Что представляет собой аналитика цепочки поставок?

Аналитика — это способность принимать решения исходя из данных, на основе совокупности релевантных и надежных данных, зачастую с применением средств визуализации, например графиков или диаграмм. Как правило, цепочки поставок генерируют гигантские объемы данных. Аналитика цепочки поставок помогает осмысливать эти данные, выявлять закономерности и извлекать знания.

Существует несколько типов аналитики цепочки поставок:

  • Описательная аналитика. Обеспечивает прозрачность и наличие единого источника достоверной информации по всей цепочке поставок, включая внутренние и внешние системы и данные.
  • Прогнозная аналитика. Помогает организации прогнозировать наиболее вероятный исход будущего развития событий и его последствия для бизнеса. Например, прогнозная аналитика помогает прогнозировать и устранять помехи и риски.
  • Предписывающая аналитика. Помогает организациям решать проблемы и сотрудничать для получения максимальной отдачи. Помогает организациям сотрудничать с партнерами по логистике для сокращения затрат времени и усилий на устранение помех.
  • Когнитивная аналитика. Помогает организации найти ответы на сложные вопросы на естественном языке — так, как на эти вопросы ответил бы человек или группа людей. Данное решение помогает обдумывать сложные вопросы и проблемы, например «Как улучшить или оптимизировать Х?».

Аналитика цепочки поставок лежит в основе применения когнитивных технологий, например искусственного интеллекта (ИИ), к процессам цепочки поставок. Когнитивные технологии мыслят, аргументируют, учатся и взаимодействуют подобно человеку, но при этом обладают огромным объемом ресурсов и скоростью.

Эта расширенная форма аналитики преображает оптимизацию цепочек поставок. Появляется возможность автоматического анализа больших объемов данных для оптимизации прогнозирования, выявления неэффективных процессов, повышения эффективности реагирования на потребности заказчиков, ускорения инноваций и реализации революционных идей.

Чем обусловлена важность аналитики цепочки поставок?

Аналитика цепочки поставок помогает организациям в принятии более продуманных, быстрых и эффективных решений. В число ее достоинств входит способность решать следующие задачи:

  • Значительное повышение рентабельности инвестиций. В ходе недавнего опроса Gartner представители 29% опрошенных организаций заявили, что аналитика обеспечила высокую рентабельность инвестиций, и только 4% не отметили роста рентабельности.
  • Более четкое понимание рисков. Аналитика помогает выявить известные риски и прогнозировать будущие риски путем выявления закономерностей и тенденций в цепочке поставок.
  • Повышение точности планирования. Анализ данных о клиентах помогает организациям лучше прогнозировать будущий спрос. Организациям становится проще определить, производство каких продуктов можно сократить, когда эти продукты становятся менее прибыльными, а также узнать будущие потребности клиентов после начального заказа.
  • Формирование бережливой цепочки поставок. Организации могут пользоваться аналитикой цепочки поставок для мониторинга запасов, действий партнеров и потребностей клиентов для принятия более обоснованных решений.
  • Подготовка к будущему. Сегодня можно пользоваться расширенной аналитикой для управления цепочкой поставок. Расширенная аналитика помогает в обработке структурированных и неструктурированных данных и получении своевременных предупреждений, необходимых для принятия оптимальных решений. У организаций появляется возможность определять корреляцию и закономерности данных из различных источников и пользоваться системой предупреждений для минимизации рисков с минимальными затратами и минимальным влиянием на устойчивость бизнеса.

По мере распространения таких технологий, как ИИ, в аналитике цепочки поставок, компании могут получить множество других преимуществ. Информацию, которая ранее не подлежала обработке из-за ограничений в сфере анализа естественного языка, теперь можно анализировать в реальном времени. ИИ может быстро и в полном объеме читать, понимать и сопоставлять данные из разных источников, приемников и систем. Затем он может проводить анализ в реальном времени, опираясь на интерпретацию данных. Организации будут располагать значительно более богатой информацией о цепочке поставок. Они могут стать более эффективными и избегать помех, а также внедрять новые модели бизнеса.

Эволюция аналитики цепочки поставок

В прошлом аналитика цепочки поставок в основном ограничивалась статистическим анализом и расчетом количественных показателей в целях планирования и прогнозирования спроса. Данные хранились в электронных таблицах, полученных от разных участников цепочки поставок.

В 1990-х годах компании начали осваивать системы электронного обмена данными (EDI) и управления ресурсами предприятия (ERP) для обеспечения связи и обмена информацией между партнерами по цепочке поставок. Эти системы упрощали доступ к данным для анализа и помогали организациям в проектировании, планировании и прогнозировании.

В 2000-х годах организации начали пользоваться решениями для управленческой аналитики и предсказательного анализа. Эти решения помогали углублять понимание показателей сетей цепочек поставок, повышать эффективность принятия решений и оптимизировать эти сети.

Сегодня встает вопрос о том, как лучше всего пользоваться огромными объемами данных, создаваемыми в сетях цепочек поставок. В 2018 году в типичной цепочке поставок было в 50 раз больше данных, чем всего за 5 лет до этого¹. При этом анализировалось менее четверти от общего объема данных. Тогда как 20% данных в цепочках поставок структурированы и легко поддаются анализу, оставшиеся 80% приходятся на неструктурированные и темные данные². Сегодня организации ищут оптимальные способы анализа темных данных.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что когнитивные технологии и искусственный интеллект станут новым рубежом аналитики цепочки поставок. Возможности решений на основе ИИ не ограничиваются хранением информации и автоматизацией процессов. Программное обеспечение с ИИ может думать, рассуждать и учиться по образу и подобию человека. ИИ может обрабатывать колоссальные объемы данных и информации, включая структурированные и неструктурированные данные, и мгновенно обобщать и анализировать их.

По оценке IDC, к 2020 году 50% программного обеспечения для бизнеса будет использовать когнитивные возможности.³ ИИ не только предлагает мощную платформу для сопоставления и интерпретации данных из различных систем и источников, но также дает организациям возможность анализировать информацию из цепочки поставок в реальном времени. В связке с перспективными технологиями блокчейна это позволит компаниям будущего прогнозировать и предсказывать события.

Основные возможности эффективной аналитики цепочки поставок

Цепочка поставок — это самый заметный для клиентов и потребителей аспект бизнеса. Чем эффективнее будет аналитика цепочки поставок, тем лучше компания сможет защищать свою репутацию и долгосрочную устойчивость бизнеса.
Саймон Эллис (IDC) в материале Умная цепочка поставок рассказывает о пяти важных аспектах перспективной аналитики цепочки поставок:

  • Взаимосвязанность. Наличие доступа к неструктурированным данным из социальных сетей, структурированным данным Интернета вещей (IoT) и традиционным наборам данных в системах ERP и B2B.
  • Коллективная работа. Повышение эффективности сотрудничества с поставщиками все чаще требует коллективной работы и взаимодействия организаций в облачных сетях.
  • Киберосведомленность. В цепочке поставок должна быть усилена защита систем от взлома и хакеров. Эту задачу необходимо решать на уровне всей организации.
  • Когнитивные технологии. Платформа ИИ становится современным командно-диспетчерским пунктом цепочки поставок и обеспечивает объединение, координацию и реализацию решений и операций в масштабах всей цепочки. Значительная часть цепочки поставок автоматизирована и способна самообучаться.
  • Полноценность. Аналитические возможности необходимо масштабировать вместе с данными в реальном времени. Информация должна поступать быстро и в полном объеме. Задержки будут неприемлемы в цепочке поставок будущего.

В современных цепочках поставок для эффективной аналитики нужна клиентоориентированность — способность быстрого реагирования с высокой точностью и надежностью. Предприятия заинтересованы в аналитических решениях для цепочки поставок, способных быстро обрабатывать огромные объемы данных из разнообразных источников, включая неструктурированные данные и данные на основе естественного языка. Наконец, аналитика цепочки поставок должна обеспечивать прогнозирование растущего количества переменных, включая воздействие внешних факторов: погоды, военных конфликтов, рабочих и правовых норм.

Использование программного обеспечения для анализа цепочки поставок

Усложнение аналитики цепочки поставок привело к появлению разнообразного программного обеспечения для повышения ее эффективности. Программные продукты помогают решать широкий спектр вопросов — от обеспечения своевременного получения точной информации до мониторинга продаж.

Например, IBM разработала много продуктов для повышения эффективности аналитики цепочки поставок, и в некоторых из этих продуктов применяются технологии ИИ. Возможности ИИ дают программному обеспечению возможность изучать постоянно меняющиеся производственные процессы и прогнозировать потребность в изменениях. Продукты IBM:

IBM Sterling Supply Chain Insights with Watson

Пользуется возможностями ИИ для удаления шума и получения ценной информации, помогающей действовать быстрее и более надежно.

Watson Supply Chain Fast Start

Гибкая услуга по ускорению интеграции ИИ в цепочку поставок компании.

IBM Sterling Supply Chain Business Network

Дает компаниям возможность видеть все транзакции на единой панели мониторинга. Данное программное обеспечение помогает выявлять, оценивать и устранять проблемы за считанные минуты.

IBM Planning Analytics

Помогает автоматизировать планирование, составление бюджетов, прогнозирование и анализ процессов для повышения эффективности и своевременной подготовки надежных планов.

Примеры проектов и блоги об аналитике цепочки поставок

Lenovo использует IBM Sterling Supply Chain Insights with Watson

Lenovo

Среднее время реагирования на аномалии в цепочке поставок сократилось с нескольких дней до считанных минут — на 90%.

Аналитика данных для создания умной цепочки поставок

Аналитика данных

Как пользоваться аналитикой данных для оптимизации деятельности компании и коммерческих результатов?

Ресурсы

Источники информации

1. «The path to a thinking supply chain», Simon Ellis, John Santagate, IDC Technology Spotlight, август 2018 (PDF; 1,2 МБ)

2. «The AI journey: Artificial intelligence and the supply chain», IBM Watson Supply Chain

3.«Creating a thinking supply chain for the cognitive era», Matt McGovern, Watson Customer Engagement, 27.03.2017

4. «Why supply chain analytics is a must have», Christy Pettey, Gartner, 14.05.2015

What is supply chain analytics?

Analytics represent the ability to make data-driven decisions, based on a summary of relevant, trusted data, often using visualization in the form of graphs, charts and other means. Supply chains typically generate massive amounts of data. Supply chain analytics helps to make sense of all this data — uncovering patterns and generating insights.

Different types of supply chain analytics include:

  • Descriptive analytics. Provides visibility and a single source of truth across the supply chain, for both internal and external systems and data.
  • Predictive analytics. Helps an organization understand the most likely outcome or future scenario and its business implications. For example, using predictive analytics can project and mitigate disruptions and risks.
  • Prescriptive analytics. Helps organizations solve problems and collaborate for maximum business value. Helps businesses collaborate with logistic partners to reduce time and effort in mitigating disruptions.
  • Cognitive analytics. Helps an organization answer complex questions in natural language — in the way a person or team of people might respond to a question. It assists companies to think through a complex problem or issue, such as “How might we improve or optimize X?”

Supply chain analytics is also the foundation for applying cognitive technologies, such as artificial intelligence (AI), to the supply chain process. Cognitive technologies understand, reason, learn and interact like a human, but at enormous capacity and speed.

This advanced form of supply chain analytics is ushering in a new era of supply chain optimization. It can automatically sift through large amounts of data to help an organization improve forecasting, identify inefficiencies, respond better to customer needs, drive innovation and pursue breakthrough ideas.

Why is supply chain analytics important?

Supply chain analytics can help an organization make smarter, quicker and more efficient decisions. Benefits include the ability to:

  • Gain a significant return on investment. A recent Gartner survey revealed that 29 percent of surveyed organizations said they have achieved high levels of ROI by using analytics, compared with only four percent that achieved no ROI.⁴    
  • Better understand risks. Supply chain analytics can identify known risks and help to predict future risks by spotting patterns and trends throughout the supply chain.
  • Increase accuracy in planning. By analyzing customer data, supply chain analytics can help a business better predict future demand. It helps an organization decide what products can be minimized when they become less profitable or understand what customer needs will be after the initial order.
  • Achieve the lean supply chain. Companies can use supply chain analytics to monitor warehouse, partner responses and customer needs for better-informed decisions.
  • Prepare for the future. Companies are now offering advanced analytics for supply chain management. Advanced analytics can process both structured and unstructured data to give organizations an edge to get alerts on time to make the optimal decisions. It can build correlation and patterns among different sources to provide alerts that minimize risks at little cost and less sustainability impact.

As technologies such as AI become more commonplace in supply chain analytics, companies may see an explosion of further benefits. Information not previously processed because of the limitations of analyzing natural language data can now be analyzed in real time. AI can rapidly and comprehensively read, understand and correlate data from disparate sources, silos and systems. It can then provide real-time analysis based on interpretation of the data. Companies will have far broader supply chain intelligence. They can become more efficient and avoid disruptions — while supporting new business models.

Evolution of supply chain analytics

In the past, supply chain analytics was limited mostly to statistical analysis and quantifiable performance indicators for demand planning and forecasting. Data was stored in spreadsheets that came from different participants in the supply chain.

By the 1990s, companies were adopting Electronic Data Interchange (EDI) and Enterprise Resource Planning (ERP) systems to connect and exchange information among the supply chain partners. These systems provided easier access to data for analysis, along with assisting businesses in their designing, planning and forecasting.

In the 2000s, businesses began turning to business intelligence and predictive analytic software solutions. These solutions helped companies gain a more in-depth knowledge of how their supply chain networks were performing, how to make better decisions and how to optimize their networks.

The challenge today is how companies can best use the huge amounts of data generated in their supply chain networks. As recently as 2017, a typical supply chain accessed 50 times more data than just five years earlier.¹ However, less than a quarter of this data was being analyzed. Further, while approximately 20 percent of all supply chain data is structured and can be easily analyzed, 80 percent of supply chain data is unstructured or dark data.² Today’s organizations are looking for ways to best analyze this dark data.

Studies are pointing to cognitive technologies or artificial intelligence as the next frontier in supply chain analytics. AI solutions go beyond information retention and process automation. AI software can think, reason and learn in a human-like manner. AI can also process tremendous amounts of data and information — both structured and unstructured data — and provide summaries and analyses of that information in an instant.

IDC estimates that by 2020, 50 percent of all business software will incorporate some cognitive computing functions.³ AI not only provides a platform for powerfully correlating and interpreting data from across systems and sources — it also allows organizations to analyze supply chain data and intelligence in real time. Coupled with emerging blockchain technologies, companies in the future will be able to proactively forecast and predict events.

Key features of effective supply chain analytics

The supply chain is the most obvious face of the business for customers and consumers. The better a company can perform supply chain analytics, the better it protects its business reputation and long-term sustainability.

IDC’s Simon Ellis in The Thinking Supply Chain identifies the five “Cs” of the effective supply chain analytics of the future:

  • Connected. Being able to access unstructured data from social media, structured data from the Internet of Things (IoT) and more traditional data sets available through traditional ERP and B2B integration tools.
  • Collaborative. Improving collaboration with suppliers increasingly means the use of cloud-based commerce networks to enable multi-enterprise collaboration and engagement.
  • Cyber-aware. The supply chain must harden its systems from cyber-intrusions and hacks, which should be an enterprise-wide concern.
  • Cognitively enabled. The AI platform becomes the modern supply chain's control tower by collating, coordinating and conducting decisions and actions across the chain. Most of the supply chain is automated and self-learning.
  • Comprehensive. Analytics capabilities must be scaled with data in real time. Insights will be comprehensive and fast. Latency is unacceptable in the supply chain of the future.

In today’s supply chain networks, effective analytics requires the ability to become more customer centric — responding quickly while maintaining accuracy and integrity. Businesses are looking for supply chain analytical solutions that can quickly analyze huge amounts of data from disparate data sources, including unstructured and natural language-based data. Finally, supply chain analytics are being asked to predict an increasing number of supply chain variables — including external forces such as weather, war, workers and regulations.

Using software for supply chain analytics

With supply chain analytics becoming so complicated, many types of software have been developed to optimize supply chain performance. Software products cover the gamut — from supplying timely and accurate supply chain information to monitoring sales.

For instance, IBM has developed many software products to increase the effectiveness of supply chain analytics, with some of the software even using AI technologies. With AI capabilities, supply chain software can actually learn an ever-fluctuating production flow and can anticipate the need for changes. IBM products include:

  • IBM Supply Chain Insights has AI capabilities to help a business cut through data noise and get the insights to confidently act faster.
  • Watson Supply Chain Fast Start is an agile workshop engagement to accelerate a company’s journey toward a supply chain powered by AI.
  • IBM Supply Chain Business Network enables companies to see all relevant transactions from a single dashboard. The software can quickly pinpoint and assess issues without IT involvement, allowing resolution in minutes not hours.
  • IBM Planning Analytics helps companies to automate planning, budgeting, forecasting and analysis processes to drive efficiency and create timely, reliable plans.

Case studies and blogs about supply chain analytics

Lenovo uses IBM Watson Supply Chain Insights

Shrinks its average response time to supply chain disruptions from days to minutes — up to 90 percent faster than before.

Data analytics for a smarter supply chain

How can you apply data analytics to improve your operations and outcomes?

Source

1. "The path to a thinking supply chain," Simon Ellis, John Santagate, IDC Technology Spotlight, Aug 2018

2. "The AI journey: Artificial intelligence and the supply chain," IBM Watson Supply Chain

3.

4. "Why supply chain analytics is a must have," Christy Pettey, Gartner, 14 May 2015