Документирование вашего проекта с использованием справочной системы Eclipse

Создание удобной и доступной для поиска справочной документации

Платформа Eclipse, предоставляющая очень мощную IDE, имеет свою собственную справочную систему, основанную на таблицах содержания в формате XML, ссылающихся на HTML-файлы. Что не является очевидным - вы не должны писать подключаемые модули Eclipse для использования этой системы. Любой проект может использовать усеченную версию платформы для предоставления профессиональной, удобной и доступной для поиска документации. Такая система документации с успехом используется во множестве проектов, включая такие большие как WebSphere® Application Server.

Артур Бар, Инженер-программист, IBM

Артур Бар (Arthur Barr) - инженер-программист исследовательской лаборатории IBM Hursley, расположенной в Великобритании. Он воплотил идеи этой статьи в проекте "Business Integration for Games", над которым он, возможно, работает в настоящее время. Вы можете связаться с Артуром по адресу arthur.barr@uk.ibm.com.



29.01.2004

Когда вы вызываете справочную систему Eclipse, (посредством Help > Help Contents), вы фактически запускаете встроенный сервер Apache Tomcat. Открывается окно, размещенное в Web-браузере и показывающее определенную страницу на этом сервере (смотрите рисунок 1). В левой части располагается индекс в виде развертывающегося списка, а в правой части - HTML-документация. По этой документации можно осуществлять поиск (благодаря поисковой системе Apache Lucene). Поскольку используется Tomcat, вы не ограничены форматом HTML; например, вы можете применять JSP для динамического изменения документации (хотя ниже мы обсудим возможные причины, чтобы этого избегать).

Рисунок 1. Пример справочной системы Eclipse
Пример справочной системы Eclipse

Подключаемый модуль документации "Здравствуй, мир!"

Документация разделяется на "книги", и вы можете иметь столько книг, сколько захотите, в одном экземпляре справочной системы. Каждая книга написана в виде подключаемого модуля Eclipse, но, к счастью, объем работы здесь минимальный. Для написания простого подключаемого модуля вам нужен файл plugin.xml для описания модуля, который должен выглядеть аналогично представленному в листинге 1.

Листинг 1. Определение подключаемого модуля
<plugin name="Sample Documentation Plug-in" id="com.ibm.sample.doc"
   version="1.0.0" provider-name="IBM">
   <extension point="org.eclipse.help.toc">
      <toc file="toc.xml" primary="true" />
   </extension>
</plugin>

Измените name, id, version и provider-name подключаемого модуля на значения, соответствующие вашему проекту. Точка расширения org.eclipse.help.toc указывает на то, что это подключаемый модуль справочной системы. В качестве таблицы содержания для этого модуля указывается файл toc.xml; в этом файле находятся данные для иерархической информации в левой панели окна справочной системы Eclipse. Простой файл может содержать, например, данные, приведенные в листинге 2.

Листинг 2. Определение таблицы содержания
<toc label="Sample Documentation">
    <topic label="My Section" href="mySection.html">
        <topic label="Foo" href="foo.html"/>
        <topic label="Bar" href="bar.html"/>
    </topic>
</toc>

Пакетирование подключаемого модуля

Каждый элемент темы представлен в конечной документации в виде записи в списке навигации. Эти темы могут быть вложенными (они могут содержать другие темы) и каждая из них указывает на HTML или JSP-файл. После составления этих файлов все, что вам нужно - спакетировать все в структуру, показанную на рисунке 2 (обратите внимание, что название каталога подключаемого модуля соответствует его атрибутам id и version, определенным в plugin.xml).

Рисунок 2. Структура каталога подключаемого модуля
Структура каталога подключаемого модуля

Для удобства и для уменьшения размера файла Eclipse разрешает использование всей вашей реальной документации (HTML-файлов) в ZIP-файле под названием doc.zip, поэтому вы могли бы использовать структуру каталога, показанную на рисунке 3.

Рисунок 3. Альтернативная структура каталога подключаемого модуля
Альтернативная структура каталога подключаемого модуля

Просмотр вашей документации

Простейшим способом тестирования вашего подключаемого модуля является простое копирование каталога (указанного выше) в каталог plugins вашей платформы Eclipse, запуск Eclipse и выбор Help > Help Contents. Отобразится справочное окно, в которое будет добавлен ваш подключаемый модуль (примерно так, как показано на рисунке 1).

Использование IDE очень удобно для тестирования, но для применения без IDE документация должна быть более доступна, поэтому, что нам действительно нужно, - это запустить процесс в фоновом режиме, что позволит нам подключиться к нему в браузере. Этот режим работы известен под названием InfoCenter (смотрите рисунок 4). Инструкции по запуску процесса InfoCenter (основанного на Apache Tomcat) включены в справочную систему Eclipse (смотрите ссылку в разделе "Ресурсы" ниже). Обратите внимание также на инструкции по усечению системы Eclipse для получения только нужных вам функций.

Рисунок 4. InfoCenter в действии
InfoCenter в действии

Управление большими таблицами содержания

Если над вашим проектом работает несколько людей или проект имеет большой набор документации, обновление одного файла таблицы содержания (toc.xml) может стать непрактичным. Это можно изменить, добавив ссылку на вашу тему в главном файле toc.xml (смотрите листинг 3 для примера).

Листинг 3. Определение таблицы содержания
<toc label="Sample Documentation">
    <topic label="My Section" href="mySection.html">
        <topic label="Foo" href="foo.html"/>
        <topic label="Bar" href="bar.html">
            <link toc="bar-toc.xml" />
        </topic>
    </topic>
</toc>

Файл bar-toc.xml - это просто еще одна таблица содержания, которая должна иметь точно такой же формат, как и любой другой файл toc.xml. При просмотре документации нет разницы между использованием этого способа и прямого включения дополнительных элементов темы.


Генерирование автономного набора документации

Естественно, использование справочной системы Eclipse хорошо, если вы не беспокоитесь о распределении дополнительных 20 MB необходимого кода, но это не практично для маленьких проектов. Размещение InfoCenter на центральном сервере позволяет пользователям подключаться удаленно. Пользователи получают все преимущества использования справочной системы Eclipse (такие как поиск), но пользователи, не подключенные к серверу, остаются в затруднительном положении. Поэтому, в дополнение к использованию InfoCenter, полезно включать обычный HTML в загрузочный пакет. Поскольку вы не использовали какой-либо серверной технологии, например JSP, вы легко можете сгенерировать таблицу содержания в HTML-формате для замены XML-файла, используемого Eclipse. Вот почему нам нужен XSLT.

XSLT(eXtensible Stylesheet Language Transformations) - это технология, используемая для преобразования одной формы XML в другую, например в XHTML (более строго определенная XML-версия HTML). XSLT обеспечивает богатый и мощный язык для выполнения преобразований и сама является темой множества книг и статей, поэтому мы не будем углубляться в детали. В листинге 4 приведен пример простого преобразования файла toc.xml, интерпретирующего записи как вложенные HTML-списки. Обратите внимание, что это конкретное преобразование создает один HTML-файл для содержания полного набора документации, что будет громоздко для большого количества файлов. Следовательно, этот XSLT не будет работать, если вы разделили вашу таблицу содержания на несколько файлов.

Листинг 4. Пример XSLT для генерирования таблицы содержания в формате HTML
<?xml version="1.0"?>
<xsl:stylesheet
   version="1.1"
   xmlns:xsl="http://www.w3.org/1999/XSL/Transform">

<xsl:output method="html" indent="no" encoding="ISO-8859-1" />

<xsl:template match="toc">
   <html>
      <head />
      <body>
         <h1><xsl:value-of select="@label" /></h1>
         <ul>
            <xsl:apply-templates />
         </ul>
      </body>
   </html>
</xsl:template>

<xsl:template match="topic">
   <li>
      <xsl:choose>
         <xsl:when test="@href">
            <!-- Only add a hyperlink when there is something to link to ->
            <xsl:element name="a">
               <xsl:attribute name="href">
                  <xsl:value-of select="@href" />
                  </xsl:attribute>
               <xsl:value-of select="@label" />
            </xsl:element>
         </xsl:when>
         <xsl:otherwise>
            <xsl:value-of select="@label" />
         </xsl:otherwise>
      </xsl:choose>

      <!-- If there are any nested topics, then start a new sub-list ->
      <xsl:if test="descendant::topic">
         <ul>
            <xsl:apply-templates/>
         </ul>
      </xsl:if>
   </li>
</xsl:template>

</xsl:stylesheet>

Обработка файла toc.xml XSLT-процессором, например, Apache Xalan, с использованием приведенного выше XSLT выдаст в результате HTML-файл, который при просмотре в браузере выглядит примерно так, как показано на рисунке 5:

Рисунок 5. Генерирование index.html
Генерирование index.html

Заключение

Использование справочной системы Eclipse - это совершенно безболезненный способ разработки профессиональной, поддерживающей операции поиска документации, которая изумит ваших друзей и коллег. Если нет потребности в создании автономного набора документации, вам даже не нужно приближаться к XSLT; вы можете написать только два простых XML-файла и осчастливить мир документацией. Так вперед!


Загрузка

ОписаниеИмяРазмер
Образец кодаsource.zip---

Ресурсы

Комментарии

developerWorks: Войти

Обязательные поля отмечены звездочкой (*).


Нужен IBM ID?
Забыли Ваш IBM ID?


Забыли Ваш пароль?
Изменить пароль

Нажимая Отправить, Вы принимаете Условия использования developerWorks.

 


Профиль создается, когда вы первый раз заходите в developerWorks. Информация в вашем профиле (имя, страна / регион, название компании) отображается для всех пользователей и будет сопровождать любой опубликованный вами контент пока вы специально не укажите скрыть название вашей компании. Вы можете обновить ваш IBM аккаунт в любое время.

Вся введенная информация защищена.

Выберите имя, которое будет отображаться на экране



При первом входе в developerWorks для Вас будет создан профиль и Вам нужно будет выбрать Отображаемое имя. Оно будет выводиться рядом с контентом, опубликованным Вами в developerWorks.

Отображаемое имя должно иметь длину от 3 символов до 31 символа. Ваше Имя в системе должно быть уникальным. В качестве имени по соображениям приватности нельзя использовать контактный e-mail.

Обязательные поля отмечены звездочкой (*).

(Отображаемое имя должно иметь длину от 3 символов до 31 символа.)

Нажимая Отправить, Вы принимаете Условия использования developerWorks.

 


Вся введенная информация защищена.


static.content.url=http://www.ibm.com/developerworks/js/artrating/
SITE_ID=40
Zone=Open source
ArticleID=97359
ArticleTitle=Документирование вашего проекта с использованием справочной системы Eclipse
publish-date=01292004

Documenting your project using the Eclipse help system

Build easy-to-use and searchable help documentation

The Eclipse Platform, which provides a very powerful IDE, includes its own help system based on an XML table of contents referencing HTML files. What isn't immediately obvious is that you don't have to write Eclipse plug-ins to use it. Any project can use a cut-down version of the platform to provide professional, easy-to-use, and searchable documentation. This documentation system has been successfully used on a number of IBM projects, including those as large as the IBM® WebSphere® Application Server.

Share:

Arthur Barr, Software engineer, IBM 

Arthur Barr is a software engineer working at the IBM Hursley development labs in the UK. He has put the musings of this article into use on the Business Integration for Games project, on which he should probably be working at the moment. You can contact Arthur at arthur.barr at uk.ibm.com.



29 January 2004

Also available in Russian Japanese

When you access the Eclipse help system (through Help > Help Contents), you are actually starting up an embedded Apache Tomcat server. A window based on a Web browser is then opened, pointing to the correct page on that server (see Figure 1). Documentation is provided with a collapsible index on the left side and HTML documentation on the right, and can be searched (thanks to the Apache Lucene search engine). Since Tomcat is used, you are not limited to HTML. For example, you can use JSPs to make your documentation change dynamically (though we will discuss later a possible reason to avoid doing this).

Figure 1. Example of Eclipse help
Example of Eclipse help

The Hello, World of documentation plug-ins

Documentation is split into "books," and you can have as many books as you like in one instance of the help system. Each book is written as an Eclipse plug-in, but thankfully, the work involved here is minimal. To write a simple plug-in, you will need a plugin.xml file to describe your plug-in, which should look like Listing 1.

Listing 1. Plug-in definition
<plugin name="Sample Documentation Plug-in" id="com.ibm.sample.doc"
   version="1.0.0" provider-name="IBM">
   <extension point="org.eclipse.help.toc">
      <toc file="toc.xml" primary="true" />
   </extension>
</plugin>

Change the plug-in's name, id, version, and provider-name to values appropriate to your project. The extension point of org.eclipse.help.toc identifies this as a plug-in to the help system. The file toc.xml is referenced as being the table of contents for this plug-in. This file will provide the data for the hierarchical information in the left pane of the Eclipse help window. A simple file contains something like that shown below.

Listing 2. Table of contents definition
<toc label="Sample Documentation">
    <topic label="My Section" href="mySection.html">
        <topic label="Foo" href="foo.html"/>
        <topic label="Bar" href="bar.html"/>
    </topic>
</toc>

Packaging the plug-in

Each topic element is represented in the final documentation by an entry in the navigation list. These topics can be nested (they can contain more topics), and each one points to an HTML or JSP file. Once you've done this, all you need to do is package everything in the structure shown in Figure 2 (notice that the plug-in directory name matches the id and version attributes of the plug-in defined in the plugin.xml).

Figure 2. Plug-in directory structure
Plug-in directory structure

As a convenience, and to reduce file size, Eclipse allows you to keep all your actual documentation (the HTML files) in a ZIP file called doc.zip, so you could use the directory structure shown in Figure 3.

Figure 3. Alternative plug-in directory structure
Alternative plug-in directory structure

Viewing your documentation

The easiest way to test your plug-in is to simply drop the entire directory (as above) into the plugins directory of an installed Eclipse Platform, then launch Eclipse and select Help > Help Contents. You will get a help window with your plug-in added (similar to the one in Figure 1).

Using the IDE is all very well for testing, but to be useful without the IDE, the documentation needs to be more accessible, so what we really want is to run a process in the background that lets us connect to it with a browser. This mode of operation is known as an InfoCenter (see Figure 4). Instructions for starting an InfoCenter process (basically Apache Tomcat) are included with the Eclipse help system documentation (see Resources). Note that there also instructions on how to pare down the Eclipse system to give you just the bits you need.

Figure 4. InfoCenter in action
InfoCenter in action

Handling large tables of contents

If your project has more than a few people working on it or has a large documentation set, updating a single table of contents (toc.xml) file can become impractical. You can change this by adding a link element into your topic in the main toc.xml file (see Listing 3 for an example).

Listing 3. Table of contents definition
<toc label="Sample Documentation">
    <topic label="My Section" href="mySection.html">
        <topic label="Foo" href="foo.html"/>
        <topic label="Bar" href="bar.html">
            <link toc="bar-toc.xml" />
        </topic>
    </topic>
</toc>

The file bar-toc.xml is just another table of contents, and should take exactly the same format as any other toc.xml file. When the documentation is viewed, there will be no difference between using this method and simply including the additional topic elements directly.


Generating a stand-alone documentation set

Of course, using the Eclipse help system is all well and good if you don't mind distributing the 20-plus MB of code required, but this isn't realistic for smaller projects. Hosting an InfoCenter on a central server allows people to connect remotely. People receive all the benefits of using the Eclipse help system (such as searching), but people without connectivity are left stranded. So, in addition to using a hosted InfoCenter, it's useful to include the plain HTML in a downloadable package. As long as you haven't used any server-side technologies such as JSPs, you can easily generate an HTML table of contents to replace the XML one used by Eclipse. Which is why we have eXtensible Stylesheet Language Transformations (XSLT).

XSLT is a technology used to transform one form of XML to another, such as XHTML (a stricter, XML version of HTML). XSLT provides a rich and powerful language to perform transformations, and is the topic of many books and articles on its own, so we won't go into detail here. Listing 4 shows an example of a simple transformation of a toc.xml file, rendering the entries as nested HTML lists. Note that this particular transformation creates a single HTML file for the contents of the whole documentation set, which will be unwieldy for large numbers of files. Therefore, this XSLT will not work if you have split your table of contents across multiple files.

Listing 4. Sample XSLT to generate HTML table of contents
<?xml version="1.0"?>
<xsl:stylesheet
   version="1.1"
   xmlns:xsl="http://www.w3.org/1999/XSL/Transform">

<xsl:output method="html" indent="no" encoding="ISO-8859-1" />

<xsl:template match="toc">
   <html>
      <head />
      <body>
         <h1><xsl:value-of select="@label" /></h1>
         <ul>
            <xsl:apply-templates />
         </ul>
      </body>
   </html>
</xsl:template>

<xsl:template match="topic">
   <li>
      <xsl:choose>
         <xsl:when test="@href">
            <!-- Only add a hyperlink when there is something to link to ->
            <xsl:element name="a">
               <xsl:attribute name="href">
                  <xsl:value-of select="@href" />
                  </xsl:attribute>
               <xsl:value-of select="@label" />
            </xsl:element>
         </xsl:when>
         <xsl:otherwise>
            <xsl:value-of select="@label" />
         </xsl:otherwise>
      </xsl:choose>

      <!-- If there are any nested topics, then start a new sub-list ->
      <xsl:if test="descendant::topic">
         <ul>
            <xsl:apply-templates/>
         </ul>
      </xsl:if>
   </li>
</xsl:template>

</xsl:stylesheet>

Processing the toc.xml file through an XSLT processor, such as Apache Xalan using the above XSLT, yields an HTML file that looks something like Figure 5, when viewed with a browser.

Figure 5. Generated index.html
Generated index.html

Conclusion

Using the Eclipse help system is a fairly painless way to develop professional-looking, searchable documentation that will amaze your friends and colleagues. If you don't have a requirement for a stand-alone documentation set, then you don't even need to go near XSLT; you can write just two simple XML files and be on the road to documentation happiness. Off you go.


Download

DescriptionNameSize
Code samplesource.zip---

Resources

Learn

Get products and technologies

Discuss

  • The Eclipse Platform newsgroups should be your first stop to discuss questions regarding Eclipse. (Selecting this will launch your default Usenet news reader application and open eclipse.platform.)
  • The Eclipse newsgroups has many resources for people interested in using and extending Eclipse.
  • Participate in developerWorks blogs and get involved in the developerWorks community.

Comments

developerWorks: Sign in

Required fields are indicated with an asterisk (*).


Need an IBM ID?
Forgot your IBM ID?


Forgot your password?
Change your password

By clicking Submit, you agree to the developerWorks terms of use.

 


The first time you sign into developerWorks, a profile is created for you. Information in your profile (your name, country/region, and company name) is displayed to the public and will accompany any content you post, unless you opt to hide your company name. You may update your IBM account at any time.

All information submitted is secure.

Choose your display name



The first time you sign in to developerWorks, a profile is created for you, so you need to choose a display name. Your display name accompanies the content you post on developerWorks.

Please choose a display name between 3-31 characters. Your display name must be unique in the developerWorks community and should not be your email address for privacy reasons.

Required fields are indicated with an asterisk (*).

(Must be between 3 – 31 characters.)

By clicking Submit, you agree to the developerWorks terms of use.

 


All information submitted is secure.

Dig deeper into Open source on developerWorks


static.content.url=http://www.ibm.com/developerworks/js/artrating/
SITE_ID=1
Zone=Open source
ArticleID=11879
ArticleTitle=Documenting your project using the Eclipse help system
publish-date=01292004