Что нового в PHP V5.3: Часть 3. Пространства имен

В ближайшее время должна быть выпущена версия PHP V5.3. Серия статей "Что нового в PHP V5.3" посвящена замечательным новым функциям этого выпуска. В части 1 рассматривались новинки РНР 5.3 в сфере объектно-ориентированного программирования и управления объектами, а в части 2— лямбда-функции и замыкания. В третьей части мы рассмотрим пространства имен, одну из наиболее ожидаемых и обсуждаемых особенностей новой версии РНР. Концепция пространства имен помогает избежать проблем, возникающих при многократном определении функций, классов и констант с одним и тем же именем.

Джон Мертик, инженер-программист, SugarCRM

Джон Мертик (John Mertic) получил диплом инженера по вычислительной технике в университете Kent State University и в настоящее время работает инженером-программистом в компании SugarCRM. Он участвовал во многих проектах open source, главным образом в РНР-проектах; является создателем и хранителем PHP Windows Installer.



08.12.2009

Пространства имен существуют во многих языках, включая языки программирования C++ и Java™. Они помогают организовать крупные базы кода, в которых часто возникает проблема пересечения имен функций или классов внутри приложения. При использовании пространства имен можно определить, что делает та или иная функция или утилита и даже выяснить ее источник. Примером служит пространство имен System в С#, которое содержит все функции и классы среды .NET.

В других языках, лишенных формальных пространств имен (таких как PHP V5.2 и более ранние версии), пространство имен часто пытаются эмулировать, используя специальные соглашения об именах внутри имен классов или функций. Так поступает Zend Framework, где каждое из имен классов начинается с Zend, а каждое дочернее пространство имен отделяется знаком подчеркивания. Например, определение класса Zend_Db_Table— это класс, составляющий часть Zend Framework и выполняющий функции базы данных. Проблема такого подхода заключается в том, что результирующий код может стать слишком многословным, особенно если класс или функция имеет глубину в несколько уровней (примером из Zend Framework Zend_Cache_Backend_Apc). Другая проблема связана с тем, что такому стилю должен соответствовать весь код, а этого трудно достичь в случае интеграции в приложение стороннего кода, который не соответствует такому соглашению об именах.

Путь, который прошла идея пространств имен в РНР, довольно извилист. Первоначально их планировалось включить в PHP V5, но на стадии разработки от этого отказались из-за невозможности достичь нужной реализации. На стадии PHP V6 эта работа возобновилась, а после принятого в 2007 году решения собрать все усовершенствования, не связанные с Unicode, еще в одной версии PHP V5.х пространства имен оказались в версии PHP V5.3. Хотя многие свойства пространств имен остались неизменными с момента их первоначальной разработки, самой большой проблемой оказался вопрос о том, какой оператор для этого использовать: мнения членов сообщества разделились. Наконец, в октябре 2008 года было принято окончательное решение об использовании обратной косой черты.

Пространства имен в PHP

PHP перенял большую часть синтаксиса и конструкции пространств имен из других языков — главным образом, С++. Однако в некоторых обстоятельствах он работает с пространствами имен уникальным образом, что может стать препятствием для пользователей, ожидающих полного клонирования пространств имен из других языков. В этом разделе мы рассмотрим, как пространства имен работают в РНР.

Определение пространства имен

Определение новых пространств имен осуществляется тривиально. Для этого достаточно добавить в качестве первой команды или вывода в файл строку, приведенную в листинге 1.

Листинг 1. Определение пространства имен
<?php 
namespace Foo; 
class Example {} 
?>

Важно понимать, что приведенная выше декларация namespace должна быть первой командой или выводом в файл. Наличие перед ней чего-то другого приведет к фатальной ошибке. Некоторые примеры этого содержатся в листинге 2.

Листинг 2. Неправильное определение пространства имен
/* File1.php */ 
<?php 
echo "hello world!"; 
namespace Bad; 
class NotGood {}
?> 

/* File2.php */ 
 <?php 
namespace Bad; 
class NotGood {} 
?>

В первой части листинга 2 мы попытались перед определением пространства имен вывести сообщение на консоль, что привело к фатальной ошибке. Во второй части листинга мы добавили дополнительное пространство перед открывающим тегом <?php, что также привело к фатальной ошибке. Важно следить за этим по мере написания кода, так как это типичная ошибка при работе с пространствами имен в РНР.

Однако оба приведенных выше примера можно переписать, выделив определение пространства имен и код, который должен составлять часть декларации пространства имен, в отдельный файл, который можно включить в оригинальные файлы (листинг 3).

Листинг 3. Исключение неправильного определения пространства имен
/* Good.php */ 
<?php 
namespace Good; 
class IsGood() {} 
?> 

/* File1.php */ 
<?php 
echo "hello world!"; 
include './good.php'; 
?>

/* File2.php */ 
 <?php 
include './good.php'; 
?>

Теперь, когда мы знаем, как определить пространство имен для кода внутри файла, рассмотрим, как использовать этот код с пространством имен в приложении.

Использование кода с пространством имен

После того как пространство имен определено и код помещен в него, им можно легко пользоваться внутри приложения. Существуют разные способы обращения к функции, классу или константе в пространстве имен. Один из них – явная ссылка на пространство имен в виде префикса к вызову. Другая возможность - определить псевдоним для пространства имен и добавлять к вызову этот псевдоним, что укорачивает префикс пространства имен. Наконец, можно просто указать пространство имен внутри кода, что делает его пространством имен по умолчанию, и все вызовы по умолчанию будут ссылаться на это пространство имен. Различия между этими способами вызова иллюстрируются в листинге 4.

Листинг 4. Вызов функции внутри пространства имен
/* Foo.php */ 
<?php 
namespace Foo; 
function bar() 
{ 
    echo "calling bar....";
} 
?> 

/* File1.php */ 
<?php 
include './Foo.php'; 
Foo/bar(); // outputs "calling bar...."; 
?> 

/* File2.php */ 
<?php 
include './Foo.php';
use Foo as ns; 
ns/bar(); // outputs "calling bar...."; 
?> 

/* File3.php */ 
<?php 
include './Foo.php'; 
use Foo; 
bar(); // outputs "calling bar...."; 
?>

Листинг 4 демонстрирует разные способы вызова функции bar() в пространстве имен Foo. В File1.php мы выполняем явное обращение, предваряя вызов именем пространства имен. В File2.php используется псевдоним для пространства имен, так что имя пространства имен заменяется этим псевдонимом. Наконец, в File3.php просто указано пространство имен, что позволяет нам обращаться к bar() без всякого префикса.

В файле можно определить более одного пространства имен, добавив в него другие вызовы namespace (листинг 5).

Листинг 5. Множество пространств имен в файле
<?php 
namespace Foo; 
class Test {} 

namespace Bar; 
class Test {} 

$a = new Foo\Test; 
$b = new Bar\Test; 

var_dump($a, $b); 

Выход: 
object(Foo\Test)#1 (0) {  
}  
object(Bar\Test)#2 (0) {  
}

Теперь, имея основу для обращений внутри пространства имен, рассмотрим некоторые более сложные ситуации.

Разрешение пространств имен

Одна из трудностей освоения пространств имен заключается в том, чтобы разобраться в работе механизма их разрешения. Хотя простые случаи вроде рассмотренных в листинге 4 понятны без разъяснений, при попытке вложить одно пространство имен в другое или, находясь в одном пространстве имен, обратиться к глобальному пространству, начинаются проблемы. В HP V5.3 есть правила автоматического разрешения таких ситуаций.

Создадим командой include несколько файлов, в каждом из которых определена функция hello().

Листинг 6. Функция hello(), определенная в разных пространствах имен
/* global.php */ 
<?php 
function hello() 
{ 
    echo 'hello from the global scope!';
} 
?> 

/* Foo.php */ 
<?php 
namespace Foo; 
function hello() 
{ 
    echo 'hello from the Foo namespace!';
} 
?> 

/* Foo_Bar.php */ 
<?php 
namespace Foo/Bar; 
function hello() 
{ 
    echo 'hello from the Foo/Bar namespace!';
} 
?>

В листинге 6 функция hello() определяется трижды в трех разных областях действия: в глобальной области действия, в пространстве имен Foo и в пространстве имен Foo/Bar. Область действия, в которой совершается вызов функции hello(), определяет, какая из функций hello() будет вызвана. В листинге 7 приведен пример таких вызовов. Здесь мы используем пространство имен Foo, чтобы проиллюстрировать, как вызвать функцию hello() в других пространствах имен.

Листинг 7. Вызов всех функций hello() из пространства имен Foo
<?php 
include './global.php'; 
include './Foo.php';
include './Foo_Bar.php';

use Foo; 

hello();         // выводит 'hello from the Foo namespace!' 
Bar\hello();   // выводит 'hello from the Foo/Bar namespace!' 
\hello();       // выводит 'hello from the global scope!' 
?>

Отсюда видно, что при ссылках на дочернее пространство имен внутри текущего пространства имен префикс можно сократить (обращение Foo/Bar/hello() можно сократить до Bar/hello()). Также видно, как указать, что мы хотим вызвать метод в глобальной области действия: достаточно просто предварить вызов оператором пространства имен.

Теперь, когда у нас есть механизмы для работы с пространствами имен, рассмотрим, как можно применять их в собственном коде.


Примеры применения пространств имен в PHP

Общая задача пространств имен — помочь программисту лучше организовать свой код, исключив ряд определений, которые остаются в глобальной области действия. В этом разделе мы познакомимся с некоторыми примерами того, как пространства имен помогают достичь этой цели при минимальных усилиях.

Пространство имен для стороннего кода

Во многих приложениях РНР используется код из разных источников. Это может быть тщательно разработанный код, такой как тот, что хранится в репозитории PEAR, код из различных интегрированных сред разработки, таких как CakePHP или Zend Framework, другой код, взятый из разных мест в Интернете. Одна из самых больших проблем, возникающих при интеграции такого кода, заключается в том, что он может плохо сочетаться с существующим кодом; имена функций или классов могут конфликтовать с теми, что уже используются в приложении.

Примером этого служит пакет PEAR Date. В нем используется класс с именем Date— очень распространенным именем класса, которое с большой вероятностью может встречаться в других местах кода. Хорошим решением этой проблемы будет добавление простой команды пространства имен в самом начале файла Date.php внутри этого пакета. Теперь можно определить, где именно мы хотим использовать класс PEAR Date вместо своего собственного.

Листинг 8. Использование класса PEAR Date в соответствии с определением пространства имен
<?php 

require_once('PEAR/Date.php'); 

use PEAR\Date;    // имя пространства имен, указанное в PEAR/Date.php

// так как текущее пространство имен PEAR\Date, префикс нам не нужен 
// имя пространства имен
$now = new Date(); 
echo $now->getDate();  // выводит дату в формате ISO

// этот пример иллюстрирует полное пространство имен, указанное как часть имени класса 
$now = new PEAR\Date\Date(); 
echo $now->getDate();  // выводит дату в формате ISO
?>

Мы определили класс PEAR Date внутри пространства имен PEAR/Date в файле PEAR/Date.php, так что теперь достаточно включить этот код в наш файл и использовать новое пространство имен или префикс с именем пространства имен для имен классов или функций. Таким способом можно безопасно включать в свое приложение сторонний код.

Конфликты имен – проблема не только стороннего кода. Она может возникнуть и в крупных базах кода, в которых есть части, не предназначенные для одновременного использования. В следующем разделе мы увидим, как пространства имен упрощают жизнь в этой ситуации.


Исключение конфликтов между именами служебных функций

Почти каждое приложение РНР содержит ряд служебных методов. Они не входят ни в какие объекты приложения и не имеют в нем собственного места, но обслуживают приложение в целом. Однако по мере роста самого приложения такие утилиты могут вызвать проблемы.

Подобные проблемы могут возникнуть в процессе поблочного тестирования, когда мы пишем код, тестирующий код самого приложения. Большинство инструментов поблочного тестирования устроено так, что каждый тест выполняется со всем тестовым комплексом целиком. Например, у нас есть два служебных файла, которые никогда не работают вместе, но в тестовом комплексе они должны присутствовать, так как мы тестируем все приложение целиком. Хотя подобный подход к разработке приложений вообще не сулит ничего хорошего в долгосрочном плане, в крупных унаследованных базах кода он часто имеет место.

Листинг 9 показывает, как этого избежать. У нас есть два файла, utils_left.php и utils_right.php, которые представляют собой наборы служебных функций для пользователей-левшей и правшей. Для каждого файла мы определили его собственное пространство имен.

Листинг 9. utils_left.php и utils_right.php
/* utils_left.php */
<?php 
namespace Utils\Left;

function whichHand() 
{ 
    echo "I'm using my left hand!";
} 
?> 

/* utils_right.php */
<?php 
namespace Utils\Right; 

function whichHand() 
{ 
    echo "I'm using my right hand!";
} 
?>

Определим функцию whichHand(), которая указывает, какой рукой мы пользуемся. В листинге 10 видно, как можно легко и безопасно включить оба файла и переключаться между этими пространствами имен.

Листинг 10. Пример совместного использования utils_left.php и utils_right.php
<?php 
include('./utils_left.php'); 
include('./utils_right.php');

Utils\Left\whichHand();    // выход "I'm using my left hand!" (Я левша)
Utils\Right\whichHand();  // выход "I'm using my right hand!" (Я правша)

use Utils\Left; 
whichHand();                 // выход "I'm using my left hand!" (Я левша)

use Utils\Right; 
whichHand();                 // выход "I'm using my right hand!"(Я правша)

Теперь оба файла можно безопасно включать в код вместе, и мы указываем, какое пространство имен использовать для обработки вызова функции. При этом влияние на уже существующий код минимально, так как для поддержки этого достаточно всего лишь добавить в начале файла оператор use, чтобы указать, какое пространство имен нужно использовать.

Эту же идею можно распространить за пределы определенного нами кода РНР. В следующем разделе мы рассмотрим, как в пространстве имен можно переопределить даже внутренние функции.


Переопределение имен внутренних функций

В РНР внутренние функции часто бывают очень полезными, но иногда они делают не совсем то, что вам нужно. Чтобы добиться желаемого, может понадобиться изменение их поведения, однако во избежание конфликтов в будущем хотелось бы переопределить новую функцию под другим именем.

Одно из мест, где это может потребоваться, — файловая система. Допустим, мы хотим гарантировать, что любой файл, созданный функцией file_put_contents(), имеет определенный набор разрешений. Например, если нужно, чтобы создаваемые этим способом файлы были файлами только для чтения, можно переопределить эту функцию в новом пространстве имен, как показано в листинге 11.

Листинг 11. Определение функции file_put_contents() внутри пространства имен
<?php 
namespace Foo; 

function file_put_contents( $filename, $data, $flags = 0, $context = null ) 
{ 
    $return = \file_put_contents( $filename, $data, $flags, $context );
    
    chmod($filename, 0444);

    return $return;
} 
?>

Мы обращаемся к внутренней функции file_put_contents() внутри этой функции и предваряем имя функции обратной косой чертой, чтобы указать, что ее нужно обрабатывать в глобальной области действия. Это значит, что будет вызываться внутренняя функция. После обращения к внутренней функции мы устанавливаем нужные разрешения для файла при помощи chmod().

Это лишь несколько примеров того, как пространства имен можно использовать для повышения качества кода. В каждом случае мы избегаем грубых приемов, таких как префексирование имени функции или класса, чтобы сделать это имя уникальным. И теперь мы знаем, как использовать пространство имен, чтобы обезопасить включение в крупные приложения стороннего кода и не беспокоиться о конфликтах имен.


Заключение

Пространства имен в PHP V5.3 служат хорошим дополнением к языку, помогая разработчикам разумно организовать код внутри приложения. Они позволяют избежать использования стандартных соглашений об именах для управления пространствами имен, помогая писать эффективный код. Хотя его пришлось долго ждать, добавление пространств имен стало желанным дополнением для любого крупного проекта РНР, страдающего от конфликтов имен.

Ресурсы

Научиться

Получить продукты и технологии

Обсудить

Комментарии

developerWorks: Войти

Обязательные поля отмечены звездочкой (*).


Нужен IBM ID?
Забыли Ваш IBM ID?


Забыли Ваш пароль?
Изменить пароль

Нажимая Отправить, Вы принимаете Условия использования developerWorks.

 


Профиль создается, когда вы первый раз заходите в developerWorks. Информация в вашем профиле (имя, страна / регион, название компании) отображается для всех пользователей и будет сопровождать любой опубликованный вами контент пока вы специально не укажите скрыть название вашей компании. Вы можете обновить ваш IBM аккаунт в любое время.

Вся введенная информация защищена.

Выберите имя, которое будет отображаться на экране



При первом входе в developerWorks для Вас будет создан профиль и Вам нужно будет выбрать Отображаемое имя. Оно будет выводиться рядом с контентом, опубликованным Вами в developerWorks.

Отображаемое имя должно иметь длину от 3 символов до 31 символа. Ваше Имя в системе должно быть уникальным. В качестве имени по соображениям приватности нельзя использовать контактный e-mail.

Обязательные поля отмечены звездочкой (*).

(Отображаемое имя должно иметь длину от 3 символов до 31 символа.)

Нажимая Отправить, Вы принимаете Условия использования developerWorks.

 


Вся введенная информация защищена.


static.content.url=http://www.ibm.com/developerworks/js/artrating/
SITE_ID=40
Zone=Open source
ArticleID=454490
ArticleTitle= Что нового в PHP V5.3: Часть 3. Пространства имен
publish-date=12082009

What's new in PHP V5.3, Part 3: Namespaces

PHP V5.3 is scheduled to release soon. This "What's new in PHP V5.3" series covers new and exciting features in this release. Part 1 of the series looks at the changes made to the object oriented programming and object handling in PHP 5.3. Part 2 looks at lambda functions and closures. Here in Part 3, we look at namespaces, which is one of the most anticipated and the most debated feature in this release of PHP. The concept of namespaces provides a way to help avoid problems with multiple functions, classes, and constants of the same name being defined multiple times.

Share:

John Mertic, Software Engineer, SugarCRM

John Mertic graduated with a degree in computer science from Kent State University and is currently a software engineer at SugarCRM. He has contributed to many open source projects, most notably PHP projects; he is the creator and maintainer of the PHP Windows Installer.



20 January 2009

Also available in Russian Japanese Vietnamese

Namespaces exist in many languages, including C++ and the Java™ programming language. They came about to help with the organization of large codebases, where oftentimes, there was a concern for overlapping function or class names with the application and the problems that having that would cause. The use of namespaces can help identify what function or utility the code provides, or even help specify its origin. An example of this is the System namespace within C#, which contains all the functions and classes provided by the .NET framework.

In other languages without formal namespaces (such as PHP V5.2 and earlier), people would often emulate namespaces by trying to use a specific naming convention within the class or function names. The Zend Framework does this, where each of the class names begin with Zend, and each child namespace is separated by an underscore. For example, the class definition Zend_Db_Table is a class that is part of the Zend Framework and has database functionality. One issue with this approach is that the resulting code can become verbose, especially if the class or function is several layers deep (Zend_Cache_Backend_Apc is an example of this from the Zend Framework). Another issue is that all code must conform to this style, which can be difficult if you're integrating third-party code within an application that doesn't conform to this naming convention.

The history of namespaces in PHP is quite a winding road. They were originally going to be a part of PHP V5, but they were removed in the development stages since proper implementation could not be achieved. They finally came back to life as a part of PHP V6, then moved to PHP V5.3 after the decision to move all of the nonunicode enhancements to another PHP V5.x release was made in 2007. While much of the behavior of namespaces has been constant since the original design, the issue of which operator to use was the biggest one, with polarizing views on what it should be from all members of the community. A final decision to use the backslash as the operator was made in October 2008, solving all the issues that using various other operators presented in terms of language design and usability.

Namespaces in PHP

PHP borrows much of the syntax and design of namespaces from other languages — most notably C++. However, it does deal with namespaces somewhat uniquely in some circumstances, which can be a stumbling block for users expecting namespaces to work exactly the same as other languages. In this section, we look at how namespaces work in PHP.

Defining a namespace

Defining a new namespace is fairly trivial. To do so, add the following line in Listing 1 as the first command or output in a file.

Listing 1. Defining a namespace
<?php 
namespace Foo; 
class Example {} 
?>

It's important to understand that the above declaration of namespace must be the first command or output in the file. Having anything else before it will result in a fatal error. Listing 2 shows some examples of this.

Listing 2. Bad ways to define a namespace
/* File1.php */ 
<?php 
echo "hello world!"; 
namespace Bad; 
class NotGood {}
?> 

/* File2.php */ 
 <?php 
namespace Bad; 
class NotGood {} 
?>

In the first part of Listing 2, we attempted to echo out to the console before the namespace definition, which results in a fatal error. In the second part of the listing, we added an extra space before the <?php opening tag, which also causes a fatal error. It's important to watch for this situation as we write our code since it is a common mistake when working with namespaces in PHP.

However, both of the above examples can be rewritten by separating out the namespace definition and the code that is to be a part of the namespace declaration into its own separate file, which can be included in the original files. Listing 3 demonstrates this.

Listing 3. Fixing the bad ways to define a namespace
/* Good.php */ 
<?php 
namespace Good; 
class IsGood() {} 
?> 

/* File1.php */ 
<?php 
echo "hello world!"; 
include './good.php'; 
?>

/* File2.php */ 
 <?php 
include './good.php'; 
?>

Now that we saw how to define a namespace for the code within a file, let's see how to leverage this namespaced code within an application.

Using namespaced code

Once we have defined a namespace and put code inside of it, we can use it very easily within an application. There are different options for calling a namespaced function, class, or constant. One way is to explicitly reference the namespace as a prefix to the call. Another option is to define an alias for the namespace and prefix the call with that, which is designed to make the namespace prefix shorter. And finally, we can simply just use the namespace within our code, which makes it the default namespace and, by default, makes all calls reference that. Listing 4 illustrates the differences between the calls.

Listing 4. Calling a function within a namespace
/* Foo.php */ 
<?php 
namespace Foo; 
function bar() 
{ 
    echo "calling bar....";
} 
?> 

/* File1.php */ 
<?php 
include './Foo.php'; 
Foo/bar(); // outputs "calling bar...."; 
?> 

/* File2.php */ 
<?php 
include './Foo.php';
use Foo as ns; 
ns/bar(); // outputs "calling bar...."; 
?> 

/* File3.php */ 
<?php 
include './Foo.php'; 
use Foo; 
bar(); // outputs "calling bar...."; 
?>

Listing 4 demonstrates the different ways to call a function bar() in namespace Foo. In File1.php, we see how to make the explicit call, prefacing the call with the namespace name. File2.php uses an alias to the namespace name, so we substitute the namespace name with the alias. Finally, File3.php simply uses the namespace, which allows us to make the call to bar() without any prefix.

We can also define more than one namespace within a file by adding further namespace calls in the file. Listing 5 illustrates this.

Listing 5. Multiple namespaces in a file
<?php 
namespace Foo; 
class Test {} 

namespace Bar; 
class Test {} 

$a = new Foo\Test; 
$b = new Bar\Test; 

var_dump($a, $b); 

Output: 
object(Foo\Test)#1 (0) {  
}  
object(Bar\Test)#2 (0) {  
}

Now that we have the basics of how to make a call inside a namespace, let's see some more complicated namespace situations and how those calls work.

Namespace resolution

One of the hurdles to getting the hang of namespaces is learning how the scope resolution works. While simple cases like those in Listing 4 make sense, the problem comes when we begin to nest namespaces within each other, or when we are in one namespace and are looking to make calls against the global space. PHP V5.3 has rules on resolving these issue automatically in a sensible way.

Let's create a few include files, with each one having the function hello() defined within it.

Listing 6. Function hello() defined in different namespaces
/* global.php */ 
<?php 
function hello() 
{ 
    echo 'hello from the global scope!';
} 
?> 

/* Foo.php */ 
<?php 
namespace Foo; 
function hello() 
{ 
    echo 'hello from the Foo namespace!';
} 
?> 

/* Foo_Bar.php */ 
<?php 
namespace Foo/Bar; 
function hello() 
{ 
    echo 'hello from the Foo/Bar namespace!';
} 
?>

Listing 6 defines the function hello() three times in three different scopes: in the global scope, in the Foo namespace, and in the Foo/Bar namespace. Depending upon the scope in which the hello() function call is made determines which hello() function is called. An example of how these calls look is shown below. Here, we'll use the Foo namespace to see how to call the hello() function in the other namespaces.

Listing 7. Calling all of the hello() functions from the Foo namespace
<?php 
include './global.php'; 
include './Foo.php';
include './Foo_Bar.php';

use Foo; 

hello();         // outputs 'hello from the Foo namespace!' 
Bar\hello();   // outputs 'hello from the Foo/Bar namespace!' 
\hello();       // outputs 'hello from the global scope!' 
?>

We can see that we can shorten the namespace prefix when referencing a child namespace within the current namespace (the Foo/Bar/hello() call can be shortened to Bar/hello()). And we see how to specify that we wish to call the method in the global scope by just prefacing the call with the namespace operator.

Now that we have the mechanics of how namespaces work, let's see how we can use them within our code.


Use cases for namespaces in PHP

The overall goal for namespaces is to help us better organize our code by eliminating the amount of definitions that live within the global scope. In this section, we'll take a look at a few examples where having namespaces can help achieve these goals with minimal effort.

Namespacing third-party code

Many PHP applications use code from different sources, whether it be consistently designed code like what exists in the PEAR repository, code from various frameworks like CakePHP or the Zend Framework, or other code found from various places on the Internet. One of the biggest problems when integrating this code is that it may not mix very well with existing code; function or class names may clash with what we are using already in our application.

One example of this is the PEAR Date package. It uses the class name Date, which is a fairly generic class name and could very well exist in other places in our code. So a good way to get around this is by adding a simple namespace command to the top of the Date.php file inside the package. Now we can be specific when we wish to use the PEAR Date class instead of our own.

Listing 8. Using the PEAR Date class as defined in a namespace
<?php 

require_once('PEAR/Date.php'); 

use PEAR\Date;    // the name of the namespace we've specified in PEAR/Date.php

// since the current namespace is PEAR\Date, we don't need to prefix the namespace name
$now = new Date(); 
echo $now->getDate();  // outputs the ISO formatted date 

// this example shows the full namespace specified as part of the class name 
$now = new PEAR\Date\Date(); 
echo $now->getDate();  // outputs the ISO formatted date  
?>

We've defined the PEAR Date class inside namespace PEAR/Date within the PEAR/Date.php file, so all we need to do is include that code in our file and use the new namespace, or prefix the class or function names with the namespace name. With this, we can include third-party code in our application safely.

Name clashing isn't just an issue with third-party code. It can also existing with large codebases that have parts never intended to get near each other. In the next section, we see how namespaces can simplify this situation.


Avoid utility function name clashing

Just about every PHP application has a number of utility methods. They aren't really part of any of the objects in the application, and they don't really have a fit in any one place in the application, although they do serve a role to the application as a whole. But they can cause maintenance headaches as our application grows.

One place where this can be a problem is with unit testing, where we write code that tests the code that runs an application. Most unit-testing suites are designed to run every test in the entire test suite. For example, we could have two utility files that would never get included together, but in the test suite, they are, since we are testing the entire application at once. While designing an application in such a way is never a good idea for long-term maintenance, it often exists in large legacy codebases.

Listing 9 shows how to avoid this. We have two files, utils_left.php and utils_right.php, which are collections of utility functions for right- and left-handed users. For each file, we define each in its own namespace.

Listing 9. utils_left.php and utils_right.php
/* utils_left.php */
<?php 
namespace Utils\Left;

function whichHand() 
{ 
    echo "I'm using my left hand!";
} 
?> 

/* utils_right.php */
<?php 
namespace Utils\Right; 

function whichHand() 
{ 
    echo "I'm using my right hand!";
} 
?>

We define a whichHand() function that outputs which hand we are using. In Listing 10, we see how easy it is to safely include both files and switch between the namespaces we wish to call.

Listing 10. Example of using utils_left.php and utils_right.php together
<?php 
include('./utils_left.php'); 
include('./utils_right.php');

Utils\Left\whichHand();    // outputs "I'm using my left hand!"
Utils\Right\whichHand();  // outputs "I'm using my right hand!" 

use Utils\Left; 
whichHand();                 // outputs "I'm using my left hand!" 

use Utils\Right; 
whichHand();                 // outputs "I'm using my right hand!"

Now both files can be included safely together, and we specify which namespace to use to handle our function call. And the impact on our existing code is minimal, since the re-factoring to support this only requires us to add the use statement at the top of the file to indicate which namespace to use.

This same idea can be extended beyond our defined PHP code. In the next section, we see how we can even override internal functions in a namespace.


Overriding internal function names

While oftentimes, the internal functions in PHP provide great utility, sometimes they don't do exactly what we want them to. We may need to augment their behavior to match what we want the function to do, but we also want to redefine the function with another name to avoid further cluttering the scope.

The filesystem functions are one area where we may want to do this. Let's say we want to make sure any file created by file_put_contents() has certain permissions set. For example, let's say we want the files created by this to be read-only; we can redefine the function in a new namespace, as shown below.

Listing 11. Defining file_put_contents() inside a namespace
<?php 
namespace Foo; 

function file_put_contents( $filename, $data, $flags = 0, $context = null ) 
{ 
    $return = \file_put_contents( $filename, $data, $flags, $context );
    
    chmod($filename, 0444);

    return $return;
} 
?>

We call the internal file_put_contents() function inside the function and prefix the function name with a backslash to indicate that it should be handled in the global scope, which means the internal function will be called. After calling the internal function, we then chmod() the file to set the appropriate permissions.

These are just a few examples of how we can use namespaces to enhance our code. In each case, we avoid doing ugly hacks, such as prefixing the name of the function or class to make the name unique. We also now know how using namespaces can make it much safer to include third party code in large applications without the worry of name collisions.


Summary

Namespaces in PHP V5.3 are a welcome addition to the language, helping developers organize code within an application in a sensible way. They enable you to avoid using naming standards to handle namespacing, allowing you to write more efficient code. While they have been a long time coming, namespaces are a welcome addition for any large-scale PHP application suffering name clashes.

Resources

Learn

Get products and technologies

  • Innovate your next open source development project with IBM trial software, available for download or on DVD.
  • Download IBM product evaluation versions, and get your hands on application development tools and middleware products from DB2®, Lotus®, Rational®, Tivoli®, and WebSphere®.

Discuss

Comments

developerWorks: Sign in

Required fields are indicated with an asterisk (*).


Need an IBM ID?
Forgot your IBM ID?


Forgot your password?
Change your password

By clicking Submit, you agree to the developerWorks terms of use.

 


The first time you sign into developerWorks, a profile is created for you. Information in your profile (your name, country/region, and company name) is displayed to the public and will accompany any content you post, unless you opt to hide your company name. You may update your IBM account at any time.

All information submitted is secure.

Choose your display name



The first time you sign in to developerWorks, a profile is created for you, so you need to choose a display name. Your display name accompanies the content you post on developerWorks.

Please choose a display name between 3-31 characters. Your display name must be unique in the developerWorks community and should not be your email address for privacy reasons.

Required fields are indicated with an asterisk (*).

(Must be between 3 – 31 characters.)

By clicking Submit, you agree to the developerWorks terms of use.

 


All information submitted is secure.

Dig deeper into Open source on developerWorks


static.content.url=http://www.ibm.com/developerworks/js/artrating/
SITE_ID=1
Zone=Open source
ArticleID=363483
ArticleTitle=What's new in PHP V5.3, Part 3: Namespaces
publish-date=01202009