithic application because a single component is struggling with load.

Use cases of containers

Containers are becoming increasingly prominent, especially in cloud environments. Many organizations are even considering containers as a replacement of VMs as the general purpose compute platform for their applications and workloads. But within that very broad scope, there are key use cases where containers are especially relevant.

  • Microservices: Containers are small and lightweight, which makes them a good match for microservice architectures where applications are constructed of many, loosely coupled and independently deployable smaller services.
  • DevOps: The combination of microservices as an architecture and containers as a platform is a common foundation for many teams that embrace DevOps as the way they build, ship and run software.
  • Hybrid, multi-cloud: Because containers can run consistently anywhere, across laptop, on-premises and cloud environments, they are an ideal underlying architecture for hybrid cloud and multicloud scenarios where organizations find themselves operating across a mix of multiple public clouds in combination with their own data center.
  • Application modernizing and migration: One of the most common approaches to modernizing applications starts by containerizing them so that they can be migrated to the cloud

Containerization 

Software needs to be designed and packaged differently in order to take advantage of containers—a process commonly referred to as containerization.

When containerizing an application, the process includes packaging an application with its relevant environment variables, configuration files, libraries, and software dependencies. The result is a container image that can then be run on a container platform. For more information, check out this video on “Containerization Explained” (8:09):

Container orchestration with Kubernetes

As companies began embracing containers—often as part of modern, cloud-native architectures—the simplicity of the individual container began colliding with the complexity of managing hundreds (even thousands) of containers across a distributed system.

To address this challenge, container orchestration emerged as a way managing large volumes of containers throughout their lifecycle, including:

  • Provisioning
  • Redundancy
  • Health monitoring
  • Resource allocation
  • Scaling and load balancing
  • Moving between physical hosts

While many container orchestration platforms (such as Apache Mesos, Nomad, and Docker Swarm) were created to help address these challenges, Kubernetes, an open source project introduced by Google in 2014, quickly became the most popular container orchestration platform, and it is the one the majority of the industry has standardized on.

Kubernetes enables developers and operators to declare a desired state of their overall container environment through YAML files, and then Kubernetes does all the hard work establishing and maintaining that state, with activities that include deploying a specified number of instances of a given application or workload, rebooting that application if it fails, load balancing, auto-scaling, zero downtime deployments and more.

To learn more about Kubernetes, Sai Vennam gives an overview of Kubernetes in the below video (10:59): 

Kubernetes is now operated by the Cloud Native Computing Foundation (CNCF), which is a vendor-agnostic industry group under the auspices of the Linux Foundation.

Istio, Knative, and the expanding containers ecosystem

As containers continue to gain momentum as a popular way to package and run applications, the ecosystem of tools and projects designed to harden and expand production use cases continues to grow. Beyond Kubernetes, two of the most popular projects in the containers ecosystem are Istio and Knative.

Istio

As developers leverage containers to build and run microservice architectures, management concerns go beyond the lifecycle considerations of individual containers and into the way that large numbers of small services—often referred to as a “service mesh”—connect with and relate to one another. Istio was created to make it easier for developers to manage the associated challenges with discovery, traffic, monitoring, security, and more. For more information on Istio, see "What is Istio?" and watch this Istio explainer video (5:12):

Knative

Serverless architectures continue to grow in popularity as well, particularly within the cloud-native community. Knative’s big value is its ability to offer container services as serverless functions (see "Knative Explained" for a comprehensive overview).

Instead of running all the time and responding when needed (as a server does), a serverless function can “scale to zero,” which means it is not running at all unless it is called upon. This model can save vast amounts of computing power when applied to tens of thousands of containers.

For more information on Knative, watch this video called "What is Knative?" (7:58):

This blog post on unifying containers, apps, and functions provides a useful explanation of how Knative sits in the broader container ecosystem.

Tutorials

To get started with containers, the following tutorials are a useful way to understand how to deploy apps into clusters and then how to bring DeVops practices, such as continuous deployment, to your containers environment:

Containers and IBM

For more information on IBM’s container offerings, check out the IBM Cloud Kubernetes Service.

Our video, "Advantages of Managed Kubernetes" (3:15), gives a great overview of how managed Kubernetes can help you in your cloud journey:

To learn more about best practices to enable and expedite container deployment in production environments, see the report "Best Practices for Running Containers and Kubernetes in Production."

Sign up for the IBM Cloud account type of your choice.