Менеджмент ИТ-услуг (ITSM)

menu icon

Менеджмент ИТ-услуг (ITSM)

ITSM — это набор методик, позволяющих обеспечить соответствие ИТ-сервисов организации требованиям пользователей и бизнеса.

Что такое менеджмент ИТ-услуг (ITSM)?

Менеджмент ИТ-услуг (ITSM) представляет собой набор политик и практических методов по реализации, предоставлению и сопровождению ИТ-услуг таким образом, чтобы удовлетворить заявленные потребности конечных пользователей и бизнеса.

В этом определении под конечными пользователями понимаются, в том числе, сотрудники, клиенты и бизнес-партнеры. ИТ-услуги могут включать любое оборудование, программное обеспечение или вычислительные ресурсы, которые организация предоставляет пользователю — все, от корпоративного ноутбука, программного актива или веб-приложения до мобильного приложения, облачного хранилища данных, виртуального сервера для разработки или других услуг.

ITSM — это сложная дисциплина. В конце концов, ее цель заключается в том, чтобы обеспечить и поддерживать оптимальное развертывание, работу и управление каждым отдельным ИТ-ресурсом для каждого пользователя в большой компании. Данная статья призвана дать общее представление о теме. 

Что такое ITIL?

Библиотека инфраструктуры информационных технологий (ITIL) — это наиболее широко используемая система руководств по передовым методам внедрения и документирования ITSM. Это на самом деле библиотека: последняя версия, ITIL 4, включает в себя пять томов, которые охватывают 34 практики ITSM (в ITIL 3 их было 26). Структура ITIL описана в следующих томах:

  1. Стратегия обслуживания. Посвящен полному жизненному циклу процессов ITSM — проектированию, разработке, внедрению и управлении портфелем ИТ-услуг, а также определению стоимости и бюджета на эти услуги и прогнозированию будущего спроса на услуги.
  2. Проектирование услуг. Охватывает проектирование услуг и процессов с учетом бизнес-требований в отношении доступности, безопасности, соглашений об уровне обслуживания (SLA) с пользователями, обеспечение непрерывности (включая службы резервного копирования и аварийного восстановления) и многое другое.
  3. Переход на услугу. Описывает передовые методы перехода на новую или измененную услугу с минимальным ущербом для качества и производительности услуги.
  4. Функционирование услуг. Описывает повседневное управление развернутыми сервисами, включая выполнение запросов на обслуживание (от пользователей или отделов), реагирование на проблемы и инциденты и контроль доступа к сервисам.
  5. Постоянное совершенствование услуг. Описывает шаги по пересмотру или расширению услуг по мере изменения потребностей бизнеса.

ITIL является исчерпывающей библиотекой, но не обязывает полностью реализовывать ее в организации — организация может выбирать только те процессы и практики ITIL, которые ей необходимы.

Существуют и другие передовые системы ITSM; некоторые из них тесно связаны с ITIL, а многие используются совместно с ней. К ним относятся следующие:

  • BiSL (библиотека информационных сервисов для бизнеса), которая ориентирована на ITSM с точки зрения пользователей (это часто называют перспективой "спроса").
  • COBIT (задачи информационных и смежных технологий), где основное внимание уделяется управлению и элементам управления.
  • ISO/IEC 20000, первый международный стандарт для управления службами.
  • MOF (Microsoft Operations Framework), альтернатива ITIL.
  • Шесть сигм — набор инструментов для управления ИТ-организациями, производством и другими процессами с целью достижения статистически высокого уровня качества продукции.

Основные принципы и методы ITSM

Мы не можем рассмотреть все 34 практики ITSM в одной статье, но мы можем упомянуть основные методы, которые организации применяют чаще всего:

  • Управление инцидентами: в системе ITSM инцидент — это незапланированное отключение или прерывание работы службы. Управление инцидентами определяет процесс реагирования на инцидент с целью восстановления службы с минимальным влиянием на пользователей и бизнес.
  • Управление проблемами: это процесс выявления и устранения не только основной причины инцидента, но и факторов первопричины, и определения наилучшего способа ее устранения.
  • Управление изменениями: в ИТ изменения происходят постоянно. Управление изменениями, также известное как внедрение изменений, представляет собой создание процессов и практик, которые сводят к минимуму сбои в предоставлении ИТ-услуг, проблемы соответствия и другие риски, которые могут возникнуть в результате изменений, внесенных в критически важные системы.
  • Управление активами и конфигурацией: определяет процессы авторизации, мониторинга и документирования конфигурации программных и аппаратных активов (физических и виртуальных серверов, операционных систем, ноутбуков, мобильных устройств), используемых для предоставления услуг. Ключевым инструментом управления активами и конфигурациями является база данных управления конфигурацией (CMDB), которая служит центральным хранилищем всех ИТ-активов и взаимосвязей между ними.
  • Управление запросами на обслуживание: связано с процессами обработки запросов на новые услуги от отдельных пользователей или областей бизнеса. Это может включать в себя что угодно — от запросов сотрудников на новые ноутбуки до запросов партнеров на доступ к порталу или запроса отдела на несколько новых "рабочих мест" в приложении, развернутом в виде программного обеспечения как услуги (SaaS). Чем выше автоматизация запросов и возможностей "самообслуживания" в управлении заявками на услуги, тем больше потенциальная польза для организации.
  • Каталог услуг: меню или портал, который позволяет пользователям самостоятельно выбирать ИТ-услуги.
  • Управление знаниями: практика создания и совместного использования знаний, связанных с ИТ-услугами, в организации и/или крупном предприятии (включая клиентов и партнеров). Основным инструментом этой практики обычно является доступная для поиска, постоянно обновляемая база знаний на основе самообслуживания.
  • Управление уровнем обслуживания: практика согласования требуемых или желаемых уровней обслуживания для различных групп пользователей с последующим достижением этих уровней или "компенсации" пользователям, когда эти уровни не обеспечены. Как правило, согласованные уровни обслуживания документируются в соглашении об уровне обслуживания (SLA), которое, по сути, выполняет функции контракта между ИТ и пользователями или бизнесом.
  • Служба ИТ-поддержки: в ITSM служба ИТ-поддержки представляет собой разновидность стандартной службы поддержки: она является единой точкой контакта (SPOC) для выявления и управления всеми инцидентами, проблемами и запросами. Это также основа ITSM, с которой начинаются все отчеты об инцидентах, отчеты о проблемах и запросы на обслуживание, и где пользователи могут отслеживать их статус. Служба поддержки занимается лицензированием программного обеспечения, поставщиками услуг и сторонними контрактами, связанными с ITSM. Во многих случаях Служба поддержки управляет и обслуживает связанные с ITSM порталы самообслуживания и базы знаний.

Преимущества ITSM

Цель ITSM — обеспечить работу ИТ-услуг, удовлетворяющую потребности пользователей и бизнеса. Поэтому неудивительно, что строгий подход к ITSM часто дает значительные преимущества для бизнеса:

  • ITSM позволяет ИТ-командам быстро, гибко и безболезненно реагировать на неожиданные события, новые возможности и конкурентные угрозы.
  • Обеспечивая более высокую производительность системы и доступность и меньше перебоев в обслуживании, ITSM позволяет пользователям и бизнесу выполнять больше работы.
  • Систематически ускоряя разрешение инцидентов, сокращая количество проблем и даже автоматически предотвращая или решая проблемы, ITSM помогает бизнесу повысить продуктивность ИТ-инфраструктуры при меньших затратах.
  • ITSM помогает организации устанавливать и обеспечивать соответствие реалистичным ожиданиям в отношении услуг, что приводит к большей прозрачности и удовлетворенности пользователей.
  • За счет внедрения принципов соответствия в разработку, предоставление и управление ИТ-услугами, ITSM может повысить уровень соответствия и снизить риски.

Для ИТ-отделов ITSM обеспечивает постоянно более продуктивную, эффективную и экономичную организацию обслуживания в соответствии с бизнес-стратегией — ИТ-отдел, который становится все более важной составляющей успеха организации (и все меньше — источником проблем).

Инструменты и программное обеспечение ITSM

На момент написания этой статьи на рынке представлено более 150 программных инструментов ITSM, призванных помочь организациям внедрить и даже автоматизировать ITSM в рамках передовой структуры или нескольких структур по их выбору.

Ниже приводится очень короткий список критериев для выбора инструмента:

  • Убедитесь, что он поддерживает надежную службу поддержки ИТ, поскольку она будет служить связующим звеном между ИТ-персоналом и пользователями/бизнес-подразделениями.
  • Выберите инструмент с возможностями, которые можно связать с каждой областью практической деятельности, которую вы используете или будете использовать, включая управление активами ИТ, управление изменениями, управление знаниями, интеграцию каталога услуг, управление инцидентами и управление проблемами.
  • Выберите инструмент, который можно интегрировать с другими инструментами в ИТ-средах, таких как программное обеспечение для отслеживания проектов, инструменты совместной работы и системы ERP.
  • Ищите простые в реализации инструменты с графическими информационными панелями и настраиваемыми метриками и отчетами, которые помогут отслеживать предоставление и качество услуг в режиме реального времени на основе ключевых показателей эффективности (KPI), таких как тенденции объема заявок, время отклика и реагирования на инциденты, а также статистика соответствия уровня обслуживания.

И самое главное — любой выбранный инструмент должен успешно справляться с быстрыми изменениями среды. Другими словами, если ваши инструменты созданы для обработки сред, меняющихся раз в день, они недостаточно современные. Современные инструменты должны уметь выявлять, анализировать, исправлять и проверять проблемы практически в реальном времени.

ITSM и искусственный интеллект (AIOps)

Искусственный интеллект (ИИ) быстро становится частью многих бизнес-процессов, и ITSM не является исключением. В недавнем исследовании Gartner (ссылка на сторонний сайт) отмечается, что число предприятий, внедряющих искусственный интеллект, за последние четыре года выросло на 270%; более половины этих компаний также рассматривают или применяют какую-либо форму искусственного интеллекта для ITSM.

Согласно прогнозам компании Gartner, со временем инструменты ITSM будут включать в себя так называемый искусственный интеллект для ИТ-операций, или AIOps, который она определяет как приложение машинного обучения во всей операционной среде. Сюда входят также мониторинг и ITSM. Предполагается, что за счет применения искусственного интеллекта к данным из нескольких источников AIOps позволит более эффективно прогнозировать сбои, определять приоритеты событий и выполнять анализ первопричин.

Узнайте больше о решениях AIOps от IBM.

Примеры из практики применения ITSM

Ниже описываются три случая, когда решения ITSM принесли пользу компаниям:

  • За счет автоматизации управления знаниями Cognizant Applications Value Center удалось сократить объем обращений в службу поддержки на 80 процентов и сократить среднее время разрешения обращений в связи с инцидентами почти на 40 процентов.
  • Компания Serima Consulting GmbH помогла разработать интеллектуальное решение для управления электросетью в рамках политически контролируемого перехода Германии от ядерной энергетики и ископаемого топлива к возобновляемым источникам энергии. Решение Serima ITSM позволяет использовать единую точку зрения на управление всей сетевой инфраструктурой и служит "маяком", на который будут ориентироваться аналогичные проекты интеллектуальных сетей по всей Германии.
  • Компания St Vincent's Health  (01:27) в Сиднее, Австралия, внедрила ITSM-решение, которое позволяет медицинскому персоналу регистрировать инциденты на своих мобильных устройствах и помогает больнице разрешать более 50 процентов заявок по первому обращению.

Будущее ITSM

Решения ITSM продолжают меняться по мере развития потребностей и технологий организаций, которые их используют. Очень вероятно, что в ближайшие несколько лет мы будем наблюдать следующее:

  • Поддержка Интернета вещей (IoT): устройства, подключенные к Интернету вещей, становятся все более популярными и разнообразными — подключаются оборудование и сетевая инфраструктура, электрические приборы и даже средства доставки. Эти устройства непрерывно собирают ценные данные, включая рабочие данные о состоянии, местоположении и перемещениях. Решения ITSM должны будут начать мониторинг и использование этих данных для более эффективного решения проблем и принятия бизнес-решений. С помощью информации от подключенных к Интернету датчиков вы можете лучше понять свой бизнес.
  • Интеграция с социальными сетями: инструменты ITSM начинают адаптировать каналы коммуникации к пользователю, а не пользователя к инструменту. Это означает использование каналов социальных сетей, таких как Twitter, Facebook, Slack, Instagram и SMS, для регистрации заявок и отслеживания предоставления поддержки. Благодаря интеграции с социальными сетями ваша компания сможет лучше оценивать впечатления клиентов.

ITSM и IBM Cloud

Портфель IBM ITSM включает в себя IBM Control Desk с возможностями службы поддержки на основе передового опыта и IBM Workload Automation для автоматизации сложных рабочих нагрузок. IBM Cloud Pak для Watson AIOps включает в себя ключевые возможности ITSM, такие как интегрированное управление производительностью приложений и анализ, чтобы помочь предприятиям сопоставить данные в цепочке инструментов, быстрее выявлять и разрешать инциденты и уверенно автоматизировать процессы.

Узнайте больше, чтобы определить, какие инструменты могут помочь вашей команде обеспечить соответствие ожиданиям пользователей и бизнес-целям сегодня и в будущем.

Для того чтобы приступить к работе, зарегистрируйтесь для получения IBMid и создайте учетную запись IBM Cloud.

IT service management (ITSM)

menu icon

IT service management (ITSM)

ITSM is how an organization ensures its IT services work the way users and the business need them to work.

What is IT service management (ITSM)?

IT service management (ITSM) is a set of policies and practices for implementing, delivering and managing IT services for end users in a way that meets the stated needs of end users and the stated goals of the business.

For this definition, end users can include employees, customers or business partners. IT services can include any hardware, software or computing resource the organization supplies for a user—everything from a company notebook, software asset or Web application to a mobile app, cloud storage solution or virtual server for development or other services.

ITSM is a complicated discipline—after all, its intended goal is to enable and maintain optimal deployment, operation and management of every single IT resource for every user in the extended enterprise. This article is written to provide a basic understanding of the topic. 

What is ITIL?

The Information Technology Infrastructure Library (ITIL) is the most widely adopted best-practices guidance framework for implementing and documenting ITSM. It is an actual library; the latest version, ITIL 4, includes five volumes that cover 34 ITSM practices (up from 26 in ITIL 3). The ITIL framework is described in the volumes listed below:

  1. Service Strategy, which focuses on the full ITSM processes lifecycle—designing, developing, implementing and managing a portfolio of IT services, plus determining the cost and budget for these services and forecasting future demand for services.
  2. Service Design, which covers designing services and processes with respect to business requirements for availability, security, service level agreements (SLAs) with users, continuity (including backup and disaster recovery services) and much more.
  3. Service Transition, which describes best practices for moving to a new or changed service with minimal impact on service quality and performance.
  4. Service Operation, which outlines the everyday, nuts-and-bolts management of deployed services, including fulfilling service requests (from users or departments), responding to problems and incidents and controlling access to services.
  5. Continual Service Improvement, which covers the steps for revising or expanding services as business needs change.

ITIL is exhaustive, but an organization’s ITSM program does not need to implement it exhaustively—the organization can pick and choose only the ITIL processes and practices they need.

Other best-practice ITSM frameworks exist; some are closely related to ITIL, and many are used in concert with ITIL. These include the following:

  • BiSL (Business Information Services Library), which is focused on ITSM from the perspective of users (this is often called the "demand" perspective).
  • COBIT (Control Objectives for Information and Related Technologies), which focuses on controls and governance.
  • ISO/IEC 20000, the first international standard for service management.
  • MOF (Microsoft Operations Framework), an alternative to ITIL.
  • Six Sigma, a set of tools for governing IT organizations, manufacturing and other processes, with the goal of achieving statistically high product quality levels.

ITSM key practices and concepts

We can’t review all 34 ITSM practices in a single article, but we can cover the core practices that organizations adopt most often:

  • Incident management: In ITSM-speak, an incident is an unplanned outage or interruption in service. Incident management defines the process of responding to an incident with the goal of restoring the service with minimal impact to users and the business.
  • Problem management: This is the process of not just identifying and addressing the root cause of an incident, but also the factors leading to the root cause and determining the best way to eliminate it.
  • Change management: In IT, change is constant. Change management, also known as change enablement, is the establishment of processes and practices that minimize IT service disruptions, compliance issues and other risks that might result from changes made to critical systems.
  • Asset and configuration management: This defines processes for authorizing, monitoring and documenting the configuration of software and hardware assets (physical and virtual servers, operating systems, notebooks, mobile devices) used to deliver services. A key asset and configuration management tool is the configuration management database (CMDB), which serves as a central repository of all IT assets and the relationships between them.
  • Service request management: This is concerned with processes for handling requests for new services from individual users or areas of the business. This could include anything from employee requests for new notebooks to partner requests for portal access or a departmental request for several new "seats" on a software-as-a-service (SaaS) application. The greater the automation of the ticketing workflow and "self-service" capability in service request management, the greater the potential benefit to the organization.
  • Service catalog: A menu or portal that allows users to help themselves to IT services.
  • Knowledge management: The practice of generating and sharing IT service–related knowledge across the organization and/or the extended enterprise (including customers and partners). A searchable, continually updated self-service knowledge base is usually the core tool of this practice.
  • Service level management: The practice of agreeing upon required or desired levels of service for different groups of users and then meeting those levels, or "compensating" users when the levels aren’t met. Typically, the agreed-upon service levels are documented in a service level agreement (SLA), which essentially functions as a contract between IT and the users or the business.
  • IT Service Desk: In ITSM, the IT Service Desk is a superset of the standard help desk—it serves as the single point of contact (SPOC) for fielding and managing all incidents, problems and requests. It’s also a foundation of ITSM, where all incident reports, problem reports and service requests begin, and where users can track their progress. The Service Desk handles software licensing, service providers and third-party contracts related to ITSM. In many cases, the Service Desk operates and maintains ITSM-related self-service portals and knowledge bases.

ITSM benefits

The goal of ITSM is to ensure that IT services perform in a way that meets the needs of the users and the business. It’s no surprise, then, that a rigorous ITSM approach often results in some significant business benefits:

  • ITSM makes it easier for IT teams to provide a fast, agile, trauma-free response to unexpected events, new opportunities and competitive threats.
  • By enabling better system performance, greater availability and fewer service interruptions, ITSM helps users do more work and the business do more business.
  • By systematically speeding incident resolution, reducing incidents and problems and even automatically preventing or resolving issues, ITSM helps the business get more productivity from IT infrastructure at less cost.
  • ITSM helps the organization set and meet realistic expectations for service, leading to greater transparency and improved user satisfaction.
  • By embedding compliance into IT service design, delivery and management, ITSM can improve compliance and reduce risk.

For IT departments, ITSM enables a continually more productive, effective and cost-effective service organization that’s aligned with business strategy—an IT department that increasingly becomes a critical part of the organization’s success (and less and less the source of the organization’s problems).

ITSM tools and software

There are over 150 ITSM software tools on the market at this writing, designed to help organizations implement and even automate ITSM within the best-practices framework or frameworks of their choice.

The following is a very short list of criteria for choosing a tool:

  • Make sure it supports a robust IT service desk because the service desk will serve as the interface between your IT staff and users/business units.
  • Choose a tool with capabilities that map to every framework practice area you use or will use, including IT asset management, change management, knowledge management, integration of the service catalog, incident management and problem management.
  • Choose a tool that integrates with the other tools in your IT environments, such as project tracking software, collaboration tools and ERP systems.
  • Look for easy-to-implement tools with graphical dashboards and configurable metrics and reports to help monitor service delivery and quality in real time, based on key performance indicators (KPIs) like ticket volume trends, incident response and resolution times, and service level compliance statistics.

Most importantly, any tool you choose should be able to handle rapidly changing environments. In other words, if your tools were built to handle environments that change once daily, they aren’t modern enough. Modern tools should be able to identify, analyze, fix and verify problems in near real time.

ITSM and artificial intelligence (AIOps)

Artificial intelligence (AI) is fast becoming part of many business processes, and ITSM is no exception. A recent Gartner survey (link resides outside IBM) notes that the number of enterprises implementing AI has grown 270 percent in the past four years; more than half of these companies are also considering or applying some form of AI for ITSM.

Over time, Gartner expects more ITSM tools to incorporate what it calls AI for IT Operations, or AIOps, which it defines as the application of machine learning across the entire operational environment. This includes monitoring and ITSM. By applying AI to data from multiple sources, AIOps is expected to help better predict outages, prioritize events and improve root cause analysis.

Find out more about AIOps solutions from IBM.

ITSM case studies

The following are three cases in which ITSM solutions delivered value for companies:

  • By automating knowledge management, Cognizant’s Applications Value Center reduced help desk ticket volumes by up to 80 percent and cut the mean time to resolve incident tickets by nearly 40 percent.
  • Serima Consulting GmbH helped develop a smart power grid management solution as part of Germany’s politically supervised shift from nuclear and fossil fuels to renewable energy sources. Serima’s ITSM solution enables a single- service management point of view across the entire grid infrastructure and serves as a "lighthouse" project that will guide similar smart grid projects throughout Germany.
  • St Vincent's Health (01:27) in Sydney, Australia, implemented an ITSM solution that allows medical staff to initiate incidents on their mobile devices and enables the hospital to resolve more than 50 percent of its tickets on the first call.

The future of ITSM

ITSM solutions continue to change as the needs and technologies of the organizations that use them evolve. In the next few years, you’re likely to see the following:

  • Support for the Internet of Things (IoT): IoT-connected devices are becoming more popular and varied—hardware and network infrastructure, electrical fixtures and even delivery vehicles are all being connected. These devices continually collect valuable data, including operating status, location and movements. ITSM solutions will have to start monitoring and using that data to improve problem-solving and business decisions. By incorporating the information you receive from your internet-connected sensors, you can gain even greater insight into your business.
  • Social media integration: ITSM tools are beginning to adapt communication channels to the user, rather than the user to the tool. This means adopting social media channels like Twitter, Facebook, Slack, Instagram and SMS messages as ways to log tickets and track support. With social media integration, your company will be better able to gauge customer sentiment.

ITSM and IBM Cloud

IBM can help prepare you for the future of ITSM with automation tools to support every aspect—implementation, delivery and management.

Any moves toward business-wide and IT-wide automation should start with small, measurably successful projects, which you can then scale and optimize for other processes and in other parts of your organization.

Working with IBM, you’ll have access to AI-powered automation capabilities, including prebuilt workflows, to make every IT services process more intelligent, freeing up teams to focus on the most important IT issues and accelerate innovation.

Take the next step:

Get started with an IBM Cloud account today.