SOA (сервис-ориентированная архитектура)

menu icon

SOA (сервис-ориентированная архитектура)

Ознакомьтесь с SOA (сервис-ориентированной архитектурой) — важной вехой в эволюции разработки и интеграции приложений.

Что такое SOA (сервис-ориентированная архитектура)?

SOA (сервис-ориентированная архитектура) предлагает способ многократного использования программных компонентов с помощью интерфейсов сервисов. Эти интерфейсы используют общие коммуникационные стандарты таким образом, чтобы их можно было быстро включить в новые приложения, не прибегая каждый раз к глубокой интеграции.

Каждый сервис SOA содержит интеграции кода и данных, необходимые для выполнения конкретной бизнес-функции, такой как проверка кредита клиента, вычисление ежемесячного взноса или обработка заявки на ипотеку. Интерфейсы сервисов являются слабо связанными, то есть они могут использоваться даже при небольших знаниях о том, как выполняется интеграция. Доступ к сервисам предоставляется с использованием стандартных сетевых протоколов, таких как SOAP (простой протокол доступа к объектам)/HTTP или JSON/HTTP, по которым отправляются запросы на чтение или изменение данных. Сервисы публикуются таким образом, что они позволяют разработчикам быстро находить их и повторно использовать для сборки новых приложений.

Эти сервисы могут быть созданы с нуля, но часто создаются путем экспорта функций из имеющихся систем в виде интерфейсов.

Таким образом, SOA представляет собой важную веху в эволюции разработки и интеграции приложений за последние несколько десятилетий. До появления SOA в конце 1990-х годов задача подключения приложений к данным и функциям из других систем предусматривала применение сложной двухточечной интеграции, которую разработчикам приходилось заново создавать (частично или полностью) в рамках каждого нового проекта разработки. Предоставление доступа к этим функциям с помощью SOA позволяет избавиться от необходимости каждый раз заново создавать глубокую интеграцию.

Обратите внимание, что SOA часто сравнивают с более современной архитектурой микросервисов, однако они слабо связаны друг с другом и работают на разных уровнях, как будет показано далее в этой статье.

Что такое ESB?

ESB (сервисная шина предприятия) — это шаблон, в рамках которого централизованный компонент осуществляет интеграцию с базовыми системами, а затем открывает доступ к этим интеграциям в качестве интерфейсов сервисов. Она обеспечивает преобразование моделей данных, тесное взаимодействие, маршрутизацию и даже создание нескольких запросов, объединяя эти функции в одном интерфейсе сервиса, который может повторно использоваться новыми приложениями. Как правило, шаблон ESB реализован с помощью специально разработанной среды выполнения интеграции и инструментов, которые хорошо подходят для максимально эффективного выполнения указанных выше функций.

Теоретически, SOA можно реализовать без применения ESB, однако владельцы приложений вынуждены были бы искать уникальные способы предоставления доступа к интерфейсам — это очень трудоемкая задача (даже в случае многоразовых интерфейсов), которая к тому же значительно усложнит обслуживание в будущем. Фактически, в итоге ESB стали рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента любой реализации SOA и эти термины часто использовались как синонимы, что вызывало путаницу.

Дополнительная информация о ESB приведена на веб-странице «Введение в ESB (сервисная шина предприятия)».

Преимущества SOA

SOA предлагает существенные преимущества по сравнению с предшествующими архитектурами:

  • Повышение гибкости бизнеса, ускорение выхода на рынок: возможность сборки приложений на основе многоразовых интерфейсов сервисов позволяет быстрее реагировать на новые коммерческие возможности, поскольку не требуется тратить время на повторное создание и интеграцию интерфейсов в каждом новом проекте.
  • Возможность применения имеющихся функций на новых рынках: хорошо спроектированная SOA позволяет разработчикам легко и просто предоставлять доступ к специализированным функциям вычислительных платформ в новых средах и на новых рынках. Например, многие компании использовали SOA для открытия доступа к функциям финансовых систем на основе мейнфреймов через Интернет. В результате их клиенты получали возможность работать с процессами и данными, которые раньше были доступны исключительно в рамках взаимодействия с сотрудниками компании или бизнес-партнерами.
  • Расширение возможностей совместной работы между бизнес-пользователями и ИТ-специалистами: сервисы SOA можно описывать с помощью бизнес-терминологии (например, «создать предложение по страхованию» или «вычислить рентабельность основного оборудования»). В результате аналитики могут с большей эффективностью взаимодействовать с разработчиками по важным вопросам, таким как область действия бизнес-процесса, описываемого сервисом, или последствия изменения процесса для бизнеса.

Примеры SOA

Уже в 2010 году реализации SOA активно использовались передовыми компаниями практически в каждой отрасли. Например:

  • Компания Delaware Electric внедрила SOA для интеграции систем, которые раньше не взаимодействовали друг с другом. В результате компании удалось повысить эффективность разработки и остаться на плаву во время пятилетней заморозки тарифов на электроэнергию.
  • Cisco использовала SOA, чтобы согласовать процесс заказа всех продуктов по всем каналам. Для этого подразделениям, дочерним компания и бизнес-партнерам Cisco были предложены сервисы, с помощью которых они могли добавить процессы заказа на свои веб-сайты.
  • Страховая компания Independence Blue Cross (IBC) из Филадельфии внедрила SOA, чтобы предоставить заинтересованным лицам — агентам IBC по обслуживанию клиентов, больницам и пользователям веб-сайта IBC — единый источник достоверных данных о пациентах.

SOA и микросервисы

Сравнению SOA имикросервисов и описанию тонкостей взаимосвязей между ними посвящены тысячи работ. В этой статье в качестве основных отличий описываются способ сопряжения компонентов и область применения:

  • SOA — это концепция, охватывающая предприятие в целом. Она позволяет открывать доступ к существующим приложениям с помощью слабо связанных интерфейсов, каждый из которых соответствует конкретной бизнес-функции. В результате приложения в одной части предприятия могут повторно использовать функции других приложений.
  • Архитектура микросервисов — это концепция, охватывающая только приложения. Она позволяет разбить внутренние компоненты отдельного приложения на небольшие элементы, которые можно изменять, масштабировать и администрировать независимо друг от друга. Она не описывает способы взаимодействия приложений — для этой цели служат интерфейсы сервисов SOA.

Архитектура микросервисов появилась и получила широкое распространение на фоне растущей популярности виртуализации, облачных вычислений, гибких методик разработки и DevOps. Большая часть преимуществ микросервисов в этих контекстах связана с полным отделением компонентов, в результате которого упрощаются и улучшаются следующие процессы:

  • Гибкость и продуктивность работы разработчиков: используя микросервисы, разработчики могут встраивать новые технологии в одну часть приложения, не затрагивая при этом остальное приложение. Изменение, тестирование и развертывание отдельных компонентов можно выполнять независимо от других компонентов, сократив при этом итерационные циклы.
  • Масштабируемость: микросервисы позволяют получить максимальную отдачу от масштабируемости облачных сред — любой компонент можно масштабировать независимо от остальных компонентов, обеспечивая при этом максимально быстрое реагирование на изменения нагрузки и наиболее эффективное использование вычислительных ресурсов.
  • Устойчивость: и снова благодаря отделению сбой одного микросервиса никак не сказывается на работе других. Каждый микросервис может работать в соответствии с собственными требованиями к доступности, не ограничивая другие компоненты или приложение в целом.

Для подробного изучения различий между SOA и микросервисами, обратитесь к веб-странице «SOA и микросервисы: в чем разница?»

В той же степени, в которой архитектура микросервисов обладает потенциалом для улучшения гибкости, масштабируемости и устойчивости разработки приложений, эти методики можно применить в области интеграции. Это важно, поскольку со временем централизованный шаблон ESB вместе с отвечающими за его работу специалистами по интеграции может превратиться в слабое звено. Заимствуя принципы микросервисов, мы можем разбить ESB на серию мелкомодульных, децентрализованных интеграций. Это один из базовых принципов гибкой интеграции.

SOA и IBM Cloud

По мере все более широкого внедрения гибридного облачного подхода вам потребуется трансформировать множество приложений, включая те из них, которые основаны на SOA, с применением более легких и гибких моделей облачного развертывания. IBM является одним из первопроходцев в сфере SOA, а предложения и услуги IBM Cloud помогут задействовать ваши существующие инвестиции в SOA и перенести их в облако.

Сделайте следующий шаг:

SOA обеспечивает возможность использования сервисов по разным каналам вне зависимости от расположения базового приложения или базы данных. Такой подход позволяет позволяет организации получить максимальную отдачу от инвестиций в процессе модернизации приложений на пути в облако.

Начните работать с учетной записью IBM Cloud уже сегодня.

By: IBM Cloud Education

Explore SOA (service-oriented architecture), an important stage in the evolution of application development and integration.

What is SOA (service-oriented architecture)?

SOA, or service-oriented architecture, defines a way to make software components reusable via service interfaces. These interfaces utilize common communication standards in such a way that they can be rapidly incorporated into new applications without having to perform deep integration each time.

Each service in an SOA embodies the code and data integrations required to execute a complete, discrete business function (e.g., checking a customer’s credit, calculating a monthly loan payment, or processing a mortgage application). The service interfaces provide loose coupling, meaning they can be called with little or no knowledge of how the integration is implemented underneath. The services are exposed using standard network protocols—such as SOAP (simple object access protocol)/HTTP or JSON/HTTP—to send requests to read or change data. The services are published in a way that enables developers to quickly find them and reuse them to assemble new applications.

These services can be built from scratch but are often created by exposing functions from legacy systems of record as service interfaces.

In this way, SOA represents an important stage in the evolution of application development and integration over the last few decades. Before SOA emerged in the late 1990s, connecting an application to data or functionality housed in another system required complex point-to-point integration—integration that developers had to recreate, in part or whole, for each new development project. Exposing those functions through SOA eliminates the need to recreate the deep integration every time.

Note that although SOA and the more recent microservices architecture share many words in common, they are only loosely related and, in fact, operate at different scopes, as discussed later in this article.

What is an ESB?

An ESB, or enterprise service bus, is a pattern whereby a centralized component performs the integration to the backend systems and then makes those integrations available as service interfaces. It performs translation of data models, deep connectivity, routing, and potentially composition of multiple requests, and it makes these available as a single service interface for reuse by new applications. The ESB pattern is typically implemented using a specially designed integration runtime and tooling that are well-suited to the above capabilities, ensuring the best possible productivity.

In theory, you could implement an SOA without an ESB, but application owners would each have to find their own unique way to expose service interfaces, which is a lot of work (even if the interfaces are eventually reusable) and creates a significant maintenance challenge in the future. In fact, ESBs were, eventually, considered such a de facto element of any SOA implementation that the two terms are sometimes used synonymously, creating confusion.

Learn more about ESBs by reading "Introduction to ESB (Enterprise Service Bus)."

Benefits

Compared to the architectures that preceded it, SOA offers significant benefits to the enterprise:

  • Greater business agility; faster time to market: The efficiency of assembling applications from reusable service interfaces, rather than rewriting and reintegrating with every new development project, enables developers to build applications much more quickly in response to new business opportunities.
  • Ability to leverage legacy functionality in new markets: A well-crafted SOA enables developers to easily take functionality ‘locked’ in one computing platform or environment and extend it to new environments and markets. For example, many companies have used SOA to expose functionality from mainframe-based financial systems to the web, enabling their customers to serve themselves to processes and information previously accessible only through direct interaction with the company’s employees or business partners.
  • Improved collaboration between business and IT: In an SOA, services can be defined in business terms (e.g., ‘generate insurance quote’ or ‘calculate capital equipment ROI’). This enables business analysts to work more effectively with developers on important insights—such as the scope of a business process defined by a service or the business implications of changing a process—that can lead to a better result.

Examples

By 2010, SOA implementations were going full steam at leading companies in virtually every industry. For example:

  • Delaware Electric turned to SOA to integrate systems that previously did not talk to each other, resulting in development efficiencies that helped the organization stay solvent during a five-year, state-mandated freeze on electric rates.
  • Cisco adopted SOA to make sure its product ordering experience was consistent across all products and channels by exposing ordering processes as services that Cisco’s divisions, acquisitions, and business partners could incorporate into their web sites.
  • Independence Blue Cross (IBC) of Philadelphia implemented an SOA to ensure that the different constituents dealing with patient data—IBC customer service agents, physicians’ offices, IBC web site users—were working with the same data source (a ‘single version of the truth’).

You can read more details about these and several other SOA use cases in Service Oriented Architecture for Dummies (available at no charge, no registration required).

SOA vs. microservices

Experts have filled a few thousand of print and digital pages comparing SOA and microservices and defining the subtleties of their relationship to one another. For the purposes of this article, the chief differences between the two are the coupling of components and scope of use:

  • SOA is an enterprise-wide concept. It enables existing applications to be exposed over loosely-coupled interfaces, each corresponding to a business function, that enables applications in one part of an extended enterprise to reuse functionality in other applications.
  • Microservices architecture is an application-scoped concept. It enables the internals of a single application to be broken up into small pieces that can be independently changed, scaled, and administered. It does not define how applications talk to one another—for that we are back to the enterprise scope of the service interfaces provided by SOA.

Microservices architecture emerged and gained steam with the rises of virtualization, cloud computing, Agile development practices, and DevOps. Most of the advantages of microservices in these contexts arise from the complete decoupling of the components, which simplifies and improves the following:

  • Developer agility and productivity: Microservices enable developers to incorporate new technologies to one part of the application without catching up the rest of the application. Any component can be modified, tested, and deployed independently of the others, which speeds iteration cycles.
  • Scalability: Microservices can take maximum advantage of cloud scalability—any component can be scaled independently of the others for the fastest possible response to workload demands and the most efficient use of computing resources.
  • Resilience: Again, thanks to decoupling, the failure of one microservice does not impact the others. And each microservice can perform to its own availability requirements without staking the other components or the entire application to greatest common availability requirements.

For a deeper dive into the differences between SOA and microservices, including their respective places in the evolution of application development and integration, and how they can potentially complement each other within your IT infrastructure, explore these resources.

In the same way that microservices architecture has the potential to bring improvements in agility, scalability, and resilience to application design, these same techniques can also be applied to integration. This is important because, over time, the heavily centralized ESB pattern and its associated centralized team of integration specialists can become a bottleneck. Borrowing from microservices principles, we can potentially break up the ESB into a more fine-grained, decentralized integrations. This is one of the core premises behind agile integration.

For more of an explanation of microservices architectures, see the video “What are Microservices?”:

SOA and IBM Cloud

As your company shifts its IT infrastructure toward a hybrid cloud approach, there’s a high likelihood you’ll be working with a variety of workloads, including those based on SOA. IBM is one of the pioneers of SOA, and IBM Cloud offerings and services can leverage and extend your existing SOA investments.

Visit the IBM Cloud Integration home page to learn how you can connect all your applications and data across multiple private and public clouds to create personalized customer experiences.

Get started with an IBM Cloud account today.     

Follow IBM Cloud

IBM Cloud News connects you to insight and information you can put to work right away—straight from the minds of IBM Cloud experts, IBM customers, and business and IT leaders.

Email subscribeRSS

Be the first to hear about news, product updates, and innovation from IBM Cloud