В этом руководстве комплексно рассматриваются все базовые вопросы, касающиеся наиболее обширной, перспективной и динамичной на сегодняшний день области создания программного обеспечения. В разделе "Open Source" на сайте IBM developerWorks вы найдете руководства, программное обеспечение и новости о проектах, которые помогут вам использовать открытые технологии при работе с продуктами IBM® и для создания собственного программного обеспечения.


Что такое "технологии с открытым исходным кодом"?

Если кратко, то открытость программного обеспечения означает коллективную работу над проектом по его созданию, в которой может принять участие любой желающий. IBM внесла колоссальный вклад в развитие свободного ПО, приняв участие в более чем 120 проектах и, в частности, затратив более миллиарда долларов на поддержку развития Linux®. Организация по продвижению свободного ПО (Open Source Initiative - OSI) дала следующее определение открытым технологиям: "открытый подход к созданию программного обеспечения направлен на повышение его качества и надежности за счет независимой экспертизы и быстрой эволюции исходного кода продукта. Для получения сертификата OSI программное обеспечение должно выпускаться под лицензией, гарантирующей права на свободное использование, повторное распространение и модификацию".

Термин "open source" также может использоваться применительно к отдельным людям, организациям и компаниям, активно использующим свободное программное обеспечение. Согласно определению OSI, свободное ПО характеризуется 10 признаками, которые перечислены ниже. Открытость приложений отнюдь не ограничивается свободным доступом к исходному коду. Программное обеспечение должно распространяться в соответствии со следующими правилами.

1. Право на повторное распространение
Лицензия не должна накладывать ограничений на продажу или свободное распространение ПО в качестве компонента программного комплекса, включающего программы, полученные из разных источников. Она также не может включать требования лицензионных платежей или других отчислений с доходов от подобных продаж.

2. Исходный код
Дистрибутив приложения должен включать его исходный код, причем распространение приложения должно быть разрешено как в виде исходных кодов, так и в скомпилированной форме. Для тех приложений, которые распространяются без исходных кодов, должна быть предоставлена возможность получения оных без существенных затрат, предпочтительно путем бесплатной загрузки из Интернета. Исходный код должен быть предоставлен в таком виде, в котором он бы являлся наиболее подходящим способом модификации приложения. Не допускается распространение преднамеренно запутанного кода, а также промежуточного кода, например, сгенерированного препроцессором или транслятором.

3. Производные продукты
Лицензия должна разрешать внесение изменений и производные продукты, а также их распространение на тех же условиях, что и для изначального продукта.

4. Целостность исходного кода автора
Лицензия может ограничивать распространение модифицированной версии исходного кода только в том случае, если она разрешает распространение так называемых "файлов исправлений" (patch files), благодаря которым можно изменять исходное приложение до компиляции. При этом в лицензии должно быть явным образом оговорена допустимость распространения приложения, собранного из исходного кода. В лицензии может присутствовать условие, по которому производным продуктам должно быть присвоено имя или номер версии, отличные от исходного продукта.

5. Недопустимость дискриминации в отношении пользователей
В лицензии недопустимы условия, дискриминирующие отдельного человека или группы людей.

6. Недопустимость дискриминации в отношении области применения
Лицензия не может ограничивать пользователей в выборе области применения программного обеспечения. Например, она не может включать условия, запрещающие использование ПО для бизнеса или генетических исследований.

7. Распространение лицензии
Права на использование приложения должны относиться ко всем пользователям при повторном распространении ПО. Вторичные пользователи не должны быть ограничены дополнительными лицензионными соглашениями.

8. Лицензия не должна быть специфичной для конкретного продукта
Права на использование приложения не должны зависеть от того, является оно частью определенного программного пакета или нет. Если приложение используется или распространяется повторно в отдельности от остальных компонентов пакета, его пользователи должны обладать теми же правами, что и пользователи всего изначального программного пакета.

9. Лицензия не должна ограничивать использование других продуктов
В лицензии недопустимы ограничения на использование других продуктов, распространяемых совместно с лицензируемым программным обеспечением. Например, лицензия не может требовать, чтобы другие приложения, которые распространяются на том же носителе, также являлись свободным программным обеспечением.

10. Нейтральность по отношению к технологиям
Никакие условия лицензии не должны быть обусловлены использованием той или иной технологии, стиля или интерфейса.


В чем важность свободного программного обеспечения?

Первой причиной, по которой большинство пользователей обращаются к свободному ПО, является цена. Как правило, приложения с открытым исходным кодом распространяются бесплатно. Тем не менее бесплатность не является обязательным признаком свободного ПО.

Существуют как сугубо практические, так и философские аргументы в пользу развития свободного программного обеспечения.

  1. Открытые приложения позволяют разработчикам анализировать исходный код, находить возможности для его совершенствования и использовать его в собственных продуктах. Пользователи по всему миру могут вносить свой вклад в развитие различными способами, от программирования до написания и перевода документации, а также отчетов об ошибках. Свободный обмен идеями является движущей силой инноваций.
  2. Согласно манифесту GNU (EN), люди имеют моральное право на доступ к удобочитаемому представлению компьютерных программ.

Что такое FOSS?

Аббревиатура FOSS означает "Free and Open Source Software" (свободное и открытое программное обеспечение). Этот термин используется применительно к программному обеспечению, которое является свободным(EN) или открытым(EN) в соответствии с определениями FSF, если не требуется явно разделять эти понятия.


Бесплатное или свободное?

Термин "свободный" имеет два значения: "независимый" и "бесплатный". Произнося речи с импровизированной трибуны, сторонникам свободного ПО часто приходится явно пояснять, имеют они в виду, что ПО можно использовать и распространять свободно, либо что его можно получить бесплатно. При этом любой студент знает, что все продукты имеют себестоимость, т.е. кто-то затратил определенные средства на их производство, даже если их можно получить и использовать бесплатно.


Как приступить к созданию свободного программного обеспечения?

Решение о начале создания свободного программного обеспечения имеет скорее политическую и юридическую, а не техническую природу. На сайте OSI приведен список одобренных лицензий для свободного ПО, из которых вы можете выбрать ту, которая наиболее подходит к вашим планам относительно создаваемого продукта. Если вас смущают условия предлагаемых лицензий или у вас есть другие вопросы, проконсультируйтесь с юристом, специализирующемся в вопросах защиты интеллектуальной собственности.

В начале 2005 г. некоторые видные фигуры в мире свободного ПО предсказывали, что в будущем число лицензий сократится, однако неясно, были ли это надежды или прогнозы.


Что такое LAMP?

Аббревиатура LAMP образована от первых букв слов Linux, Apache, MySQL и PHP. Как правило, считается, что "Р" означает PHP, но в зависимости от аудитории его можно заменить на Perl или Python. Однако у LAMP есть и более широкий смысл. Этот термин означает независимый и гибкий подход к созданию серверного приложения. При этом каждый из продуктов, чьи названия образуют эту аббревиатуру, можно заменить на альтернативное решение, более подходящее для конкретной ситуации. Все компоненты можно обновлять независимо друг от друга, хотя это, как правило, требует аккуратности и тщательного планирования. Основное преимущество подхода заключается в том, что все компоненты являются свободными (или почти свободными) в обоих смыслах этого слова.


На каких языках разрабатывается свободное программное обеспечение?

На любых. Технологическая составляющая отнюдь не определяет лицо свободного программного обеспечения. Основное значение имеет решение автора (или авторов) выпустить продукт в качестве свободного ПО с использованием одной из множества соответствующих лицензий.


Легально ли свободное программное обеспечение?

Да. Более того, практически все, кто пользуется электронной почтой или работает в Web, являются пользователями свободного ПО. Большая часть электронных писем пересылается через Интернет-серверы со свободным ПО. Большинство Web-серверов работают под управлением свободного ПО. Подобное ПО лежит в основе деятельности Google. Согласно OSI, фактически все основные компоненты Интернета, включая почтовые системы, серверы Web и FTP, реализованы на основе свободного ПО.

При этом важно отличать свободные приложения от нелицензионного ПО (warez), которое распространяется без согласия владельцев и без лицензии.


Какие проекты по создания свободного программного обеспечения ведутся в IBM?

Коротко говоря, IBM является серьезной силой, поддерживающей инновации и коллективную работу над открытыми проектами. Компания участвует в более чем 120 коллективных проектах по разработке свободного ПО.


Есть ли у IBM собственная лицензия для выпуска свободного программного обеспечения?

Да, это Common Public License (общая открытая лицензия). Более подробную информацию об этой лицензии можно найти на странице часто задаваемых вопросов о CPL (EN).

This guide places all the basics of open source in context to help you get started in the most wide-ranging, growing, and dynamic field of software development today. The developerWorks Open source zone is your source for how-to information, tools, and project updates to help you develop with open source technologies and use them with IBM® products. Topic areas include Eclipse, Apache Derby, Apache Geronimo, scripting languages such as PHP, Python, and Perl, as well as broader discussions on open source licensing and open source development.

What is open source technology?

In a word, open source is collaboration. More specifically, it's public collaboration on a software project. IBM has committed to open source in a big way with contributions to more than 120 projects, including more than $1 billion in Linux® development. According to the Open Source Initiative (OSI), it can be defined this way: "Open source promotes software reliability and quality by supporting independent peer review and rapid evolution of source code. To be OSI certified, the software must be distributed under a license that guarantees the right to read, redistribute, modify, and use the software freely."

Open source can also apply to the popular movement of individuals, organizations, and companies that seek to put such software into mainstream usage. According to the Open Source Initiative, open source consists of 10 points, which are reproduced below. Open source doesn't just mean access to the source code. The distribution terms of open source software must comply with the following criteria:

1. Free redistribution
The license shall not restrict any party from selling or giving away the software as a component of an aggregate software distribution containing programs from several different sources. The license shall not require a royalty or other fee for such sale.

2. Source code
The program must include source code, and must allow distribution in source code as well as compiled form. Where some form of a product is not distributed with source code, there must be a well-publicized means of obtaining the source code for no more than a reasonable reproduction cost preferably, downloading via the Internet without charge. The source code must be the preferred form in which a programmer would modify the program. Deliberately obfuscated source code is not allowed. Intermediate forms such as the output of a preprocessor or translator are not allowed.

3. Derived works
The license must allow modifications and derived works, and must allow them to be distributed under the same terms as the license of the original software.

4. Integrity of the author's source code
The license may restrict source-code from being distributed in modified form only if the license allows the distribution of "patch files" with the source code for the purpose of modifying the program at build time. The license must explicitly permit distribution of software built from modified source code. The license may require derived works to carry a different name or version number from the original software.

5. No discrimination against persons or groups
The license must not discriminate against any person or group of persons.

6. No discrimination against fields of endeavor
The license must not restrict anyone from making use of the program in a specific field of endeavor. For example, it may not restrict the program from being used in a business, or from being used for genetic research.

7. Distribution of license
The rights attached to the program must apply to all to whom the program is redistributed without the need for execution of an additional license by those parties.

8. License must not be specific to a product
The rights attached to the program must not depend on the program's being part of a particular software distribution. If the program is extracted from that distribution and used or distributed within the terms of the program's license, all parties to whom the program is redistributed should have the same rights as those that are granted in conjunction with the original software distribution.

9. License must not restrict other software
The license must not place restrictions on other software that is distributed along with the licensed software. For example, the license must not insist that all other programs distributed on the same medium must be open source software.

10. License must be technology-neutral
No provision of the license may be predicated on any individual technology or style of interface.

See the developerWorks articles "Open source licensing, Part 1: The intent" and "Open source licensing, Part 2: Academic v. reciprocal" for additional information.

Also, be sure to check out the white paper, "Integrating Open Source into your business" for more information about open source and open computing, the benefits and challenges of open source, and how to integrate open source into your IT strategy.

Why is open source technology important?

The initial attraction that most computer users have to open source software is the price. Open source programs are often given away by the author. However, zero out-of-pocket cost is not an intrinsic quality of open source software.

There is a pragmatic and philosophical argument favoring open source development:

  1. According to the GNU Manifesto, people have a moral right to the human-readable form of a computer program.

What is FOSS?

FOSS stands for Free and Open Source Software. This term is used for software that satisfies either the definition in free or the definition in open source, when there is no need to make a distinction.

What does open source have to do with "free beer" and "free speech"?

The English word "free" is tricky in that it can mean either freedom or gratis, as in no-cost to the taker. When open source proponents get up on their soapboxes, they often have to preface their remarks so the listener knows if the speaker is referring to "free" as in "free speech," which is a matter of policy, or "free" as in "free beer." As any college student can report, someone needs to bear the cost of creating the beer (or software) while others consume the beer (or software) and enjoy it with no out-of-pocket costs.

How may I get started with open source?

The decision to start developing open source software is a political and licensing decision and less so one of technology. See the OSI list of approved open source licenses and make your selection according to your needs and plans for your project. See the developerWorks articles "Open source licensing, Part 1: The intent" and "Open source licensing, Part 2: Academic v. reciprocal" for additional information. You may want to consult with an attorney specializing in intellectual property if you find the terms of the existing licenses confusing or if you have questions.

In early 2005, open source license luminaries predicted the community would see fewer open source licenses, although it's unclear if that prediction is more of a hope than an expectation.

What is LAMP?

LAMP stands for Linux, Apache, MySQL, and PHP. However, depending on who you talk to, the P can stand for Perl or Python. In general, P is assumed to be PHP. LAMP has a bigger meaning, too. LAMP represents a nonproprietary, flexible way to create a server-based application. Each of the programs comprising the term can be replaced with an alternative that best suits the needs of the application. Each component can be upgraded independently, although this is usually done with care and planning. Best of all, each program in LAMP is free, or almost free in both meanings of the word.

developerWorks offers excellent articles and tutorials on Linux, Apache, MySQL, PHP, Python, and Perl.

What language is open source written in?

All of them. The technology behind open source is not the most important element of open source. The important element is the decision of the author or authors to release the software as open source and use one of the many open source licenses.

Is open source software legal?

Yes, and almost everyone who uses e-mail or surfs the Web is an open source software user. Most e-mail passes through an open source server during its travels across the Internet. Most Web servers rely on open source software. Google is based on open source. As OSI points out, the running gears of the Internet, including the mail transports, Web and FTP servers, are virtually all open source-based.

Open source software is not warez, which is software distributed without permission of the copyright holders or a proper license.

What are IBM's open source efforts?

In a nutshell, IBM is a significant force supporting open source innovation and collaboration. The company participates in more than 120 collaborative projects contributed to the open source community, including Eclipse, Apache Derby, and Apache Geronimo. IBM is also contributing to Apache Tuscany and Apache Harmony.

Does IBM have an open source license?

Yes, the Common Public License. See Common Public License (CPL) Frequently asked questions for background information on the CPL.