Разработка многозадачных приложений на PHP V5

V5 не может быть потоковым, но на нем можно создавать приложения, использующие внутрипроцессную многозадачность

Многие PHP-разработчики полагают, что поскольку в стандарте PHP отсутствуют возможности для обработки потоков (thread), невозможно организовать работающее многозадачное PHP-приложение. Например, если приложению нужна информация с другого Web-сайта, оно должно остановиться и подождать завершения извлечения этой удаленной информации. Это не правда! Узнайте о внутрипроцессной (in-process) многозадачности в PHP, использующей функции stream_select и stream_socket_client.

Кэмерон Лэйрд, вице-президент, Phaseit,Inc.

Photo of Cameron LairdКэмерон Лэйрд (Cameron Laird) - бывший обозревательэтого сайта и в течение длительного времени пишет для developerWorks. Он часто рассказывает про Open Source проекты, позволяющие его работодателям ускорить разработку технологий в области надежности и безопасности передачи информации. Кэмерон впервые начал использовать AIX двадцать лет назад, когда тот был все еще экспериментальным продуктом. Все это время Кэмерон был заинтересованным пользователем и разработчиком средств для отладки памяти. Вы можете связаться с ним по адресу claird@phaseit.net.



04.06.2008

PHP не поддерживает обработку потоков. Несмотря на это, и в противоположность мнению большинства PHP-разработчиков, с которыми я общался, PHP-приложения могут быть многозадачными. Начнем с выяснения того, что "многозадачность" и "поточность" означают для PHP-программирования.

Многообразие параллелизма

Сначала отложим в сторону случаи, лежащие вне русла главной темы. У PHP сложные взаимоотношения с многозадачностью или параллелизмом. На верхнем уровне PHP постоянно вовлечен в многозадачность - стандартные установки PHP на сервере (например, модуль Apache) используются многозадачным способом. То есть несколько клиентских приложений (Web-браузеров) могут одновременно запросить одну и ту же PHP-страницу, и Web-сервер возвратит ее всем более или менее одновременно.

Одна Web-страница не блокирует передачу другой, хотя они могут немного мешать друг другу при работе с такими ограниченными ресурсами как память сервера или пропускная способность сети. Таким образом, системное требование обеспечения параллелизма может вполне допускать основанные на PHP решения. В терминах реализации PHP возлагает на Web-сервер ответственность за параллелизм.

Параллелизм на клиентской стороне под названием Ajax тоже привлек внимание разработчиков в последние несколько лет. Хотя значение Ajax стало несколько неясным, одним из аспектов этой технологии является то, что браузер может одновременно выполнять вычисления и оставаться чувствительным к таким действиям пользователя, как выбор пунктов меню. Это действительно отчасти многозадачность. Закодированный на PHP Ajax делает это, но без какого-либо специального участия PHP; интегрированные среды Ajax для других языков работают точно также.

Третьим примером параллелизма, который только поверхностно затрагивает PHP, является PHP/TK. PHP/TK - это расширение PHP, предоставляющее переносимые связывания графического интерфейса пользователя (Graphical User Interface - GUI) ядру PHP. PHP/TK позволяет создавать настольные GUI-приложения, написанные на PHP. Его основанные на событиях аспекты моделируют форму параллелизма, которую легко изучить, и она меньше подвержена ошибкам, чем работа с потоками. Опять же, параллелизм "унаследован" от дополнительной технологии, а не является фундаментальной функциональностью PHP.

Было несколько экспериментов по добавлению поддержки поточности в сам PHP. Насколько я знаю, ни один не был удачным. Однако ориентированные на события интегрированные среды Ajax и PHP/TK показывают, что события могут еще лучше выразить параллелизм для PHP, чем это делают потоки. PHP V5 доказывает это.


PHP V5 предлагает stream_select()

В стандартном PHP V4 и более ранних версиях вся работа PHP-приложения должна выполняться последовательно. Если программе нужно извлечь цену товара с двух коммерческих сайтов, например, она запрашивает первую цену, ждет получения ответа, запрашивает вторую цену и ждет опять.

Что, если бы программа могла выполнять несколько задач одновременно? Она завершалась бы лишь за часть того времени, которое необходимо при последовательной работе.

Первый пример

Новая функция stream_select, вместе с несколькими своими друзьями, предоставляет эту возможность. Рассмотрим следующий пример:

Листинг 1. Одновременный запрос нескольких HTTP-страниц
       <?php
	echo "Program starts at ". date('h:i:s') . ".\n";

        $timeout=10; 
        $result=array(); 
        $sockets=array(); 
        $convenient_read_block=8192;
        
        /* Выполнить одновременно все запросы; ничего не блокируется. */
        $delay=15;
        $id=0;
        while ($delay > 0) {
            $s=stream_socket_client("phaseit.net:80", $errno,
                  $errstr, $timeout,
                  STREAM_CLIENT_ASYNC_CONNECT|STREAM_CLIENT_CONNECT); 
            if ($s) { 
                $sockets[$id++]=$s; 
                $http_message="GET /demonstration/delay?delay=" .
                    $delay . " HTTP/1.0\r\nHost: phaseit.net\r\n\r\n"; 
                fwrite($s, $http_message);
            } else { 
                echo "Stream " . $id . " failed to open correctly.";
            } 
            $delay -= 3;
        } 
        
        while (count($sockets)) { 
            $read=$sockets; 
            stream_select($read, $w=null, $e=null, $timeout); 
            if (count($read)) {
                /* stream_select обычно перемешивает $read, поэтому мы должны вычислить, 
                   из какого сокета выполняется чтение.  */
                foreach ($read as $r) { 
                    $id=array_search($r, $sockets); 
                    $data=fread($r, $convenient_read_block); 
                    /* Сокет можно прочитать либо потому что он
                       имеет данные для чтения, ЛИБО потому что он в состоянии EOF. */
                    if (strlen($data) == 0) { 
                        echo "Stream " . $id . " closes at " . date('h:i:s') . ".\n";
                        fclose($r); 
                        unset($sockets[$id]); 
                    } else { 
                        $result[$id] .= $data; 
                    } 
                } 
            } else { 
                /* Таймаут означает, что *все* потоки не
                   дождались получения ответа. */
                echo "Time-out!\n";
                break;
            } 
        } 
       ?>

Если выполнить эту программу, отобразится примерно следующая информация:

Листинг 2. Типичная информация, выводимая программой из листинга 1
	 Program starts at 02:38:50.
         Stream 4 closes at 02:38:53.
	 Stream 3 closes at 02:38:56.
	 Stream 2 closes at 02:38:59.
	 Stream 1 closes at 02:39:02.
	 Stream 0 closes at 02:39:05.

Важно понимать, что здесь происходит. На высоком уровне первая программа выполняет несколько HTTP-запросов и получает страницы, которые передает ей Web-сервер. Хотя реальное приложение, наверное, запрашивало бы несколько различных Web-серверов (возможно google.com, yahoo.com, ask.com и т.д.), этот пример передает все запросы на наш корпоративный сервер на Phaseit.net просто ради уменьшения сложности.

Запрошенные Web-страницы возвращают результаты после переменной задержки, показанной ниже. Если бы программа выполняла запросы последовательно, для ее завершения понадобилось бы около 15+12+9+6+3 (45) секунд. Как показано в листинге 2, на самом деле она завершается за 15 секунд. Утроение производительности - это отличный результат.

Такое стало возможно благодаря stream_select - новой функции в PHP V5. Запросы инициируются обычным способом - открытием нескольких stream_socket_clients и написанием GET к каждому из них, что соответствует http://phaseit.net/demonstration/delay?delay=$DELAY. При запросе этого URL в браузере вы должны увидеть:

	  Starting at Thu Apr 12 15:05:01 UTC 2007. 
	  Stopping at Thu Apr 12 15:05:05 UTC 2007. 
	  4 second delay.

Сервер задержки реализован на CGI, как показано ниже.

Листинг 3. Реализация сервера задержки
	  #!/bin/sh

	  echo "Content-type: text/html

	  <HTML> <HEAD></HEAD> <BODY>"

	  echo "Starting at `date`."
	  RR=`echo $REQUEST_URI | sed -e 's/.*?//'`
	  DELAY=`echo $RR | sed -e 's/delay=//'`
	  sleep $DELAY
	  echo "<br>Stopping at `date`."
	  echo "<br>$DELAY second delay.</body></html>"

Хотя конкретная реализация в листинге 3 предназначена для UNIX®, почти все сценарии данной статьи с тем же успехом применимы для установок PHP в Windows® (особенно после Windows 98) или UNIX. В частности, с листингом 1 можно работать на любой операционной системе. Linux® и Mac OS X являются вариациями UNIX, и весь приведенный здесь код будет работать в обеих системах.

Запросы к серверу задержки выполняются в следующем порядке:

Листинг 4. Последовательность выполнения процесса
	delay=15
	delay=12
	delay= 9
	delay= 6
	delay= 3

Целью stream_select является как можно более быстрое получение результатов. В данном случае порядок задержек противоположен порядку, в котором были сделаны запросы. Через 3 секунды первая страница готова для чтения. Эта часть программы является обычным PHP-кодом - в данном случае с fread. Также как и в другой PHP-программе чтение могло бы осуществляться при помощи fgets.

Обработка продолжается таким же образом. Программа блокируется в stream_select, пока не будут готовы данные. Решающим является то, что она начинает чтение, как только какое-либо соединение будет иметь данные, в любом порядке. Именно так программа реализует многозадачность или параллельную обработку результатов нескольких запросов.

Обратите внимание на то, что при этом нет дополнительной нагрузки на CPU хост-компьютера. Нет ничего необычного в том, что сетевые программы, выполняющие fread таким способом, вскоре начинают использовать 100% мощности CPU. Здесь не этот случай, поскольку stream_select имеет желаемые свойства и отвечает немедленно, как только какое-нибудь чтение становится возможным, но при этом минимальным образом загружает CPU в режиме ожидания между операциями чтения.


Что нужно знать о stream_select()

Подобное основанное на событиях программирование не является элементарной задачей. Хотя листинг 1 и уменьшен до самых основных моментов, любое кодирование, базирующееся на обратных вызовах или координации (что является необходимым в многозадачных приложениях) будет менее привычным по сравнению с простой процедурной последовательностью. В данном случае наибольшая трудность заключена в массиве $read. Обратите внимание на то, что это ссылка; stream_select возвращает важную информацию путем изменения содержимого $read. Так же как указатели имеют репутацию постоянного источника ошибок в C, ссылки, по-видимому, являются той частью PHP, которая представляет наибольшую трудность для программистов.

Такую методику запросов можно использовать из любого числа внешних Web-сайтов, удостоверяясь в том, что программа будет получать каждый результат как можно быстрее, не ожидая других запросов. Фактически, данная методика корректно работает с любым TCP/IP-соединением, а не только с Web (порт 80), то есть в принципе вы можете управлять извлечением LDAP-данных, передачей SMTP, SOAP-запросами и т.д.

Но это не все. PHP V5 управляет различными соединениями как "потоками" (stream), а не простыми сокетами. Библиотека PHP Client URL (CURL) поддерживает HTTPS-сертификаты, исходящую FTP-загрузку, куки и многое другое (CURL позволяет PHP-приложениям использовать различные протоколы для соединения с серверами). Поскольку CURL предоставляет интерфейс stream, с точки зрения программы соединение прозрачно. В следующем разделе рассказывается, как stream_select мультиплексирует даже локальные вычисления.

Для stream_select существует несколько предостережений. Эта функция не документирована, поэтому не рассматривается даже в новых книгах по PHP. Несколько примеров кода, доступные в Web, просто не работают или не понятны. Второй и третий аргументы stream_select, управляющие каналами write и exception, соответствующими каналам read в листинге 1, почти всегда должны быть равны null. За некоторыми исключениями выбор этих каналов является ошибкой. Если вы не имеете достаточного опыта, используйте только хорошо описанные варианты.

Кроме того, в stream_select, по всей видимости, имеются ошибки, по крайней мере, в PHP V5.1.2. Наиболее существенным является то, что значению возврата функции нельзя доверять. Хотя я еще не отладил реализацию, мой опыт показал, что безопасно тестировать count($read) так, как в листинге 1, но это не относится к значению возврата самой stream_select, несмотря на официальную документацию.


Локальный параллелизм PHP

Пример и основная часть обсуждения выше были посвящены тому, как управлять несколькими удаленными ресурсами одновременно и получать результаты по мере их появления, а не ожидать обработки каждого в порядке первоначальных запросов. Это, несомненно, важное применение параллелизма PHP. Иногда реальные приложения можно ускорить в десять и более раз.

Что если замедление происходит поближе? Есть ли способ ускорить получение результатов в PHP при локальной обработке? Есть несколько. Пожалуй, они еще менее известны, чем ориентированный на сокеты подход в листинге 1. Этому есть несколько причин, в том числе:

  • В своем большинстве PHP-страницы достаточно быстры. Лучшая производительность могла бы быть преимуществом, но этого недостаточно для оправдания инвестиций в новый код.
  • Использование PHP в Web-страницах может сделать частичные ускорения кода не важными. Перераспределение вычислений таким образом, чтобы получать промежуточные результаты быстрее, не имеет значения, когда единственным критерием является скорость доставки Web-страницы в целом.
  • Немного локальных узких мест находится под контролем PHP. Пользователи могут выражать недовольство тем, что извлечение информации об учетной записи занимает 8 секунд, но это может быть ограничением обработки базы данных или каких-либо других ресурсов, внешних для PHP. Даже если уменьшить время PHP-обработки до нуля, все равно будет затрачено более 7 секунд просто на поиск.
  • Еще меньшее количество ограничений поддается параллельной обработке. Предположим, что конкретная страница вычисляет рекомендуемую цену для перечисленных обыкновенных акций, а вычисления достаточно сложны и выполняются в течение многих секунд. Вычисление может быть последовательным по природе. Не существует очевидного способа распределить его для "совместной работы".
  • Мало PHP-программистов понимает потенциал PHP для реализации параллельной обработки. Говоря о возможности распараллеливания, большинство из встреченных мной программистов просто цитировали фразу "PHP не работает с потоками" и возвращались к своей сложившейся модели вычислений.

Иногда можно добиться большего. Предположим, что PHP-страница должна вычислить два биржевых курса, возможно, сравнить их, а используемый хост-компьютер является многопроцессорным. В данном случае мы можем почти удвоить производительность, назначив два отдельных, выполняющихся продолжительное время вычисления различным процессорам.

В мире PHP-вычислений такие примеры являются редкостью. Однако поскольку я больше нигде не нашел точного описания, хочу привести здесь пример подобного ускорения.

Листинг 5. Реализация сервера задержек
          <?php
          echo "Program starts at ". date('h:i:s') . ".\n";
          
          $timeout=10; 
          $streams=array();
          $handles=array();
          
	  /*Сначала запустить программу с задержкой в 3 секунды, затем
	     ту, которая возвращает результат после одной секунды. */
          $delay=3;
          for ($id=0; $id <= 1; $id++) {
	      $error_log="/tmp/error" . $id . ".txt"
              $descriptorspec=array(
                  0 => array("pipe", "r"),
                  1 => array("pipe", "w"),
                  2 => array("file", $error_log, "w")
              );
              $cmd='sleep ' . $delay . '; echo "Finished with delay of ' .
                      $delay . '".';
              $handles[$id]=proc_open($cmd, $descriptorspec, $pipes);
              $streams[$id]=$pipes[1];
              $all_pipes[$id]=$pipes;
              $delay -= 2;
          }
          
          while (count($streams)) { 
              $read=$streams; 
              stream_select($read, $w=null, $e=null, $timeout); 
              foreach ($read as $r) { 
                  $id=array_search($r, $streams); 
                  echo stream_get_contents($all_pipes[$id][1]);
                  if (feof($r)) {
                      fclose($all_pipes[$id][0]);
                      fclose($all_pipes[$id][1]);
                      $return_value=proc_close($handles[$id]);
                      unset($streams[$id]); 
                  }
              } 
          } 
         ?>

Данная программа выведет на экран следующую информацию:

	  Program starts at 10:28:41.
	  Finished with delay of 1.
	  Finished with delay of 3.

Смысл заключается в том, что PHP запустил два независимых субпроцесса, получил данные от первого, а затем от второго, хотя последний стартовал раньше. Если хост-компьютер является многопроцессорным, а операционная система корректно настроена, она сама заботится о назначении различных субпрограмм разным процессорам. Это один из способов использования преимуществ многопроцессорных машин в PHP.


Резюме

PHP поддерживает многозадачность. PHP не поддерживает обработку потоков так, как это делают другие языки программирования, например Java™ или C++, но приведенные выше примеры показали, что PHP имеет более высокий потенциал для ускорения работы, чем многие себе представляют.

Ресурсы

Научиться

Получить продукты и технологии

Обсудить

Комментарии

developerWorks: Войти

Обязательные поля отмечены звездочкой (*).


Нужен IBM ID?
Забыли Ваш IBM ID?


Забыли Ваш пароль?
Изменить пароль

Нажимая Отправить, Вы принимаете Условия использования developerWorks.

 


Профиль создается, когда вы первый раз заходите в developerWorks. Информация в вашем профиле (имя, страна / регион, название компании) отображается для всех пользователей и будет сопровождать любой опубликованный вами контент пока вы специально не укажите скрыть название вашей компании. Вы можете обновить ваш IBM аккаунт в любое время.

Вся введенная информация защищена.

Выберите имя, которое будет отображаться на экране



При первом входе в developerWorks для Вас будет создан профиль и Вам нужно будет выбрать Отображаемое имя. Оно будет выводиться рядом с контентом, опубликованным Вами в developerWorks.

Отображаемое имя должно иметь длину от 3 символов до 31 символа. Ваше Имя в системе должно быть уникальным. В качестве имени по соображениям приватности нельзя использовать контактный e-mail.

Обязательные поля отмечены звездочкой (*).

(Отображаемое имя должно иметь длину от 3 символов до 31 символа.)

Нажимая Отправить, Вы принимаете Условия использования developerWorks.

 


Вся введенная информация защищена.


static.content.url=http://www.ibm.com/developerworks/js/artrating/
SITE_ID=40
Zone=Open source
ArticleID=312074
ArticleTitle=Разработка многозадачных приложений на PHP V5
publish-date=06042008

Contents


Develop multitasking applications with PHP V5

V5 may not be threaded, but you can create applications that exploit in-process multitasking

Comments

PHP does not support threading. Despite this, and in contrast to what most PHP developers with whom I've spoken believe, PHP applications can multitask. Let's start with as clear a picture as possible of what "multitasking" and "threading" mean for PHP programming.

Varieties of concurrency

First is to set aside several cases that are tangential to the main theme. PHP has a complex relationship with multitasking or concurrency. At a high level, PHP is constantly involved with multitasking: standard installations of server-side PHP — as an Apache module, for instance — are used in a multitasking way. That is, several clients — Web browsers — can simultaneously ask for the same PHP-interpreted page, and the Web server returns them all, more or less simultaneously.

One Web page doesn't block delivery of another, although they might interfere with each other slightly for such constrained resources as server memory or network bandwidth. In this way, a systemwide requirement for concurrency might well admit a PHP-based solution. In implementation terms, PHP lets its governing Web server take responsibility for the concurrency.

Client-side concurrency under the rubric of Ajax has also become a focus of developers in the past few years. While the meaning of Ajax has become a bit muddy, one aspect of it is that a browser display can simultaneously perform a calculation and remain responsive to such user actions as selection of a menu item. This is indeed a kind of multitasking. PHP-coded Ajax does this — but without any specific PHP involvement; Ajax frameworks for other languages operate just the same way.

A third instance of concurrency that only superficially involves PHP is PHP/TK. PHP/TK is an extension to PHP that provides portable graphical user interface (GUI) bindings to core PHP. PHP/TK allows for construction of desktop GUI applications coded in PHP. Its event-based aspects model a form of concurrency that's easy to learn and less error-prone than threading. Again, the concurrency is "inherited" from a complementary technology, rather than a fundamental feature of PHP.

There have been a few experiments to add threading support to PHP itself. To the best of my knowledge, none have been successful. However, the event-oriented achievements of Ajax frameworks and PHP/TK suggest that events might better express concurrency for PHP than threads do. PHP V5 proves that's so.

PHP V5 gives stream_select()

With standard PHP V4 and lower, all the work of a PHP application had to be done sequentially. If your program needed to retrieve the price of merchandise at two commercial sites, for instance, it requested the first price, waited until the response arrived, requested the second price, then waited again.

What if your programs could ask for several tasks to be done simultaneously? Your program as a whole would finish in a fraction of the time sequential processing fills up.

A first example

The new stream_select function, along with a few of its friends, make this possible. Consider the following example.

Listing 1. Request several HTTP pages simultaneously
       <?php
	echo "Program starts at ". date('h:i:s') . ".\n";

        $timeout=10; 
        $result=array(); 
        $sockets=array(); 
        $convenient_read_block=8192;
        
        /* Issue all requests simultaneously; there's no blocking. */
        $delay=15;
        $id=0;
        while ($delay > 0) {
            $s=stream_socket_client("phaseit.net:80", $errno,
                  $errstr, $timeout,
                  STREAM_CLIENT_ASYNC_CONNECT|STREAM_CLIENT_CONNECT); 
            if ($s) { 
                $sockets[$id++]=$s; 
                $http_message="GET /demonstration/delay?delay=" .
                    $delay . " HTTP/1.0\r\nHost: phaseit.net\r\n\r\n"; 
                fwrite($s, $http_message);
            } else { 
                echo "Stream " . $id . " failed to open correctly.";
            } 
            $delay -= 3;
        } 
        
        while (count($sockets)) { 
            $read=$sockets; 
            stream_select($read, $w=null, $e=null, $timeout); 
            if (count($read)) {
                /* stream_select generally shuffles $read, so we need to
                   compute from which socket(s) we're reading. */
                foreach ($read as $r) { 
                    $id=array_search($r, $sockets); 
                    $data=fread($r, $convenient_read_block); 
                    /* A socket is readable either because it has
                       data to read, OR because it's at EOF. */
                    if (strlen($data) == 0) { 
                        echo "Stream " . $id . " closes at " . date('h:i:s') . ".\n";
                        fclose($r); 
                        unset($sockets[$id]); 
                    } else { 
                        $result[$id] .= $data; 
                    } 
                } 
            } else { 
                /* A time-out means that *all* streams have failed
                   to receive a response. */
                echo "Time-out!\n";
                break;
            } 
        } 
       ?>

If you run this, you'll see output like what's shown below.

Listing 2. Typical output from the program of Listing 1
	 Program starts at 02:38:50.
         Stream 4 closes at 02:38:53.
	 Stream 3 closes at 02:38:56.
	 Stream 2 closes at 02:38:59.
	 Stream 1 closes at 02:39:02.
	 Stream 0 closes at 02:39:05.

It's important to understand what's happening here. At a high level, this first program makes several HTTP requests and receives the pages the Web server sends it. While a production application would likely address several Web servers — perhaps google.com, yahoo.com, ask.com, etc. — this example sends all its requests to our corporate server at Phaseit.net, simply to reduce complexity.

The Web pages requested return results after a variable delay, shown below. If the program made its requests sequentially, it would take about 15+12+9+6+3 (45) seconds to finish. As Listing 2 shows, it actually finishes in 15 seconds. Tripling performance is great.

It's PHP V5's new stream_select function that makes this possible. The requests are initiated in a conventional way by opening several stream_socket_clients and writing a GET to each of them that corresponds to http://phaseit.net/demonstration/delay?delay=$DELAY. If you request this URL yourself from a browser, after a few seconds, you'll see:

	  Starting at Thu Apr 12 15:05:01 UTC 2007. 
	  Stopping at Thu Apr 12 15:05:05 UTC 2007. 
	  4 second delay.

The delay server is implemented as CGI, as shown below.

Listing 3. Delay server implementation
	  #!/bin/sh

	  echo "Content-type: text/html

	  <HTML> <HEAD></HEAD> <BODY>"

	  echo "Starting at `date`."
	  RR=`echo $REQUEST_URI | sed -e 's/.*?//'`
	  DELAY=`echo $RR | sed -e 's/delay=//'`
	  sleep $DELAY
	  echo "<br>Stopping at `date`."
	  echo "<br>$DELAY second delay.</body></html>"

Although Listing 3's particular implementation is specific to UNIX®, almost all of this article applies equally well to Windows® (especially after Windows 98) or UNIX installations of PHP. Listing 1, in particular, can be hosted on either operating system. For this purpose, both Linux® and Mac OS X are UNIX variations, and all code here works for either.

Requests to the delay server are issued in the following order.

Listing 4. Sequence of process launches
	delay=15
	delay=12
	delay= 9
	delay= 6
	delay= 3

The effect of stream_select is to receive results as quickly as possible. In this case, it's in the order opposite of the one in which they were issued. After 3 seconds, the first page is ready to read. This part of the program is also conventional PHP — in this case, with fread. Just as in other PHP program, the reading could equally well be done with fgets.

Processing continues in this same way. The program blocks at stream_select until data is ready. What's crucial is that it begins to read whenever any connection has data, in any order. This is how the program multitasks or concurrently processes results from several requests.

Note that this represents no burden on the host CPU. It's not unusual to run across networking programs that fread in a while in such a way that CPU usage zooms to 100 percent. That's not the case here because stream_select has the desirable properties that it responds immediately, whenever any reading is possible, but it represents a negligible CPU load while waiting between reads.

What you should know about stream_select()

Event-based programming like this is not elementary. While Listing 1 is reduced to its essentials, any coding that involves callbacks or coordination, as is necessarily the case for a multitasking application, will be less familiar than a simple procedural sequence. In this case, most of the challenge centers on the $read array. Notice that it's a reference; stream_select returns crucial information by altering the content of $read. Just as pointers have the reputation of being C's great stumbling block, references seem to be a part of PHP that present the most difficulty to programmers.

You can use this technique to request requests from any number of external Web sites, confident that your program will receive each result as soon as possible, without waiting on other requests. In fact, the same technique correctly handles any TCP/IP connection, not just ones to Web port 80, so you can, in principle, manage LDAP retrievals, SMTP transmissions, SOAP requests, etc.

But that's not all. PHP V5 manages a variety of connections as "streams," not just simple sockets. PHP's Client URL library (CURL) supports HTTPS certificates, FTP uploading, cookies, and much more. (CURL allows PHP applications to use a variety of protocols to connect to servers.) Because CURL provides a stream interface, connectivity is transparent from a program's perspective. The next section shows how stream_select even multiplexes local computations.

Several cautions also accompany stream_select. It's under-documented in that even recent PHP books don't cover it. Several code examples available on the Web simply don't work, or are confusing. The second and third arguments to stream_select, which manage write and exception channels corresponding to the read ones of Listing 1, should almost always be null. With few exceptions, it's a mistake to select on writeable or exceptional channels. Unless you're experienced, stick to readable selects.

Also, there apparently are errors in stream_select at least as late as PHP V5.1.2. Most crucially, the function's return value can't be trusted. While I haven't yet debugged the implementation, my experience is that it's safe to test count($read) as in Listing 1, but not the return value of stream_select itself, despite the official documentation.

Local PHP concurrency

The example and most of the discussion above have focused on how to manage several remote resources simultaneously and receive the results as they arrive, rather than waiting to process each one in the order of the original request. This certainly is an important use of PHP concurrency. Practical applications occasionally can be accelerated by a factor of 10 or more.

What if a slowdown is closer to home? Is there a way to speed up PHP results limited by local processing? There are several. If anything, these are even less well-known than the socket-oriented approach of Listing 1. There are several reasons for this, including:

  • Most PHP pages are fast enough — Better performance would be an advantage, but not enough of one to merit investment in new code.
  • PHP's use in Web pages can render partial accelerations inconsequential — Reordering a calculation so intermediate results become available more quickly doesn't matter when the only criterion of merit is how long it takes to deliver a Web page as a whole.
  • Few local bottlenecks are under PHP's control — Users might complain that it takes 8 seconds to pull up details from an account record, but that's likely to be a constraint of database processing or some other resource external to PHP. Even if we reduce PHP processing to zero, it'll still take more than 7 seconds just for the lookup.
  • Even fewer constraints are parallelizable — Suppose a particular page computes a suggested trade price for a specific listed common stock, and the calculation is sufficiently complicated to require many seconds. The calculation might be intrinsically sequential. There's no apparent way to partition it as "teamwork."
  • Few PHP programmers understand PHP's potential for concurrency. Among the few with performance requirements that admit parallelization, most I've met simply recite that PHP "doesn't do threads" and resign themselves to their existing computational model.

Sometimes we can do better, though. Suppose a PHP page needs to calculate two stock prices, perhaps to compare them, and the underlying host happens to be a multiprocessor. In such a case, we might nearly double performance by assigning the two distinct and time-consuming calculations to different processors.

In the universe of all PHP calculations, such instances are rare. However, because I've found it accurately documented nowhere else, I want to include here a model for such speed-ups.

Listing 5. Delay server implementation
          <?php
          echo "Program starts at ". date('h:i:s') . ".\n";
          
          $timeout=10; 
          $streams=array();
          $handles=array();
          
	  /* First launch a program with a delay of three seconds, then
	     one which returns after only one second. */
          $delay=3;
          for ($id=0; $id <= 1; $id++) {
	      $error_log="/tmp/error" . $id . ".txt"
              $descriptorspec=array(
                  0 => array("pipe", "r"),
                  1 => array("pipe", "w"),
                  2 => array("file", $error_log, "w")
              );
              $cmd='sleep ' . $delay . '; echo "Finished with delay of ' .
                      $delay . '".';
              $handles[$id]=proc_open($cmd, $descriptorspec, $pipes);
              $streams[$id]=$pipes[1];
              $all_pipes[$id]=$pipes;
              $delay -= 2;
          }
          
          while (count($streams)) { 
              $read=$streams; 
              stream_select($read, $w=null, $e=null, $timeout); 
              foreach ($read as $r) { 
                  $id=array_search($r, $streams); 
                  echo stream_get_contents($all_pipes[$id][1]);
                  if (feof($r)) {
                      fclose($all_pipes[$id][0]);
                      fclose($all_pipes[$id][1]);
                      $return_value=proc_close($handles[$id]);
                      unset($streams[$id]); 
                  }
              } 
          } 
         ?>

This program produces output like this:

	  Program starts at 10:28:41.
	  Finished with delay of 1.
	  Finished with delay of 3.

The point here is that PHP launched two independent subprocesses, retrieved the output of the first one to finish, then the output of the second one, even though the latter started earlier. If the host is a multiprocessor machine, and the operating system is correctly configured, the operating system itself takes responsibility for assigning the different subprograms to different processors. This is one way to use PHP to advantage on a multiprocessing host.

Summary

PHP multitasks. PHP doesn't support threading in the way other languages like the Java™ programming language or C++ do, but the examples above show that PHP has more potential for speed-ups than many realize.


Downloadable resources


Related topics


Comments

Sign in or register to add and subscribe to comments.

static.content.url=http://www.ibm.com/developerworks/js/artrating/
SITE_ID=1
Zone=Open source
ArticleID=240625
ArticleTitle=Develop multitasking applications with PHP V5
publish-date=08072007