План перехода с Windows на Linux: Часть 5. Журналирование в Linux

Работа с журналами

e-business архитектор IBM Крис Волден (Chris Walden) -- ваш гид в изучении состоящей из девяти частей серии пособий от developerWorks по применению ваших навыков эксплуатации Windows® в Linux®-окружении. Он осветит темы от процедуры входа в систему до работы в сети и от приемов использования командной строки до доступа к справочным системам -- вплоть до компиляции пакетов из доступных исходных кодов. В этой части мы узнаем, как с целью обеспечения безопасности и получения необходимой информации просматривать журналы, использовать содержащуюся в них информацию, а также узнаем, как осуществляется ротация log-файлов.

Крис Волден, e-business архитектор, IBM

Крис Волден (Chris Walden) -- e-business архитектор в IBM Developer Relations Technical Consulting, Остин, штат Техас, он занимается образовательской деятельностью, внедрением и консультированием среди бизнес-партнеров IBM. Он -- официальный местный фанатик Linux и распространяет хорошие новости среди тех, кто их слушает. Помимо исполнения обязанностей архитектора он управляет всеми Linux-серверами инфраструктуры, которые содержат файловые сервисы, сервисы печати и другие прикладные сервисы в кроссплатформенном пользовательском окружении. Имеет десятилетний опыт работы в компьютерной отрасли от осуществления поддержки до разработки Web-приложений и консалтинга.



04.04.2007

Один из ключей к успеху в управлении любой системой -- контроль за системными событиями. Linux предлагает необычный метод журналирования, а также позволяет конфигурировать составные части журналов.

В Linux журналы представляют собой обычный текст, так что вы можете исследовать и читать их, не применяя специальных средств. Вы также можете написать скрипт для просмотра журналов и автоматического выполнения каких-либо функций на основе их содержимого.

Linux-журналы хранятся в каталоге /var/log. Здесь содержится несколько файлов, которые поддерживаются системой. Другие сервисы и программы также могут размещать здесь свои log-файлы. Большинство журналов доступны для чтения только суперпользователю root, но это можно легко изменить, скорректировав права доступа к файлам.

/var/log/messages

Журнал сообщений -- основной системный log-файл. Он содержит сообщения о ходе загрузки системы, а также другие сообщения о статусе работающей системы. В этом файле накапливаются сообщения об ошибках ввода/вывода (IO), проблемах с сетью и другие сообщения о системных ошибках. Кроме того, здесь хранится и другая информация, например, о том, в какое время какой-нибудь пользователь стал root'ом. Если запущен какой-либо сервис, например, DHCP-сервер, в этом файле вы можете наблюдать за его деятельностью. С изучения файла /var/log/messages обычно начинают выявление и устранение неполадок.

/var/log/XFree86.0.log

Этот журнал содержит информацию о последнем запуске сервера Xwindow Xfree86. В случае возникновения проблем с запуском графической сессии в этом файле обычно можно найти причину неудачи.

Другие журналы

В каталоге /var/log могут быть и другие log-файлы в зависимости от того, какой дистрибутив Linux вы используете и какие сервисы и приложения запущены. Например, они могут быть связаны с запуском почтового сервера, распределением ресурсов, автоматическим выполнением задач и т.д.

Готовы? Rotate!

В каталоге /var/log вы можете видеть несколько файлов, имена которых оканчиваются цифрой. Это "rotated" архивы. Log-файлы могут быть довольно большими и громоздкими. В Linux имеется команда для ротации этих файлов, за счет чего текущая информация не смешивается с устаревшими, уже не нужными данными. Команда logrotate обычно запускается автоматически через определенные промежутки времени, но ее можно запустить и вручную. Команда logrotate берет текущую версию log-файла и добавляет в конец имени файла ".1". Затем все предыдущие такие файлы нумеруются последовательно: ".2," ".3," и так далее. Чем больше число в конце имени файла, тем файл старше.

Вы можете сконфигурировать автоматический режим работы logrotate, отредаткировав файл /etc/logrotate.conf. Узнайте больше о команде logrotate при помощи man logrotate.


Средства работы с журналами

Для работы с log-файлами можно использовать любой инструмент работы с текстом. Здесь описаны некоторые наиболее полезные инструменты.

dmesg
Для беглого обзора журнала загрузки с целью просмотра сообщений о последней загрузке системы воспользуйтесь командой dmesg. Как правило, она выдает большое количество текста, так что вы скорее всего захотите воспользоваться конвейером (pipe).

dmesg | more

Команда, представленная выше, будет осуществлять постраничный вывод сообщений о ходе загрузки.

tail
У вас может возникнуть желание следить за log-файлом в ходе выполнения каких-то действий. Команда tail предназначена для просмотра последних нескольких строк текстового файла. Если добавить опцию -f, tail продолжит показывать новые строки файла по мере их формирования.

tail -f /var/log/messages

Команда, представленная выше, покажет последние десять строк файла /var/log/messages, затем продолжит следить за файлом и будет выдавать сообщения о новых действиях. Чтобы остановить команду tail -f, нажмите Ctrl + C для прерывания процесса.

more
Команда more работает так же, как и в DOS. Вы можете открыть с ее помощью файл или перенаправить на нее вывод для постраничного просмотра информации. Например, чтобы показать одну экранную страницу содержимого стартового log-файла Xfree86, введите такую команду:

more /var/log/XFree86.0.log

Закончив просмотр файла, нажмите "q" или [Ctrl]-C.

less
Другое средство для просмотра файлов -- less. С его помощью можно просматривать содержимое файла и искать нужную информацию.

less /var/log/messages

Команда, представленная выше, покажет содержимое файла /var/log/messages. Для выхода нажмите "q". Чтобы получить справку об использовании команды less, нажмите "h".

logger
У вас может появиться желание поместить в системный журнал свои собственные сообщения. Вы можете просто добавить сообщение к нужному текстовому файлу, но вам необходимо будет продублировать стиль записи информации. Кроме того, вы должны изменить ваш код, если система журналирования была перенастроена. Команда logger позволяет посылать ваши собственные сообщения в службу журналирования. Используйте ее в скриптах для генерации сообщений о ходе выполнения процесса и об ошибках.


Настройка системы журналирования

Для управления журналированием существует два сервиса, или демона, klogd и syslogd. klogd имеет дело только с сообщениями ядра. syslogd имеет дело с другими системными сообщениями, например, касающимися приложений. Вы можете сконфигурировать оба эти сервиса, отредактировав файлы /etc/syslog.conf и /etc/sysconfig/syslog. Описание процедуры настройки системы журналирования выходит за рамки этой статьи. Подробную информацию вы можете найти в разделе Resources в конце этой статьи. Вы можете также обратиться к странице man для /etc/sylogd.conf.

В сущности, каждое сообщение, выдаваемое программным обеспечением, предоставляет некую информацию для определения, откуда оно поступило и в чем его суть. Файл /etc/syslog.conf позволяет установить, что нужно делать с сообщениями определенного типа. Вы можете помещать их в файл сообщений. Вы можете помещать их в файл настроек. Вы можете послать их на удаленный хост, где они будут обработаны в соответствии с конфигурацией его syslogd. Удаленное журналирование -- замечательное средство обеспечения безопасности. Размещая журналы на удаленной системе, вы можете закрыть брешь в системе безопасности, заключающуюся в том, что злоумышленник может удалить следы своей деятельности в log-файлах.

Ниже приведены примеры настройки системы журналирования, взятые из man /etc/syslog.conf:

Настройка системы журналирования
              # Kernel messages are first, stored in the kernel
              # file, critical messages and higher ones also go
              # to another host and to the console
              #
              kern.*                       /var/adm/kernel
              kern.crit                    @finlandia
              kern.crit                    /dev/console
              kern.info;kern.!err          /var/adm/kernel-info

Первое правило направляет любое сообщение, имеющее отношение к ядру, в файл /var/adm/kernel.

Второе направляет все сообщения ядра с приоритетом crit и выше на удаленный хост finlandia. Это бывает полезно, поскольку если хост рушится и выдаются сообщения о непоправимых ошибках, вы не сможете прочитать накопленные сообщения. Если они хранятся на удаленном хосте, вы все же можете попытаться понять причину аварии.

Третье направляет эти сообщения на текущую консоль, так что человек, работающий на этом компьютере, тоже их получит.

Четвертая строка дает указание демону syslogd' сохранить все сообщения ядра, которые приходят с приоритетами от info до warning в файл /var/adm/kernel-info. Все от err и выше исключается.

Возможность проведения таких настроек системы журналирования, как показано здесь, обеспечивает гибкость и управляемость всего Linux-окружения.


Конфигурирование журнала с помощью Webmin

Webmin имеет модуль для работы с log-файлами.

Рисунок 1. Просмотр системных журналов с помощью Webmin
исунок 1. Просмотр системных журналов с помощью Webmin

Показаны все сконфигурированные log-файлы. Щелкните по log-файлу для редактирования его конфигурации.

Рисунок 2. Экран редактирования журнала в Webmin
Рисунок 2. Экран редактирования журнала в Webmin

Или нажмите View для просмотра содержимого log-файла.

Просмотр log-файлов в консоли

Поскольку log-файлы в Linux представляют собой простой текст, для их просмотра не требуется специальных средств. В Linux любой инструмент для просмотра текстовых файлов может отобразить содержимое log-файла. Браузер, например, Mozilla, может не только показать содержимое log-файла, но и предоставляет возможность поиска. В Linux имеются также и консольные средства просмотра текстовых файлов. Команда more, способная отображать содержимое файла постранично, такая же, как в MS DOS. Команда less может отображать файл в режиме только для чтения и предоставляет возможность прокрутки и вперед, и назад, а также возможность поиска. Попробуйте ввести в командной строке less /var/log/messages.

Модуль Webmin взаимодействует с файлом /etc/syslog.conf, поэтому все, что вы делаете в одном из них, появляется в другом.


Журналирование в вашей жизни

В Linux log-файлы крайне необходимы для выявления и устранения неисправностей и для поддержки системы. Журналирование происходит в текстовые файлы, поэтому для их просмотра не требуются проприетарные инструменты. Кроме того, текстовые файлы легко можно использовать при создании скриптов и программ.

Для предотвращения чрезмерного роста размеров log-файлов и отделения текущей информации от более старых данных предусмотрена ротация журналов. Имеется возможность конфигурирования процесса ротации.

Система журналирования легко конфигурируется. Журналы даже могут храниться на изолированной системе для обеспечения безопасности или с целью резервного копирования. Вы можете генерировать системные сообщения из ваших собственных скриптов или программ. Эти сообщения будут распознаны и обработаны демоном syslogd.

Ресурсы

Научиться

Получить продукты и технологии

  • Постройте ваш следующий проект разработки для Linux с использованием IBM trial software, загрузив его непосредственно с developerWorks.

Обсудить

Комментарии

developerWorks: Войти

Обязательные поля отмечены звездочкой (*).


Нужен IBM ID?
Забыли Ваш IBM ID?


Забыли Ваш пароль?
Изменить пароль

Нажимая Отправить, Вы принимаете Условия использования developerWorks.

 


Профиль создается, когда вы первый раз заходите в developerWorks. Информация в вашем профиле (имя, страна / регион, название компании) отображается для всех пользователей и будет сопровождать любой опубликованный вами контент пока вы специально не укажите скрыть название вашей компании. Вы можете обновить ваш IBM аккаунт в любое время.

Вся введенная информация защищена.

Выберите имя, которое будет отображаться на экране



При первом входе в developerWorks для Вас будет создан профиль и Вам нужно будет выбрать Отображаемое имя. Оно будет выводиться рядом с контентом, опубликованным Вами в developerWorks.

Отображаемое имя должно иметь длину от 3 символов до 31 символа. Ваше Имя в системе должно быть уникальным. В качестве имени по соображениям приватности нельзя использовать контактный e-mail.

Обязательные поля отмечены звездочкой (*).

(Отображаемое имя должно иметь длину от 3 символов до 31 символа.)

Нажимая Отправить, Вы принимаете Условия использования developerWorks.

 


Вся введенная информация защищена.


static.content.url=http://www.ibm.com/developerworks/js/artrating/
SITE_ID=40
Zone=Linux
ArticleID=206989
ArticleTitle=План перехода с Windows на Linux: Часть 5. Журналирование в Linux
publish-date=04042007

Windows-to-Linux roadmap: Part 5. Linux logging

Working with logs

IBM e-business architect Chris Walden is your guide through a nine-part developerWorks series on moving your operational skills from a Windows to a Linux environment. He covers everything from logging to networking, and from the command-line to help systems -- even compiling packages from available source code. In this part, we track, manipulate, and rotate logs for security and informational purposes.

Share:

Chris Walden (dwinfo@us.ibm.com), e-business Architect, IBM

Chris Walden is an e-business Architect for IBM Developer Relations Technical Consulting in Austin, Texas, providing education, enablement, and consulting to IBM Business Partners. He is the official Linux fanatic on his hallway and does his best to spread the good news to all who will hear it. In addition to his architect duties, he manages the area's all-Linux infrastructure servers, which include file, print, and other application services in a mixed-platform user environment. Chris has ten years of experience in the computer industry ranging from field support to Web application development and consulting.



11 November 2003

Also available in Russian Japanese

One of the keys to success in managing any system is to know what is happening on the system. Linux offers exceptional logging, and the detail in the logs is configurable.

Linux logs are in plain text, so you can search and read them without having to use special tools. You can also write scripts that scan through logs and perform automatic functions based on the contents.

Linux logs are contained in the /var/log directory. There are several log files that are maintained by the system, but other services and programs may put their log files here too. Most logs are only readable by root, but that can be changed by simply changing the access rights to the file.

/var/log/messages

The messages log is the core system log file. It contains the boot messages when the system came up as well as other status messages as the system runs. Errors with IO, networking, and other general system errors are reported in this file. Other information, such as when someone becomes root, is listed here as well. If services are running, such as DHCP servers, you can watch the action in the messages file. /var/log/messages is generally your first place to look when you are troubleshooting.

/var/log/XFree86.0.log

This log shows the results of the last execution of the Xfree86 Xwindows server. If you are having problems getting the graphical mode to come up, this file will usually provide answers as to what is failing.

Other logs

There will be other log files in the /var/log directory depending on your distribution of Linux and the services and applications that you are running. For example, there may be logs associated with running a mail server, resource sharing, automatic tasks, and others.

Ready? Rotate!

You will see some files in the /var/log directory that end with a number. These are rotated archives. Log files can get rather large and cumbersome. Linux provides a command to rotate these logs so that you don't have current log information mixed with older irrelevant data. Generally logrotate runs automatically on a timed basis, but it can also be run manually. When executed, logrotate will take the current version of the log files and add a ".1" to the end of the filename. Then any other previously rotated files are sequenced with ".2," ".3," etc. The larger the number after a filename, the older the log is.

You can configure the automatic behavior for logrotate by editing the /etc/logrotate.conf file. Learn the full details about logrotate with man logrotate.


Log tools

Any text tool can be used to work with log files. Here are some tools that are particularly helpful.

dmesg
To get a quick view of the boot log for the last system boot, use the command dmesg. It generally puts out a lot of text, so you will generally want to pipe it through a viewer.

dmesg | more

The command above will show the boot messages one screen page at a time.

tail
Sometimes you want to keep an eye on a log file as activity is occurring. Tail is designed to show the last few lines of a text file. By adding the -f switch, tail will continue to show new output as it occurs.

tail -f /var/log/messages

The command above will show the last ten lines of /var/log/messages, then continue to monitor the file and output any new activity. To stop the tail -f command, use Ctrl + C to break the processing.

more
More works the same as the DOS version. You can point it to a file, or pipe output through it to see the information one screen page at a time. For example, to show the contents of the Xfree86 startup log file one screen page at a time:

more /var/log/XFree86.0.log

Use "q" or [Ctrl]-C to stop looking at a file.

less
Less is another text viewer, but it allows you to scroll through a file and search for information.

less /var/log/messages

The command above will display the contents of the /var/log/messages file. Use "q" to quit viewing the file. Use "h" to get help on using less.

logger
You may want to put your own messages into the log file. You could just append the log message to the correct text file, but you would have to duplicate the log information style. Also, you would have to change your code if the logging system had been customized. The logger command lets you send your own messages to the logging facility. Use it in scripts to provide messages about execution and errors.


Customized logging

There are two services, or daemons, that control logging, klogd and syslogd. klogd only deals with kernel messages. syslogd deals with other system messages, such as applications. You can configure the behavior of both by editing the files /etc/syslog.conf and /etc/sysconfig/syslog. Full custom logging is beyond the scope of this article, but full details can be found in the Resources listed at the end of this article. You can also learn much by looking at the man page for /etc/sylogd.conf.

Essentially, each message generated by software provides some information to identify where the message came from and what message it is. The /etc/syslog.conf file allows you to specify what you want done with that kind of message. You can dump it to the messages file. You can dump it to a custom file. You can have it sent to a remote host where that host will process it according to its own syslogd configuration. Remote logging is an excellent security feature. By placing your logs on a remote system, you can prevent a security breach from easily covering its tracks by altering the log files.

Here is an example of customized logging taken from the man /etc/syslog.conf page:

Customized logging
              # Kernel messages are first, stored in the kernel
              # file, critical messages and higher ones also go
              # to another host and to the console
              #
              kern.*                       /var/adm/kernel
              kern.crit                    @finlandia
              kern.crit                    /dev/console
              kern.info;kern.!err          /var/adm/kernel-info

The first rule directs any message that has the kernel facility to the file /var/adm/kernel.

The second statement directs all kernel messages of the priority crit and higher to the remote host finlandia. This is useful, because if the host crashes and the disks get irreparable errors, you might not be able to read the stored messages. If they're on a remote host, too, you still can try to find out the reason for the crash.

The third rule directs these messages to the actual console, so the person who works on the machine will get them, too.

The fourth line tells the syslogd to save all kernel messages that come with priorities from info up to warning in the file /var/adm/kernel- info. Everything from err and higher is excluded.

The ability to customize logging like this provides a great deal of flexibility and control over the Linux environment.


Log configuration in Webmin

Webmin has a module for working with log files.

Figure 1. Webmin system log view
Figure 1. Webmin system log view

All configured log files are shown. Click on a log file to edit its configuration.

Figure 2. Webmin log edit screen
Figure 2. Webmin log edit screen

Or you can click the View to see the contents of a log file.

Viewing log files from the console

Since log files in Linux are written in plain text, they do not require a special tool to interpret them. Any text file viewer can show a Linux log file. A browser, such as Mozilla, can display a log file, and provide search capability. Linux also has console tools to view text files. more, shows you a file one page at a time, just like the MS DOS version. The less command will display the file in a read-only viewer, which provides bi-directional scrolling and search capabilities. Try it now by entering less /var/log/messages at the command line.

The Webmin module interacts with the /etc/syslog.conf file, so anything you do in one is reflected in the other.


Logging in your life

Log files in Linux are critical to troubleshooting and maintaining your system. Linux logging is done to text files, so no proprietary tools are required to view the files. Text files are also easy to use with custom scripts and programs.

Logs are rotated to keep them from getting too large and to separate the current information from much older data. Log rotation is configurable.

Logging is highly configurable, and logs can even be stored on a separate system for security or backup purposes. You can generate system log messages out of your own scripts and programs that will be recognized and processed by the syslogd daemon.

Resources

Learn

Get products and technologies

  • With IBM trial software, available for download directly from developerWorks, build your next development project on Linux.

Discuss

Comments

developerWorks: Sign in

Required fields are indicated with an asterisk (*).


Need an IBM ID?
Forgot your IBM ID?


Forgot your password?
Change your password

By clicking Submit, you agree to the developerWorks terms of use.

 


The first time you sign into developerWorks, a profile is created for you. Information in your profile (your name, country/region, and company name) is displayed to the public and will accompany any content you post, unless you opt to hide your company name. You may update your IBM account at any time.

All information submitted is secure.

Choose your display name



The first time you sign in to developerWorks, a profile is created for you, so you need to choose a display name. Your display name accompanies the content you post on developerWorks.

Please choose a display name between 3-31 characters. Your display name must be unique in the developerWorks community and should not be your email address for privacy reasons.

Required fields are indicated with an asterisk (*).

(Must be between 3 – 31 characters.)

By clicking Submit, you agree to the developerWorks terms of use.

 


All information submitted is secure.

Dig deeper into Linux on developerWorks


static.content.url=http://www.ibm.com/developerworks/js/artrating/
SITE_ID=1
Zone=Linux
ArticleID=11353
ArticleTitle=Windows-to-Linux roadmap: Part 5. Linux logging
publish-date=11112003