Agile DevOps ― гибкая разработка и эксплуатация ПО: Автоматизация инфраструктуры

Представление инфраструктуры в виде кода с помощью инструментов Chef или Puppet

Сколько раз вы вручную выполняли одни и те же шаги при создании инфраструктуры или полагались на другую группу, которая настраивала для вас рабочую среду? А что, если все эти действия представить в виде сценариев и версий, как и остальные системы программного обеспечения? В этом выпуске Agile DevOps специалист по DevOps Пол Дюваль показывает, как автоматизировать процесс инициализации инфраструктуры с помощью инструментов Chef и Puppet. Он рассказывает об основах каждого из этих инструментов — а также об их сходстве, примерах применения и различиях - и приводит видеодемонстрацию Puppet.

Пол Дюваль, технический директор, Stelligent Incorporated

Paul DuvallПол Дюваль (Paul Duvall) является техническим директором компании Stelligent Incorporated – консалтинговой фирмы, которая помогает командам разработчиков оптимизировать гибкие методологии разработки программного обеспечения. Он также соавтор книги Continuous Integration: Improving Software Quality and Reducing Risk (Addison-Wesley, 2007 г.). Он принимал участие в создании книг UML 2 Toolkit (Wiley, 2003 г.) и No Fluff Just Stuff Anthology (Pragmatic Programmers, 2007 г.).



01.03.2013

Об этом цикле статей

Разработчики могут многому научиться у групп эксплуатации, а те ― у разработчиков. Эта серия статей посвящена изучению практического применения образа мышления групп эксплуатации к разработке и наоборот — а также рассмотрению программных продуктов в качестве целостных объектов, которые могут поставляться быстрее и чаще, чем когда бы то ни было.

Автоматизация инфраструктуры — это процесс написания сценариев среды ― от установки операционной системы до установки и Настройки серверов в экземплярах, связей между экземплярами и ПО и т.п. Среда, описанная сценариями, позволяет применять одну и ту же конфигурацию к одному узлу или к тысячам узлов.

Автоматизация инфраструктуры выступает и под другими названиями: управление конфигурацией, управление ИТ, инициализация, описываемые сценариями инфраструктуры, управление конфигурацией систем ― и многими другими пересекающимися терминами. Смысл все тот же: инфраструктура и ее конфигурация описывается сценарием или набором сценариев, так что среду можно реплицировать с гораздо меньшим риском ошибок. Автоматизация инфраструктуры вносит гибкость как в процесс разработки, так и в эксплуатацию, потому что любой уполномоченный член команды может изменять сценарии с применением к инфраструктуре надлежащих методов разработки ― таких как автоматизированное тестирование и управление версиями.

За последнее десятилетие появилось несколько инструментов для поддержки автоматизации инфраструктуры ― как с открытым исходным кодом, так и коммерческих. В число инструментов с открытым исходным кодом входят Bcfg2, CFEngine, Chef и Puppet. Их можно использовать в облаке и в физических или виртуальных средах. В этой статье я сосредоточусь на наиболее популярных инструментах автоматизации инфраструктуры с открытым исходным кодом: Chef и Puppet. Читатель не освоит всех тонкостей работы с каждым из инструментов, но получит представление о сходствах и различиях между ними, а также познакомится с некоторыми показательными примерами. Более подробный пример установки и использования инструмента автоматизации инфраструктуры приводится в видеодемонстрации к этой статье, где показано, как использовать Puppet в облачной среде.

Традиционные подходы

Не все группы применяют инструменты автоматизации инфраструктуры ― наряду с соответствующими методами и моделями; так как же они обходятся? В число традиционных ― немасштабируемых ― подходов входит ручная настройка среды или написание и выполнение комбинации сценариев, которые должны выполняться вручную. Это приводит к процессам, чреватым ошибками, увеличивает время цикла и препятствует регулярному выпуску программного обеспечения группой разработчиков.

Для сценариев среды Chef и Puppet используют предметно-ориентированный язык (DSL) Ruby. В Chef применяется внутренний Ruby DSL, а пользователи Puppet работают главным образом с внешним DSL ― также написанным на Ruby. Эти инструменты, как правило, используются в Linux®-системах автоматизации, но поддерживают и Windows. Клиентская база Puppet больше, чем у Chef, и он предлагает более широкую поддержку устаревших операционных систем. Puppet позволяет устанавливать связи с другими задачами. Оба инструмента являются идемпотентными ― то есть при одной и той же конфигурации дают один и тот же результат, сколько бы раз их ни запускали.

Chef

Chef существует примерно с 2009 года. Он создан под влиянием Puppet и CFEngine. Chef поддерживает несколько платформ, включая Ubuntu, Debian, RHEL/CentOS, Fedora, Mac OS X, Windows 7 и Windows Server. Его часто называют более простым в применении — особенно для разработчиков Ruby, потому что все в Chef определяется в виде Ruby-сценария и соответствует модели, которой пользуются разработчики. Chef имеет базу ревностных пользователей, и это Chef-сообщество стремительно растет, передавая рецепты другим пользователям.

Как это работает

Будьте в курсе

Раздел Agile transformation портала developerWorks содержит новости, обсуждения и учебные материалы, которые помогут вам и вашей организации строить фундамент на принципах гибкой разработки (EN).

В Chef три основных компонента взаимодействуют друг с другом —сервер Chef, узлы и рабочая станция Chef. Chef исполняет в узлах рецепты, состоящие из автоматизированных шагов ― называемых действиями, ― таких как установка и настройка программного обеспечения или добавление файлов. Сервер Chef содержит данные о конфигурации для управления несколькими узлами. Узлы при необходимости извлекают файлы конфигурации и ресурсы, хранящиеся на сервере Chef. К ресурсам относятся, например, файлы, пакеты, хроны (cron) и выполнение (execute).

Пользователи взаимодействуют с сервером Chef с помощью интерфейса командной строки, называемого Knife. Узлы могут иметь одну или несколько ролей. Роль определяет атрибуты (специфические параметры) и рецепты для узла и может применять их к нескольким узлам. Рецепты могут исполнять другие рецепты. Рецепты для узла, называемые рабочим списком (run list), выполняются по порядку. Рабочая станция Chef представляет собой экземпляр с установленными на нем локальным репозиторием Chef и интерфейсом Knife.

Основные компоненты Chef перечислены в таблице 1:

Таблица 1. Компоненты Chef
КомпонентОписание
АтрибутыОписание данных узла, таких как IP-адрес и имя хоста.
Клиент ChefРаботает от имени узла. Один клиент Chef может исполнять рецепты для нескольких узлов.
Chef SoloПозволяет исполнять рецепты Chef без сервера Chef.
"Поваренные книги" (cookbooks)Содержат все ресурсы, необходимые для автоматизации инфраструктуры, и могут передаваться другим пользователя Chef. Поваренные книги обычно состоят из нескольких рецептов.
Пакеты данныхСодержат глобально доступные данные, которые используются узлами и ролями.
KnifeИспользуется системными администраторами для загрузки изменений конфигурации на сервер Chef. Knife используется для связи между узлами через SSH.
Консоль управленияWeb-интерфейс сервера Chef для управления узлами, ролями, поваренными книгами, пакетами данных и API клиентов.
УзелУзлы, на которых исполняется клиент Chef. Основные функции узла с точки зрения Chef ― это его атрибуты и рабочий список (run list). Узлы ― это компоненты, к которым применяются роли и рецепты.
OhaiНаходит данные об используемой операционной системе. Может работать и в автономном режиме, но его основная цель заключается в снабжении Chef данными об узлах.
РецептБазовая конфигурация в формате Chef. Рецепты содержат наборы ресурсов, которые выполняются в порядке, определенном для настройки узлов.
Репозиторий (репозиторий Chef)Место, где размещаются поваренные книги, роли, файлы конфигурации и другие артефакты для управления системами с помощью Chef.
РесурсКроссплатформенная абстракция того, что настраивается в узле. Например, учетные записи пользователей и пакеты на разных платформах ОС можно настроить по-разному; Chef скрывает детали этого процесса от пользователя.
РолиМеханизм для группирования аналогичных свойств подобных узлов.
Сервер (сервер Chef)Централизованное хранилище конфигурации сервера.

Примеры

Листинг 1 демонстрирует использование ресурса service в рецепте, который является частью поваренной книги для Tomcat. Как видите, такие инструменты, как Chef, можно использовать для настройки конкретной платформы и управления конфигурацией сервера.

Листинг 1. Рецепты Chef
service "tomcat" do
  service_name "tomcat6"
  case node["platform"]
  when "centos","redhat","fedora"
    supports :restart => true, :status => true
  when "debian","ubuntu"
    supports :restart => true, :reload => true, :status => true
  end
  action [:enable, :start]
end

В листинге 2 определяются атрибуты поваренной книги для Tomcat. В этом примере я определяю некоторые внешние порты, доступные для сервера Tomcat. Другие типы атрибутов включают значения для каталогов, опций, пользователей и других конфигураций.

Листинг 2. Атрибуты Chef
default["tomcat"]["port"] = 8080
default["tomcat"]["ssl_port"] = 8443
default["tomcat"]["ajp_port"] = 8009

Chef расширяет язык Ruby ― по сравнению с внешним DSL, ― предоставляя модель для применения конфигурации сразу ко многим узлам. Chef использует императивную модель без явного управления зависимостями, поэтому, когда сценарии среды составляют люди с большим опытом разработки, они, как правило, тяготеют к Chef.


Puppet

Puppet эксплуатируется с 2005 года. Многие крупные организации, включая Google, Twitter, Oracle и Rackspace, используют его для управления своей инфраструктурой. Puppet обычно требует более продолжительного обучения, чем Chef, и поддерживает различные инфраструктуры на базе Windows и *nix. У Puppet широкое и активное сообщество пользователей. Он применялся в тысячах организаций, эксплуатирующих установки с десятками тысяч экземпляров.

Как это работает

Puppet использует концепцию главного сервера — называемого Puppet master,— который централизует конфигурацию между узлами и группирует их по типу. Например, если имеется группа Web-серверов, на которых установлен Tomcat с Jenkins WAR, то на сервере Puppet master эти серверы группируются друг с другом. В качестве демона на системах работает Puppet agent. Это позволяет развертывать изменения инфраструктуры во многих узлах одновременно. Он функционирует так же, как менеджер развертывания, но вместо приложений развертывает изменения инфраструктуры.

В состав Puppet входит инструмент facter. Он содержит метаданные о системе и может использоваться для фильтрации серверов. Например, facter можно использовать для определения имени узла. С Puppet интегрирован инструмент развертывания MCollective. Его можно использовать для распространения среди узлов изменений инфраструктуры.

Ключевые компоненты Puppet перечислены в таблице 2.

Таблица 2. Ключевые компоненты Puppet
КомпонентОписание
АгентПроцесс-демон, запущенный в узле, который собирает сведения об узле и отправляет их в Puppet master.
КаталогСобрание фактов, определяющих способ настройки узла.
ФактыДанные узла, переданные им в Puppet master.
МанифестОписание ресурсов и зависимостей между ними.
МодульГруппа связанных манифестов (в каталоге). Например, модуль может определять, как установить, настроить и запустить базу данных, такую как MySQL.
УзелУзел, управляемый Puppet master. Узлы определяются как классы, но содержат имя узла или полное доменное имя.
Puppet masterСервер, управляющий всеми узлами Puppet.
РесурсНапример, пакет, файл или служба.

Примеры

В листинге 3 приведен пример манифеста Puppet с описанием пакетов, устанавливаемых в узле. Puppet определяет наилучший подход и порядок исполнения для процесса установки этих пакетов.

Листинг 3. Манифест Puppet для установки пакетов
class system {
  package { "rubygems": ensure => "installed" }

  package { "make": ensure => "installed" }
  package { "gcc": ensure => "installed" }
  package { "gcc-c++": ensure => "installed" }
  package { "ruby-devel": ensure => "installed" }
  package { "libcurl-devel": ensure => "installed" }
  package { "zlib-devel": ensure => "installed" }
  package { "openssl-devel": ensure => "installed" }
  package { "libxml2-devel": ensure => "installed" }
  package { "libxslt-devel": ensure => "installed" }
}

Фрагмент манифеста Puppet, приведенный в листинге 4, содержит примеры различных типов ресурсов — пакетов и служб, — которые можно использовать в сценариях инфраструктуры.

Листинг 4. Манифест Puppet для httpd
class httpd {
  package { 'httpd-devel':
    ensure => installed,
  }
  service { 'httpd':
    ensure => running,
    enable => true,
    subscribe => Package['httpd-devel'],
  }
}

Puppet использует декларативную модель с явным управлением зависимостями. Поэтому его, как правило, предпочитают инженеры с большим опытом системного администрирования, которым требуется составить сценарий своей среды.


Инфраструктура как код

В этой статье — на примерах — показано, что инфраструктура больше не нуждается в уникальных ручных усилиях, прилагаемых к отдельным узлам. Автоматизируя инфраструктуру, можно масштабировать ее вверх и вниз без каких-либо дополнительных трудозатрат. Так как инфраструктура моделируется в сценариях, ее версиями можно управлять и тестировать их точно так же, как версии кода приложений.

В следующей статье мы рассмотрим модели и методы для создания эфемерных (или кратковременных) сред — которые создаются и уничтожаются за 24 часа и иллюстрируют подход массовости (то есть отсутствия уникальности), который ассоциируется с Agile DevOps.

Ресурсы

Научиться

Получить продукты и технологии

  • Chef: несколько версий Chef.
  • Puppet: Puppet Enterprise.
  • IBM Tivoli Provisioning Manager: Tivoli Provisioning Manager позволяет создавать динамическую инфраструктуру, автоматизируя управление физическими серверами, виртуальными серверами, программным обеспечением, системами хранения данных и сетью.
  • IBM Tivoli® System Automation for Multiplatforms: Tivoli System Automation for Multiplatforms обеспечивает высокую готовность и автоматизацию приложений и ИТ-услуг по всей организации.

Комментарии

developerWorks: Войти

Обязательные поля отмечены звездочкой (*).


Нужен IBM ID?
Забыли Ваш IBM ID?


Забыли Ваш пароль?
Изменить пароль

Нажимая Отправить, Вы принимаете Условия использования developerWorks.

 


Профиль создается, когда вы первый раз заходите в developerWorks. Информация в вашем профиле (имя, страна / регион, название компании) отображается для всех пользователей и будет сопровождать любой опубликованный вами контент пока вы специально не укажите скрыть название вашей компании. Вы можете обновить ваш IBM аккаунт в любое время.

Вся введенная информация защищена.

Выберите имя, которое будет отображаться на экране



При первом входе в developerWorks для Вас будет создан профиль и Вам нужно будет выбрать Отображаемое имя. Оно будет выводиться рядом с контентом, опубликованным Вами в developerWorks.

Отображаемое имя должно иметь длину от 3 символов до 31 символа. Ваше Имя в системе должно быть уникальным. В качестве имени по соображениям приватности нельзя использовать контактный e-mail.

Обязательные поля отмечены звездочкой (*).

(Отображаемое имя должно иметь длину от 3 символов до 31 символа.)

Нажимая Отправить, Вы принимаете Условия использования developerWorks.

 


Вся введенная информация защищена.


static.content.url=http://www.ibm.com/developerworks/js/artrating/
SITE_ID=40
Zone=Технология Java
ArticleID=860112
ArticleTitle=Agile DevOps ― гибкая разработка и эксплуатация ПО: Автоматизация инфраструктуры
publish-date=03012013

Agile DevOps

Infrastructure automation

Treat infrastructure as code with Chef or Puppet

Comments

Content series:

This content is part # of # in the series: Agile DevOps

Stay tuned for additional content in this series.

This content is part of the series:Agile DevOps

Stay tuned for additional content in this series.

Infrastructure automation is the process of scripting environments — from installing an operating system, to installing and configuring servers on instances, to configuring how the instances and software communicate with one another, and much more. By scripting environments, you can apply the same configuration to a single node or to thousands.

Infrastructure automation also goes by other names: configuration management, IT management, provisioning, scripted infrastructures, system configuration management, and many other overlapping terms. The point is the same: you are describing your infrastructure and its configuration as a script or set of scripts so that environments can be replicated in a much less error-prone manner. Infrastructure automation brings agility to both development and operations because any authorized team member can modify the scripts while applying good development practices — such as automated testing and versioning — to your infrastructure.

In the past decade, several open source and commercial tools have emerged to support infrastructure automation. The open source tools include Bcfg2, CFEngine, Chef, and Puppet. They can be used in the cloud and in virtual and physical environments. In this article, I'll focus on the most popular open source infrastructure automation tools: Chef and Puppet. Although you won't learn the intricacies of either tool, you'll get an understanding of the similarities and differences between them, along with some representative examples. For a more detailed example of setting up and using an infrastructure automation tool, this article provides a companion video that shows how to run Puppet in a cloud environment.

Chef and Puppet both use a Ruby domain-specific language (DSL) for scripting environments. Chef is expressed as an internal Ruby DSL, and Puppet users primarily use its external DSL — also written in Ruby. These tools tend to be used more often in Linux® system automation, but they have support for Windows as well. Puppet has a larger user base than Chef, and it offers more support for older, outdated operating systems. With Puppet, you can set dependencies on other tasks. Both tools are idempotent— meaning you get the same result with the same configuration no matter how many times you run it.

Chef

Chef has been around since 2009. It was influenced by Puppet and CFEngine. Chef supports multiple platforms including Ubuntu, Debian, RHEL/CentOS, Fedora, Mac OS X, Windows 7, and Windows Server. It is often described as easier to use — particularly for Ruby developers, because everything in Chef is defined as a Ruby script and follows a model that developers are used to working in. Chef has a passionate user base, and the Chef community is rapidly growing while developing cookbooks for others to use.

How it works

In Chef, three core components interact with one another — Chef server, nodes, and Chef workstation. Chef runs cookbooks, which consist of recipes that perform automated steps — called actions — on nodes, such as installing and configuring software or adding files. The Chef server contains configuration data for managing multiple nodes. The configuration files and resources stored on the Chef server are pulled down by nodes when requested. Examples of resources include file, package, cron, and execute.

Users interact with the Chef server using Chef's command-line interface, called Knife. Nodes can have one or more roles. A role defines attributes (node-specific settings) and recipes for a node and can apply them across multiple nodes. Recipes can run other recipes. The recipes in a node, called a run list, are executed in the order they are listed. A Chef workstation is an instance with a local Chef repository and Knife installed on it.

Table 1 describes the core components of Chef:

Table 1. Chef components
ComponentDescription
AttributesDescribe node data, such as the IP address and hostname.
Chef clientDoes work on behalf of a node. A single Chef client can run recipes for multiple nodes.
Chef SoloAllows you to run Chef cookbooks in the absence of a Chef server.
CookbooksContain all the resources you need to automate your infrastructure and can be shared with other Chef users. Cookbooks typically consist of multiple recipes.
Data bagsContain globally available data used by nodes and roles.
KnifeUsed by system administrators to upload configuration changes to the Chef Server. Knife is used for communication between nodes via SSH.
Management consoleChef server's web interface for managing nodes, roles, cookbooks, data bags, and API clients.
NodeHosts that run the Chef client. The primary features of a node, from Chef's point of view, are its attributes and its run list. Nodes are the component to which recipes and roles are applied.
OhaiDetects data about your operating system. It can be used stand-alone, but its primary purpose is to provide node data to Chef.
RecipeThe fundamental configuration in Chef. Recipes encapsulate collections of resources that are executed in the order defined to configure the nodes.
Repository (Chef repository)The place where cookbooks, roles, configuration files, and other artifacts for managing systems with Chef are hosted.
ResourceA cross-platform abstraction of something you're configuring on a node. For example, users and packages can be configured differently on different OS platforms; Chef abstracts the complexity in doing this away from the user.
RoleA mechanism for grouping similar features of similar nodes.
Server (Chef server)Centralized repository of your server's configuration.

Examples

Listing 1 demonstrates the use of the service resource within a recipe that's part of a Tomcat cookbook. You can see that you can use tools like Chef to do platform-specific configuration and manage server configuration.

Listing 1. Chef recipes
service "tomcat" do
  service_name "tomcat6"
  case node["platform"]
  when "centos","redhat","fedora"
    supports :restart => true, :status => true
  when "debian","ubuntu"
    supports :restart => true, :reload => true, :status => true
  end
  action [:enable, :start]
end

Listing 2 defines the attributes for the Tomcat cookbook. In this example, I'm defining some external ports for the Tomcat server to make available. Other types of attributes you might see include values for directories, options, users, and other configurations.

Listing 2. Chef attributes
default["tomcat"]["port"] = 8080
default["tomcat"]["ssl_port"] = 8443
default["tomcat"]["ajp_port"] = 8009

Chef extends the Ruby language — as compared to an external DSL — to provide a model for applying configuration to many nodes at once. Chef uses an imperative model without explicit dependency management, so people with more of a development background tend to gravitate toward Chef when they are scripting environments.

Puppet

Puppet has been in use since 2005. Many organizations, including Google, Twitter, Oracle, and Rackspace, use it to manage their infrastructure. Puppet, which tends to require a steeper learning curve than Chef, supports a variety of Windows and *nix environments. Puppet has a large and active user community. It has been used in thousands of organizations with installations running tens of thousands of instances.

How it works

Puppet uses the concept of a master server — called the Puppet master — which centralizes the configuration among nodes and groups them together based on type. For example, if you had a set of web servers that were all running Tomcat with a Jenkins WAR, you'd group them together on the Puppet master. The Puppet agent runs as a daemon on systems. This enables you to deploy infrastructure changes to multiple nodes simultaneously. It functions the same way as a deployment manager, but instead of deploying applications, it deploys infrastructure changes.

Puppet includes a tool called facter. Facter holds metadata about the system and can be used to filter among servers. For example, you can use facter to determine a node's hostname. MCollective is a deployment tool that integrates with Puppet. You can use MCollective to deploy infrastructure changes across nodes.

Table 2 lists the key components of Puppet:

Table 2. Key Puppet components
ComponentDescription
AgentA daemon process running on a node that collects information about the node and sends it to the Puppet master.
CatalogCompilation of facts that specifies how to configure the node.
FactsData about a node, sent by the node to the Puppet master.
ManifestDescribes resources and the dependencies among them.
ModuleGroups related manifests (in a directory). For example, a module might define how a database like MySQL gets installed, configured, and run.
NodeA host that is managed by the Puppet master. Nodes are defined like classes but contain the host name or fully qualified domain name.
Puppet masterThe server that manages all the Puppet nodes.
ResourceFor example, a package, file, or service.

Examples

In the example in Listing 3, a Puppet manifest describes the packages to install on a node. Puppet determines the best approach and order of execution for installing these packages.

Listing 3. Puppet manifest for package installation
class system {
  package { "rubygems": ensure => "installed" }

  package { "make": ensure => "installed" }
  package { "gcc": ensure => "installed" }
  package { "gcc-c++": ensure => "installed" }
  package { "ruby-devel": ensure => "installed" }
  package { "libcurl-devel": ensure => "installed" }
  package { "zlib-devel": ensure => "installed" }
  package { "openssl-devel": ensure => "installed" }
  package { "libxml2-devel": ensure => "installed" }
  package { "libxslt-devel": ensure => "installed" }
}

The Puppet manifest snippet in Listing 4 shows examples of different resource types — package and service — that can be used in scripting an infrastructure:

Listing 4. Puppet manifest for httpd
class httpd {
  package { 'httpd-devel':
    ensure => installed,
  }
  service { 'httpd':
    ensure => running,
    enable => true,
    subscribe => Package['httpd-devel'],
  }
}

Puppet employs a declarative model with explicit dependency management. Because of this, it tends to be one of the first tool considerations by engineers who have more of a systems administration background and are looking to script their environments.

Infrastructure as code

In this article, you learned — through examples — that your infrastructure no longer needs to be a manual effort uniquely applied to individual nodes. By automating your infrastructure, you can scale it up and down without any additional effort. Because your infrastructure is modeled in scripts, you can version and test them just like the application code.

In the next article, you'll learn patterns and techniques for creating ephemeral (or transient) environments — environments that are created and destroyed in 24 hours and embrace the abundance mindset (that is, lack of scarcity) that comes with Agile DevOps.


Downloadable resources


Related topics


Comments

Sign in or register to add and subscribe to comments.

static.content.url=http://www.ibm.com/developerworks/js/artrating/
SITE_ID=1
Zone=DevOps, Java development
ArticleID=833544
ArticleTitle=Agile DevOps: Infrastructure automation
publish-date=09112012