Теорема CAP

menu icon

Теорема CAP

В этом руководстве рассматривается теорема CAP и обсуждаются ее следствия для процессов разработки распределенных приложений и выбора хранилища данных NoSQL или реляционного хранилища данных.

Что такое теорема CAP?

Вы когда-нибудь видели рекламу ландшафтного садовника, маляра или другого мастера, которая начинается с заголовка «Дешево, быстро и качественно: выберите два варианта»?

Теорема CAP применяет похожую логику к распределенным системам — а именно, она утверждает, что любая распределенная система может обладать только двумя из трех следующих характеристик: согласованность, доступность и устойчивость к разделению (C, A и P — это первые буквы английских наименований этих характеристик).

Распределенная система представляет собой сеть, в которой данные одновременно хранятся на нескольких узлах (физических или виртуальных машинах). Поскольку все облачные приложения являются распределенными системами, в процессе проектирования облачного приложения важно учитывать теорему CAP, чтобы выбрать систему управления данными, обладающую самыми нужными вашему приложению характеристиками.

Теорема CAP известна также как теорема Брюера, поскольку впервые она была сформулирована профессором Эриком А. Брюером в 2000 году в ходе доклада по распределенным вычислениям. Два года спустя профессора Сет Гилберт и Нэнси Линч из MIT опубликовали формальное доказательство гипотезы Брюера.

Расшифровка сокращения CAP

Давайте подробнее рассмотрим три характеристики распределенных систем, на которые распространяется теорема CAP.

Согласованность

Согласованность означает, что все клиенты обладают доступом к одним и тем же данным в одно и то же время вне зависимости от того, к какому узлу они подключены. Чтобы это стало возможным, каждый раз при записи данных на одном узле необходимо обеспечить их мгновенную пересылку или репликацию между всеми остальными узлами в системе, после чего запись будет считаться успешной.

Доступность

Доступность означает, что обработка всех запросов данных клиентов гарантируется даже в том случае, если отдельные узлы недоступны. Другое определение: все активные узлы в распределенной системе возвращают допустимый ответ на любой запрос без каких-либо исключений.

Устойчивость к разделению

Разделение — это нарушение связи в пределах распределенной системы — потерянное или временно приостановленное соединение между двумя узлами. Устойчивость к разделению означает, что кластер должен продолжать работать, несмотря на любое число нарушений связи между узлами системы.

Теорема CAP и баз данных NoSQL

Базы данных NoSQL (нереляционные базы данных) оптимальным образом подходят для приложений в распределенной сети. В отличие от вертикально масштабируемых (реляционных) баз данных SQL, базы данных NoSQL масштабируются горизонтально и по определению являются распределенными — их можно быстро масштабировать в растущей сети, состоящей из нескольких взаимосвязанных узлов. (Дополнительная информация приведена на веб-странице «Базы данных SQL и NoSQL: в чем разница?»).

Сегодня базы данных NoSQL классифицируются в зависимости от пары практически поддерживаемых характеристик CAP:

  • База данных CP: база данных CP обеспечивает согласованность и устойчивость к разделению в ущерб доступности. Если возникает разделение между двумя узлами, то система вынуждена завершить работу несогласованного узла (сделать его недоступным) до тех пор, пока разделение не будет устранено.
  • База данных AP: база данных AP обеспечивает доступность и устойчивость к разделению в ущерб согласованности. Если возникает разделение, все узлы остаются доступными, однако часть узлов могут возвращать не актуальную версию данных. (После устранения разделения базы данных AP выполняют синхронизацию всех узлов, чтобы восстановить согласованность системы).
  • База данных CA: база данных CA обеспечивает согласованность и доступность всех узлов. Однако это невозможно, если существует разделение между двумя узлами в системе — таким образом, устойчивость к разделению не обеспечивается.

Мы упомянули этот тип баз данных в последнюю очередь не просто так — в распределенной системе разделения нельзя игнорировать. Мы можем рассматривать базу данных CA с теоретической точки зрения, однако практическая реализация распределенной базы данных CA не имеет смысла. Тем не менее, это не означает, что вы не можете создать базу данных CA для распределенного приложения, если такая необходимость возникнет. Многие реляционные базы данных, такие как PostgreSQL, обеспечивают согласованность и доступность и допускают развертывание на нескольких узлах с помощью механизмов репликации.

Теорема CAP (CP) и база данных MongoDB

MongoDB — это популярная система управления базами данных NoSQL, в которой данные хранятся в виде документов BSON (бинарный JSON). Она часто используется для больших данных и динамических приложений, работающих в нескольких разных расположениях. В контексте теоремы CAP база данных MongoDB представляет собой хранилище данных CP — она отличается устойчивостью к разделению и обеспечивает согласованность, но не гарантирует доступность.

MongoDB — это система с одним главным узлом, в которой каждый набор реплик (внешняя ссылка) может иметь только один главный узел, принимающий все операции записи. Все остальные узлы в том же наборе реплик выполняют роль вспомогательных узлов — они получают от главного узла копию журнала операций и применяют ее к своим наборам данных. По умолчанию клиенты отправляют запросы на чтение главному узлу, однако они могут настроить параметры предпочтения чтения (внешняя ссылка), позволяющие обращаться для этой цели к вспомогательным узлам.

В случае потери доступа к главному узлу вспомогательный узел с самой последней версией журнала операций выбирается в качестве нового главного узла. После того как все остальные вспомогательные узлы зарегистрируются на новом главном узле, доступ к кластеру восстанавливается. Поскольку в течение этого времени запросы на запись от клиентов не принимаются, данные остаются согласованными во всей сети.

Теорема CAP (AP) и Cassandra

Apache Cassandra — это база данных NoSQL с открытым исходным кодом, разработанная Apache Software Foundation. Это колоночная база данных позволяет хранить данные в распределенной сети. Но в отличие от MongoDB, Cassandra имеет архитектуру без главных узлов, что приводит к увеличению числа точек отказа.

В контексте теоремы CAP база данных Cassandra представляет собой хранилище данных AP — она обеспечивает доступность и устойчивость к разделению, но не гарантирует согласованность. Поскольку Cassandra не имеет главного узла, все остальные узлы должны все время оставаться доступными. Однако, Cassandra предлагает модель согласованности в конечном счете — клиенты могут записывать данные на любые узлы в любое время с максимально быстрым устранением несоответствий.

Поскольку несоответствие данных может возникнуть только в случае сетевого разделения и согласованность быстро восстанавливается, Cassandra предоставляет функцию исправления (внешняя ссылка), помогающую узлам вернуться в актуальное состояние. Постоянная готовность позволяет получить высокопроизводительную систему, что во многих случаях перевешивает все недостатки.

Работа с микросервисами

Микросервисы — это слабо связанные между собой компоненты, поддерживающие независимое развертывание, которые имеют собственный стек, включая базу данных и модель базы данных, и взаимодействуют друг с другом по сети. Возможность запуска микросервисов на облачных серверах и в локальных центрах обработки данных сделала их очень популярными компонентами гибридных и мультиоблачных приложений.

Понимание теоремы CAP может помочь вам в выборе оптимальной базы данных в процессе проектирования приложения на основе микросервисов, работающего в нескольких расположениях. Например, если вам важна возможность быстрой доработки модели данных и горизонтального масштабирования, но при этом приемлема согласованность в конечном счете (в противоположность строгой согласованности), вам может подойти база данных AP, такая как Cassandra или Apache CouchDB. С другой стороны, если работа приложения во многом зависит от согласованности данных (например, в случае приложения электронной коммерции или платежного сервиса), вы можете остановить свой выбор на реляционной базе данных, такой как PostgreSQL.

Теорема CAP и IBM Cloud

IBM предлагает широкий спектр услуг полностью управляемых баз данных . Помимо реляционных систем управления базами данных, в IBM Cloud также можно запустить MongoDB, Cloudant (еще одно распределенное хранилище данных AP), Elasticsearch, etcd и другие решения для работы с базами данных.

Чтобы ознакомиться с полным перечнем поддерживаемых баз данных (без каких-либо обязательств), зарегистрируйтесь для получения IBMid и создайте учетную запись IBM Cloud.

By: IBM Cloud Education

In this guide, we look into the CAP theorem and its relevance when designing distributed applications and choosing a NoSQL or relational data store.

What is the CAP theorem?

Have you ever seen an advertisement for a landscaper, house painter, or some other tradesperson that starts with the headline, “Cheap, Fast, and Good: Pick Two”?

The CAP theorem applies a similar type of logic to distributed systems—namely, that a distributed system can deliver only two of three desired characteristics: consistency, availability, and partition tolerance (the ‘C,’ ‘A’ and ‘P’ in CAP).

A distributed system is a network that stores data on more than one node (physical or virtual machines) at the same time. Because all cloud applications are distributed systems, it’s essential to understand the CAP theorem when designing a cloud app so that you can choose a data management system that delivers the characteristics your application needs most.

The CAP theorem is also called Brewer’s Theorem, because it was first advanced by Professor Eric A. Brewer during a talk he gave on distributed computing in 2000. Two years later, MIT professors Seth Gilbert and Nancy Lynch published a proof of “Brewer’s Conjecture.”

The ‘CAP’ in the CAP theorem, explained

Let’s take a detailed look at the three distributed system characteristics to which the CAP theorem refers.

Consistency

Consistency means that all clients see the same data at the same time, no matter which node they connect to. For this to happen, whenever data is written to one node, it must be instantly forwarded or replicated to all the other nodes in the system before the write is deemed ‘successful.’

Availability

Availability means that that any client making a request for data gets a response, even if one or more nodes are down. Another way to state this—all working nodes in the distributed system return a valid response for any request, without exception.

Partition tolerance

A partition is a communications break within a distributed system—a lost or temporarily delayed connection between two nodes. Partition tolerance means that the cluster must continue to work despite any number of communication breakdowns between nodes in the system.

CAP theorem NoSQL database types

NoSQL (non-relational) databases are ideal for distributed network applications. Unlike their vertically scalable SQL (relational) counterparts, NoSQL databases are horizontally scalable and distributed by design—they can rapidly scale across a growing network consisting of multiple interconnected nodes. (See "SQL vs. NoSQL Databases: What's the Difference?" for more information.)

Today, NoSQL databases are classified based on the two CAP characteristics they support:

  • CP database: A CP database delivers consistency and partition tolerance at the expense of availability. When a partition occurs between any two nodes, the system has to shut down the non-consistent node (i.e., make it unavailable) until the partition is resolved.
  • AP database: An AP database delivers availability and partition tolerance at the expense of consistency. When a partition occurs, all nodes remain available but those at the wrong end of a partition might return an older version of data than others. (When the partition is resolved, the AP databases typically resync the nodes to repair all inconsistencies in the system.)
  • CA database: A CA database delivers consistency and availability across all nodes. It can’t do this if there is a partition between any two nodes in the system, however, and therefore can’t deliver fault tolerance.

We listed this type last for a reason—in a distributed system, partitions can’t be avoided. So, while we can discuss a CA distributed database in theory, for all practical purposes, a CA distributed database can’t exist. However, this doesn’t mean you can’t have a CA database for your distributed application if you need one. Many relational databases, such as PostgreSQL, deliver consistency and availability and can be deployed to multiple nodes using replication.

MongoDB and the CAP theorem (CP)

MongoDB is a popular NoSQL database management system that stores data as BSON (binary JSON) documents. It's frequently used for big data and real-time applications running at multiple different locations. Relative to the CAP theorem, MongoDB is a CP data store—it resolves network partitions by maintaining consistency, while compromising on availability.

MongoDB is a single-master system—each replica set can have only one primary node that receives all the write operations. All other nodes in the same replica set are secondary nodes that replicate the primary node's operation log and apply it to their own data set. By default, clients also read from the primary node, but they can also specify a read preference that allows them to read from secondary nodes.

When the primary node becomes unavailable, the secondary node with the most recent operation log will be elected as the new primary node. Once all the other secondary nodes catch up with the new master, the cluster becomes available again. As clients can't make any write requests during this interval, the data remains consistent across the entire network.

Cassandra and the CAP theorem (AP)

Apache Cassandra is an open source NoSQL database maintained by the Apache Software Foundation. It’s a wide-column database that lets you store data on a distributed network. However, unlike MongoDB, Cassandra has a masterless architecture, and as a result, it has multiple points of failure, rather than a single one.

Relative to the CAP theorem, Cassandra is an AP database—it delivers availability and partition tolerance but can't deliver consistency all the time. Because Cassandra doesn't have a master node, all the nodes must be available continuously. However, Cassandra provides eventual consistency by allowing clients to write to any nodes at any time and reconciling inconsistencies as quickly as possible.

As data only becomes inconsistent in the case of a network partition and inconsistencies are quickly resolved, Cassandra offers “repair” functionality to help nodes catch up with their peers. However, constant availability results in a highly performant system that might be worth the trade-off in many cases.

Working with microservices

Microservices are loosely coupled, independently deployable application components that incorporate their own stack—including their own database and database model—and communicate with each other over a network. As you can run microservices on both cloud servers and on-premises data centers, they have become highly popular for hybrid and multicloud applications.

Understanding the CAP theorem can help you choose the best database when designing a microservices-based application running from multiple locations. For example, if the ability to quickly iterate the data model and scale horizontally is essential to your application, but you can tolerate eventual (as opposed to strict) consistency, an AP database like Cassandra or Apache CouchDB can meet your requirements and simplify your deployment. On the other hand, if your application depends heavily on data consistency—as in an eCommerce application or a payment service—you might opt for a relational database like PostgreSQL.

CAP theorem and IBM Cloud

IBM offers a whole spectrum of fully managed database services. Besides relational database management systems, you can also run MongoDB, Cloudant (another AP distributed data store), Elasticsearch, etcd, and other database solutions on IBM Cloud.

For a look into our entire database selection (without any commitment), sign up for an IBMid and create your IBM Cloud account.

Follow IBM Cloud

IBM Cloud News connects you to insight and information you can put to work right away—straight from the minds of IBM Cloud experts, IBM customers, and business and IT leaders.

Email subscribeRSS

Be the first to hear about news, product updates, and innovation from IBM Cloud