Изучаем Linux, 101: Редактирование файлов с помощью vi

Редактор, который всегда под рукой

Из этой статьи вы узнаете, как использовать редактор vi, который входит в состав практически любого дистрибутива UNIX® или Linux®. Вы можете использовать этот материал для подготовки к экзамену LPI 101 программы сертификации на администратора Linux начального уровня или просто для общего развития.

Развить навыки по этой теме

Этот материал — часть knowledge path для развития ваших навыков. Смотри Основы системного администрирования Linux: работа с консолью

Краткий обзор

Из этой статьи вы узнаете об основных приемах работы с редактором vi, который есть практически в каждом дистрибутиве UNIX или Linux. Вы научитесь:

  • Перемещаться по документу с помощью vi.
  • Использовать основные режимы vi.
  • Вставлять, редактировать, удалять, копировать и искать текст.

Об этой серии

Эта серия статей поможет вам освоить задачи администрирования операционной системы Linux. Вы также можете использовать материал этих статей для подготовки к экзаменам первого уровня сертификации профессионального института Linux (LPIC-1).

Чтобы посмотреть описания статей этой серии и получить ссылки на них, обратитесь к нашему перечню материалов для подготовки к экзаменам LPIC-1. Этот перечень постоянно дополняется новыми статьями по мере их готовности и содержит самые последние (по состоянию на апрель 2009 года) цели экзаменов сертификации LPIC-1. Если какая-либо статья отсутствует в перечне, можно найти ее более раннюю версию, соответствующую предыдущим целям LPIC-1 (до апреля 2009 года), обратившись к нашим руководствам для подготовки к экзаменам института Linux Professional Institute.

Эта статья поможет вам подготовиться к сдаче экзамена LPI 101 на администратора начального уровня (LPIC-1) и содержит материалы цели 103.8 темы 103. Цель имеет вес 3.

Предварительные требования

Чтобы извлечь наибольшую пользу из наших статей, необходимо обладать базовыми знаниями о Linux и иметь работоспособный компьютер с Linux, на котором можно будет выполнять все встречающиеся команды. Иногда различные версии программ выводят результаты по-разному, поэтому содержимое листингов и рисунков может отличаться от того, что вы увидите на вашем компьютере.


Перемещение по документу с помощью vi

Как связаться с Яном

Ян – один из наших наиболее популярных и плодовитых авторов. Ознакомьтесь со всеми статьями Яна (EN), опубликованными на сайте developerWorks. Вы можете найти контактные данные в профиле Яна и связаться с ним, а также с другими авторами и участниками ресурса My developerWorks.

Редактор vi есть практически в каждом дистрибутиве Linux и UNIX. Фактически, если в операционной системе имеется только один редактор, то, скорее всего, это именно vi, поэтому очень важно уметь работать с ним. В этой статье представлены лишь основные команды редактирования vi, а полную информацию о vi вы можете найти в руководстве "vi intro -- the cheat sheet method" (EN) на сайте developerWorks, на соответствующих man-страницах или в одной из многочисленных книг, посвященных этому редактору.

Запуск vi

Сегодня многие дистрибутивы Linux поставляются с редактором vim (Vi IMproved – улучшенный vi), а не с классической версией vi. Редактор vim обратно совместим с vi, и помимо стандартного текстового интерфейса имеет графический интерфейс (gvim). Обычно команда vi является символической ссылкой на программу vim. Существует несколько версий vim: крошечный (tiny), маленький (small), обычный (normal), большой (big) и огромный (huge). Версию vim, которая используется в вашей операционной системе, а также ее возможности, можно узнать с помощью команды

vi --version

В предыдущей статье этой серии "Изучаем Linux, 101: приоритеты исполнения процесса" мы хотели изменить приоритет работающего сценария командной оболочки count1.sh. Если вы пытались сделать это самостоятельно, то, возможно, обнаружили, что команды выполнялись настолько быстро, что вы не успевали изменить приоритет с помощью renice. Итак, давайте начнем работу с редактором vi и добавим в начало сценария строку для вставки 20-секундной паузы, благодаря которой мы сможем успеть изменить приоритет.

Если у вас нет под рукой сценария count1.sh, то можно сделать следующее: откройте окно терминала, перейдите в вашу домашнюю директорию и скопируйте в окно содержимое листинга 1. В результате в вашей домашней директории будет создана поддиректория lpi103-8, содержащая файл сценария count1.sh.

Листинг 1. Сценарий, нагружающий центральный процессор – count1.sh

Кликните, чтобы увидеть код

Листинг 1. Сценарий, нагружающий центральный процессор – count1.sh

mkdir -p lpi103-8 && cd lpi103-8 && {echo 'x="$1"'>count1.shecho 'echo "$2" $(date)'>>count1.shecho 'while [ $x -gt 0 ]; do x=$(( x-1 ));done'>>count1.shecho 'echo "$2" $(date)'>>count1.sh
}

Для редактирования существующего файла наберите команду vi, указав имя этого файла в качестве параметра. Подробную информацию о различных опциях вы можете найти на man-страницах или в разделе Ресурсы, а пока давайте запустим редактор без каких-либо опций:
vi count1.sh
В результате должен открыться файл count1.sh. Вы должны увидеть нечто похожее на листинг 2. Если вы используете vim, то некоторые слова или символы могут быть выделены цветом. В редакторе vim имеется режим выделения цветом (отсутствующий в оригинальном vi), который может быть включен в вашей системе по умолчанию.

Листинг 2. Редактирование сценария count1.sh в vi
x="$1"
echo "$2" $(date)
while [ $x -gt 0 ]; do x=$(( x-1 ));done
echo "$2" $(date)
~
~
~
~
"count1.sh" 4L, 84C        1,1     All

Редактор vi начал разрабатываться еще в те времена, когда не все терминальные клавиатуры имели клавиши управления курсором, поэтому в vi вы можете делать все с помощью клавиш, расположенных на стандартной буквенно-цифровой клавиатуре, а также нескольких специальных клавиш, таких как Esc и Insert. Тем не менее, вы можете настроить vi на использование дополнительных клавиш современной компьютерной клавиатуры; большинство клавиш из имеющихся на вашей клавиатуре выполняют в vi какие-то полезные действия. Благодаря своему наследию, а также медленным подключениям старых терминалов, vi имеет заслуженную репутацию редактора, в котором используются краткие и загадочные команды. Давайте начнем с рассмотрения комбинаций клавиш, предназначенных для навигации по файлам.

Перемещение

Следующие команды предназначены для перемещения по файлу:

h
Перейти на один символ влево в текущей строке.
j
Перейти к следующей строке.
k
Перейти к предыдущей строке.
l
Перейти на один символ вправо в текущей строке.
w
Перейти к следующему слову в текущей строке.
e
Перейти к концу текущего слова в текущей строке.
b
Перейти к началу текущего слова в текущей строке.
Ctrl-f
Прокрутить одну страницу вперед.
Ctrl-b
Прокрутить одну страницу назад.

Если вы наберете перед любой из этих команд число, то команда будет выполнена указанное количество раз. Это число называется счетчиком повторений или просто счетчиком. Например, команда 5h переместит курсор на пять символов влево. Счетчики повторений можно использовать со многими командами vi.

Перемещение по строкам

Следующие команды предназначены для перехода к определенным строкам файла.

G
Перейти к определенной строке файла. Например, команда 3G перемещает курсор к строке 3. Команда G без каких-либо параметров перемещает курсор к последней строке файла.
H
Перейти к определенной строке относительно верхнего края экрана. Например, команда 3H перемещает курсор к третьей строке относительно верхнего края экрана.
L
Подобна команде H, но отсчет происходит относительно последней строки экрана. Таким образом, команда 2L перемещает курсор на вторую строку относительно нижней строки экрана.

Поработайте с этими командами и научитесь свободно использовать их. Если в процессе работы что-то пойдет не так, то всегда можно выйти из vi. Как это сделать, рассказывается далее.

Выход из vi

Всегда необходимо уметь выйти из редактора. Это позволит не испортить важный файл, если при его редактировании вы допустите какую-либо критическую ошибку. Из vi можно выйти следующими способами: с сохранением изменений, без сохранения изменений, с перезапуском редактирования файла с самого начала. Если приведенные ниже команды не работают, то проверьте, не находитесь ли вы в режиме вставки, о котором вы узнаете чуть позже. Если вы сомневаетесь, то нажмите клавишу Esc для выхода из режима вставки и возврата в режим команд, в котором эти команды должны работать.

:q!
Завершить редактирования файла с отменой всех изменений. Эта команда очень часто используется при возникновении трудностей.
:w!
Записать файл (независимо от того, был ли он изменен или нет). Предпринимается попытка перезаписать существующие файлы, файлы с доступом только для чтения или другие неперезаписываемые файлы. В качестве параметра можно указать имя, под которым будет сохранен исходный файл, который вы начинали редактировать. Зачастую безопаснее не использовать символ !, если вы не уверены на все 100% в том, что вы сделали.
ZZ
Записать файл, если он был изменен, а затем выйти из редактора. Эта команда обычно используется для нормального выхода из vi.
:e!
Редактировать текущую копию файла на диске. Выполняется повторная загрузка файла с отменой всех внесенных изменений. Эту команду можно также использовать в тех случаях, когда файл на диске по какой-то причине был изменен и вам требуется использовать его последнюю версию.
:!
Запустить команду интерпретатора. Наберите команду и нажмите клавишу Enter. По завершении работы команды вы увидите ее вывод и приглашение вернуться в редактор vi.

Примечания.

  1. Когда вы набираете двоеточие (:), курсор перемещается в нижнюю строку экрана, в которой можно набирать команду и ее параметры.
  2. Если в вышеперечисленных командах пропустить восклицательный знак, то можно получить сообщение о ошибке, например, о невозможности сохранения изменений или записи в конечный файл (если вы редактируете файл с доступом только на чтение).
  3. Существуют длинные формы команд : (:quit, :write, :edit), однако используются они редко.

Режимы vi

Редактор vi может работать в двух режимах.

Режим команд
В режиме команд вы перемещаетесь по файлу и редактируете файл, выполняя такие операции, как поиск, удаление, изменение текста и так далее. Обычно vi запускается в режиме команд.
Режим вставки
В режиме вставки вы набираете новый текст, начиная с позиции курсора. Для возврата в режим команд нажмите клавишу Esc.

Эти два режима определяют поведение редактора. Все, что вы набираете в режиме вставки, считается текстом, который необходимо вставлять в файл. Если вы пытаетесь набрать команду, и ничего не происходит (или символы появляются под курсором), то, вероятно, вы забыли нажать клавишу Esc для выхода из режима вставки.


Редактирование текста

Теперь, когда вы умеете открывать файлы в редакторе vi, перемещаться по ним и выходить из vi, пришло время узнать, как редактировать текст в файле.

Изменение текста

Для вставки, удаления или изменения текста используйте следующие команды. Заметьте, что некоторые из них могут быть записаны как в верхнем, так и в нижнем регистре (описание будет дано ниже).

i
Перейти в режим вставки перед символом в текущей позиции. Наберите текст и нажмите клавишу Esc для возврата в режим команд. Используйте команду I для вставки текста в начале текущей строки.
a
Перейти в режим вставки после символа в текущей позиции. Наберите текст и нажмите клавишу Esc для возврата в режим команд. Используйте команду A для вставки текста в конце текущей строки.
c
Изменить текущий символ и перейти в режим вставки для ввода символов замены.
o
Вставить новую строку после текущей строки. Используйте команду O для вставки новой строки над текущей строкой.
cw
Удалить оставшуюся часть текущего слова и перейти в режим вставки для его замены. Используйте счетчик повторений для замещения нескольких слов. Используйте команду c$ для замены оставшейся части строки.
dw
То же самое, что и cw (и c$), но без перехода в режим вставки.
dd
Удалить текущую строку. Используйте счетчик повторений для удаления нескольких строк.
x
Удалить символ в позиции курсора. Используйте счетчик повторений для удаления нескольких символов.
p
Поместить последний удаленный текст после текущего символа. Используйте команду P, чтобы поместить текст перед текущим символом.
xp
Полезная команда из комбинации x и p. Замещает символ в позиции курсора символом, находящимся справа от него.

Поиск текста

Вы можете искать текст в файле, используя регулярные выражения.

/
Используйте регулярное выражение после символа / для прямого поиска в файле.
?
Используйте регулярное выражение после символа ? для поиска в файле в обратном направлении.
n
Используйте n для повторения последнего поиска в любом из направлений.

Все вышеперечисленные команды можно предварять счетчиком повторений. Так, команда 3/x (так же, как и команда /x, после которой следует 2n) будет искать третье вхождение x, начиная с текущей позиции. Аналогично, команда 2/^e будет искать вторую строку, начинающуюся на e, относительно текущей позиции.

Обратите внимание на то, что при достижении конца файла поиск продолжится с начала файла.

Справочная информация

Еще одна полезная команда vi – это команда справки, которую можно вызвать, набрав :help. Справка открывается в самом редакторе vi; используйте команду :q, чтобы закрыть справку и продолжить работу. Если вам необходима информация по какой-то определенной тематике (например, перестановка строк), то попробуйте добавить соответствующее слово после команды :help, например, :help wrap.

Собираем все вместе

В начале статьи мы собирались добавить строку в наш файл count1.sh. Чтобы сохранить исходный файл и записать его измененную версию под именем count2.sh, мы можем использовать команды редактора после того, как откроем этот файл при помощи команды vi. Заметьте, что обозначение <Esc> соответствует нажатию клавиши Esc.

Листинг 3. Команды редактора для добавления строки в файл count1.sh
1GOsleep 20<Esc> :w! count2.sh :q

Эти команды выполняют следующие действия:

1G
Переход в первую строку файла.
O
Добавление новой строки над текущей строкой и переход в режим вставки.
sleep 20
Текст, который необходимо добавить.
<Esc>
Нажатие клавиши Esc для возврата в режим команд.
:w! count2.sh
Запись файла на диск.
:q
Выход из vi.

Все просто, когда знаешь, как.

Эта статья последняя из серии статей по теме 103 экзамена LPI 101 на администратора начального уровня (LPIC-1). Ссылки на остальные статьи этой серии вы можете найти в перечне материалов для подготовки к экзаменам LPIC-1.

Ресурсы

Научиться

  • Оригинал статьи: Learn Linux, 101: File editing with vi (EN).
  • Используйте перечень материалов для подготовки к экзаменам LPIC-1 (EN) для поиска статей developerWorks, которые помогут вам подготовиться к сдаче экзаменов программы сертификации LPIC-1, основанной на целях по состоянию на апрель 2009 года.
  • На Web-сайте программы сертификации LPIC (EN) вы найдете подробные цели, списки задач и примерные вопросы всех трех уровней сертификации на администратора Linux-систем профессионального института Linux. В частности, на этом сайте представлены цели экзаменов LPI 101 и LPI 102 по состоянию на апрель 2009 года. Всегда обращайтесь к Web-сайту программы сертификации LPIC, чтобы узнать последние цели.
  • Просмотрите всю серию статей для подготовки к экзаменам института LPI (EN) на сайте developerWorks, основанных на предыдущих целях, определенных до апреля 2009 года, чтобы изучить основы администрирования Linux и подготовиться к экзаменам для получения сертификата администратора Linux.
  • В нашем руководстве по vi "vi intro -- the cheat sheet method" (EN) (developerWorks, декабрь 2000 г.) Даниель Роббинс объясняет, как использовать vi для редактирования текста, работы в режиме вставки, копирования и вставки текста, а также рассказывает о том, как использовать важные расширения vim, такие как визуальный режим и многооконное редактирование.
  • Узнайте больше о написании сценариев для редактора vim, начав со статьи "Scripting the Vim editor, Part 1: Variables, values, and expressions" (EN) (developerWorks, май 2009 г.).
  • Прочитайте статью "Основные задачи для начинающих Linux-разработчиков" (EN) (developerWorks, март 2005 г.) – из нее вы узнаете, как открыть окно терминала или командной оболочки, а также о многом другом.
  • Web-сайт Linux Documentation Project (EN) содержит большое количество полезной документации, в особенности, HOWTO-руководств.
  • Посмотрите все советы по Linux (EN) и руководства Linux (EN) на сайте developerWorks.

Обсудить

Комментарии

developerWorks: Войти

Обязательные поля отмечены звездочкой (*).


Нужен IBM ID?
Забыли Ваш IBM ID?


Забыли Ваш пароль?
Изменить пароль

Нажимая Отправить, Вы принимаете Условия использования developerWorks.

 


Профиль создается, когда вы первый раз заходите в developerWorks. Информация в вашем профиле (имя, страна / регион, название компании) отображается для всех пользователей и будет сопровождать любой опубликованный вами контент пока вы специально не укажите скрыть название вашей компании. Вы можете обновить ваш IBM аккаунт в любое время.

Вся введенная информация защищена.

Выберите имя, которое будет отображаться на экране



При первом входе в developerWorks для Вас будет создан профиль и Вам нужно будет выбрать Отображаемое имя. Оно будет выводиться рядом с контентом, опубликованным Вами в developerWorks.

Отображаемое имя должно иметь длину от 3 символов до 31 символа. Ваше Имя в системе должно быть уникальным. В качестве имени по соображениям приватности нельзя использовать контактный e-mail.

Обязательные поля отмечены звездочкой (*).

(Отображаемое имя должно иметь длину от 3 символов до 31 символа.)

Нажимая Отправить, Вы принимаете Условия использования developerWorks.

 


Вся введенная информация защищена.


static.content.url=http://www.ibm.com/developerworks/js/artrating/
SITE_ID=40
Zone=Linux
ArticleID=765122
ArticleTitle=Изучаем Linux, 101: Редактирование файлов с помощью vi
publish-date=10132010

Learn Linux, 101: File editing with vi

The editor that's always there

Learn how to use the vi editor, found on almost every UNIX® and Linux® system. You can use the material in this article to study for the LPI 101 exam for Linux system administrator certification, or just to learn for fun.

Share:

Ian Shields, Senior Programmer, IBM

Ian ShieldsIan Shields works on a multitude of Linux projects for the developerWorks Linux zone. He is a Senior Programmer at IBM at the Research Triangle Park, NC. He joined IBM in Canberra, Australia, as a Systems Engineer in 1973, and has since worked on communications systems and pervasive computing in Montreal, Canada, and RTP, NC. He has several patents and has published several papers. His undergraduate degree is in pure mathematics and philosophy from the Australian National University. He has an M.S. and Ph.D. in computer science from North Carolina State University. Learn more about Ian in Ian's profile on developerWorks Community.



10 February 2010

Also available in Russian Japanese Spanish

Overview

In this article, learn the basic use of the vi editor, which is almost always available on any Linux or UNIX system. Learn to:

  • Navigate a document using vi
  • Use basic vi modes
  • Insert, edit, delete, copy, and find text

This article helps you prepare for Objective 103.8 in Topic 103 of the Linux Professional Institute's Junior Level Administration (LPIC-1) exam 101. The objective has a weight of 3.

Prerequisites

To get the most from the articles in this series, you should have a basic knowledge of Linux and a working Linux system on which you can practice the commands covered in this article. Sometimes different versions of a program will format output differently, so your results may not always look exactly like the listings and figures shown here.


Navigating documents with vi

Connect with Ian

Ian is one of our most popular and prolific authors. Browse all of Ian's articles on developerWorks. Check out Ian's profile and connect with him, other authors, and fellow readers in My developerWorks.

The vi editor is almost certainly on every Linux and UNIX system. In fact, if a system has just one editor, it's probably vi, so it's worth knowing your way around in vi. This article introduces you to some basic vi editing commands, but for a full vi tutorial, check out our tutorial on vi "vi intro -- the cheat sheet method", or consult the man pages or one of the many excellent books that are available.

Starting vi

Develop skills on this topic

This content is part of a progressive knowledge path for advancing your skills. See Basics of Linux system administration: Working at the console

Most Linux distributions now ship with the vim (for Vi IMproved) editor rather than classic vi. Vim is upward compatible with vi and has a graphical mode available (gvim) as well as the standard vi text mode interface. The vi command is usually an alias or symbolic link to the vim program. There are several versions of vim: tiny, small, normal, big, and huge. You can find out what version of vim you are running and what features are included by using the command:

vi --version

If you recall the section on changing priorities in a previous article "Learn Linux, 101: Process execution priorities," we wanted to change the priority of our running count1.sh shell script. Perhaps you tried this yourself and found that the command ran so fast that you didn't have enough time to accomplish the priority change with renice. So let's start by using the vi editor to add a line at the beginning of the file to sleep for 20 seconds so we have some time to change priorities.

About this series

This series of articles helps you learn Linux system administration tasks. You can also use the material in these articles to prepare for Linux Professional Institute Certification level 1 (LPIC-1) exams.

See our series roadmap for a description of and link to each article in this series. The roadmap is in progress and reflects the latest (April 2009) objectives for the LPIC-1 exams: as we complete articles, we add them to the roadmap. In the meantime, though, you can find earlier versions of similar material, supporting previous LPIC-1 objectives prior to April 2009, in our LPI certification exam prep tutorials.

If you don't still have the count1.sh program around, open a terminal window in your home directory and paste in the commands from Listing 1. This will create count1.sh in a directory called lpi103-8 and place you in that directory.

Listing 1. CPU-intensive script - count1.sh

Click to see code listing

Listing 1. CPU-intensive script - count1.sh

mkdir -p lpi103-8 && cd lpi103-8 && {echo 'x="$1"'>count1.shecho 'echo "$2" $(date)'>>count1.shecho 'while [ $x -gt 0 ]; do x=$(( x-1 ));done'>>count1.shecho 'echo "$2" $(date)'>>count1.sh
}

To edit an existing file, use the vi command with a filename as a parameter. See the man pages or Resources for details on the many options that are available. For now, just use the command without options:
vi count1.sh
This should open the count1.sh file. You should see a display similar to Listing 2. If you are using vim, some of the words or characters may be in color. Vim has a syntax highlighting mode (which was not part of the original vi editor), and it may be turned on by default on your system.

Listing 2. Editing count1.sh using vi
x="$1"
echo "$2" $(date)
while [ $x -gt 0 ]; do x=$(( x-1 ));done
echo "$2" $(date)
~
~
~
~
"count1.sh" 4L, 84C                                           1,1           All

The vi editor dates from the time when not all terminal keyboards had cursor movement keys, so everything you can do in vi can be done with the keys typically found on a standard typewriter plus a couple of keys such as Esc and Insert. However, you can configure vi to use additional keys if they are available; most of the keys on your keyboard do something useful in vi. Because of this legacy and the slow nature of early terminal connections, vi has a well-deserved reputation for using very brief and cryptic commands. Let's start by looking at the keystrokes for navigation around your file.

Moving around

These commands help you move around in a file:

h
Move left one character on the current line
j
Move down to the next line
k
Move up to the previous line
l
Move right one character on the current line
w
Move to the next word on the current line
e
Move to the next end of word on the current line
b
Move to the previous beginning of the word on the current line
Ctrl-f
Scroll forward one page
Ctrl-b
Scroll backward one page

If you type a number before any of these commands, then the command will be executed that many times. This number is called a repetition count or simply count. For example, 5h will move left five characters. You can use repetition counts with many vi commands.

Moving to lines

The following commands help you move to specific lines in your file:

G
Moves to a specific line in your file. For example, 3G moves to line 3. With no parameter, G moves to the last line of the file.
H
Moves relative to the top line on the screen. For example, 3H moves to the line currently 3rd from the top of your screen.
L
Is like H, except that movement is relative to the last line on screen. Thus, 2L moves to the second-to-last line on your screen.

Practice these commands until you are comfortable moving around the file. If you get stuck and things aren't working as expected, read on and learn how to get out of the file.

Getting out of vi

One of the most useful things to know about a new editor is how to get out of it before you do anything you shouldn't do, such as destroying an important configuration file. You can get out of vi by saving or abandoning your changes, or by restarting from the beginning. If these commands don't seem to work for you, you may be in insert mode, which you will learn about in a moment. If in doubt, pressing Esc will leave insert mode and return you to command mode where these commands should work.

:q!
Quit editing the file and abandon all changes. This is a very common idiom for getting out of trouble.
:w!
Write the file (whether modified or not). Attempt to overwrite existing files or read-only or other unwritable files. You may give a filename as a parameter, and that file will be written instead of the one your started with. It's generally safer to omit the ! unless you know what you're doing here.
ZZ
Write the file if it has been modified. Then exit. This is a very common idiom for normal vi exit.
:e!
Edit the current disk copy of the file. This will reload the file, abandoning changes you have made. You may also use this if the disk copy has changed for some other reason and you want the latest version.
:!
Run a shell command. Type the command and press Enter. When the command completes, you will see the output and a prompt to return to vi editing.

Notes:

  1. When you type the colon (:), your cursor will move to the bottom line of your screen where you can type in the command and any parameters.
  2. If you omit the exclamation point from the above commands, you may receive an error message such as one saying changes have not been saved, or the output file cannot be written (for example, you are editing a read-only file).
  3. The : commands have longer forms (:quit, :write, :edit), but the longer forms are seldom used.

vi modes

The vi editor has two modes of operation:

Command mode
In command mode, you move around the file and perform editing operations such as searching for text, deleting text, changing text, and so on. You usually start in command mode.
Insert mode
In insert mode, you type new text into the file at the insertion point. To return to command mode, press the Esc (Escape) key.

These two modes determine the way the editor behaves. Anything you type in insert mode is considered text to be inserted into the file. If you are trying to type a command and nothing happens, or the character appears under the cursor, then you probably forgot to press Esc to escape from insert mode.


Editing text

Now that you can open a file in vi, move around it and get out, it's time to learn how to edit the text in the file.

Modifying text

Use the following commands when you need to insert, delete, or modify text. Note that some of these commands have an uppercase form that is similar to the lowercase form; see the descriptions below.

i
Enter insert mode before the character at the current position. Type your text and press Esc to return to command mode. Use I to insert at the beginning of the current line.
a
Enter insert mode after the character at the current position. Type your text and press Esc to return to command mode. Use A to insert at the end of the current line.
c
Use c to change the current character and enter insert mode to type replacement characters.
o
Open a new line for text insertion below the current line. Use O to open a line above the current line.
cw
Delete the remainder of the current word and enter insert mode to replace it. Use a repetition count to replace multiple words. Use c$ to replace to end of line.
dw
Same as for cw (and c$) above, except that insert mode is not entered.
dd
Delete the current line. Use a repetition count to delete multiple lines.
x
Delete the character at the cursor position. Use a repetition count to delete multiple characters.
p
Put the last deleted text after the current character. Use P to put it before the current character.
xp
This combination of x and p is a useful idiom. This swaps the character at the cursor position with the one on its right.

Searching text

You can search for text in your file using regular expressions:

/
Use / followed by a regular expression to search forward in your file.
?
Use ? followed by a regular expression to search backward in your file.
n
Use n to repeat the last search in either direction.

You may precede any of the above search commands with a number indicating a repetition count. So 3/x will find the third occurrence of x from the current point, as will /x followed by 2n. Similarly, 2/^e will find the second line from the current position that starts with e.

Note that search will wrap around to the top once the bottom of file is reached.

Getting help

Another useful command in vi is the help command, which you invoke by typing :help. Help will open inside vi; use the :q command to leave help and go back to your work. If you want help on some particular topic, say wrapping of lines, try adding a word after the :help command, for example: :help wrap.

Putting it together

We began by wanting to add a line to our count1.sh file. To keep the original and save the modified version as count2.sh, we could use these vi commands once we open the file with vi. Note that <Esc> means to press the Esc key.

Listing 3. Editor commands to add a line to count1.sh
1GOsleep 20<Esc> :w! count2.sh :q

These commands do the following:

1G
Move to the first line of the file
O
Open a new line above it and enter insert mode
sleep 20
The new text that you want to add
<Esc>
Press the Esc key to return to command mode
:w! count2.sh
Write the file to disk
:q
Close vi

Simple when you know how.

This is the last article for Exam 101 - Topic 103: GNU and UNIX commands. See our series roadmap for a description of and link to other articles in this series.

Resources

Learn

Get products and technologies

  • With IBM trial software, available for download directly from developerWorks, build your next development project on Linux.

Discuss

Comments

developerWorks: Sign in

Required fields are indicated with an asterisk (*).


Need an IBM ID?
Forgot your IBM ID?


Forgot your password?
Change your password

By clicking Submit, you agree to the developerWorks terms of use.

 


The first time you sign into developerWorks, a profile is created for you. Information in your profile (your name, country/region, and company name) is displayed to the public and will accompany any content you post, unless you opt to hide your company name. You may update your IBM account at any time.

All information submitted is secure.

Choose your display name



The first time you sign in to developerWorks, a profile is created for you, so you need to choose a display name. Your display name accompanies the content you post on developerWorks.

Please choose a display name between 3-31 characters. Your display name must be unique in the developerWorks community and should not be your email address for privacy reasons.

Required fields are indicated with an asterisk (*).

(Must be between 3 – 31 characters.)

By clicking Submit, you agree to the developerWorks terms of use.

 


All information submitted is secure.

Dig deeper into Linux on developerWorks


static.content.url=http://www.ibm.com/developerworks/js/artrating/
SITE_ID=1
Zone=Linux
ArticleID=467615
ArticleTitle=Learn Linux, 101: File editing with vi
publish-date=02102010