Унифицированное монтирование при помощи универсальной утилиты монтирования NFS

Автоматическая консолидация различных версий NFS при помощи универсального монтирования

Чтобы эффективно организовать унифицированное монтирование при параллельном использовании нескольких версий NFS, вам понадобится универсальная утилита монтирования NFS. Узнайте, как универсальная утилита монтирования NFS может сократить и упростить затраты на обслуживание различных версий NFS. В статье описываются основы работы, преимущества, необходимые программы и некоторые общие принципы универсального монтирования NFS.

Абхиднья П. Чирмуле, разработчик системного ПО, IBM

Абхиднья Чирмуле является разработчиком системного программного обеспечения в составе Network File System Team в IBM Software Labs в Пуне, Индия, занимаясь технологиями Open Network Computing, такими как RPC и NFS на платформе AIX. Абхиднья имеет степень бакалавра в области компьютерных наук, полученную в Инженерном колледже Пуны.



Чинмай Соман, разработчик ПО, IBM

Чинмай Соман является разработчиком программного обеспечения в IBM Systems and Technology Labs в Пуне, Индия. В настоящее время он занимается научными исследованиями в CTDB/Panache. Он работал в составе группы разработчиков NFS, занимаясь разработкой и обслуживанием NFS на платформе AIX. Он имеет степень бакалавра в области компьютерной техники.



02.06.2009

Протокол Network File System (NFS) – это широко распространенная распределенная файловая система, позволяющая выполнять файловые операции на сервере с удаленных клиентов. Сервер предоставляет общий доступ к своим каталогам или файловым системам при помощи операции export. Для доступа к этим каталогам клиент монтирует экспортированные каталоги или файловые системы в свое локальное дерево каталогов. Клиенты осуществляют доступ к удаленным файлам в смонтированном каталоге так же, как и к локальным. В настоящее время NFS поддерживает три версии для экспорта и монтирования каталогов: NFS версий 2, 3 и 4.

В этой статье мы покажем, как использовать универсальное монтирование NFS для консолидирования общего доступа и монтирования всех имеющихся версий NFS при помощи единого механизма. Давайте представим ситуацию, в которой сервер предоставляет общий доступ к каталогам для всех трех версий NFS. Для доступа ко всем этим каталогам клиенту понадобится монтировать эти ресурсы по отдельности в разные точки монтирования. Хотя в NFS версии 4 имеется механизм псевдодерева, который позволяет смонтировать все общие ресурсы NFSv4 в одну точку, его можно использовать только для ресурсов, доступ к которым предоставлен при помощи этой версии. Итак, клиент по отдельности монтирует ресурсы 2 и 3 версий, и создает единую точку монтирования для ресурсов 4 версии (при использовании псевдодерева).

Универсальная утилита монтирования NFS является, по сути, оболочкой команды mount, которая позволяет пользователю монтировать все доступные ресурсы отдельно взятого сервера при помощи одной команды. Поскольку любые изменения на сервере NFS нежелательны, внутри эта оболочка выполняет, прозрачно для пользователя, отдельные команды mount на клиентских машинах.

Рассмотрим иерархию каталогов на сервере NFS, показанную на рисунке 1.

Рисунок 1. Иерархия каталогов на сервере
Рисунок 1. Иерархия каталогов на сервере

В этом случае на клиентском компьютере необходимо выполнить следующие команды монтирования:

  • Одна команда монтирования NFSv4: монтирует псевдодерево NFSv4 (Fileset1 и Fileset2). Использование псевдодерева позволяет клиенту NFSv4 подключить все общие ресурсы в виде псевдодерева при помощи единственной команды mount.
  • Две команды монтирования NFSv3: монтируют каталоги Tools и Docs.
  • Одна команда монтирования NFSv2: монтирует каталог Binaries.

При использовании универсальной утилиты монтирования NFS все эти команды монтирования сводятся к единственной команде, приведенной ниже:

gennfsmount <NFS server>         <mountpoint>

Использование универсального монтирования NFS обладает следующими преимуществами:

  • Пользователям необходимо выполнить только одну операцию монтирования для доступа ко всей общей информации сервера. Ранее такая функция не поддерживалась.
  • Рассмотрим сервер, предоставляющий доступ к старым дистрибутивным ресурсам по версиям 2 и 3 и к новым дистрибутивным ресурсам по версии 4. Клиенты могут получить доступ ко всем этим ресурсам и выполнять установки при помощи единственной операции.
  • Утилита улучшает поиск файлов на общих ресурсах.
  • Поскольку эта утилита выполняет автоматическое разделение ресурсов NFS в зависимости от версии протокола, тем самым сокращаются затраты на обслуживание различных точек монтирования.
  • Администраторы NFS могут сохранять общие ресурсы, созданные при помощи старых версий NFS, одновременно используя более новые версии протокола, поскольку доступ к ним будет возможен при помощи одной команды mount.

Похожего результата можно добиться при помощи утилиты automount, но она требует дополнительных административных усилий по настройке файлов связывания для монтирования необходимых ресурсов NFS. Функция hostmap утилиты automount предполагает возможность монтирования всех общих ресурсов сервера без какой-либо административной настройки, но при подключении ресурсов NFSv4 возникают проблемы. К тому же эта операция выполняется для всех серверов, перечисленных в файле /etc/hosts. Не существует способа смонтировать все общие ресурсы отдельно взятого сервера в одну точку.

В целом механизм универсального монтирования NFS удобен для пользователя. Далее мы рассмотрим некоторые решения, связанные с использованием универсального монтировщика NFS.

Подробности реализации

Давайте взглянем на основы архитектуры системы универсального монтирования NFS. Универсальный монтировщик NFS отправляет серверу запрос для получения списка всех общих ресурсов.

Рисунок 2. Универсальная утилита монтирования NFS запрашивает все общие ресурсы
Рисунок 2. Универсальная утилита монтирования NFS запрашивает все общие ресурсы

При получении ответа от сервера выполняется алгоритм, показанный в листинге 1.

Listing 1. Algorithm for generic NFS mount
Начало
	Создать временные каталоги для всех версий.

	Инициализировать список методов безопасности монтирования. 
	Включить этот список в каждую внутреннюю операцию монтирования.

	Для каждого значения в списке общих ресурсов
	Выполнить
		Выполнить внутреннюю команду монтирования для всех ресурсов NFSv2 и NFSv3
		Обновить внутренний журнал
	Конец цикла
	
	Выполнить общую внутреннюю команду монтирования для ресурсов NFSv4.
	Обновить внутренний журнал
Конец

Список методов безопасности – это перечисление через запятую протоколов безопасности (sys, krb5, krb5i и т.п.), используемых при операциях чтения/записи в точке монтирования. Этот список используется для выбора метода безопасности, поддерживаемого сервером, который будет применяться для последующих системных вызовов в этой точке монтирования. Подобный механизм может использоваться для проверки соответствия версий NFS общих ресурсов.

После завершения всех внутренних операций монтирования выполняется объединение внутренних каталогов при помощи UnionFS, как показано в листинге 2.

Листинг 2. Объединение внутренних каталогов при помощи UnionFS
mount -t unionfs -o dirs=<temp_dir1>[:<temp_dir2>...] none <mount-point>

Помните предыдущий сценарий? На клиентском компьютере выполнялись: одна операция монтирования NFSv4 для псевдодерева, две операции монтирования NFSv3 для каталогов Tools и Docs, одна операция монтирования NFSv2 для каталога Binaries. Чтобы сократить все это до одной команды, мы использовали универсальную утилиту монтирования NFS и команду gennfsmount <сервер NFS> <mountpoint>—. В этом случае создается три временных каталога:

  • /tmp/NFSv4
  • /tmp/NFSv3
  • /tmp/NFSv2

Затем они соединяются при помощи unionfs, как показано в листинге 3.

UnionFS

UnionFS – это служебная файловая система для Linux® и FreeBSD, создающая объединенное монтирование для других файловых систем и позволяющая прозрачно для пользователя объединять файлы и каталоги различных файловых систем (называемых ветвями) в единую связанную файловую систему. Содержимое каталогов с одинаковыми путями будет отображаться вместе в одном объединенном каталоге полученной файловой системы. Существует две версии UnionFS для Linux:

  • Версия 1.x является автономной и может быть собрана в виде модуля.
  • Версия 2.x новее. Она была переработана и включена в ветку Linux – mm tree, поддерживаемую Эндрю Мортоном (что означает дальнейшее включение в основную ветку ядра Linux).
Листинг 3. Объединение при помощи unionfs
mount -t unionfs -o dirs=/tmp/NFSv4:/tmp/NFSv3:/tmp/NFSv2 none /mnt

В результате получается следующая иерархия каталогов:

Рисунок 3. Иерархия, полученная при помощи unionfs
Рисунок 3. Иерархия, полученная при помощи unionfs

Далее посмотрим на то, как можно использовать эту систему.


Использование системы

В этом примере сервер NFS предоставляет доступ к ресурсам при помощи разных версий NFS. Тем не менее на стороне клиента выполняется только одно подключение – универсальное монтирование NFS. На рисунке 4 показан список общих ресурсов сервера.

Рисунок 4. Общие ресурсы сервера
Рисунок 4. Общие ресурсы сервера

В данном примере сервер предоставляет доступ к пяти ресурсам при помощи разных версий NFS. Ресурсы nfs4_A и nfs4_B формируют псевдодерево (/nfs4_A и /nfs4_A/nfs4_B). Остальное – это ресурсы NFS версий 2 и 3.

На рисунке 5 показан список файлов на сервере.

Рисунок 5. Файлы на сервере
Рисунок 5. Файлы на сервере

В данном примере все эти файлы доступны клиенту в разных смонтированных каталогах, подключенных отдельно. Тем не менее предлагаемая система позволяет пользователю обращаться ко всем файлам в единой иерархии при помощи одной операции монтирования.

На рисунке 6 показан результат использования клиентом универсального монтирования NFS.

Рисунок 6. Вывод операции универсального монтирования NFS
Рисунок 6. Вывод операции универсального монтирования NFS

Как вы можете видеть, на рисунке 6 показано несколько внутренних операций монтирования, выполненных универсальным монтировщиком NFS. Все подключения NFS объединены в каталоге /mnt.


Заключение

Мы познакомились с архитектурой и механизмом работы универсальной утилиты монтирования NFS, которая бесспорно поможет клиентам NFS, упрощая доступ через единую точку монтирования к файлам на сервере NFS и предоставляя единый обзор пространства NFS.

Ресурсы

Научиться

Получить продукты и технологии

Обсудить

Комментарии

developerWorks: Войти

Обязательные поля отмечены звездочкой (*).


Нужен IBM ID?
Забыли Ваш IBM ID?


Забыли Ваш пароль?
Изменить пароль

Нажимая Отправить, Вы принимаете Условия использования developerWorks.

 


Профиль создается, когда вы первый раз заходите в developerWorks. Информация в вашем профиле (имя, страна / регион, название компании) отображается для всех пользователей и будет сопровождать любой опубликованный вами контент пока вы специально не укажите скрыть название вашей компании. Вы можете обновить ваш IBM аккаунт в любое время.

Вся введенная информация защищена.

Выберите имя, которое будет отображаться на экране



При первом входе в developerWorks для Вас будет создан профиль и Вам нужно будет выбрать Отображаемое имя. Оно будет выводиться рядом с контентом, опубликованным Вами в developerWorks.

Отображаемое имя должно иметь длину от 3 символов до 31 символа. Ваше Имя в системе должно быть уникальным. В качестве имени по соображениям приватности нельзя использовать контактный e-mail.

Обязательные поля отмечены звездочкой (*).

(Отображаемое имя должно иметь длину от 3 символов до 31 символа.)

Нажимая Отправить, Вы принимаете Условия использования developerWorks.

 


Вся введенная информация защищена.


static.content.url=http://www.ibm.com/developerworks/js/artrating/
SITE_ID=40
Zone=Linux, AIX и UNIX, Open source
ArticleID=393065
ArticleTitle=Унифицированное монтирование при помощи универсальной утилиты монтирования NFS
publish-date=06022009

Perform uniform mounting with generic NFS

Automatically consolidate many different NFS versions into a uniform mount

To efficiently achieve uniform mounting in the presence of multiple, simultaneous NFS version exports, you need a generic NFS mount utility. Learn how a generic NFS mount utility can help reduce handling multiple NFS versions and simplify the management of those versions. The article describes the concept of the generic NFS mount, outlines the advantages and applications of the system, and gives some overall design details.

Abhidnya P. Chirmule (achirmul@in.ibm.com), System Software Engineer, IBM

author photoAbhidnya Chirmule works as a System Software Engineer for the Network File System Team at the IBM Software Labs in Pune, India on Open Network Computing technologies such as RPC and NFS on the AIX platform. Abhidnya holds a bachelor's degree in computer engineering from the College of Engineering, Pune, India.



Chinmay Soman (chinmay.cerebro@gmail.com), Associate Software Engineer, IBM

author photoChinmay Soman is a software engineer with IBM Systems and Technology Labs in Pune, India. He is currently involved in CTDB/Panache research activities. He has worked with the NFS team on the development and management of NFS on AIX. He holds a bachelor's degree in Computer Science and Engineering.



11 February 2009

Also available in Russian Japanese

The Network File System (NFS) is a well-used distributed file system that enables file operations to be performed on a server from remote clients. The server makes its directories or filesystems available to the rest of the world using an operation known as export. To access these directories, the client mounts the exported directories or filesystems to its local directory hierarchy. Inside the mounted directory, clients access the remote files as if they were stored locally on the machine. Currently, NFS sports three available versions for exporting and mounting of directories or filesystems: versions 2, 3, and 4.

In this article, we show you how to use a generic NFS mount to consolidate exporting and mounting of all existing NFS version into a single, seamless mechanism. Let's consider a scenario where the server has exported directory entries for all three versions of NFS. Currently, for the client to access all these entries, it has to separately mount each of these entries at different mount points. Although NFS version 4 provides a pseudo-tree mechanism that enables a single mount of all NFSv4 exported entries, it is applicable only to the entries made by that version. The client has to separately mount version 2 and 3 entries along with a single mount for version 4 (in case the pseudo-tree exists).

The generic NFS mount utility is essentially a wrapper for the mount command that enables the user to mount all possible exported entries from a particular server using a single command. Since any change on the NFS server is not desirable, internally this wrapper performs separate mounts on the client machine that are transparent to the user.

Consider the directory hierarchy on the NFS server as shown in Figure 1:

Figure 1. Directory hierarchy on the server
Directory hierarchy on the server

In this current scenario, the following mounts are required on the client machine:

  • One NFSv4 mount: This mounts the NFSv4 pseudo-tree (Fileset1 and Fileset2). The NFSv4 pseudo-tree feature allows the NFSv4 client to perform only one mount operation for all exported entries in the pseudo-tree.
  • Two NFSv3 mounts: This mounts Tools and Docs.
  • One NFSv3 mount: This mounts Binaries.

Using the generic NFS mount utility, these mounts are reduced to a single mount. Here is the command:

gennfsmount <NFS server>         <mountpoint>

The advantages of using the generic NFS mount include:

  • Users need to do only one mount operation to access all the information from the server; this was not previously supported.
  • Consider a server that exports old installation filesets in versions 2 and 3 and new filesets in version 4. Clients can access all these filesets and perform installations using a single operation.
  • Searching a file on a particular server and in a particular export directory/filesystem can be enhanced using this generic utility.
  • Because the utility handles automatic segregation of version-based NFS exports, it reduces the users' efforts to manage these different mount points.
  • NFS administrators can retain the old NFS version exports on the server since they would be available along with the newer version data items in a single mount command.

Similar output can be obtained using the automount utility, but it requires administrative overhead to configure the automount map files for the desired NFS mounts. The hostmap feature of automount claims to mount all exported entries from a server without necessitating any administrative configuration, but problems have been identified when it comes to mounting NFSv4 entries using hostmap. In addition, this operation is performed for all the servers listed in the /etc/hosts file. No solution exists for mounting all exported entries of one particular server at a single point.

Overall, the generic NFS mount mechanism is convenience for the user. Next, let's look at some of the design decisions when implementing a generic NFS mounter.

Design implementation details

Let's look at the basic architecture of a generic NFS mount system. The generic NFS mounter internally sends a request to the server asking for all the exported entries.

Figure 2. Generic NFS mount requests all exported entries
Generic NFS mount requests all exported entries

On receiving a reply from the server, the algorithm in Listing 1 is followed:

Listing 1. Algorithm for generic NFS mount
Start
	Create temporary directories for all versions.

	Initialize list of mount security flavors. 
	Embed this list in each internal mount operation.

	For each item in the export-list
	Do
		Mount internally for every NFSv2 and NFSv3 export
		Update internal log
	End for
	
	Mount internally only once for NFSv4 export.
	Update internal log
Stop

The security flavors is a comma-separated list of security methods (sys, krb5, krb5i, and so on) used during read/write operations under the mount point. The list is used to match the security method supported by the server and employed during subsequent system calls under this mount point. A similar mechanism can be employed for the NFS version of the corresponding exported entry.

When all the internal mounts are completed, a unification of these internal directories is done using UnionFS as shown in Listing 2.

Listing 2. Unifying internal directories with UnionFS
mount -t unionfs -o dirs=<temp_dir1>[:<temp_dir2>...] none <mount-point>

UnionFS

UnionFS is a file system service for Linux® and FreeBSD that implements a union mount for other file systems by allowing files and directories of separate file systems (known as branches) to be transparently overlaid so that they form a single coherent file system. Contents of directories with the same path will be seen together in a single merged directory in the resultant file system. UnionFS for Linux has two versions:

  • Version 1.x is a standalone that can be built as a module.
  • Version 2.x is newer; it has been redesigned and reimplemented and is included in Andrew Morton's Linux -mm tree (so it should get into the main source tree).

Remember the previous scenario? The one NFSv4 mount for v4 pseudo-tree/two NFSv3 mounts for Tools and Docs/one NFSv3 mount for Binaries were on the client machine and we used the generic NFS mount utility—gennfsmount <NFS server> <mountpoint>—to reduce them to a single mount. Now in this case, the following temporary directories are created:

  • /tmp/NFSv4
  • /tmp/NFSv3/Tools
  • /tmp/NFSv3/Docs
  • /tmp/NFSv2/Binaries

These are then combined using unionfs as in Listing 3:

Listing 3. Merging using unionfs
mount -t unionfs -o dirs=/tmp/NFSv4:/tmp/NFSv3:/tmp/NFSv2 none /mnt

This results in the following directory hierarchy:

Figure 3. Hierarchy resulting from unionfs
Hierarchy resulting from unionfs

Next, let's look at how we can use the system.


Using the system

In this scenario, the NFS server exports different entries of different NFS versions. At the client side though, only one mount is performed: the generic NFS mount. Figure 4 shows exported entries at the server.

Figure 4. Exports at the server
Exports at the server

Here the server exports five NFS entries with different NFS versions. nfs4_A and nfs4_B form a NFSv4 pseudo-tree (/nfs4_A and /nfs4_A/nfs4_B). The remaining are versions 2 and 3 NFS exports.

Figure 5 shows files existing at the server.

Figure 5. Files existing at the server
Files existing at the server

In the current scenario, all these files would be available to the client under different mounted directories through individual mount operations. However, the proposed system enables the user to access all these files in a single hierarchy with a single mount operation.

Figure 6 shows the scenario as seen from the client after the generic NFS mount:

Figure 6. Output of generic NFS mount
Output of generic NFS mount

As you can see, Figure 6 shows multiple internal mounts performed by the generic NFS mounter. The directory where all the NFS mounts are merged is /mnt.


Summary

We've shown you the architecture and the mechanism behind a generic NFS mounter, a utility that will undoubtedly help the NFS clients by providing easier, one-point access to the files on the NFS server and by offering a more consolidated view of the NFS space.

Resources

Learn

Get products and technologies

  • With IBM trial software, available for download directly from developerWorks, build your next development project on Linux.

Discuss

Comments

developerWorks: Sign in

Required fields are indicated with an asterisk (*).


Need an IBM ID?
Forgot your IBM ID?


Forgot your password?
Change your password

By clicking Submit, you agree to the developerWorks terms of use.

 


The first time you sign into developerWorks, a profile is created for you. Information in your profile (your name, country/region, and company name) is displayed to the public and will accompany any content you post, unless you opt to hide your company name. You may update your IBM account at any time.

All information submitted is secure.

Choose your display name



The first time you sign in to developerWorks, a profile is created for you, so you need to choose a display name. Your display name accompanies the content you post on developerWorks.

Please choose a display name between 3-31 characters. Your display name must be unique in the developerWorks community and should not be your email address for privacy reasons.

Required fields are indicated with an asterisk (*).

(Must be between 3 – 31 characters.)

By clicking Submit, you agree to the developerWorks terms of use.

 


All information submitted is secure.

Dig deeper into Linux on developerWorks


static.content.url=http://www.ibm.com/developerworks/js/artrating/
SITE_ID=1
Zone=Linux, AIX and UNIX, Open source
ArticleID=369053
ArticleTitle=Perform uniform mounting with generic NFS
publish-date=02112009