План перехода с Windows на Linux: Часть 6. Работа с разделами и файловыми системами

Использование дисков и устройств в Linux

E-business архитектор IBM Крис Волден, ваш гид по всей серии developerWorks, поможет перенести навыки работы с Windows в Linux. В этой части мы исследуем иерархическую структуру каталогов в Linux и изучаем монтирование и устройства.

Крис Волден, e-business архитектор, IBM

Крис Волден (Chris Walden) -- e-business архитектор в IBM Developer Relations Technical Consulting, Остин, штат Техас, он занимается образовательской деятельностью, внедрением и консультированием среди бизнес-партнеров IBM. Он -- официальный местный фанатик Linux и распространяет хорошие новости среди тех, кто их слушает. Помимо исполнения обязанностей архитектора он управляет всеми Linux-серверами инфраструктуры, которые содержат файловые сервисы, сервисы печати и другие прикладные сервисы в кроссплатформенном пользовательском окружении. Имеет десятилетний опыт работы в компьютерной отрасли от осуществления поддержки до разработки Web-приложений и консалтинга.



05.04.2007

Работа с файлами и устройствами хранения данных в Linux отличается от Windows. Есть файлы и иерархическая структура каталогов, но кроме этого, вам придется развить другой способ мышления.

Листинг 1. Структура каталогов
/
|-- bin
|-- boot
|-- dev
|-- etc
|-- mnt
|-- opt
|   |-- IBM
|   |   |-- WebSphereStudio
|   |   `-- db2
|   |-- IBMHttpServer
|-- root
|-- sbin
|-- tmp
|-- usr
|   |-- X11R6
|   |   |-- bin
|   |   |-- include
|   |   |-- lib
|   |   |-- man
|   |   `-- share
|   |-- bin
|   |-- dict
|   |-- doc
|   |-- etc
|   |-- include
|   |-- lib
|   |-- libexec
|   |-- local
|   |   |-- OpenOffice
|   |   |   |-- sbin

Нет букв, обозначающих диск!

В системе Linux нет букв, обозначающих диски. На самом деле, это очень полезно. Если вы работали в системе Windows в сложном сетевом окружении, на надежной машине с несколькими устройствами, алфавита могло просто не хватить. В Linux есть только одна файловая структура. Она начинается от корня (/), и все локальные файловые системы, все локальные устройства и все удаленные системы представлены в этой структуре подкаталогами.

Когда Linux загружается впервые, он строит эту файловую структуру на основе информации из /etc/fstab файла. Там, где Windows присваивает разделам жесткого диска и другим устройствам хранения данных буквы, Linux определяет им каталоги в корневой файловой структуре. Структуру иерархии можно полностью настраивать и менять на лету.


Подмонтируй!

Слово, обозначающее добавление устройства к файловой системе -- монтирование (mounting). Linux автоматически монтирует корневую (/) файловую систему. Отдельно может присутствовать файловая система /boot, в которой расположены загрузочные файлы ядра. Linux также монтирует некоторые особые файловые системы. Область свопинга не показывается как часть файловой системы, но управляется ядром. Однако, другие особые файловые системы, такие как proc, видны как нормальная часть файловой системы, а ее содержимое можно обрабатывать, как обычные файлы.

Что такое /proc?

Файловая система /proc -- это прекрасный пример разницы между мышлением в Linux и Windows. /proc содержит виртуальное представление различных аспектов работающей системы. Там есть информация о настройках IRQ, использовании памяти, загруженных драйверах устройств, состоянии сети и многом, многом другом. Есть даже файл под названием /proc/kcore, который является виртуальным представлением всей используемой системной памяти. Каждый из этих файлов можно проанализировать как обычный текстовый или бинарный файл. Некоторые файлы могут быть написаны для изменения поведения работающего ядра без перезагрузки. Например, чтобы включить перенаправление IP для первой активной сетевой карты в системе, вы можете использовать файловую команду:

echo 1 > /proc/sys/net/ipv4/conf/eth0/forwarding

Главное преимущество такого построения -- то, что вы можете использовать простую технику написания скриптов, чтобы делать глубинные и эффективные вещи в работающей у вас системе.

Другие файловые системы, такие как сменный носитель или удаленные файловые системы необходимо монтировать вручную. Монтируя файловую систему, вы должны знать правильный путь, чтобы сослаться на него из Linux и иметь пустой каталог, чтобы использовать его как точку монтирования (mount point). Для сменных носителей Linux, вероятно, создаст точки монтирования во время инсталляции. В Red Hat Linux устройство чтения компакт-дисков предполагается монтировать к каталогу /mnt/cdrom. Это означает, что когда вы вставляете CD в устройство CDROM, вы вводите команду:

mount /mnt/cdrom

CD добавляется в файловую систему и устройство чтения CD блокируется так, что случайно оно не откроется. Для доступа к содержимому компакт-диска просто используйте каталог /mnt/cdrom. Когда вы закончите работать с CD, можно будет удалить его из файловой системы при помощи команды:

umount /mnt/cdrom

Каталог /mnt/cdrom будет очищен, а устройство чтения CD разблокировано. Точно также следует поступать и с остальными сменными носителями информации, такими как дискета (/mnt/floppy).

Если выполнить mount без аргументов, то будут показаны файловые системы, подмонтированные в настоящий момент.

Зачем все эти блокировки?

Не забывайте, что Linux -- не только многопользовательская, но еще и многсессионная система. Это означает, что одновременно несколько пользователей могут войти в систему и использовать ее ресурсы. Это не то же самое, что войти и использовать общий каталог в Windows. Каждый пользователь может работать в системе так, как если бы он сидел в консоли. Linux сохраняет стабильность тем, что насильно не освобождает файловые системы, которые уже используются в настоящий момент, и блокирует CD так, что они не могут быть извлечены, пока файловая система будет кем-то занята и неотмонтирована.


Файл /etc/fstab

Связь между устройством и его точкой монтирования настраивается в файле /etc/fstab. Его можно редактировать вручную или оставить программе администрирования. Вот пример /etc/fstab/:

Понимание /etc/fstab
/dev/hda5/ext3defaults1 1
/dev/hda2/bootext3exec,dev,duid,rw1 2
/dev/hda6swapswapdefaults0 0
/dev/scd0/mnt/cdromautoro,noauto,exec0 0
none/dev/ptsdevptsid=5,mode=6200 0
none/procprocdefaults0 0
none/dev/shmtmpfsdefaults0 0

Каждая строка представляет монтируемую файловую систему. Первая колонка определяет устройство, которое должно быть подмонтировано. Во второй колонке находится точка монтирования -- местоположение данного устройства в файловой системе. Третья колонка определяет тип файловой системы. В четвертой содержатся опции, показывающие как эта файловая система будет обрабатываться. В последней колонке написаны флаги, относящиеся к файловой системе. Первая цифра, 0 или 1, показывает, должна ли система копироваться при помощи команды dump (это нужно для системных резервных копий). Вторая цифра может быть 0, 1 или 2, она показывает порядок, в котором файловая система должна быть проверена при загрузке. 0 -- не должна проверяться вовсе. 1 -- должна проверяться первой и использоваться как корневая (/). Для всех остальных систем ставится 2.

В файле fstab, приведенном выше, корневая файловая система расположена на первом IDE жестком диске, в пятом разделе, первый логический диск в расширенном разделе. Файловая система /boot, где находятся файлы запуска ядра, расположена на первом IDE жестком диске, во втором первичном разделе. Пространство свопинга расположено на первом IDE жестком диске, в шестом разделе, втором логическом диске в расширенном разделе. Другие перечисленные файловые системы показывают свое устройство, как "none". Мы осветим это вкратце. А сейчас давайте сконцентрируемся на физических дисках.

Все является файлом

В Linux файловые системы называются именами, как файлы. Все файлы в каталоге /dev -- особенные, называются они узлы (nodes), и связаны с физическими устройствами посредством драйверов. Благодаря такому положению вещей вы можете делать интересные вещи. Например, чтобы создать ISO-образ компакт-диска, вы можете воспользоваться командой cp (копирования):

cp /dev/cdrecorder MyCD.iso

Вместо файловой структуры CD, копируется бинарный образ.

Такой "файл-центрический" подход также позволяет присвоить устройствам более осмысленные псевдонимы. Например, обычно /dev/cdrom указывает на физическое устройство чтения CD, часто соответствующее /dev/hdc. Однажды создав такой псевдоним, вы сможете всегда обратиться к устройству как к /dev/cdrom, что, конечно, гораздо проще запомнить. Эта технология использования псевдонимов также позволяет стандартизировать скрипты в системах, возможно с другими физическими конфигурациями.

Опции в четвертой колонке будут меняться в зависимости от типа файловой системы. В приведенном выше примере / и /boot подмонтированы с опциями "default". Это означает, что они монтируются автоматически, доступны для чтения и записи с асинхронным I/O (вводом/выводом). Только root может монтировать и отмонтировать устройства, но пользователи могут выполнять бинарники и использовать "sticky bit" (будет описан позже). Файловая система будет управляться как блочное устройство. Для /mnt/cdrom, однако, опции другие. Он не монтируется автоматически и будет открыт только для чтения. Пользователи смогут выполнять скрипты и программы в этой файловой системе.


Добавление файловых систем

Вы можете добавить файловые системы в /etc/fstab, дописав в файл новые строки. В качестве полезного примера приведу устройство RAID с файловыми ресурсами для использования отделом. Данное устройство будет содержать файлы данных и храниться отдельно от операционной системы, так что можно будет легко переместить его в другую систему в случае поломки оборудования. RAID уже сконфигурирован и распознается Linux как /dev/sdc, третье устройство SCSI. Журналируемая файловая система ext3 создана на первом разделе, и мы можем обращаться к ней как /dev/sdc1. Я хочу, чтобы этот RAID автоматически монтировался в файловую систему при загрузке компьютера.

Я добавляю следующую строку в /etc/fstab:

/dev/sdc1 /data ext3 defaults 0 0

В результате RAID подмонтируется при загрузке точно так же как системы / и /boot. Теперь я просто создаю каталог, который указал в качестве точки монтирования:

mkdir /data

Создав этот пустой каталог, мы теперь можем монтировать в него файловую систему:

mount /data

RAID теперь соответствует /data. Если система когда-либо будет перезагружаться, то /data подмонтируется автоматически.


Разделы

Разделы в Linux работают в общем так же как и в Windows. Консольная команда fdisk используется для создания и управления разделами. При выполнении этой команды вы должны указать ей устройство. Чтобы посмотреть доступные устройства, воспользуйтесь командой fdisk -l.

Листинг 2. Использование fdisk
[root@cmw-t30 root]# fdisk -l

Disk /dev/hda: 240 heads, 63 sectors, 7752 cylinders
Units = cylinders of 15120 * 512 bytes

   Device Boot    Start       End    Blocks   Id  System
/dev/hda1             1         8     60448+  8e  Linux LVM
/dev/hda2             9        15     52920   83  Linux
/dev/hda3   *        16      1403  10493280    c  Win95 FAT32 (LBA)
/dev/hda4          1404      7751  47990880    f  Win95 Ext'd (LBA)
/dev/hda5          1404      5565  31464688+  83  Linux
/dev/hda6          5566      5635    529168+  82  Linux swap
/dev/hda7          5636      7751  15996928+   b  Win95 FAT32

Приведенный выше список был создан на лэптопе, поэтому показывает довольно необычную для сервера структуру. Можно видеть один жесткий диск IDE с несколькими разделами. Если бы там были другие устройства, их бы тоже перечислили. Например, второй жесткий диск IDE мог быть показан как /dev/hdb.

Снова запустите fdisk с устройством и вы получите короткое приглашение.

Листинг 3. fdisk на устройстве
[root@cmw-t30 root]# fdisk /dev/hda

The number of cylinders for this disk is set to 7752.
There is nothing wrong with that, but this is larger than 1024,
and could in certain setups cause problems with:
1) software that runs at boot time (e.g., old versions of LILO)
2) booting and partitioning software from other OSs
 (e.g., DOS FDISK, OS/2 FDISK)

Command (m for help):

Ввод "m" даст вам меню команд. Текущая таблица разделов отобразится по нажатию "p". Вы можете создавать, удалять и изменять тип существующих разделов. "l" покажет вам полный список доступных типов разделов. Свои изменения в таблицу разделов вносите с помощью "w", закрывайте программу или выходите без сохранения используя "q". Некоторые изменения вступят в силу незамедлительно. Некоторые могут потребовать перезагрузки системы.

Правила создания разделов в Linux те же, что и в Windows. Доступно четыре первичных раздела, каждый из них может быть расширен.


Типы файловых систем

Linux может обслуживать любой тип файловой системы, о котором знает ядро. Изрядное их количество компилируется по умолчанию, а новые можно добавлять. Наиболее интересные из них:

  • ext2: Стандартная файловая система Linux
  • ext3: Стандартная файловая система Linux с добавленным протоколированием
  • vfat: Файловая система Microsoft Fat32
  • jfs: Журналируемая файловая система IBM
  • reiserfs: Еще одна популярная журналируемая файловая система

Протоколирование бережет время и данные

Журналируемые файловые системы помогают уберечь данные при непредвиденных выключениях системы. Если том выключается неотмонтированным, то могут остаться незаконченные процессы и файлы в промежуточном состоянии. При использовании обычной файловой системы потребуется полная проверка, что может занять немало времени для больших объемов. Журналируемая файловая система хранит корректурную запись каждого ввода информации на диск за период времени, например пять секунд. Когда том не отмонтирован аккуратно, файловая система просто откатывается назад к последнему нормальному состоянию, которое она запомнила. И то, что могло бы восстанавливаться минут двадцать теперь поднимается за несколько секунд!


Форматирование разделов

Созданные разделы форматируются подходящей версией команды mkfs. У файловых систем есть свои собственные версии mkfs, например, mkfs.ext2 или mkfs.ext3. Эти вспомогательные скрипты позволят создать файловую систему, просто указав на раздел. Вот несколько примеров:

Листинг 4. Использование mkfs
 # Create an ext2 file system on the third
 # parition of the first IDE hard drive
mkfs.ext2 /dev/hda3

 # Create an ext3 file system on the first
 # partition of the 2nd SCSI hard drivemkfs.ext2
mkfs.ext3 /dev/sdb1

 # Create a jfs file system in an extended
 # partition on the first IDE hard drive.
mkfs.jfs /dev/hda5

Существуют различные продвинутые параметры, чтобы влиять на то, как будет форматироваться раздел, но в общем случае вполне подходят значения по умолчанию. Отформатированный раздел может быть смонтирован в корень (/). Файловую систему следует отмонтировать перед переформатированием.


Другие программы файловой системы

Давайте рассмотрим другие полезные программы.

Консольные программы

Есть несколько программных средств для просмотра состояния дисков и файловых систем.

df
df означает "disk free". Эта команда сообщает, сколько места на диске используется и доступно в подмонтированной файловой системе. Полезные ключи:

Проверка дискового пространства
df -hЧитабельно; использует дружественные индикаторы k, M и G, чтобы показывать размер файла, а не отображать его в байтах.
df -lОграничивает список до локальных файловых систем; по умолчанию показываются еще и удаленные

du
du означает "disk usage" (использование диска). Команда выводит, сколько дискового пространства используется определенными файлами и для каждого подкаталога (если аргумент -- каталог) Полезные ключи:

Проверка использования диска
du -aПоказывает счетчики для всех файлов, не только каталогов
du -hЧитабельность; использует дружественные индикаторы k, M и G, чтобы показывать размер файла, а не отображать его в байтах.
du -cПечатает общую сумму всех аргументов после того, как все они были обработаны; может использоваться, чтобы узнать полное использование диска заданным набором файлов или каталогов
du -sПоказывает только итог для каждого аргумента

fsck
Эта программа используется для проверки и исправления файловых систем, соответствует chkdsk в Windows. У нее будут разные версии для разных типов файловых систем, как например mkfs. fsck следует выполнять на неотмонтированных томах, хотя она вряд ли потребуется, если только файловая система не была правильно отмонтирована. man fsck и info fsck дают подробную информацию, также как и Ресурсы, в конце этой статьи.

Webmin

Webmin предоставляет несколько инструментов для работы с файловыми системами и разделами.

Рисунок 1. Программа работы с разделами в Webmin

Техника, разделы на локальных дисках

Каждый диск и раздел показан с текущей информацией об использовании. Щелкните по названию файловой системы, чтобы узнать подробности. У отмонтированных разделов можно менять их тип и форматировать файловые системы.

Система, диск и сетевые файловые системы

Подмонтированные и отмонтированные файловые системы перечислены в /etc/fstab. У обычных файловых систем есть мастер для создания записей. Системы незнакомых типов можно монтировать и отмонтировать отсюда, но придется вручную редактировать /etc/fstab. Большинство серверных файловых систем вполне можно обслуживать отсюда.


Целое -- это сумма разделов

Хотя есть много общего в том, как Windows и Linux работают с разделами и файловыми системами, к переходу от букв, соответствующих дискам, к полностью иерархическому дереву придется привыкать. Как всегда есть программы надежной консоли для работы с этими функциями и конфигурационными файлами в каталоге /etc. Программа с интерфейсом-браузером вроде Webmin предлагает несколько вспомогательных инструментов.

Ресурсы

Комментарии

developerWorks: Войти

Обязательные поля отмечены звездочкой (*).


Нужен IBM ID?
Забыли Ваш IBM ID?


Забыли Ваш пароль?
Изменить пароль

Нажимая Отправить, Вы принимаете Условия использования developerWorks.

 


Профиль создается, когда вы первый раз заходите в developerWorks. Информация в вашем профиле (имя, страна / регион, название компании) отображается для всех пользователей и будет сопровождать любой опубликованный вами контент пока вы специально не укажите скрыть название вашей компании. Вы можете обновить ваш IBM аккаунт в любое время.

Вся введенная информация защищена.

Выберите имя, которое будет отображаться на экране



При первом входе в developerWorks для Вас будет создан профиль и Вам нужно будет выбрать Отображаемое имя. Оно будет выводиться рядом с контентом, опубликованным Вами в developerWorks.

Отображаемое имя должно иметь длину от 3 символов до 31 символа. Ваше Имя в системе должно быть уникальным. В качестве имени по соображениям приватности нельзя использовать контактный e-mail.

Обязательные поля отмечены звездочкой (*).

(Отображаемое имя должно иметь длину от 3 символов до 31 символа.)

Нажимая Отправить, Вы принимаете Условия использования developerWorks.

 


Вся введенная информация защищена.


static.content.url=http://www.ibm.com/developerworks/js/artrating/
SITE_ID=40
Zone=Linux
ArticleID=207223
ArticleTitle=План перехода с Windows на Linux: Часть 6. Работа с разделами и файловыми системами
publish-date=04052007

Windows-to-Linux roadmap: Part 6. Working with partitions and file systems

Using disks and devices in Linux

IBM e-business architect Chris Walden is your guide through a nine-part developerWorks series on moving your operational skills from a Windows to a Linux environment. He covers everything from logging to networking, and from the command line to help systems -- even compiling packages from available source code. In this part, we explore Linux's hierarchical directory structure, and investigate mounting and devices.

Share:

Chris Walden (dwinfo@us.ibm.com), e-business Architect, IBM, Software Group

Chris Walden is an e-business Architect for IBM Developer Relations Technical Consulting in Austin, Texas, providing education, enablement, and consulting to IBM Business Partners. He is the official Linux fanatic on his hallway and does his best to spread the good news to all who will hear it. In addition to his architect duties, he manages the area's all-Linux infrastructure servers, which include file, print, and other application services in a mixed-platform user environment. Chris has ten years of experience in the computer industry ranging from field support to Web application development and consulting.



11 November 2003

Also available in Russian Japanese

Working with files and storage devices in Linux is different from Windows. There are files and a hierarchical directory structure, but beyond that you will need to develop a different way of thinking.

Listing 1. Directory structure
/
|-- bin
|-- boot
|-- dev
|-- etc
|-- mnt
|-- opt
|   |-- IBM
|   |   |-- WebSphereStudio
|   |   `-- db2
|   |-- IBMHttpServer
|-- root
|-- sbin
|-- tmp
|-- usr
|   |-- X11R6
|   |   |-- bin
|   |   |-- include
|   |   |-- lib
|   |   |-- man
|   |   `-- share
|   |-- bin
|   |-- dict
|   |-- doc
|   |-- etc
|   |-- include
|   |-- lib
|   |-- libexec
|   |-- local
|   |   |-- OpenOffice
|   |   |   |-- sbin

No drive letters!

There are no drive letters in Linux. This is actually quite useful. If you've worked on a Windows system in a complex networking environment on a robust machine with several devices, you may have found the alphabet lacking. In Linux, there is just one file structure. It starts with root (/) and all local file systems, all local devices, and all remote file systems are represented as subdirectories in this structure.

When Linux first boots, it builds this file structure based on information in the /etc/fstab file. Where Windows assigns drive letters to hard drive partitions and other storage devices, Linux assigns them directories in the root file structure. The structure of the hierarchy is completely configurable and can be changed on the fly.


Mount up!

What is /proc?

The /proc file system is an excellent example of the difference between thinking in Windows and thinking in Linux. /proc contains a virtual representation of various aspects of the running system. There is information about IRQ settings, memory usage, loaded device drivers, network status, and much, much more. There is even a file called /proc/kcore, which is a virtual representation of all of the used system memory. Each of these files can be parsed just like a normal text or binary file. Some files can be written to change the behavior of the running kernel, without rebooting. For example, to turn on IP-forwarding for the first active ethernet device on the system, you can use a file command:

echo 1 > /proc/sys/net/ipv4/conf/eth0/forwarding

The main benefit of such a system is that you can use simple scripting techniques to do very deep and powerful things to your running system.

The term for adding a device to the file system is mounting. Linux will automatically mount a / (root) file system. There may also be a separate /boot file system, containing the core kernel boot files. Linux will also mount some special file systems. The swap space is not shown as a part of the file system, but is handled by the kernel. However, other special file systems such as proc, are seen as a normal part of the file system, and its contents can be handled just like normal files.

Other file systems, such as removable media or remote file systems, will need to be manually mounted. When mounting a file system, you will need to know the correct way to reference it from Linux, and have an empty directory to use as a mount point. For removable media, Linux will probably create mount points for you during installation. In Red Hat Linux, the cdrom device is set up to mount to the directory /mnt/cdrom. That means that when you put a CD into the CDROM device, you enter the command:

mount /mnt/cdrom

The CD is added to the file system and the CDROM device is locked so that it cannot be accidentally ejected. To access the contents of the CD, simply use the directory /mnt/cdrom. When you are finished using the CD, you can remove it from the file system with the command:

umount /mnt/cdrom

Why all of this locking behavior?

Remember that Linux is not only multi-user, but also multi-session. That means that several users may be logged into the system, running processes and using resources all at the same time. This is not the same as logging in to use a file share in Windows. Each user can use the system just as though they were sitting at the console. Linux maintains stability by not arbitrarily releasing file systems that are currently in use, and by locking CDs so they cannot be ejected until the file system has been unmounted and no one is using it.

The /mnt/cdrom directory will empty and the CDROM device will be unlocked. You can now safely eject the CD. The same behavior would be used with other removable media, such as a floppy drive (/mnt/floppy).

Running mount with no arguments will show you the currently mounted file systems.


The /etc/fstab file

The association between a device and its mount point is configured in the /etc/fstab file. It can be human-edited, or maintained with an administrative tool. Here is a sample of /etc/fstab/:

Understanding /etc/fstab
/dev/hda5 ext3defaults1 1
/dev/hda2/bootext3exec,dev,duid,rw1 2
/dev/hda6swapswapdefaults0 0
/dev/scd0/mnt/cdromautoro,noauto,exec0 0
none/dev/ptsdevptsid=5,mode=6200 0
none/procprocdefaults0 0
none/dev/shmtmpfsdefaults0 0

Everything's a file

In Linux, file systems are represented by a file-like name. All of the files in the /dev directory are special files called nodes that link to physical devices through the device driver. This allows you to do some interesting things. For example, to make an ISO image of a CD, you can use the cp (copy) command:

cp /dev/cdrecorder MyCD.iso

Rather than copying the file structure of the CD, a binary image is copied.

This file-centric approach also allows you to alias device names to something more meaningful. For example, there is usually an alias called /dev/cdrom that points to the physical CDROM device, often /dev/hdc. Once that alias is created, you can always refer to the device as /dev/cdrom, which is much easier to remember. This aliasing technique also allows you to standardize scripts across systems that might have different physical configurations.

Each line represents a file system to be mounted. The first column identifies the device to be mounted. The second column contains the mount point, the location for that device in the file system. The third column identifies the file system type. The fourth column has options for how that file system should be handled. The last column contains flags about that file system. The first number is either 1 or 0 and indicates whether the system should be copied with a dump (an option for system backups). The second number is 0, 1, or 2 and indicates the order in which the file system should be checked upon boot. 0 is not checked at all. 1 is checked first and should be used for the root (/) file system. Other file systems should be 2.

In the fstab file listed above, the root file system is on the first IDE hard drive in the fifth partition, the first logical drive in an extended partition. The /boot file system, where the kernel startup files are located, is on the first IDE hard drive in the second primary partition. Swap space is located in the first IDE hard drive in the sixth partition, the second logical drive in an extended partition. Other file systems listed show their device as "none." We'll cover these shortly. For now let's concentrate on physical disks.

The options in the fourth column will vary depending on the file system type. In the example above, / and /boot are mounted with the "default" options. That, is they are mounted automatically as read-write with asynchronous I/O. Only root can mount or unmount the device but users can execute binaries and use the "sticky bit" (covered later). The file system will be handled as a block character device. For the /mnt/cdrom, however, the options are different. It is not automatically mounted and will mount as a read-only file system. Users will be able to execute scripts and programs in that file system.


Adding file systems

You can add file systems into /etc/fstab by adding new lines to the file. As a practical example, I have a RAID device that contains file resources for use by the department. This device will only contain data files and will be kept separate from the operating system, so it will be easy to move the device to another system in case of a hardware failure. The RAID has already been configured, and is recognized by Linux as /dev/sdc, the third SCSI device. A journaled ext3 file system has been created on the first partition, so we can access it as /dev/sdc1. I want to have this RAID automatically mount into the file system when the computer boots.

I add the following line to the /etc/fstab:

/dev/sdc1 /data ext3 defaults 0 0

This will cause the RAID to be mounted at boot just like the / and /boot systems. Now I simply create the directory I specified as my mount point:

mkdir /data

Once this empty directory is created, we can mount the file system into it:

mount /data

The RAID is now associated to /data. If the system ever reboots, then /data will automatically be mounted.


Partitions

Partitions in Linux work essentially the same as they do in Windows. The fdisk console command is used to create and manipulate partitions. When you execute fdisk, you must point it toward a device. To see the available devices, use the command fdisk -l.

Listing 2. Using fdisk
[root@cmw-t30 root]# fdisk -l

Disk /dev/hda: 240 heads, 63 sectors, 7752 cylinders
Units = cylinders of 15120 * 512 bytes

   Device Boot    Start       End    Blocks   Id  System
/dev/hda1             1         8     60448+  8e  Linux LVM
/dev/hda2             9        15     52920   83  Linux
/dev/hda3   *        16      1403  10493280    c  Win95 FAT32 (LBA)
/dev/hda4          1404      7751  47990880    f  Win95 Ext'd (LBA)
/dev/hda5          1404      5565  31464688+  83  Linux
/dev/hda6          5566      5635    529168+  82  Linux swap
/dev/hda7          5636      7751  15996928+   b  Win95 FAT32

The above list was generated from a laptop, so it shows a rather unorthodox structure for a server. It shows one IDE hard drive with several partitions. If there were other devices, they would be listed as well. For example, a second IDE hard drive might be shown as /dev/hdb.

Run fdisk again with a device, and you get a short prompt.

Listing 3. fdisk on a device
[root@cmw-t30 root]# fdisk /dev/hda

The number of cylinders for this disk is set to 7752.
There is nothing wrong with that, but this is larger than 1024,
and could in certain setups cause problems with:
1) software that runs at boot time (e.g., old versions of LILO)
2) booting and partitioning software from other OSs
   (e.g., DOS FDISK, OS/2 FDISK)

Command (m for help):

Journaling saves time and data

Journaled file systems help protect data from unexpected shutdowns. If a volume is shut down without dismounting, there may be unfinished work and files left in an in-between state. With a typical file system, this requires a full check of the volume, which can take a long time for large volumes. A journaled file system keeps a transaction record of each write to the disk for a period of time, such as five seconds. When the volume is not cleanly unmounted, the file system simply rolls back to the last known good state. A volume that would take twenty minutes to come back up now comes up in seconds!

Entering "m" will give you a menu of commands. You can display the current partition table with "p." You can create, delete, and modify the type for existing partitions. "l" will show you the full list of partition types available. Write your changes to the partition table with "w", and exit the program, or quit without saving with "q." Some changes will take place immediately. Some types may require a system reboot.

Partition rules under Linux are the same as they are in Windows. You are allowed four primary partitions, any of which can be extended partitions.


File system types

Linux can handle any file system type that the kernel knows about. A generous number of them come compiled by default, and new ones can be added. Here are some interesting ones:

  • ext2: The standard Linux file system
  • ext3: The standard Linux file system with journaling added
  • vfat: Microsoft's Fat32 file system
  • jfs: IBM's journaled file system
  • reiserfs: Another popular journaled file system

Formatting partitions

Once created, partitions are formatted with the correct version of the mkfs command. File systems will have their own version of the mkfs, such as the mkfs.ext2, or the mkfs.ext3. These helper scripts let you create a file system by simply pointing to the partition. Here are some examples:

Listing 4. Using mkfs
 # Create an ext2 file system on the third
 # parition of the first IDE hard drive
mkfs.ext2 /dev/hda3

 # Create an ext3 file system on the first
 # partition of the 2nd SCSI hard drivemkfs.ext2
mkfs.ext3 /dev/sdb1

 # Create a jfs file system in an extended
 # partition on the first IDE hard drive.
mkfs.jfs /dev/hda5

There are various advanced parameters to affect how the partition is formatted, but for general purposes, the defaults are fine. Once the partition has been formatted, it can be mounted into the / file system. A file system must be unmounted to be reformatted.


Other file system tools

Let's take a look at other useful tools.

Console tools

There are several tools for looking at the condition of disks and file systems.

df
df stands for "disk free." It reports the amount of disk space used and available on mounted file systems. Useful switches:

Checking disk space
df -hHuman readable; uses friendly k, M, and G indicators to show file size rather than listing them in bytes
df -lLimits the listing to local file systems; by default, remote file systems are also listed

du
du stands for "disk usage." It reports the amount of disk space used by the specified files and for each subdirectory (of directory arguments). Useful switches:

Checking disk usage
du -aShows counts for all files, not just directories
du -hHuman readable; uses friendly k, M, and G indicators to show file size rather than listing them in bytes
du -cPrints a grand total of all arguments after all arguments have been processed; can be used to find out the total disk usage of a given set of files or directories
du -sDisplays only a total for each argument

fsck
This is the program used to check and repair file systems, equivalent to chkdsk in Windows. It will have different versions for different file system types, just like mkfs. fsck must be run on unmounted volumes, though it is rarely needed unless the file system was not cleanly unmounted. man fsck and info fsck provide details, as do several of the Resources included at the end of this article.

Webmin

Webmin has several tools to work with file systems and partitions.

Figure 1. Webmin partition tool
Figure 1. Webmin partition tool

Hardware, partitions on local disks

Each disk and partition is shown with current usage information. Click on a file system to see details. Unmounted partitions can have their type edited and file systems formatted.

System, disk, and network filesystems

Mount and unmount file systems listed in /etc/fstab. Common file system types have a wizard for creating entries. Unrecognized types can be mounted and unmounted from here, but must be hand-edited in /etc/fstab. Most server file systems can be handled well from here.


The whole is the sum of its partitions

Though there are many similarities in how Windows and Linux handle partitions and file systems, moving from drive letters to a completely hierarchical tree will probably take some adjustment. As always, there are robust console tools to work with these functions and configuration files in the /etc directory. Browser-based front ends like Webmin offer some helpful tools.

Resources

Comments

developerWorks: Sign in

Required fields are indicated with an asterisk (*).


Need an IBM ID?
Forgot your IBM ID?


Forgot your password?
Change your password

By clicking Submit, you agree to the developerWorks terms of use.

 


The first time you sign into developerWorks, a profile is created for you. Information in your profile (your name, country/region, and company name) is displayed to the public and will accompany any content you post, unless you opt to hide your company name. You may update your IBM account at any time.

All information submitted is secure.

Choose your display name



The first time you sign in to developerWorks, a profile is created for you, so you need to choose a display name. Your display name accompanies the content you post on developerWorks.

Please choose a display name between 3-31 characters. Your display name must be unique in the developerWorks community and should not be your email address for privacy reasons.

Required fields are indicated with an asterisk (*).

(Must be between 3 – 31 characters.)

By clicking Submit, you agree to the developerWorks terms of use.

 


All information submitted is secure.

Dig deeper into Linux on developerWorks


static.content.url=http://www.ibm.com/developerworks/js/artrating/
SITE_ID=1
Zone=Linux
ArticleID=11354
ArticleTitle=Windows-to-Linux roadmap: Part 6. Working with partitions and file systems
publish-date=11112003