Распознавание речи

menu icon

Распознавание речи

Узнайте об истории развития технологий распознавания речи и разнообразных вариантах применения этих технологий в современном мире

Что такое распознавание речи?

Распознавание речи (также «автоматическое распознавание речи», «компьютерное распознавание речи» или «преобразование речи в текст») — это технология записи человеческой речи в виде текста. Не следует путать распознавание речи с распознаванием голоса: распознавание речи нацелено на преобразование устной речи в текст, в то время как распознавание голоса служит для идентификации отдельных пользователей по голосу.

Компания IBM сыграла важную роль в развитии технологий распознавания речи: в 1962 году компания представила устройство «Shoebox». Эта система умела распознавать 16 разных слов и стала серьезным прорывом после изобретения Bell Labs в 50-х годах ХХ века. Однако IBM не остановилась на достигнутом: результатом инновационных разработок на протяжении последующих лет стал запуск приложения VoiceType Simply Speaking в 1996 году. Это программное обеспечение для распознавания речи содержало 42 тысячи словарных слов на английском и испанском языках, а также включало орфографический словарь на 100 тысяч слов. На основе первых средств распознавания речи с ограниченным словарем возникла технология, которая в настоящее время широко применяется в различных отраслях, включая автомобильную промышленность, ИТ и здравоохранение. Новейшие достижения в сфере глубокого обучения и больших данных ускоряют темпы внедрения данной технологии. По данным исследования (внешняя ссылка), к 2025 году оборот рынка этих решений составит 24,9 млрд долларов США.

Основные возможности эффективных решений для распознавания речи

На сегодняшний день доступно множество приложений и устройств для распознавания речи, при этом в более передовых решениях применяются технологии искусственного интеллекта и машинного обучения. Для понимания и обработки человеческой речи они объединяют грамматику, синтаксис, структуру и состав звуковых и речевых сигналов. Идеальное решение способно самообучаться с каждым новым взаимодействием.

Лучшие экземпляры таких систем позволяют организациям настраивать и адаптировать технологию с учетом конкретных требований — от языка и нюансов речи до распознавания бренда. Например:

  • Весовые коэффициенты для языка: использование весовых коэффициентов для наиболее часто употребляемых слов (например, названий продуктов или профессиональных терминов, отсутствующих в основном словаре) позволяет повысить точность распознавания.
  • Маркировка источника речи: создание расшифровки с обозначением реплик каждого участника разговора.
  • Адаптация к акустической обстановке: отслеживание акустических сигналов. Систему можно научить адаптироваться к изменениям акустических условий (например, уровня шума в контактном центре) и стиля речи (например, тона голоса, громкости и скорости речи).
  • Фильтрация ненормативной лексики: с помощью фильтров можно обнаруживать определенные слова или фразы с целью их исключения из результатов обработки речи.

Тем временем технологии распознавания речи продолжают развиваться. IBM и другие компании ведут успешные разработки сразу по нескольким направлениям с целью повышения эффективности взаимодействия между человеком и компьютером.

Алгоритмы распознавания речи

Случайности и неточности, характерные для человеческой речи, усложняют задачу разработки. Эта область компьютерных наук сочетает в себе лингвистику, математику и статистику и по праву считается одной из самых сложных. Системы распознавания речи состоят из нескольких компонентов, таких как устройство речевого ввода, функции выделения признаков, векторы признаков, модули расшифровки и представления результатов в виде слов. Модуль расшифровки использует акустические модели, словарь произношения и языковые модели для определения результата.

Для оценки качества технологии распознавания речи применяются такие показатели, как степень точности, т. е. процент неправильно распознанных слов (WER), и скорость. На точность распознавания влияет множество факторов, включая произношение, акцент, тон, громкость и фоновые помехи. Главная цель систем распознавания речи — обеспечить такой коэффициент ошибок, который соответствовал бы разговору двух людей. В исследовании Lippmann (внешняя ссылка, PDF, 344 КБ) приводится показатель WER на уровне 4%, однако воспроизвести результаты, описанные в данной публикации, довольно сложно.

Подробнеео достижениях IBM в области распознавания речи можно узнать здесь.

Для преобразования речи в текст и повышения точности результатов применяются разнообразные алгоритмы и вычислительные методы. Ниже приводится краткое описание наиболее популярных методов:

  • Обработка данных на естественном языке (NLP): хотя NLP и не является обязательным алгоритмом для распознавания речи, это направление искусственного интеллекта сосредоточено на взаимодействии человека и компьютера с помощью речи и текста. Во многих мобильных устройствах распознавание речи встроено в системы голосового поиска (например, Siri) или программы для переписки.
  • Скрытые марковские модели (HMM): разработаны на основе модели цепи Маркова, согласно которой вероятность определенного состояния зависит от текущего состояния, а не предыдущих состояний. Если модель цепи Маркова полезна для наблюдаемых событий, таких как вводимый текст, то скрытые марковские модели позволяют включать в вероятностную модель скрытые события, например теги частей речи. Они применяются в качестве моделей последовательностей в технологии распознавания речи для присвоения меток каждому элементу последовательности — словам, слогам, предложениям и т. д. Метки создают связи с входными данными, что позволяет определить наиболее подходящую последовательность меток.
  • N-грамма: простейший тип языковой модели, согласно которой вероятности присваиваются предложениям или фразам. N-грамма представляет собой последовательность из N слов. Например, фраза «закажи нам пиццу» — триграмма (или 3-грамма), а фраза «пожалуйста, закажи нам пиццу» — 4-грамма. Для повышения эффективности распознавания и точности анализируется грамматика и вероятность определенных последовательностей слов.
  • Нейронные сети: применяются в основном для алгоритмов глубокого обучения и обрабатывают обучающие данные, имитируя деятельность человеческого мозга с использованием нескольких слоев узлов. Каждый узел состоит из входных данных, весовых коэффициентов, смещения (или порогового значения) и выходных данных. Если результат превышает заданное пороговое значение, узел активируется и передает данные на следующий слой сети. Нейронные сети обучаются с использованием контролируемых методов обучения, корректируя результаты с помощью функции потерь на основе алгоритма градиентного спуска. В целом нейронные сети демонстрируют более высокую точность и могут принимать больше данных, однако это происходит за счет снижения производительности, поскольку скорость их работы обычно ниже в сравнении с традиционными языковыми моделями.
  • Диаризация (или разделение) дикторов: алгоритмы разделения дикторов обнаруживают и разделяют речевой поток на сегменты по количеству говорящих. Это помогает программам эффективнее выделять отдельных участников разговора и часто используется в контрактных центрах для разделения речи клиентов и торговых агентов.

В блоге Watson вы сможете узнать, как IBM использует модели разделения дикторов в своих услугах преобразования речи в текст.

Практическое применение технологии распознавания речи

Технология распознавания речи широко применяется в различных отраслях, экономя время и даже спасая жизни. Ниже приведены некоторые примеры практического использования.

Автомобильная промышленность: средства распознавания речи повышают безопасность вождения с помощью голосовых систем навигации и функций поиска в автомобильных радиостанциях.

Современные технологии: виртуальные помощники все активнее входят в повседневную жизнь людей, особенно в мобильных устройствах. Например, с помощью голосовых команд можно выполнить голосовой поиск в смартфоне, обратившись к Google Ассистенту или Apple Siri, либо прослушать музыку, обратившись к Amazon Alexa или Microsoft Cortana. Непрерывная интеграция в привычные нам продукты будет стимулировать развитие «Интернета вещей».

Здравоохранение: врачи и медсестры используют приложения с функциями диктовки для сбора и обработки информации о диагнозах пациентов и схемах лечения.

Продажи: технология распознавания речи имеет широкое применение в сфере продаж. С ее помощью контактные центры могут обрабатывать тысячи телефонных звонков клиентов для выявления общих закономерностей и проблем. Кроме того, когнитивные чатботы могут общаться с посетителями веб-сайта, отвечать на общие вопросы и обрабатывать базовые запросы, не дожидаясь освобождения сотрудника контактного центра. В каждой из этих ситуаций системы распознавания речи помогают сократить время устранения проблем, возникающих у потребителей.

Безопасность: по мере внедрения технологий в повседневную жизнь людей протоколы безопасности становятся все более актуальными. Аутентификация по голосу является эффективным способом обеспечения безопасности.

Узнайте, каким образом компании используют программное обеспечение для распознавания речи, чтобы в режиме реального времени индексировать аудиоданные, транслируемые радиостанциями. Ознакомьтесь с примером внедрения в Audioburst здесь.

Распознавание речи и IBM

Компания IBM стояла у истоков разработки инструментов и услуг в области распознавания речи. Наши решения позволяют организациям автоматизировать сложные бизнес-процессы, обеспечивая при этом анализ важной информации.

  • IBM Watson Speech to Text — это облачное решение, использующее алгоритмы глубокого обучения на основе ИИ для создания настраиваемых процессов преобразования речи в текст, опираясь на знания в области грамматики, структуры языка и состава звуковых/голосовых сигналов.
  • IBM Watson Text to Speech преобразует письменный текст в естественную речь с целью повышения качества обслуживания и степени вовлеченности клиентов, тем самым улучшая доступность для пользователей, говорящих на разных языках, за счет разнообразных вариантов взаимодействия.

Более подробная информация о том, как приступить к использованию технологии распознавания речи, приведена на страницах IBM Watson Speech to Text и IBM Watson Text to Speech.

Получите IBMid и создайте учетную запись IBM Cloud.

By: IBM Cloud Education

Learn about the history of speech recognition and its various applications in the world today

What is speech recognition?

Speech recognition, also known as automatic speech recognition (ASR), computer speech recognition, or speech-to-text, is a capability which enables a program to process human speech into a written format. While it’s commonly confused with voice recognition, speech recognition focuses on the translation of speech from a verbal format to a text one whereas voice recognition just seeks to identify an individual user’s voice.

IBM has had a prominent role within speech recognition since its inception, releasing of “Shoebox” in 1962. This machine had the ability to recognize 16 different words, advancing the initial work from Bell Labs from the 1950s. However, IBM didn’t stop there, but continued to innovate over the years, launching VoiceType Simply Speaking application in 1996. This speech recognition software had a 42,000-word vocabulary, supported English and Spanish, and included a spelling dictionary of 100,000 words. While speech technology had a limited vocabulary in the early days, it is utilized in a wide number of industries today, such as automotive, technology, and healthcare. Its adoption has only continued to accelerate in recent years due to advancements in deep learning and big data. Research (link resides outside IBM) shows that this market is expected to be worth $24.9 billion by 2025.

Key features of effective speech recognition

Many speech recognition applications and devices are available, but the more advanced solutions use AI and machine learning. They integrate grammar, syntax, structure, and composition of audio and voice signals to understand and process human speech. Ideally, they learn as they go — evolving responses with each interaction.

The best kind of systems also allow organizations to customize and adapt the technology to their specific requirements — everything from language and nuances of speech to brand recognition. For example:

  • Language weighting: Improve precision by weighting specific words that are spoken frequently (such as product names or industry jargon), beyond terms already in the base vocabulary.
  • Speaker labeling: Output a transcription that cites or tags each speaker’s contributions to a multi-participant conversation.
  • Acoustics training: Attend to the acoustical side of the business. Train the system to adapt to an acoustic environment (like the ambient noise in a call center) and speaker styles (like voice pitch, volume and pace).
  • Profanity filtering: Use filters to identify certain words or phrases and sanitize speech output.

Meanwhile, speech recognition continues to advance. Companies, like IBM, are making inroads in several areas, the better to improve human and machine interaction.

Speech recognition algorithms

The vagaries of human speech have made development challenging. It’s considered to be one of the most complex areas of computer science – involving linguistics, mathematics and statistics. Speech recognizers are made up of a few components, such as the speech input, feature extraction, feature vectors, a decoder, and a word output. The decoder leverages acoustic models, a pronunciation dictionary, and language models to determine the appropriate output.

Speech recognition technology is evaluated on its accuracy rate, i.e. word error rate (WER), and speed. A number of factors can impact word error rate, such as pronunciation, accent, pitch, volume, and background noise. Reaching human parity – meaning an error rate on par with that of two humans speaking – has long been the goal of speech recognition systems. Research from Lippmann (link resides outside IBM) estimates the word error rate to be around 4 percent, but it’s been difficult to replicate the results from this paper.

Read more on how IBM has made strides in this respect, achieving industry records in the field of speech recognition.

Various algorithms and computation techniques are used to recognize speech into text and improve the accuracy of transcription. Below are brief explanations of some of the most commonly used methods:

  • Natural language processing (NLP): While NLP isn’t necessarily a specific algorithm used in speech recognition, it is the area of artificial intelligence which focuses on the interaction between humans and machines through language through speech and text. Many mobile devices incorporate speech recognition into their systems to conduct voice search—e.g. Siri—or provide more accessibility around texting. 
  • Hidden markov models (HMM): Hidden Markov Models build on the Markov chain model, which stipulates that the probability of a given state hinges on the current state, not its prior states. While a Markov chain model is useful for observable events, such as text inputs, hidden markov models allow us to incorporate hidden events, such as part-of-speech tags, into a probabilistic model. They are utilized as sequence models within speech recognition, assigning labels to each unit—i.e. words, syllables, sentences, etc.—in the sequence. These labels create a mapping with the provided input, allowing it to determine the most appropriate label sequence.
  • N-grams: This is the simplest type of language model (LM), which assigns probabilities to sentences or phrases. An N-gram is sequence of N-words. For example, “order the pizza” is a trigram or 3-gram and “please order the pizza” is a 4-gram. Grammar and the probability of certain word sequences are used to improve recognition and accuracy.
  • Neural networks: Primarily leveraged for deep learning algorithms, neural networks process training data by mimicking the interconnectivity of the human brain through layers of nodes. Each node is made up of inputs, weights, a bias (or threshold) and an output. If that output value exceeds a given threshold, it “fires” or activates the node, passing data to the next layer in the network. Neural networks learn this mapping function through supervised learning, adjusting based on the loss function through the process of gradient descent.  While neural networks tend to be more accurate and can accept more data, this comes at a performance efficiency cost as they tend to be slower to train compared to traditional language models.
  • Speaker Diarization (SD): Speaker diarization algorithms identify and segment speech by speaker identity. This helps programs better distinguish individuals in a conversation and is frequently applied at call centers distinguishing customers and sales agents.

Read on the Watson blog how IBM leverages SD models within their Speech to Text services.

Speech recognition use cases

A wide number of industries are utilizing different applications of speech technology today, helping businesses and consumers save time and even lives. Some examples include:

Automotive: Speech recognizers improves driver safety by enabling voice-activated navigation systems and search capabilities in car radios.

Technology: Virtual assistants are increasingly becoming integrated within our daily lives, particularly on our mobile devices. We use voice commands to access them through our smartphones, such as through Google Assistant or Apple’s Siri, for tasks, such as voice search, or through our speakers, via Amazon’s Alexa or Microsoft’s Cortana, to play music. They’ll only continue to integrate into the everyday products that we use, fueling the “Internet of Things” movement.

Healthcare: Doctors and nurses leverage dictation applications to capture and log patient diagnoses and treatment notes.

Sales: Speech recognition technology has a couple of applications in sales. It can help a call center transcribe thousands of phone calls between customers and agents to identify common call patterns and issues. Cognitive bots can also talk to people via a webpage, answering common queries and solving basic requests without needing to wait for a contact center agent to be available. It both instances speech recognition systems help reduce time to resolution for consumer issues.

Security: As technology integrates into our daily lives, security protocols are an increasing priority. Voice-based authentication adds a viable level of security.

Learn more how companies, such as Audioburst, are leveraging speech recognition software to index audio from radio stations and podcasts in real-time on our blog here.

Speech Recognition and IBM

IBM has pioneered the development of Speech Recognition tools and services that enable organizations to automate their complex business processes while gaining essential business insights.

  • IBM Watson Speech to Text is a cloud-native solution that uses deep-learning AI algorithms to apply knowledge about grammar, language structure, and audio/voice signal composition to create customizable speech recognition for optimal text transcription.
  • IBM Watson Text to Speech generates human-like audio from written text, increasing customer engagement and satisfaction by improving accessibility across languages and interaction modalities.

For more information on how to get started with speech recognition technology, explore IBM Watson Speech to Text and IBM Watson Text to Speech.

Sign up for an IBMid and create your IBM Cloud account.