Linux и симметричная многопроцессорная система

Раскройте силу Linux в системах SMP

В статье разобраны идеи, стоящие за многопроцессорной обработкой и созданием приложений для Linux, использующих SMP.

М. Тим Джонс, инженер-консультант, Emulex

M. Tim JonesM. Тим Джонс (M. Tim Jones) является архитектором встраиваимого программного обеспечения и автором работ: Программирование Приложений под GNU/Linux, Программирование AI-приложений и Использование BSD-сокетов в различных языках программирования. Он имеет опыт разработки процессоров для геостационарных космических летательных аппаратов, а также разработки архитектуры встраиваемых систем и сетевых протоколов. Сейчас Тим работает инженером-консультантом в корпорации Эмулекс (Emulex Corp.) в г.Лонгмонт, Колорадо.



03.07.2007

Быстродействие системы Linux вы можете увеличить разными способами, и один из наиболее популярных -- увеличить производительность процессора. Очевидное решение -- использовать процессор с большей тактовой частотой, но для любой технологии существует физическое ограничение, когда тактовый генератор просто не может работать быстрее. При достижении этого предела вы можете использовать гораздо лучший подход и применить несколько процессоров. К сожалению, быстродействие имеет нелинейную зависимость от совокупности параметров отдельных процессоров.

Прежде чем обсуждать применение многопроцессорной обработки в Linux, давайте взглянем на ее историю.

История многопроцессорной обработки

Многопроцессорная обработка зародилась в середине 1950-х в ряде компаний, некоторые из которых вы знаете, а некоторые, возможно, уже забыли (IBM, Digital Equipment Corporation, Control Data Corporation). В начале 1960-х Burroughs Corporation представила симметричный мультипроцессор типа MIMD с четырьмя CPU, имеющий до шестнадцати модулей памяти, соединенных координатным соединителем (первая архитектура SMP). Широко известный и удачный CDC 6600 был представлен в 1964 и обеспечивал CPU десятью подпроцессорами (периферийными процессорами). В конце 1960-х Honeywell выпустил другую симметричную мультипроцессорную систему из восьми CPU Multics.

В то время как многопроцессорные системы развивались, технологии также шли вперед, уменьшая размеры процессоров и увеличивая их способности работать на значительно большей тактовой частоте. В 1980-х такие компании, как Cray Research, представили многопроцессорные системы и UNIX®-подобные операционные системы, которые могли их использовать (CX-OS).

В конце 1980-х с популярностью однопроцессорных персональных компьютеров, таких как IBM PC, наблюдался упадок в многопроцессорных системах. Но сейчас, двадцать лет спустя, многопроцессорная обработка вернулась к тем же самым персональным компьютерам в виде симметричной многопроцессорной обработки.

Закон Амдаля

Джин Амдаль (Gene Amdahl), компьютерный архитектор и сотрудник IBM, разрабатывал в IBM компьютерные архитектуры, создал одноименную фирму, Amdahl Corporation и др. Но известность ему принес его закон, в котором рассчитывается максимально возможное улучшение системы при улучшении ее части. Закон используется, главным образом, для вычисления максимального теоретического улучшения работы системы при использовании нескольких процессоров (смотри Рисунок 1).

Рисунок 1. Закон Амдаля для распараллеливания процессов
Закон Амдаля для распараллеливания процессов

Используя уравнение, показанное на Рисунке 1, вы можете вычислить максимальное улучшение производительности системы, использующей N процессоров и фактор F, который указывает, какая часть системы не может быть распараллелена (часть системы, которая последовательна по своей природе). Результат приведен на Рисунке 2.

Рисунок 2. Закон Амдаля для системы, имеющей до десяти CPU
Закон Амдаля для системы, имеющей до десяти CPU

Верхняя линия на Рисунке 2 показывает число процессоров. В идеале это то, что вы хотели бы увидеть после добавления дополнительных процессоров для решения задачи. К сожалению, из-за того что не все в задаче может быть распараллелено и есть непроизводительные издержки в управлении процессорами, ускорение оказывается немного меньше. Внизу (лиловая линия) -- случай задачи, которая на 90% последовательна. Лучшему случаю на этом графике соответствует коричневая линия, которая изображает задачу, которая на 10% последовательна и, соответственно, на 90% -- параллелизуема. Даже в этом случае десять процессоров работают совсем не намного лучше, чем пять.


Многопроцессорная обработка и ПК

Архитектура SMP -- одна из тех, где два или более идентичных процессоров соединены друг с другом посредством разделяемой памяти. У всех них одинаковый доступ к разделяемой памяти (одинаковое время ожидания доступа к пространству памяти). Противоположностью ей является архитектура неоднородного доступа к памяти (NUMA -- Non-Uniform Memory Access). Например, у каждого процессора есть своя собственная память и доступ к разделяемой памяти с разным временем ожидания.

Слабосвязанная многопроцессорная обработка

Ранние SMP системы Linux были слабосвязанными многопроцессорными системами, то есть построенными из нескольких отдельных систем, связанных высокоскоростным соединением (таким как 10G Ethernet, Fibre Channel или Infiniband). Другое название такого типа архитектуры -- кластер (смотрите Рисунок 3), для которого популярным решением остается проект Linux Beowulf. Кластеры Linux Beowulf могут быть построены из доступного оборудования и обычного сетевого соединения, такого как Ethernet.

Рисунок 3. Слабосвязанная многопроцессорная архитектура
Слабосвязанная многопроцессорная архитектура

Построение систем со слабосвязанной многопроцессорной архитектурой просто (спасибо проектам вроде Beowulf), но имеет свои ограничения. Создание большой многопроцессорной сети может потребовать значительных мощностей и места. Более серьезное препятствие -- материал канала связи. Даже с высокоскоростной сетью, такой как 10G Ethernet, есть предел масштабируемости системы.

Сильносвязанная многопроцессорная обработка

Сильносвязанная многопроцессорная обработка относится к обработке на уровне кристалла (CMP -- chip-level multiprocessing). Представьте слабосвязанную архитектуру, уменьшенную до уровня кристалла. Это и есть идея сильносвязанной многопроцессорной обработки (также называемой многоядерным вычислением). На одной интегральной микросхеме несколько кристаллов, общая память и соединение образуют хорошо интегрированное ядро для многопроцессорной обработки (смотрите Рисунок 4).

Рисунок 4. Сильносвязанная архитектура многопроцессорной обработки
Сильносвязанная архитектура многопроцессорной обработки

В CMP несколько CPU связаны общей шиной с разделяемой памятью (кэш второго уровня). Каждый процессор также имеет свою собственную быстродействующую память (кэш первого уровня). Сильносвязанная природа CMP позволяет очень короткие физические расстояния между процессорами и памятью и, вследствие этого, минимальное время ожидания доступа к памяти и более высокую производительность. Такой тип архитектуры хорошо работает в многопоточных приложениях, где потоки могут быть распределены между процессорами и выполняться параллельно. Это называется параллелизм на уровне потоков (TPL -- thread-level parallelism).

Принимая во внимание популярность этой многопроцессорной архитектуры, многие производители выпускают устройства CMP. В Таблице 1 приведены некоторые популярные варианты с поддержкой Linux.

Таблица 1. Выборка устройств CMP
ПроизводительУстройствоОписание
IBMPOWER4SMP, два CPU
IBMPOWER5SMP, два CPU, четыре параллельных потока
AMDAMD X2SMP, два CPU
Intel®XeonSMP, два или четыре CPU
IntelCore2 DuoSMP, два CPU
ARMMPCoreSMP, до четырех CPUs
IBMXenonSMP, три Power PC CPU
IBMCell ProcessorАсимметричная многопроцессорная обработка (ASMP --Asymmetric multiprocessing), девять CPU

Конфигурация ядра

Для того чтобы использовать SMP с Linux на совместимом с SMP оборудовании, необходимо правильно настроить ядро. Опция CONFIG_SMP должна быть включена во время настройки ядра, чтобы ядро знало об SMP. Если такое ядро будет работать на многопроцессорном хосте, вы сможете определить количество процессоров и их тип с помощью файловой системы proc.

Сначала вы получаете число процессоров из файла cpuinfo в /proc, используя grep. Как видно из Листинга 1, вы используете опцию -- счетчик (-c) строк, начинающихся со слова processor. Приведено также содержимое файла cpuinfo. В качестве примера взята материнская плата Xeon на двух кристаллах.

Листинг 1. Использование файловой системы proc для получения информации о CPU
mtj@camus:~$ grep -c ^processor /proc/cpuinfo
8
mtj@camus:~$ cat /proc/cpuinfo
processor       : 0
vendor_id       : GenuineIntel
cpu family      : 15
model           : 6
model name      : Intel(R) Xeon(TM) CPU 3.73GHz
stepping        : 4
cpu MHz         : 3724.219
cache size      : 2048 KB
physical id     : 0
siblings        : 4
core id         : 0
cpu cores       : 2
fdiv_bug        : no
hlt_bug         : no
f00f_bug        : no
coma_bug        : no
fpu             : yes
fpu_exception   : yes
cpuid level     : 6
wp              : yes
flags           : fpu vme de pse tsc msr pae mce cx8 apic sep mtrr 
pge mca cmov pat pse36 clflush dts acpi mmx fxsr sse sse2 ss ht tm 
pbe nx lm pni monitor ds_cpl est cid xtpr

bogomips        : 7389.18

...

processor       : 7
vendor_id       : GenuineIntel
cpu family      : 15
model           : 6
model name      : Intel(R) Xeon(TM) CPU 3.73GHz
stepping        : 4
cpu MHz         : 3724.219
cache size      : 2048 KB
physical id     : 1
siblings        : 4
core id         : 3
cpu cores       : 2
fdiv_bug        : no
hlt_bug         : no
f00f_bug        : no
coma_bug        : no
fpu             : yes
fpu_exception   : yes
cpuid level     : 6
wp              : yes
flags           : fpu vme de pse tsc msr pae mce cx8 apic sep mtrr 
pge mca cmov pat pse36 clflush dts acpi mmx fxsr sse sse2 ss ht tm 
pbe nx lm pni monitor ds_cpl est cid xtpr

bogomips        : 7438.33 

mtj@camus:~$

SMP и ядро Linux

Когда только появился Linux 2.0, поддержка SMP состояла из основной системы блокировки, которая упорядочивала доступ в системе. Позднее небольшой прогресс в поддержке SMP был, но только с ядром 2.6 наконец проявилась вся сила SMP.

Ядро 2.6 представило новый 0(1) планировщик, который включал лучшую поддержку для систем SMP. Ключевой была возможность балансировать нагрузку на все доступные CPU, по мере сил избегая переключения процессов между процессорами для более эффективного использования кэша. Что касается производительности кэша, вспомните из Рисунка 4, что когда задача взаимодействует с одним CPU, перемещение ее на другой требует вовлечения кэша. Это увеличивает время ожидания доступа к памяти задачи, пока ее данные находятся в кэше нового CPU.

Ядро 2.6 сохраняет пару runqueue для каждого процессора (истекший и активный runqueue). Каждый runqueue поддерживает 140 приоритетов, из которых 100 используется для задач в реальном времени, а остальные 40 для пользовательских задач. Задачам даются отрезки времени для выполнения, а когда они используют свое время, они перемещаются из активного runqueue в истекший. Таким образом осуществляется равноправный доступ к CPU для всех задач (блокировка только отдельных CPU).

С очередью задач на каждом CPU работа может быть сбалансирована, давая взвешенную нагрузку всех CPU в системе. Каждые 200 миллисекунд планировщик выполняет балансировку загрузки, чтобы перераспределить задания и сохранить баланс в комплексе процессоров. Больше информации о планировщике Linux 2.6 ищите в разделе Ресурсы.


Потоки пользовательского пространства: развивая силу SMP

В ядре Linux была проделана большая работа для развития SMP, но операционной системы, самой по себе, недостаточно. Вспомните, что сила SMP заключается в TLP. Отдельные монолитные (одно-поточные) программы не могут использовать SMP, но SMP может использоваться в программах, которые состоят из многих потоков, которые могут быть распределены между ядрами. Пока один поток ожидает выполнения операции I/O, другой может делать полезную работу. Таким образом, потоки работают, перекрывая время ожидания друг друга.

Потоки стандарта Portable Operating System Interface (POSIX) (интерфейс переносимой операционной системы) являются прекрасным способом построить поточные приложения, которые могут использовать SMP. Потоки стандарта POSIX обеспечивают механизм работы с потоками, а также общую память. Когда программа активизируется, создается некоторое количество потоков, каждый из которых поддерживает свой собственный стек (локальные переменные и состояние), но разделяет пространство данных родителя. Все созданные потоки разделяют это же самое пространство данных, но именно здесь кроется проблема.

Чтобы поддерживать многопоточный доступ к разделяемой памяти, требуются механизмы координирования. POSIX предоставляет функцию взаимного исключения для создания критических секций, которые устанавливают исключительный доступ к объекту (участку памяти) только для одного потока. Если этого не сделать, может повредиться память из-за несинхронизованных манипуляций, производимых несколькими потоками. Листинг 2 иллюстрирует создание критической секции с помощью взаимного исключения POSIX.

Листинг 2. Использование pthread_mutex_lock и unlock для создания критических секций
pthread_mutex_t crit_section_mutex = PTHREAD_MUTEX_INITIALIZER;

...

pthread_mutex_lock( &crit_section_mutex );

/* Внутри критической секции. Доступ к памяти здесь безопасен
 * для памяти, защищенной crit_section_mutex.
 */

pthread_mutex_unlock( &crit_section_mutex );

Если несколько потоков пытаются заблокировать семафор после начального вызова наверху, они блокируются, и их запросы ставятся в очередь, пока не выполнится вызов pthread_mutex_unlock.


Защита переменной ядра для SMP

Когда несколько ядер в процессоре работает параллельно для ядра ОС, желательно избегать совместного использования данных, которые специфичны для данного ядра процессора. По этой причине ядро 2.6 представило концепцию переменных для каждого ядра, которые связаны с отдельными CPU. Это позволяет объявлять переменные для CPU, которые наиболее часто используются именно этим CPU, что минимизирует требования блокировок и улучшает выполнение.

Определение переменных отдельного ядра производится при помощи макроса DEFINE_PER_CPU, которому вы передаете тип и имя переменной. Поскольку макрос поступает как l-value, здесь же вы можете инициализировать ее. В следующем примере (из ./arch/i386/kernel/smpboot.c) определяется переменная, представляющая состояние для каждого CPU в системе.

/* State of each CPU. */
DEFINE_PER_CPU(int, cpu_state) = { 0 };

Макрос создает массив переменных, одну на каждый экземпляр CPU. Для получения переменной отдельного CPU используется макрос per_cpu вместе с функцией smp_processor_id, возвращающей текущий идентификатор CPU, для которого в данный момент выполняется программа.

per_cpu( cpu_state, smp_processor_id() ) = CPU_ONLINE;

Ядро предоставляет другие функции для блокировки каждого CPU и динамического выделения переменных. Эти функции можно найти в ./include/linux/percpu.h.


Заключение

Когда частота процессора достигает своего предела, для увеличения производительности обычно просто добавляют еще процессоры. Раньше это означало добавить больше процессоров к материнской плате или объединить в кластер несколько независимых компьютеров. Сегодня многопроцессорная обработка на уровне кристалла предоставляет больше процессоров на одном кристалле, давая еще большее быстродействие путем уменьшения времени ожидания памяти.

Системы SMP вы найдете не только на серверах, но и на десктопах, особенно с внедрением виртуализации. Как многие передовые технологии, Linux предоставляет поддержку для SMP. Ядро выполняет свою часть по оптимизации загрузки доступных CPU (от потоков до виртуализованных операционных систем). Все, что остается, это убедиться, что приложение может быть в достаточной мере разделено на потоки, чтобы использовать силу SMP.

Ресурсы

Научиться

Получить продукты и технологии

  • Закажите SEK для Linux, набор из двух DVD с последним пробным ПО IBM DB2®, Lotus®, Rational®, Tivoli® и WebSphere® для Linux.
  • Свою следующую разработку в Linux создавайте с пробным ПО IBM, доступным для скачивания прямо с developerWorks.

Обсудить

Комментарии

developerWorks: Войти

Обязательные поля отмечены звездочкой (*).


Нужен IBM ID?
Забыли Ваш IBM ID?


Забыли Ваш пароль?
Изменить пароль

Нажимая Отправить, Вы принимаете Условия использования developerWorks.

 


Профиль создается, когда вы первый раз заходите в developerWorks. Информация в вашем профиле (имя, страна / регион, название компании) отображается для всех пользователей и будет сопровождать любой опубликованный вами контент пока вы специально не укажите скрыть название вашей компании. Вы можете обновить ваш IBM аккаунт в любое время.

Вся введенная информация защищена.

Выберите имя, которое будет отображаться на экране



При первом входе в developerWorks для Вас будет создан профиль и Вам нужно будет выбрать Отображаемое имя. Оно будет выводиться рядом с контентом, опубликованным Вами в developerWorks.

Отображаемое имя должно иметь длину от 3 символов до 31 символа. Ваше Имя в системе должно быть уникальным. В качестве имени по соображениям приватности нельзя использовать контактный e-mail.

Обязательные поля отмечены звездочкой (*).

(Отображаемое имя должно иметь длину от 3 символов до 31 символа.)

Нажимая Отправить, Вы принимаете Условия использования developerWorks.

 


Вся введенная информация защищена.


static.content.url=http://www.ibm.com/developerworks/js/artrating/
SITE_ID=40
Zone=Linux
ArticleID=237706
ArticleTitle=Linux и симметричная многопроцессорная система
publish-date=07032007

Linux and symmetric multiprocessing

Unlock the power of Linux on SMP systems

As evidenced by major central processing unit (CPU) vendors, multi-core processors are poised to dominate the desktop and embedded space. With multiprocessing comes greater performance but also new problems. This article explores the ideas behind multiprocessing and developing applications for Linux® that exploit SMP.

Share:

M. Tim Jones (mtj@mtjones.com), Consultant Engineer, Emulex

M. Tim JonesM. Tim Jones is an embedded software architect and the author of GNU/Linux Application Programming, AI Application Programming, and BSD Sockets Programming from a Multilanguage Perspective. His engineering background ranges from the development of kernels for geosynchronous spacecraft to embedded systems architecture and networking protocols development. Tim is a Consultant Engineer for Emulex Corp. in Longmont, Colorado.



14 March 2007

Also available in Chinese Russian Japanese

You can increase the performance of a Linux system in various ways, and one of the most popular methods is increasing the performance of the processor. An obvious solution is to use a processor with a faster clock rate, but for any given technology there exists a physical limit where the clock simply can't go any faster. When you reach that limit, you can use the more-is-better approach and apply multiple processors. Unfortunately, performance doesn't scale linearly with the aggregate performance of the individual processors.

Before discussing the application of multiprocessing in Linux, let's take a quick look back at the history of multiprocessing.

History of multiprocessing

Flynn's classification of multi-CPU architectures

Single Instruction, Single Data (SISD) is the typical uniprocessor architecture. The Multiple Instruction, Multiple Data (MIMD) multiprocessing architecture has separate processors operating on independent data (control parallelism). Finally, Single Instruction, Multiple Data (SIMD) has a number of processors operating on different data (data parallelism).

See the Resources section below for detail on Flynn's original paper.

Multiprocessing originated in the mid-1950s at a number of companies, some you know and some you might not remember (IBM, Digital Equipment Corporation, Control Data Corporation). In the early 1960s, Burroughs Corporation introduced a symmetrical MIMD multiprocessor with four CPUs and up to sixteen memory modules connected via a crossbar switch (the first SMP architecture). The popular and successful CDC 6600 was introduced in 1964 and provided a CPU with ten subprocessors (peripheral processing units). In the late 1960s, Honeywell delivered the first Multics system, another symmetrical multiprocessing system of eight CPUs.

While multiprocessing systems were being developed, technologies also advanced the ability to shrink the processors and operate at much higher clock rates. In the 1980s, companies like Cray Research introduced multiprocessor systems and UNIX®-like operating systems that could take advantage of them (CX-OS).

The late 1980s, with the popularity of uniprocessor personal computer systems such as the IBM PC, saw a decline in multiprocessing systems. But now, twenty years later, multiprocessing has returned to these same personal computer systems through symmetric multiprocessing.

Amdahl's law

Gene Amdahl, a computer architect and IBM fellow, developed computer architectures at IBM, his namesake venture, Amdahl Corporation, and others. But he is most famous for his law that predicts the maximum expected system improvement when a portion of the system is improved. This is used predominantly to calculate the maximum theoretical performance improvement when using multiple processors (see Figure 1).

Figure 1. Amdahl's law for processor parallelization
Amdahl's law for processor parallelization

Using the equation shown in Figure 1, you can calculate the maximum performance improvement of a system using N processors and a factor F that specifies the portion of the system that cannot be parallelized (the portion of the system that is sequential in nature). The result is shown in Figure 2.

Figure 2. Amdahl's law for up to ten CPUs
Amdahl's law for up to ten CPUs

In Figure 2, the top line shows the number of processors. Ideally, this is what you'd like to see when you add additional processors to solve a problem. Unfortunately, because not all of the problem can be parallelized and there's overhead in managing the processors, the speedup is quite a bit less. At the bottom (purple line) is the case of a problem that is 90% sequential. In the best case for this graph, the brown line shows a problem that's 10% sequential and, therefore, 90% parallelizable. Even in this case, ten processors perform only slightly better than five.


Multiprocessing and the PC

An SMP architecture is simply one where two or more identical processors connect to one another through a shared memory. Each processor has equal access to the shared memory (the same access latency to the memory space). Contrast this with the Non-Uniform Memory Access (NUMA) architecture. For example, each processor has its own memory but also access to shared memory with a different access latency.

Loosely-coupled multiprocessing

The earliest Linux SMP systems were loosely-coupled multiprocessor systems. These are constructed from multiple standalone systems connected by a high-speed interconnect (such as 10G Ethernet, Fibre Channel, or Infiniband). This type of architecture is also called a cluster (see Figure 3), for which the Linux Beowulf project remains a popular solution. Linux Beowulf clusters can be built from commodity hardware and a typical networking interconnect such as Ethernet.

Figure 3. Loosely-coupled multiprocessing architecture
Loosely-coupled multiprocessing architecture

Building loosely-coupled multiprocessor architectures is easy (thanks to projects like Beowulf), but they have their limitations. Building a large multiprocessor network can take considerable space and power. As they're commonly built from commodity hardware, they include hardware that isn't relevant but consumes power and space. The bigger drawback is the communications fabric. Even with high-speed networks such as 10G Ethernet, there are limits to the scalability of the system.

Tightly-coupled multiprocessing

Tightly-coupled multiprocessing refers to chip-level multiprocessing (CMP). Think about the loosely-coupled architecture being scaled down to the chip level. That's the idea behind tightly-coupled multiprocessing (also called multi-core computing). On a single integrated circuit, multiple chips, shared memory, and an interconnect form a tightly integrated core for multiprocessing (see Figure 4).

Processor interconnects

Another interconnect option (bus for a system fabric) is AMD's HyperTransport. Intel® is also planning a new interconnect called the Common System Interface, which is expected in 2008.

Figure 4. Tightly-coupled multiprocessing architecture
Tightly-coupled multiprocessing architecture

In a CMP, multiple CPUs are connected via a shared bus to a shared memory (level 2 cache). Each processor also has its own fast memory (a level 1 cache). The tightly-coupled nature of the CMP allows very short physical distances between processors and memory and, therefore, minimal memory access latency and higher performance. This type of architecture works well in multi-threaded applications where threads can be distributed across the processors to operate in parallel. This is known as thread-level parallelism (TLP).

Given the popularity of this multiprocessor architecture, many vendors produce CMP devices. Table 1 lists some of the popular variants with Linux support.

Table 1. Sampling of CMP devices
VendorDeviceDescription
IBMPOWER4SMP, dual CPU
IBMPOWER5SMP, dual CPU, four simultaneous threads
AMDAMD X2SMP, dual CPU
Intel®XeonSMP, dual or quad CPU
IntelCore2 DuoSMP, dual CPU
ARMMPCoreSMP, up to four CPUs
IBMXenonSMP, three Power PC CPUs
IBMCell ProcessorAsymmetric multiprocessing (ASMP), nine CPUs

Kernel configuration

To make use of SMP with Linux on SMP-capable hardware, the kernel must be properly configured. The CONFIG_SMP option must be enabled during kernel configuration to make the kernel SMP aware. With an SMP-aware kernel running on a multi-CPU host, you can identify the number of processors and their type using the proc filesystem.

First, you retrieve the number of processors from the cpuinfo file in /proc using grep. As shown in Listing 1, you use the count option (-c) for lines that begin with the word processor. The content of the cpuinfo file is then presented. The example shown is from a two-chip Xeon motherboard.

Listing 1. Using the proc filesystem to retrieve CPU information
mtj@camus:~$ grep -c ^processor /proc/cpuinfo
8
mtj@camus:~$ cat /proc/cpuinfo
processor       : 0
vendor_id       : GenuineIntel
cpu family      : 15
model           : 6
model name      : Intel(R) Xeon(TM) CPU 3.73GHz
stepping        : 4
cpu MHz         : 3724.219
cache size      : 2048 KB
physical id     : 0
siblings        : 4
core id         : 0
cpu cores       : 2
fdiv_bug        : no
hlt_bug         : no
f00f_bug        : no
coma_bug        : no
fpu             : yes
fpu_exception   : yes
cpuid level     : 6
wp              : yes
flags           : fpu vme de pse tsc msr pae mce cx8 apic sep mtrr 
pge mca cmov pat pse36 clflush dts acpi mmx fxsr sse sse2 ss ht tm 
pbe nx lm pni monitor ds_cpl est cid xtpr

bogomips        : 7389.18

...

processor       : 7
vendor_id       : GenuineIntel
cpu family      : 15
model           : 6
model name      : Intel(R) Xeon(TM) CPU 3.73GHz
stepping        : 4
cpu MHz         : 3724.219
cache size      : 2048 KB
physical id     : 1
siblings        : 4
core id         : 3
cpu cores       : 2
fdiv_bug        : no
hlt_bug         : no
f00f_bug        : no
coma_bug        : no
fpu             : yes
fpu_exception   : yes
cpuid level     : 6
wp              : yes
flags           : fpu vme de pse tsc msr pae mce cx8 apic sep mtrr 
pge mca cmov pat pse36 clflush dts acpi mmx fxsr sse sse2 ss ht tm 
pbe nx lm pni monitor ds_cpl est cid xtpr

bogomips        : 7438.33 

mtj@camus:~$

SMP and the Linux kernel

In the early days of Linux 2.0, SMP support consisted of a "big lock" that serialized access across the system. Advances for support of SMP slowly migrated in, but it wasn't until the 2.6 kernel that the power of SMP was finally revealed.

The 2.6 kernel introduced the new O(1) scheduler that included better support for SMP systems. The key was the ability to load balance work across the available CPUs while maintaining some affinity for cache efficiency. For cache efficiency, recall from Figure 4 that when a task is associated with a single CPU, moving it to another CPU requires the cache to be flushed for the task. This increases the latency of the task's memory access until its data is in the cache of the new CPU.

SMP in the kernel

To understand how SMP is initialized for a given architecture, check out the smp.c or smpboot.c files within the kernel at ./linux/arch/<arch>/kernel/ (for most architectures and platforms).

The 2.6 kernel maintains a pair of runqueues for each processor (the expired and active runqueues). Each runqueue supports 140 priorities, with the top 100 used for real-time tasks, and the bottom 40 for user tasks. Tasks are given time slices for execution, and when they use their allocation of time slice, they're moved from the active runqueue to the expired runqueue. This provides fair access for all tasks to the CPU (and locking only on a per CPU basis).

With a task queue per CPU, work can be balanced given the measured load of all CPUs in the system. Every 200 milliseconds, the scheduler performs load balancing to redistribute the task loading to maintain a balance across the processor complex. For more information on the Linux 2.6 scheduler, see the Resources section.


User space threads: Exploiting the power of SMP

A lot of great work has gone into the Linux kernel to exploit SMP, but the operating system by itself is not enough. Recall that the power of SMP lies in TLP. Single monolithic (non-threaded) programs can't exploit SMP, but SMP can be exploited in programs that are composed of many threads that can be distributed across the cores. While one thread is delayed awaiting completion of an I/O, another thread is able to do useful work. In this way, the threads work with one another to hide each other's latency.

Portable Operating System Interface (POSIX) threads are a great way to build threaded applications that are able to take advantage of SMP. POSIX threads provide the threading mechanism as well as shared memory. When a program is invoked that creates some number of threads, each thread is provided its own stack (local variables and state) but shares the data space of the parent. All threads created share this same data space, but this is where the problem lies.

To support multi-threaded access to shared memory, coordination mechanisms are necessary. POSIX provides the mutex function to create critical sections that enforce exclusive access to an object (a piece of memory) by a single thread. Not doing so can lead to corrupted memory due to unsynchronized manipulation by multiple threads. Listing 2 illustrates creating a critical section with a POSIX mutex.

Listing 2. Using pthread_mutex_lock and unlock to create critical sections
pthread_mutex_t crit_section_mutex = PTHREAD_MUTEX_INITIALIZER;

...

pthread_mutex_lock( &crit_section_mutex );

/* Inside the critical section. Memory access is safe here
 * for the memory protected by the crit_section_mutex.
 */

pthread_mutex_unlock( &crit_section_mutex );

If multiple threads attempt to lock a semaphore after the initial call above, they block and their requests are queued until the pthread_mutex_unlock call is performed.


Kernel variable protection for SMP

When multiple cores in a processor work concurrently for the kernel, it's desirable to avoid sharing data that's specific to a given core. For this reason, the 2.6 kernel introduced the concept of per-CPU variables that are associated with a single CPU. This permits the declaration of variables for a CPU that are most commonly accessed by that CPU, which minimizes the locking requirements and improves performance.

Defining a per-CPU variable is done with the DEFINE_PER_CPU macro, to which you provide a type and variable name. Since the macro behaves like an l-value, you can also initialize it there. The following example (from ./arch/i386/kernel/smpboot.c) defines a variable to represent the state for each CPU in the system.

/* State of each CPU. */
DEFINE_PER_CPU(int, cpu_state) = { 0 };

The macro creates an array of variables, one per CPU instance. To access the per-CPU variable, the per_cpu macro is used along with smp_processor_id, which is a function that returns the current CPU identifier for which the code is currently executing.

per_cpu( cpu_state, smp_processor_id() ) = CPU_ONLINE;

The kernel provides other functions for per-CPU locking and dynamic allocation of variables. You can find these functions in ./include/linux/percpu.h.


Summary

As processor frequencies reach their limits, a popular way to increase performance is simply to add more processors. In the early days, this meant adding more processors to the motherboard or clustering multiple independent computers together. Today, chip-level multiprocessing provides more CPUs on a single chip, permitting even greater performance due to reduced memory latency.

You'll find SMP systems not only in servers, but also desktops, particularly with the introduction of virtualization. Like most cutting-edge technologies, Linux provides support for SMP. The kernel does its part to optimize the load across the available CPUs (from threads to virtualized operating systems). All that's left is to ensure that the application can be sufficiently multi-threaded to exploit the power in SMP.

Resources

Learn

  • "Inside the Linux scheduler" (developerWorks, June 2006) details the new Linux scheduler introduced in the 2.6 kernel.
  • "Basic use of Pthreads" (developerWorks, January 2004) introduces Pthread programming with Linux.
  • "Access the Linux kernel using the /proc filesystem" (developerWorks, March 2006) introduces the /proc filesystem, including how to build your own kernel module to provide a /proc filesystem file.
  • In "The History of Parallel Processing" (1998), Mark Pacifico and Mike Merrill provide a short but interesting history of five decades of multiprocessing.
  • The IBM POWER4 and POWER5 architectures provide symmetric multiprocessing. The POWER5 also provides symmetric multithreading (SMT) for even greater performance.
  • The Cell processor is an interesting architecture for asymmetric multiprocessing. The Sony Playstation 3, which utilizes the Cell, clearly shows how powerful this processor can be.
  • The Power Architecture technology zone offers more technical resources devoted to IBM's semiconductor technology.
  • IBM provides clustering technologies in High-Availability Cluster Multiprocessing (HACMP). In addition to multiprocessing through clustering, HACMP also provides higher reliability through complete online system monitoring.
  • Flynn's original taxonomy defined what was possible for multiprocessing architectures. His paper was entitled "Some Computer Organizations and Their Effectiveness." This paper was published in the IEEE Transactions on Computing, Vol. C-21, 1972. Wikipedia provides a great summary of the four classifications.
  • The ARM11 MPCore is a synthesizable processor that implements up to four ARM11 CPUs for an aggregate 2600 Dhrystone million instructions per second (MIPS) performance.
  • The Beowulf cluster is a great way to consolidate commodity Linux servers to build a high-performance system.
  • Standards such as HyperTransport, RapidIO, and the upcoming Common System Interconnect provide efficient chip-to-chip interconnects for next-generation systems.
  • In the developerWorks Linux zone, find more resources for Linux developers.
  • Stay current with developerWorks technical events and Webcasts.

Get products and technologies

  • With IBM trial software, available for download directly from developerWorks, build your next development project on Linux.

Discuss

Comments

developerWorks: Sign in

Required fields are indicated with an asterisk (*).


Need an IBM ID?
Forgot your IBM ID?


Forgot your password?
Change your password

By clicking Submit, you agree to the developerWorks terms of use.

 


The first time you sign into developerWorks, a profile is created for you. Information in your profile (your name, country/region, and company name) is displayed to the public and will accompany any content you post, unless you opt to hide your company name. You may update your IBM account at any time.

All information submitted is secure.

Choose your display name



The first time you sign in to developerWorks, a profile is created for you, so you need to choose a display name. Your display name accompanies the content you post on developerWorks.

Please choose a display name between 3-31 characters. Your display name must be unique in the developerWorks community and should not be your email address for privacy reasons.

Required fields are indicated with an asterisk (*).

(Must be between 3 – 31 characters.)

By clicking Submit, you agree to the developerWorks terms of use.

 


All information submitted is secure.

Dig deeper into Linux on developerWorks


static.content.url=http://www.ibm.com/developerworks/js/artrating/
SITE_ID=1
Zone=Linux
ArticleID=202078
ArticleTitle=Linux and symmetric multiprocessing
publish-date=03142007