menu icon

Сеть

В этом кратком обзоре сетевых технологий вы ознакомитесь с принципами работы компьютерных сетей, архитектурой, применяемой для проектирования сетей, и основами обеспечения их безопасности.

Что такое компьютерная сеть?

Компьютерная сеть — это совокупность компьютеров, соединенных с помощью кабелей (проводная) или технологии WiFi (беспроводная), с целью передачи и обмена данными и ресурсами, а также предоставления общего доступа к ним. Для построения компьютерной сети необходимо аппаратное обеспечение (например, маршрутизаторы, коммутаторы, точки доступа и кабели) и программное обеспечение (например, операционные системы и бизнес-приложения).

Зачастую компьютерная сеть зависит от географического положения. Например, LAN (локальная вычислительная сеть) объединяет компьютеры в ограниченном физическом пространстве, таком как офисное здание, тогда как WAN (глобальная вычислительная сеть) может обеспечивать взаимодействие компьютеров на разных континентах. Интернет — это самый масштабный пример сети WAN, объединяющей миллиарды компьютеров по всему миру.

Для дальнейшего определения компьютерной сети можно указать применяемый протокол связи, физическую конфигурацию компонентов, способ управления трафиком и назначение.

Компьютерные сети обеспечивают обмен данными в любых сферах деятельности, таких как бизнес, развлечения и исследования. Интернет, поисковые системы, электронная почта, обмен аудио- и видеозаписями, электронная коммерция, онлайн-трансляции и социальные сети — все это существует благодаря компьютерным сетям.

Типы компьютерных сетей

Большое разнообразие типов компьютерных сетей связано с тем, что требования к сетям постоянно менялись. Ниже перечислены самые распространенные типы компьютерных сетей:

  • LAN (локальная сеть): локальная сеть объединяет компьютеры, расположенные друг от друга на относительно небольшом расстоянии, позволяя им обмениваться данными, файлами и ресурсами. Например, в состав локальной сети могут входить все компьютеры в офисном здании, школе или больнице. Как правило, локальные сети находятся в частной собственности и управляются в частном порядке.

  • WLAN (беспроводная локальная сеть): WLAN — по своей сути аналогична локальной сети, однако в ней устанавливаются беспроводные соединения между устройствами.

  • WAN (глобальная сеть): как предполагает название, WAN объединяет компьютеры в глобальной области, которая может охватывать несколько регионов или даже континентов. Интернет — это самая крупная сеть WAN, объединяющая миллиарды компьютеров по всему миру. Управление WAN организовано с помощью моделей коллективного или распределенного владения.

  • MAN (городская вычислительная сеть): сети MAN по размерам обычно больше, чем сети LAN, но меньше, чем сети WAN. Как правило, сети MAN принадлежат городам и правительственным учреждениям.

  • PAN (личная сеть): PAN ограничивается обслуживанием одного пользователя. Например, если у вас есть iPhone и Mac, то с большой вероятностью они объединены в сеть PAN, которая обеспечивает совместное использование и синхронизацию данных — текстовых сообщений, электронной почты и фотографий — между обоими устройствами.

  • SAN (сеть хранения данных): SAN представляет собой специализированную сеть, обеспечивающую доступ к блочным системам хранения, таким как общая сеть или облачное хранилище. С точки зрения пользователя SAN выглядит и работает как дисковый накопитель, физически подключенный к компьютеру. (Дополнительная информация о принципах работы SAN с блочной памятью приведена на веб-странице Блочное хранилище: полное руководство).

  • CAN (кампусная сеть): сеть CAN также называется корпоративной сетью. CAN больше, чем сеть LAN, но меньше, чем сеть WAN. Сети CAN обслуживают такие объекты, как колледжи, университеты и бизнес-центры.

  • VPN (виртуальная частная сеть): VPN представляет собой безопасное двухточечное соединение между двумя конечными точками (см. раздел «Узлы» ниже). VPN создает зашифрованный канал, который защищает идентификационные данные пользователя и передаваемую информацию от несанкционированного доступа.

Важные термины и концепции

Ниже перечислены общие термины, с которыми вы можете столкнуться при изучении компьютерных сетей:

  • IP-адрес: IP-адрес — это уникальный номер, который присваивается каждому устройству, подключенному к сети на основе протокола Интернета (IP). Каждый IP-адрес содержит идентификатор сети, которой принадлежит устройство, а также расположение устройства в этой сети. Когда одно устройство отправляет данные другому, в данные добавляется заголовок, содержащий IP-адрес отправляющего устройства и IP-адрес целевого устройства.

  • Узлы: Узел представляет собой связующее звено внутри сети, которое может принимать, отправлять, создавать и хранить данные. Каждому узлу должен быть присвоен идентификатор для получения доступа, такой как IP-адрес. Примеры узлов: компьютеры, принтеры, модемы, мосты и коммутаторы. Узлом по сути является любое сетевое устройство, обладающее возможностью распознавать другие сетевые узлы и передавать им информацию.

  • Маршрутизаторы: Маршрутизатор — это физическое или виртуальное устройство, обеспечивающее передачу информации между сетями в виде пакетов данных. Анализируя содержимое пакетов, маршрутизаторы определяют оптимальный путь доставки информации конечному получателю. Маршрутизаторы пересылают пакеты данных до тех пор, пока они не достигнут целевого узла.

  • Коммутаторы: Коммутатор — это устройство, которое соединяет другие устройства и управляет обменом данными между узлами в сети, обеспечивая доставку пакетов данных конечным получателем. Обратите внимание, что маршрутизатор отправляет информацию между сетями, а коммутатор отправляет информацию между узлами в пределах одной сети. В контексте компьютерных сетей термин «коммутация» описывает способ передачи данных между устройствами в сети. Три основных типа коммутации:

    • Коммутация каналов — между узлами в сети создается выделенный канал связи. Выделенный канал предлагает полную пропускную способность во время передачи — по нему не передается другой трафик.

    • Коммутация пакетов — предусматривает разбиение данных на независимые части, называемые пакетами, которые вследствие небольшого размера позволяют снизить нагрузку на сеть. Пакеты передаются по сети конечному получателю.

    • Коммутация сообщений — сообщение целиком отправляется из исходного узла и передается между коммутаторами до тех пор, пока не достигнет целевого узла.

  • Порты: Порт выполняет роль идентификатора конкретного соединения между сетевыми устройствами. Каждый порт имеет числовое значение. Например, если сравнить IP-адрес с адресом жилого дома, то порт будет номером квартиры в этом доме. Номера портов помогают компьютерам маршрутизировать сообщения между приложениями, службами и процессами.

  • Типы сетевых кабелей: Наиболее распространенные типы сетевых кабелей: витая пара Ethernet, оптоволоконный кабель и коаксиальный кабель. Выбор типа кабеля зависит от размера сети, схемы размещения сетевых элементов и физического расстояния между устройствами.

Примеры компьютерных сетей

Компьютерная сеть представляет собой совокупность проводных или беспроводных соединений между двумя и более компьютерами с целью обмена данными и ресурсами. Сегодня практически каждое цифровое устройство подключено к компьютерной сети.

В офисной обстановке можно организовать общий доступ к принтеру или системе группового обмена сообщениями. Для этой цели лучше всего подойдет локальная сеть (LAN), разрешающая совместное использование ресурсов на уровне вашего отдела.

Правительство города может управлять городской сетью камер наблюдения, отслеживающих плотность движения и дорожно транспортные происшествия. Эта сеть могла бы входить в состав городской вычислительной сети (MAN), позволяющей аварийно-спасательным службам реагировать на ДТП, предлагать водителям альтернативные маршруты и даже штрафовать нарушителей.

Компания The Weather Company создала децентрализованную ячеистую сеть, позволяющую мобильным устройствам напрямую взаимодействовать друг с другом без подключения к WiFi или сотовой сети. Проект Mesh Network Alerts обеспечивает доставку предупреждений о погоде миллиардам людей даже в районах с ограниченным доступом к Интернету.

Компьютерные сети и Интернет

Интернет — это сеть сетей, объединяющая миллиарды цифровых устройств по всему миру. Обмен данными между этими устройствами ведется по стандартным протоколам. В число таких протоколов входят протокол передачи гипертекста (HTTP) (префикс ‘http’ перед адресом веб-сайта). Протокол Интернета — задает уникальные идентификационные номера (IP-адреса), которые присваиваются всем устройствам, обращающимся к Интернету. IP-адрес можно сравнить с почтовым адресом, описывающим уникальное местоположение для правильной доставки информации.

Поставщики интернет-услуг (ISP) и поставщики сетевых услуг (NSP) предлагают инфраструктуру, позволяющую передавать пакеты данных или информацию через Интернет. Передаваемую через Интернет информация нет смысла доставлять на все устройства, подключенные к Интернету. За определение конечного получателя информации отвечает комбинация протоколов и инфраструктуры.

Как они работают?

Компьютерные сети объединяют компьютеры, маршрутизаторы и коммутаторы с помощью электрических, оптоволоконных и беспроводных сигналов. Подключенные к сети устройства могут взаимодействовать друг с другом и обмениваться информацией и ресурсами.

Работа сетей подчиняется протоколам, которые устанавливают порядок отправки и приема данных. Такие протоколы обеспечивают взаимодействие устройств. Каждому устройству в сети присваивается IP-адрес — уникальный числовой идентификатор, с помощью которого к устройству могут обращаться другие устройства. 

Маршрутизаторы — это виртуальные или физические устройства, отвечающие за передачу данных между разными сетями. Анализируя информацию, маршрутизаторы определяют оптимальный способ доставки данных конечному получателю. Коммутаторы соединяют устройства и управляют обменом данными между узлами внутри сети, обеспечивая доставку передаваемых по сети пакетов с информацией конечным получателям.

Архитектура

Архитектура компьютерной сети определяет физическую и логическую структуру сети. Она задает способ организации компьютеров в сети, а также распределяет задачи между ними. Сетевая архитектура состоит из следующих компонентов: аппаратное обеспечение, программное обеспечение, среда передачи данных (проводная или беспроводная), сетевая топология и протоколы связи.

Основные типы сетевых архитектур

Сетевые архитектуры бывают двух типов: одноранговые (P2P) и клиент-серверные. В архитектуре P2P два и более компьютеров соединены друг с другом как равноправные узлы, обладающие одинаковым приоритетом и полномочиями по отношению к сети. В сети P2P не требуется центральный сервер для координации. Каждый компьютер выполняет роль клиента (узел, которому требуется доступ к службе) и сервера (узел, который обслуживает клиента при обращении к службе). Каждый равноправный узел предоставляет сети часть своих ресурсов, включая вычислительную мощность, оперативную память, ресурсы хранения данных и пропускную способность.

В клиент-серверной сети за управление ресурсами и обслуживание клиентских устройств отвечает центральный сервер или группа серверов. Обмен данными между клиентами в сети осуществляется через промежуточный сервер. В отличие от модели P2P, клиенты в клиент-серверной архитектуре не отдают часть своих ресурсов под служебные нужды. Архитектура такого типа часто называется многоуровневой моделью, поскольку она состоит из нескольких уровней или слоев.

Топология сети

Топология сети — это схема размещения узлов и соединений в сети. Сетевой узел — это устройство, которое может отправлять, получать, хранить или пересылать данные. Сетевое соединение устанавливается между узлами и может быть проводным или беспроводным.

Для успешного проектирования сетей важно хорошо понимать типы топологий. Среди множества топологий самыми распространенными являются шина, кольцо, звезда и ячеистая топология:

  • Шина — в сетевой топологии этого типа каждый узел напрямую подключен к главному кабелю.

  • Кольцо — соединения между узлами образуют кольцо и каждое устройство подключено ровно к двум соседним узлам. Соседние узлы напрямую соединены друг с другом; несоседние узлы взаимодействуют через другие узлы.

  • В сетевой топологии типа «звезда» все узлы подключены к одному центральному узлу, через который осуществляется взаимодействие между узлами.

  • В ячеистой топологии между узлами устанавливаются перекрывающиеся соединения. В случае полной ячеистой топологии каждый узел в сети подключен ко всем остальным узлам. Кроме того, можно создать частичную ячеистую топологию, в которой отдельные узлы подключены не ко всем узлам, а только к тем, с которыми они чаще всего обмениваются данными. Поскольку реализация полной ячеистой сети может быть дорогостоящим и трудоемким процессом, такая топология обычно используется в редких случаях, когда требуется высокая степень избыточности сети. Частичная ячеистая сеть не отличается настолько высокой избыточностью, но при этом реализовать ее гораздо проще и дешевле.

Безопасность

Средства обеспечения безопасности компьютерной сети защищают целостность информации в сети и управляют доступом к ней. Политики сетевой безопасности должны обеспечивать оптимальное сочетание обслуживания пользователей и управления доступом к информации.

Точки входа в сеть крайне разнообразны. Среди них — аппаратное и программное обеспечение, образующее сеть, а также подключенные к сети устройства, такие как компьютеры, смартфоны и планшеты. В связи с этим для обеспечения безопасности сети требуются разные методы защиты. Как правило, для этой цели применяются брандмауэры — устройства, которые отслеживают сетевой трафик и блокируют доступ к отдельным участкам сети с помощью правил безопасности.

Процессы идентификации пользователей с помощью идентификаторов и паролей добавляют дополнительный уровень безопасности. Изоляция сетевых данных позволяет затруднить доступ к частной или персональной информации по сравнению с менее важной информацией. Кроме того, в рамках программы обеспечения безопасности рекомендуется регулярно обновлять и устанавливать исправления аппаратного и программного обеспечения, довести до сведения пользователей сети информацию об основных угрозах и оставаться в курсе последних событий в области кибербезопасности. В условиях, когда сетевые угрозы постоянно эволюционируют, обеспечение безопасности сети можно рассматривать как бесконечный процесс.

В случае применения общедоступных облачных сред также важно регулярно обновлять процедуры обеспечения безопасности, чтобы гарантировать бесперебойный доступ и безопасность. Безопасное облако можно создать только на основе хорошо защищенной сети. 

Ознакомьтесь с пятью основными соображениями (PDF, 298 КБ) по защите общедоступного облака.

Ячеистые сети

Как было отмечено выше, ячеистая сеть — это тип топологии, в которой каждый узел компьютерной сети соединен с максимально возможным количеством других узлов. В этой топологии узлы совместными усилиями выбирают оптимальный маршрут доставки данных получателю. Такая топология отличается высокой отказоустойчивостью, поскольку в случае сбоя одного из узлов данные можно будет передать через множество других узлов. Самоорганизация и самонастройка являются важными свойствами ячеистых сетей — для отправки информации выбирается самый быстрый и безопасный путь.

Типы ячеистых сетки

Ячеистые сети бывают двух типов — полная ячеистая сеть и частичная ячеистая сеть: 

  • В полной ячеистой топологии каждый узел сети соединен со всеми остальными узлами — такая схема гарантирует высочайший уровень отказоустойчивости. Однако, она очень дорогая в реализации. В частичной ячеистой топологии соединены не все узлы — обычно только те из них, которые чаще всего обмениваются данными.
  • Беспроводная ячеистая сеть может состоять из десятков сотен узлов. Пользователи подключаются к сети такого типа через точки доступа, распределенные по большой территории. 

Распределители нагрузки и сети

Распределители нагрузки отвечают за распределение задач, рабочих нагрузок и сетевого трафика между доступными серверами. Распределители нагрузки можно сравнить с диспетчерской службой в аэропорту. Распределитель нагрузки отслеживает весь трафик, поступающий в сеть, и передает его маршрутизаторам или серверам, лучше всего подходящим для его обработки. Распределение нагрузки позволяет избежать перегрузки ресурсов, оптимизировать доступные ресурсы, уменьшить время отклика и повысить пропускную способность.

Подробный обзор распределителей нагрузки приведен на веб-странице Распределение нагрузки: полное руководство.

Сети доставки материалов

Сеть доставки материалов (CDN) — это сеть распределенных серверов, предоставляющая пользователям кэшированные (временно сохраненные) копии материалов веб-сайтов в зависимости от их географического расположения. CDN хранит материалы на распределенных серверах и предоставляет их пользователям таким образом, чтобы уменьшить расстояние между посетителями веб-сайта и сервером веб-сайта. Размещение кэшированных материалов ближе к конечным пользователям позволяет повысить скорость загрузки веб-страниц и помогает повысить качество обслуживания глобальной аудитории веб-сайтов. Сети CDN обеспечивают защиту от всплесков трафика, уменьшают время отклика, снижают потребление пропускной способности и помогают минимизировать последствия взломов и атак за счет размещения дополнительного уровня между конечными пользователями и инфраструктурой веб-сайта.

Сервисы потоковых трансляций в прямом эфире и по запросу, разработчики игр, создатели приложений, интернет-магазины — стремительный рост цифрового потребления вынуждает владельцев задействовать сети CDN для повышения качества обслуживания потребителей контента.

IBM и решения для компьютерных сетей

Решения для компьютерных сетей помогают компаниям оптимизировать трафик, повысить удовлетворенность пользователей, защитить сеть и упростить предоставление услуг. Как правило, лучшее решение для компьютерной сети представляет собой уникальную конфигурацию, специально разработанную с учетом типа и потребностей бизнеса.

Сети доставки материалов (CDN), распределители нагрузки и средства обеспечения сетевой безопасности — все это примеры технологий, которые могут помочь компаниям реализовать оптимальные решения для компьютерных сетей. IBM предлагает дополнительные решения для компьютерных сетей, включая следующие:

  • Аппаратные шлюзы — это устройства, которые предлагают расширенный контроль над сетевым трафиком, повышают производительность сети и укрепляют ее безопасность. Он применяется для управления физическими и виртуальными сетями при маршрутизации в нескольких VLAN, в качестве брандмауэра, VPN, для формирования трафика и многого другого.
  • Direct Link обеспечивает защиту и ускоряет передачу данных между частной инфраструктурой, мультиоблачными средами и IBM Cloud.
  • Облачные интернет-услуги — это функции обеспечения безопасности и управления производительностью, предназначенные для защиты общедоступных веб-материалов и приложений перед их перемещением в облако. Защита от DDoS, глобальное распределение нагрузки и комплект функций обеспечения безопасности, повышения надежности и управления производительностью для защиты общедоступных веб-материалов и приложений перед их перемещением в облако. 

Сетевые услуги IBM Cloud предлагают сетевые решения для оптимизации трафика, повышения удовлетворенности пользователей и эффективного предоставления ресурсов по мере необходимости.

Повысьте свою квалификацию в области сетевых технологий и получите профессиональную сертификацию IBM, пройдя курсы в рамках программы Инженер по надежности облачных сайтов (SRE), профессиональный уровень

Зарегистрируйтесь для получения IBMid и создайте учетную запись IBM Cloud.

Networking: A Complete Guide

By IBM Cloud Education

Summary

In this complete guide to networking, learn how computer networks work, the architecture used to design networks, and how to keep them secure.

What is a computer network?

A computer network comprises two or more computers that are connected—either by cables (wired) or WiFi (wireless)—with the purpose of transmitting, exchanging, or sharing data and resources. You build a computer network using hardware (e.g., routers, switches, access points, and cables) and software (e.g., operating systems or business applications).

Geographic location often defines a computer network. For example, a LAN (local area network) connects computers in a defined physical space, like an office building, whereas a WAN (wide area network) can connect computers across continents. The internet is the largest example of a WAN, connecting billions of computers worldwide.

You can further define a computer network by the protocols it uses to communicate, the physical arrangement of its components, how it controls traffic, and its purpose.

Why are computer networks important?

Computer networks enable communication for every business, entertainment, and research purpose. The internet, online search, email, audio and video sharing, online commerce, live-streaming, and social networks all exist because of computer networks.

Computer network types

As networking needs evolved, so did the computer network types that serve those needs. Here are the most common and widely used computer network types:

  • LAN (local area network): A LAN connects computers over a relatively short distance, allowing them to share data, files, and resources. For example, a LAN may connect all the computers in an office building, school, or hospital. Typically, LANs are privately owned and managed.
  • WLAN (wireless local area network): A WLAN is just like a LAN but connections between devices on the network are made wirelessly.
  • WAN (wide area network): As the name implies, a WAN connects computers over a wide area, such as from region to region or even continent to continent. The internet is the largest WAN, connecting billions of computers worldwide. You will typically see collective or distributed ownership models for WAN management.
  • MAN (metropolitan area network): MANs are typically larger than LANs but smaller than WANs. Cities and government entities typically own and manage MANs.
  • PAN (personal area network): A PAN serves one person. For example, if you have an iPhone and a Mac, it’s very likely you’ve set up a PAN that shares and syncs content—text messages, emails, photos, and more—across both devices.
  • SAN (storage area network): A SAN is a specialized network that provides access to block-level storage—shared network or cloud storage that, to the user, looks and works like a storage drive that’s physically attached to a computer. For more information on how a SAN works with block storage, see our video "Block Storage vs. File Storage."
  • CAN (campus area network): A CAN is also known as a corporate area network. A CAN is larger than a LAN but smaller than a WAN. CANs serve sites such as colleges, universities, and business campuses.
  • VPN (virtual private network): A VPN is a secure, point-to-point connection between two network end points (see ‘Nodes’ below). A VPN establishes an encrypted channel that keeps a user’s identity and access credentials, as well as any data transferred, inaccessible to hackers.

Computer network terms

Here are some common terms to know when discussing computer networking:

  • IP address: An IP address is a unique number assigned to every device connected to a network that uses the Internet Protocol for communication. Each IP address identifies the device’s host network and the location of the device on the host network. When one device sends data to another, the data includes a ‘header’ that includes the IP address of the sending device and the IP address of the destination device.

  • Nodes: A node is a connection point inside a network that can receive, send, create, or store data. Each node requires you to provide some form of identification to receive access, like an IP address. A few examples of nodes include computers, printers, modems, bridges, and switches. A node is essentially any network device that can recognize, process, and transmit information to any other network node.

  • Routers: A router is a physical or virtual device that sends information contained in data packets between networks. Routers analyze data within the packets to determine the best way for the information to reach its ultimate destination. Routers forward data packets until they reach their destination node.

  • Switches: A switch is a device that connects other devices and manages node-to-node communication within a network, ensuring data packets reach their ultimate destination. While a router sends information between networks, a switch sends information between nodes in a single network. When discussing computer networks, ‘switching’ refers to how data is transferred between devices in a network. The three main types of switching are as follows:

    • Circuit switching, which establishes a dedicated communication path between nodes in a network. This dedicated path assures the full bandwidth is available during the transmission, meaning no other traffic can travel along that path.

    • Packet switching involves breaking down data into independent components called packets which, because of their small size, make fewer demands on the network. The packets travel through the network to their end destination.

    • Message switching sends a message in its entirety from the source node, traveling from switch to switch until it reaches its destination node.

  • Ports: A port identifies a specific connection between network devices. Each port is identified by a number. If you think of an IP address as comparable to the address of a hotel, then ports are the suites or room numbers within that hotel. Computers use port numbers to determine which application, service, or process should receive specific messages.

  • Network cable types: The most common network cable types are Ethernet twisted pair, coaxial, and fiber optic. The choice of cable type depends on the size of the network, the arrangement of network elements, and the physical distance between devices.

Examples of computer networks

The wired or wireless connection of two or more computers for the purpose of sharing data and resources form a computer network. Today, nearly every digital device belongs to a computer network.

In an office setting, you and your colleagues may share access to a printer or to a group messaging system. The computing network that allows this is likely a LAN or local area network that permits your department to share resources.

A city government might manage a city-wide network of surveillance cameras that monitor traffic flow and incidents. This network would be part of a MAN or metropolitan area network that allows city emergency personnel to respond to traffic accidents, advise drivers of alternate travel routes, and even send traffic tickets to drivers who run red lights.

The Weather Company worked to create a peer-to-peer mesh network that allows mobile devices to communicate directly with other mobile devices without requiring WiFi or cellular connectivity. The Mesh Network Alerts project will allow the delivery of life-saving weather information to billions of people, even without an internet connection.

Computer networks and the internet

The internet is actually a network of networks that connects billions of digital devices worldwide. Standard protocols allow communication between these devices. Those protocols include hypertext transfer protocol (the ‘http’ in front of all website addresses). Internet protocol (or IP addresses) are the unique identifying numbers required of every device that accesses the internet. IP addresses are comparable to your mailing address, providing unique location information so that information can be delivered correctly.

Internet Service Providers (ISPs) and Network Service Providers (NSPs) provide the infrastructure that allows the transmission of packets of data or information over the internet. Every bit of information sent over the internet doesn’t go to every device connected to the internet. It’s the combination of protocols and infrastructure that tells information exactly where to go.

How do computer networks work?

Computer networks connect nodes like computers, routers, and switches using cables, fiber optics, or wireless signals. These connections allow devices in a network to communicate and share information and resources.

Networks follow protocols, which define how communications are sent and received. These protocols allow devices to communicate. Each device on a network uses an Internet Protocol or IP address, a string of numbers that uniquely identifies a device and allows other devices to recognize it. 

Routers are virtual or physical devices that facilitate communications between different networks. Routers analyze information to determine the best way for data to reach its ultimate destination. Switches connect devices and manage node-to-node communication inside a network, ensuring that bundles of information traveling across the network reach their ultimate destination.

Computer network architecture

Computer network architecture defines the physical and logical framework of a computer network. It outlines how computers are organized in the network and what tasks are assigned to those computers. Network architecture components include hardware, software, transmission media (wired or wireless), network topology, and communications protocols.

Main types of network architecture

There are two types of network architecture: peer-to-peer (P2P) and client/server. In P2P architecture, two or more computers are connected as “peers,” meaning they have equal power and privileges on the network. A P2P network does not require a central server for coordination. Instead, each computer on the network acts as both a client (a computer that needs to access a service) and a server (a computer that serves the needs of the client accessing a service). Each peer makes some of its resources available to the network, sharing storage, memory, bandwidth, and processing power.

In a client/server network, a central server or group of servers manage resources and deliver services to client devices in the network. The clients in the network communicate with other clients through the server. Unlike the P2P model, clients in a client/server architecture don’t share their resources. This architecture type is sometimes called a tiered model because it's designed with multiple levels or tiers.

Network topology

Network topology refers to how the nodes and links in a network are arranged. A network node is a device that can send, receive, store, or forward data. A network link connects nodes and may be either cabled or wireless links.

Understanding topology types provides the basis for building a successful network. There are a number of topologies but the most common are bus, ring, star, and mesh:

  • A bus network topology is when every network node is directly connected to a main cable.
  • In a ring topology, nodes are connected in a loop, so each device has exactly two neighbors. Adjacent pairs are connected directly; non-adjacent pairs are connected indirectly through multiple nodes.
  • In a star network topology, all nodes are connected to a single, central hub and each node is indirectly connected through that hub.
  • A mesh topology is defined by overlapping connections between nodes. You can create a full mesh topology, where every node in the network is connected to every other node. You can also create partial mesh topology in which only some nodes are connected to each other and some are connected to the nodes with which they exchange the most data. Full mesh topology can be expensive and time-consuming to execute, which is why it's often reserved for networks that require high redundancy. Partial mesh provides less redundancy but is more cost effective and simpler to execute.

Computer network security

Computer network security protects the integrity of information contained by a network and controls who access that information. Network security policies balance the need to provide service to users with the need to control access to information.

There are many entry points to a network. These entry points include the hardware and software that comprise the network itself as well as the devices used to access the network, like computers, smartphones, and tablets. Because of these entry points, network security requires using several defense methods. Defenses may include firewalls—devices that monitor network traffic and prevent access to parts of the network based on security rules.

Processes for authenticating users with user IDs and passwords provide another layer of security. Security includes isolating network data so that proprietary or personal information is harder to access than less critical information. Other network security measures include ensuring hardware and software updates and patches are performed regularly, educating network users about their role in security processes, and staying aware of external threats executed by hackers and other malicious actors. Network threats constantly evolve, which makes network security a never-ending process.

The use of public cloud also requires updates to security procedures to ensure continued safety and access. A secure cloud demands a secure underlying network. 

Read about the top five considerations for securing the public cloud.

Mesh networks

As noted above, a mesh network is a topology type in which the nodes of a computer network connect to as many other nodes as possible. In this topology, nodes cooperate to efficiently route data to its destination. This topology provides greater fault tolerance because if one node fails, there are many other nodes that can transmit data. Mesh networks self-configure and self-organize, searching for the fastest, most reliable path on which to send information.

Type of mesh networks

There are two types of mesh networks—full mesh and partial mesh: 

  • In a full mesh topology, every network node connects to every other network node, providing the highest level of fault tolerance. However, it costs more to execute. In a partial mesh topology, only some nodes connect, typically those that exchange data most frequently.
  • A wireless mesh network may consist of tens to hundreds of nodes. This type of network connects to users over access points spread across a large area. Watch the video below to learn how The Weather Channel created a mesh network that disseminates severe weather alerts even when other communications networks are congested.

Load balancers and networks

Load balancers efficiently distribute tasks, workloads, and network traffic across available servers. Think of load balancers like air traffic control at an airport. The load balancer observes all traffic coming into a network and directs it toward the router or server best equipped to manage it. The objectives of load balancing are to avoid resource overload, optimize available resources, improve response times, and maximize throughput.

Content delivery networks

A content delivery network (or CDN) is a distributed server network that delivers temporarily stored, or cached, copies of website content to users based on the user’s geographic location. A CDN stores this content in distributed locations and serves it to users as a way to reduce the distance between your website visitors and your website server. Having cached content closer to your end users allows you to serve content faster and helps websites better reach a global audience. CDNs protect against traffic surges, reduce latency, decrease bandwidth consumption, accelerate load times, and lessen the impact of hacks and attacks by introducing a layer between the end user and your website infrastructure.

Live-streaming media, on-demand media, gaming companies, application creators, e-commerce sites—as digital consumption increases, more content owners turn to CDNs to better serve content consumers.

Read about How IBM Cloud CDN delivers improved customer experience

Computer networking solutions and IBM

Computer networking solutions help businesses enhance traffic, keep users happy, secure the network, and easily provision services. The best computer networking solution is typically a unique configuration based on your specific business type and needs.

Content delivery networks (CDNs), load balancers, and network security—all mentioned above—are examples of technologies that can help businesses craft optimal computer networking solutions. IBM offers additional networking solutions, including:

  • Gateway appliances are devices that give you enhanced control over network traffic, let you accelerate your network’s performance, and give your network a security boost. Manage your physical and virtual networks for routing multiple VLANs, for firewalls, VPN, traffic shaping and more.
  • Direct Link secures and accelerates data transfer between private infrastructure, multiclouds, and IBM Cloud.
  • Cloud Internet Services are security and performance capabilities designed to protect public-facing web content and applications before they reach the cloud. Get DDoS protection, global load balancing and a suite of security, reliability and performance capabilities designed to protect public-facing web content and applications before they reach the cloud. Watch the following video for more info on DDoS attacks and how they occur:

Networking services in IBM Cloud provide you with networking solutions to enhance your traffic, keep your users happy, and easily provision resources as you need them.

Sign up for an IBMid and create your IBM Cloud account.

Subscribe to IBM Cloud News

IBM Cloud News connects you to insight and information you can put to work right away—straight from the minds of IBM Cloud experts, IBM customers, and business and IT leaders.

Subscribe now

Be the first to hear about news, product updates, and innovation from IBM Cloud