Ceylon: Реальный прорыв или просто очередной язык?

Объектно-ориентированное и функциональное программирование для массового пользователя

Путь развития языков программирования в информатике усеян трупами языков, которые некогда обещали стать очередным прорывом. И хотя многие нишевые языки находят некоторое применение в написании сценариев или специализированных приложений, С (и его производные) и Java трудно сместить с их позиций. Но язык Ceylon, разработанный Red Hat, похоже, предлагает интересное сочетание возможностей, соединяя известный C-синтаксис с поддержкой объектной ориентированности и полезных функциональных аспектов в дополнение к акценту на краткости. Исследуйте Ceylon и выясните, сможет ли этот будущий язык для виртуальных машин найти свое место в разработке корпоративного программного обеспечения. Обновление: добавлено пояснение к блоку fail в листинге 7. - Ред.

M. Тим Джонс, инженер-консультант, Emulex Corp.

М. Тим ДжонсМ. Тим Джонс - архитектор встроенного ПО и, кроме того, автор книг Artificial Intelligence: A Systems Approach, GNU/Linux Application Programming (выдержавшей на данный момент второе издание), AI Application Programming (второе издание) и BSD Sockets Programming from a Multilanguage Perspective. Он имеет обширный опыт разработки ПО в самых разных предметных областях - от ядер специальных ОС для геосинхронных космических аппаратов до архитектур встраиваемых систем и сетевых протоколов. Тим - инженер-консультант Emulex Corp., Лонгмонт, Колорадо.



07.03.2012

Linux и Open Source традиционно связаны с передним краем разработки языков программирования. Возможно, дело в доступных инструментах, которые поддерживают разработку языков, или в открытости платформы, способствующей развитию новых языковых возможностей. Или, возможно, дело в открытых языках (таких как семейство компиляторов GNU, Ruby, Python и Perl), основанных на open source-технологиях, которые стимулируют и поощряют эксперименты и использование (не говоря уже о том, что именно Red Hat стоит за разработкой Ceylon). Так или иначе, Linux-разработчики имеют доступ к широкому кругу языков, от редко используемых старых до самых современных и передовых.

Ceylon - не Java

"Ceylon — не Java, это новый язык, на который сильно повлияла Java, созданный бескомпромиссными фанатами Java. Java в ближайшее время не умрет, ему ничто не угрожает". — Гэвин Кинг

Однако стоит ли нам, живущим в мире, где есть C/C++, Java™, Scala, Ruby, Python, Perl, Erlang, Lua, Scheme и многие другие языки, обращать внимание на появление очередного нового языка, нацеленного на разработку бизнес-ориентированного программного обеспечения для предприятий? Во многих случаях ответ будет отрицательным, но давайте изучим язык будущего от Red Hat под названием Ceylon, чтобы узнать, сможет ли он подняться до уровня самых популярных в настоящий момент языков.

Введение в Ceylon

Ceylon — это новый проект Red Hat, возглавляемый Гэвином Кингом. Кинг является основателем проекта Hibernate — решения для реализации персистентности в рамках языка Java. Хотя Кинг является фанатом технологии Java — одного из первых языков, пригодных для масштабной разработки, — он говорит, что неоднократно разочаровывался в этом языке (в том числе в таких языковых сложностях, как дженерики, спешно разработанный и малопонятный Standard Edition SDK, неуклюжий синтаксис аннотаций, непродуманная блочная структура, зависимость от XML и т.д.).

В итоге Кинг задался вопросом: как должен был бы выглядеть язык с учетом уроков, извлеченных из преимуществ и недостатков языка Java и SDK? Его ответом стал Ceylon, статически типизированный язык, который сохраняет некоторые из лучших особенностей языка Java (и работает на JVM), но при этом обладает лучшей читаемостью, встроенной модульностью, а также включает ряд возможностей функциональных языков, такие как функции высшего порядка. Ceylon также включает в себя возможности C и Smalltalk. Во многом похожий на Java, этот новый язык ориентирован на бизнес-приложения, но при этом гибок и полезен и в других областях.

Некоторые называют Ceylon «убийцей» Java (возможно, из-за вопросов о будущем языка Java), но на самом деле Ceylon работает на JVM, так что это расширение Java-технологии, а не ее замена. Использование виртуальной машины Java для поддержки выполнения Ceylon — это идеальная модель, потому что это означает переносимость Ceylon (как и Java) на все множество архитектур, которые в настоящее время поддерживают JVM.


Возможности языка Ceylon

Большинство современных языков не поддаются простой классификации, предоставляя целый спектр различных стилей программирования. Ceylon — не исключение. Ceylon — это статически типизированный язык (что означает, что проверка типов производится во время компиляции, в отличие от динамически типизированных языков, таких как Lisp, где проверка типов производится во время выполнения). Ceylon — объектно-ориентированный язык, как Java, а также поддерживает функции высшего порядка (что означает, что входные и выходные параметры функций сами могут быть функциями). Он имеет типичный синтаксис в стиле C. В Java функции высшего порядка непосредственно не поддерживаются, так что эта особенность является одним из уникальных различий между этими двумя языками.

Иногда, однако, усовершенствования заключаются скорее в том, что убирается из языка, чем в том, что в него добавляется. В Ceylon многие элементы языка Java удалены или упрощены и заменены более простой схемой. Одним из примеров упрощения является удаление ключевых слов public, protected и private. Вместо этого Ceylon просто имеет аннотацию shared, которая определяет, какие элементы класса видны снаружи. В Ceylon также исключена возможность перегрузки, но предусмотрены обходные пути для этой функциональности (такие как упорядоченные параметры и параметры по умолчанию) с более простым синтаксисом.

Ceylon поддерживает наследование, последовательности (массивы и списки), дженерики, именованные аргументы и многое другое. Он имеет функции для управления типом во время выполнения (мы рассмотрим такой пример в следующем разделе). Язык находится в стадии активного развития, поэтому окончательный набор функций остается открытым.


Ceylon на примере

Хотя на момент написания этой статьи пригодный для использования компилятор еще не опубликован, структура языка Ceylon уже определена, что позволяет разрабатывать примеры приложений, чтобы исследовать язык и судить о его применимости и читабельности. В этом разделе рассматривается несколько примеров приложений на Ceylon, иллюстрирующих его структуру.

Hello World

На примере "Hello World" я проиллюстрирую процесс создания простой программы для вывода простой текстовой строки на экран. Пример, показанный в листинге 1, содержит метод верхнего уровня под названием hello, в котором вызывается метод writeLine для выдачи текстовой строки на стандартный вывод.

Листинг 1. Программа Hello World на языке Ceylon
doc "Hello World Program"
by "Gavin King"
void hello() {
  writeLine( "Hello World." );
}

Обратите также внимание на аннотацию, служащую для документирования API (аналогично таким инструментам, как doxygen), которая позволяет указать метод и автора (аннотации doc и by соответственно).

Типы данных в Ceylon

Ceylon включает в себя традиционный набор типов, которые реализуются как обычные классы:

  • Natural. Беззнаковое целое, включая 0.
  • Integer. Целое число со знаком.
  • Float. Число с плавающей точкой.
  • Whole. Целое число произвольной точности со знаком.
  • Decimal. Десятичная дробь произвольной точности и произвольной величины.

По умолчанию типы Natural, Integer и Float 64-разрядные, но вы можете снабдить их аннотацией small, чтобы указать 32-разрядную точность.

Классы в Ceylon

Поскольку Ceylon — объектно-ориентированный язык, код строится из классов. Тип Class в Ceylon инкапсулирует набор операций (которые называются методами) и состояние, а также определение того, как состояние инициализируется при инициализации объекта класса (инициализатор класса, подобный конструктору).

Чтобы понять подход Ceylon, рассмотрим простой класс. В листинге 2 приведен простой класс для счетчика. Строка 2 определяет класс с необязательным значением, что означает, что пользователь может как определить его, так и не определять; это значение обозначается шаблоном Type?. Вместо конструктора тело класса содержит инициализатор класса. Этот код определяет приватную переменную (никакие переменные не видны снаружи, пока не аннотированы как shared), а затем задает логику инициализации. Сначала вы проверяете наличие начальной переменной. Если она есть, она используется в качестве начального значения для вашего счетчика. Ваш первый метод, аннотированный как shared и поэтому видимый снаружи класса, определяет операцию увеличения значения счетчика. При вызове этот метод просто увеличивает ваш счетчик.

Наконец, вы определяете метод-получатель, который возвращает текущее значение счетчика для пользователя, и метод-установщик, который устанавливает в качестве текущего значения счетчика значение, предоставленное пользователем. Обратите внимание на использование здесь ключевого слова assign для создания атрибута переменной для установки значения счетчика. В дополнение к иным методам обработки конструкторов (код встроен в класс), здесь нет деструкторов и нет возможности реализовать несколько конструкторов (еще одно отличие от языка Java).

Листинг 2. Простой класс в Ceylon
01    doc "Simple Counting Class"
02    class Counter( Natural? start ) {
03    
04      doc "Class Initializer"
05      variable Natural count := 0;
06      if (exists start) {
07        count := start;
09      }
10    
11      doc "The incrementer"
12      shared void increment() {
13        count++;
14      }
15    
16      doc "The getter"
17      shared Natural currentValue {
18        return count;
19      }
20
21      doc "The setter"
22      shared assign currentValue {
23        count := currentValue;
24      }
25
26    }

Теперь, когда наш простой класс определен, давайте посмотрим, как использовать этот класс в Ceylon. Листинг 3 содержит блок кода, который использует ваш класс Counter. Он начинается с создания экземпляра класса — объекта cnt. Обратите внимание, что в Ceylon нет ключевого слова new. Определив новый объект Counter вы вызываете метод increment, а затем возвращает значение Counter с помощью метода-получателя. Обратите внимание, что операторы = и := в Ceylon различаются: спецификатор = используется только для неизменяемых значений, а присвоение значения переменной осуществляется с помощью оператора :=.

Листинг 3. Использование класса Counter
01    Counter cnt = Counter(1);
02    cnt.increment();
03    writeLine( c.currentValue );

Ceylon поощряет максимально широкое использование неизменяемых атрибутов. Это означает, что объект инициализируется значением и более не изменяется. Чтобы указать, что именованное значение является изменяемым (может быть изменено после инициализации), его необходимо снабдить аннотацией variable, как показано в листинге 2 в строке 5.

Еще один элемент, на который стоит обратить внимание, — важнейшее отличие управляющих структур Ceylon. Обратите внимание, что во многих языках фигурные скобки ({}) после условного выражения могут быть опущены, например, если далее следует одиночное выражение:

if (cnt > 10) statement();

В Ceylon такой синтаксис запрещен и наличие скобок обязательно. Это означает, что показанный выше образец кода должен быть написан на Ceylon в следующем виде:

if (cnt > 100) { statement(); }

Поскольку это одна из наиболее распространенных ошибок в C, эта мера представляет собой долгожданный шаг к внедрению правильного стиля.

Функции высшего порядка

В Ceylon реализован элемент функционального стиля программирования — т.н. функции первого порядка. Это означает, что функции рассматриваются как объекты первого класса и могут использоваться в качестве параметров функций, а также могут возвращаться из функций. Возьмем пример определения метода repeat из презентации Кинга (см. листинг 4). В данном случае метод принимает два аргумента: количество повторений (Natural) и функцию, которую необходимо вызывать. В теле метода repeat вы просто создаете цикл for (используя диапазон) и вызываете метод, который передается в качестве функционального параметра.

Листинг 4. Функции высокого уровня в Ceylon
01    void repeat( Natural times, void hfunction() ) {
02      for (Natural n in 1..times) {
03        hfunction();
04      }
05    }

Использовать этот метод легко, как показано в строке 7 листинга 5. Как видно, имя метода используется без аргументов.

Листинг 5. Использование функций высшего уровня в Ceylon
01    void sayhello() {
02      writeLine( "Hello World." );
03    }
04
05    ...
06
07      repeat( 10, sayhello );

В отличие от других языков с поддержкой функционального программирования, Ceylon не поддерживает анонимные функции (неименованные функции, которые появляются непосредственно в выражениях). В то же время он поддерживает замыкания (которые по существу являются функциями, которые могут ссылаться на состояние в другой функции).

Уточнение типов

Ceylon не включает оператор instanceof из языка Java, а также не имеет приведения типов, как в С. Вместо этого в Ceylon реализовано т.н. уточнение типа, которое позволяет за один шаг выполнить проверку и ограничение типа объектной ссылки. Рассмотрим фрагмент кода, приведенный в листинге 6. Этот код содержит специальную конструкцию (is ... ) для проверки объектной ссылки на соответствие заданному типу. После того как тип определен, используется специфический для этого типа метод. Эта конструкция похожа на конструкцию (exists ...), которую вы видели ранее в листинге 2 для необязательных параметров.

Листинг 6. Уточнение типа в Ceylon
01    Object obj = <some object>;
02    
03    switch (obj)
04    
05      case (is Counter) {
06        obj.increment();
07      }
08      case (is ComplexCounter) {
09        obj.incrementBy(1);
10      }
11      else {
12        stream.writeLine("Unknown object");
13      }

Ceylon имеет еще одну похожую конструкцию, определяемую как (nonempty ...), которую можно применить к последовательностям (массивы или списки), чтобы определить, что последовательность не содержит элементов, и поэтому соответствующие операции к ней применяться не могут.

Наконец, обратите внимание на синтаксис выражения switch, который отличается и от С, и от Java. Там, где эти два языка могут быть подвержены ошибкам, Ceylon навязывает блочную структуру для вариантов и исключает вариант default, отдавая предпочтение блоку else. Ceylon также проверяет (во время компиляции), что выражение switch содержит исчерпывающий перечень проверок случаев или как минимум выражение else для обеспечения полного охвата. Компилятор автоматически проверяет выражение switch и выдает ошибку, если какой-то случай не охвачен.

Другие управляющие структуры

Fail или else

Как вы можете видеть из комментариев читателей ниже, возможности языка активно обсуждаются. Блок fail в том виде, как он описан здесь, является результатом непреждевременного выхода из цикла. В качестве возможной альтернативы также рассматривается подход с использованием вместо fail оператора else, указывающего, что альтернативная часть цикла представляет собой блок выбора.

Как и следовало ожидать, Ceylon реализует традиционные выражения if...else, а также средства обработки исключений языка Java(try, catch, finally). Ceylon также вводит блок под названием fail, который используется с циклами for, чтобы определить, когда они не прекращаются преждевременно. Рассмотрим пример, показанный в листинге 7.

Листинг 7. Блок fail в Ceylon
01 for (Instrument i in instruments) {
02   if (i.failing()) {
03     break;
04   }
05 }
06 fail {
07   // Все instruments работают...
08 }

Этот шаблон проектирования принят как в С, так и в Java и поэтому является полезным дополнением к Ceylon.


Будущее Ceylon

Кинг отмечает, что Ceylon является результатом коллективной работы, и призывает разработчиков и тестировщиков программного обеспечения помогать в проектировании, построении и проверке языка и SDK. Этот призыв также может стимулировать отклики от пользователей Java, чтобы поддержать их переход на Ceylon. Кинг по-прежнему ничего не сообщает о текущем состоянии Ceylon и только говорит, что существуют спецификация языка и грамматика, написанная на ANTLR (Another Tool for Language Recognition).


Глядя в будущее

Хотя необходимость очередного нового языка многим может показаться спорной, языки программирования можно рассматривать и с другой точки зрения — как набор инструментов, который можно использовать для решения проблем. Не каждый язык подходит или идеален для каждой отдельно взятой задачи, но многие языки отлично подходят для конкретных областей, поэтому наличие множества языков — это благо, а не проклятие. Поскольку Ceylon все еще находится в стадии разработки, неизвестно, сможет ли он найти свое место в рядах популярных языков, используемых сегодня. Но этот язык содержит много интересных функций, так что его будет интересно изучить в действии, когда он наконец появится.

Ресурсы

Научиться

Получить продукты и технологии

  • Оценивайте продукты IBM (EN) так, как вам удобнее: скачивайте ознакомительные версии, испытывайте продукты в онлайновом режиме, используйте продукты в облачной среде или проведите несколько часов в песочнице SOA (EN), чтобы узнать, как можно эффективно использовать сервис-ориентированную архитектуру.

Комментарии

developerWorks: Войти

Обязательные поля отмечены звездочкой (*).


Нужен IBM ID?
Забыли Ваш IBM ID?


Забыли Ваш пароль?
Изменить пароль

Нажимая Отправить, Вы принимаете Условия использования developerWorks.

 


Профиль создается, когда вы первый раз заходите в developerWorks. Информация в вашем профиле (имя, страна / регион, название компании) отображается для всех пользователей и будет сопровождать любой опубликованный вами контент пока вы специально не укажите скрыть название вашей компании. Вы можете обновить ваш IBM аккаунт в любое время.

Вся введенная информация защищена.

Выберите имя, которое будет отображаться на экране



При первом входе в developerWorks для Вас будет создан профиль и Вам нужно будет выбрать Отображаемое имя. Оно будет выводиться рядом с контентом, опубликованным Вами в developerWorks.

Отображаемое имя должно иметь длину от 3 символов до 31 символа. Ваше Имя в системе должно быть уникальным. В качестве имени по соображениям приватности нельзя использовать контактный e-mail.

Обязательные поля отмечены звездочкой (*).

(Отображаемое имя должно иметь длину от 3 символов до 31 символа.)

Нажимая Отправить, Вы принимаете Условия использования developerWorks.

 


Вся введенная информация защищена.


static.content.url=http://www.ibm.com/developerworks/js/artrating/
SITE_ID=40
Zone=Linux, Open source
ArticleID=801025
ArticleTitle=Ceylon: Реальный прорыв или просто очередной язык?
publish-date=03072012

Contents


Ceylon: True advance, or just another language?

Object-oriented and functional programming for the masses

Comments

Linux and open source are commonly associated with the cutting edge of language design. It may be the available tools that support language development or the openness of the platform that gives rise to the advancement of language design. Or perhaps it's that open languages (such as the GNU Compiler Collection family, Ruby, Python, and Perl) based on open source technologies are great because they invite and encourage experimentation and use (not to mention that Red Hat is the company behind Ceylon). For whatever reason, Linux developers have access to a wide range of languages, from the lesser-used historical languages to the newest, cutting-edge offerings.

But in a world of C/C++, the Java™ language, Scala, Ruby, Python, Perl, Erlang, Lua, Scheme, and so many others, should we care about the announcement of a new language focused on business-oriented enterprise software development? In many cases, the answer is no, but let's explore Red Hat's future language offering, called Ceylon, to see whether it can rise to the ranks of today's most popular languages.

Introducing Ceylon

Ceylon is a new project out of Red Hat led by Gavin King. King is the founder of the Hibernate project, a persistence solution within the Java language. Although King is a fan of Java technology—it was one of the first languages suitable for large-scale development—he is quoted as having a number of frustrations with the language (including language complexities like generics, the hastily designed and obscure Standard Edition SDK, a clumsy annotation syntax, broken block structure, dependence on XML, and more).

So, King asked the question, what would a language look like with the lessons learned from the advantages and disadvantages of the Java language and SDK? His answer is Ceylon, a statically typed language that retains some of the best features of the Java language (and runs on the JVM) but improves on that language's readability, built-in modularity, and the incorporation of functional language features like high-order functions. Ceylon also incorporates features of C and Smalltalk. Much like the Java language, this new language is focused on business computing, but it is also flexible and useful in other domains.

Some have called Ceylon a "Java killer" (perhaps due to questions of the Java language's future), but Ceylon in fact runs on the JVM, so it's an extension of Java technology rather than a replacement. Using the JVM to support execution of Ceylon is an ideal model, because it means that Ceylon (like Java) is portable across the multitude of architectures that currently support the JVM.

Ceylon language features

Most languages today defy a simple categorization and instead represent a variety of programming styles. Ceylon is no different. Ceylon is a statically typed language (which means that type checking is performed at compile time, compared with dynamically type languages such as Lisp, where type checking is performed at run time). Ceylon is an object-oriented language, like the Java language, and also supports higher-order functions (which means that functions can take functions as input or output) with a typical C syntax style. Higher-order functions are not supported directly in the Java language, so this functionality represents a unique difference in the two languages.

Sometimes, however, improvements are more about what a language removes than what it adds. Ceylon simplifies and removes elements of the Java language, replacing them with a simpler scheme. One example of a simplification is the removal of the public, protected, and private keywords. Instead, Ceylon simply includes the shared annotation, which defines which elements of a class are visible externally. Ceylon also removes the ability to overload but provides some workarounds for this functionality (such as defaulted and sequenced parameters) with simpler syntax.

Ceylon includes support for inheritance, sequences (array or list construct), generics, named arguments, and more. It includes features for run time type management (we'll explore an example of this in the next section). The language is under active development, so the final feature set remains open.

Ceylon illustrated

Although at the time of this writing a publicly usable compiler does not yet exist, the structure of the Ceylon language is defined, allowing development of sample applications to explore and reason about its use and readability. This section looks at some sample applications in Ceylon that illustrate its structure.

Hello World

I'll use the "Hello World" program to illustrate the creation of a simple program to emit a simple text string to the display. The example shown in Listing 1 shows a top-level method called hello, which uses the writeLine method to emit a string to standard output.

Listing 1. The Hello World program in Ceylon
doc "Hello World Program"
by "Gavin King"
void hello() {
  writeLine( "Hello World." );
}

Note also the annotation used for API documentation (similar to tools like doxygen), which allows you to specify the method and author (the doc and by annotations, respectively).

Ceylon types

Ceylon incorporates a traditional set of types that are implemented as ordinary classes. These types are:

  • Natural. Unsigned integers, including zero
  • Integer. Signed integers
  • Float. Floating point
  • Whole. Arbitrary precision signed integers
  • Decimal. Arbitrary precision and arbitrary scale decimals

By default, the Natural, Integer, and Float types are 64 bit, but you can annotate them with small to specify 32-bit precision.

Ceylon class

As Ceylon is an object-oriented language, you write code using the concept of classes. A class is a type in Ceylon that encapsulates a set of operations (called methods) and state in addition to a definition of how the state is initialized when an object of the class is initialized (the class initializer, similar to the constructor).

A simple class will help you understand Ceylon's approach. Listing 2 provides a simple class for a counter class. Line 2 defines the class with an optional value, which means that the user can provide it or not, and it is denoted with the Type? pattern. Instead of a constructor, the body of the class contains the class initializer. This code defines the private variable (nothing is visible unless annotated as shared), and then the initialization logic. You begin by checking to see whether the start variable exists. If it does, it's used as the initial value for your count. Your first method, annotated as shared and therefore visible externally from the class, defines the incrementer. When called, this method simply increments your counter.

Finally, you define a getter method that returns the current counter value to the user and a setter method that sets the current counter value with one provided by the caller. Note the use of the assign keyword here to create a variable attribute for setting the counter's value. In addition to handling constructors differently (code embedded within the class), there's no deconstructor and no way to implement multiple constructors (just one of the differences from the Java language).

Listing 2. Simple class in Ceylon
01    doc "Simple Counting Class"
02    class Counter( Natural? start ) {
03    
04      doc "Class Initializer"
05      variable Natural count := 0;
06      if (exists start) {
07        count := start;
09      }
10    
11      doc "The incrementer"
12      shared void increment() {
13        count++;
14      }
15    
16      doc "The getter"
17      shared Natural currentValue {
18        return count;
19      }
20
21      doc "The setter"
22      shared assign currentValue {
23        count := currentValue;
24      }
25
26    }

With your simple class defined, let's look at how you use the class in Ceylon. Listing 3 provides a block of code that uses your Counter class. It begins with the instantiation of the class to the cnt object. Note that there is no new keyword in Ceylon. With your new Counter object defined, you call the increment method and then emit the Counter value using your getter method. Note that the = and := operators are different in Ceylon: you use the = specifier only for immutable values, whereas variable assignment is performed with the := operator.

Listing 3. Using the Counter class
01    Counter cnt = Counter(1);
02    cnt.increment();
03    writeLine( c.currentValue );

Ceylon encourages the use of immutable attributes whenever possible. This means that an object is initialized with a value and not reassigned. To specify that a named value is mutable (can be changed after initialization), it must be annotated with variable, as is shown in Listing 2 at line 5.

One final element to explore is a key difference in control structures in Ceylon. Note that in many languages, braces ({}) can be omitted after a conditional expression, such as if a single statement appears:

if (cnt > 10) statement();

Ceylon forbids this syntax and requires that braces be present. This means that the sample code shown above must be written in Ceylon as:

if (cnt > 100) { statement(); }

As this represents one of the most common errors in C, it's a welcome addition to force this kind of proper style.

Higher-order functions

Ceylon includes the functional style of programming called first-order functions. This simply means that functions are treated as first-class objects and can be used as parameters to functions as well as be returned from functions. Take the example from King's presentation for the definition of the repeat method (see Listing 4). In this case, it takes two arguments: a Natural for the number of times to repeat and a method argument for the function to call. Within the body of the repeat method, you simply create a for loop (using a range operation) and call the method as passed as the functional parameter.

Listing 4. Higher-order functions in Ceylon
01    void repeat( Natural times, void hfunction() ) {
02      for (Natural n in 1..times) {
03        hfunction();
04      }
05    }

Using this method is simple, as shown in line 7 of Listing 5. As shown, the method's name is used without arguments.

Listing 5. Using higher-order functions in Ceylon
01    void sayhello() {
02      writeLine( "Hello World." );
03    }
04
05    ...
06
07      repeat( 10, sayhello );

Unlike other languages with functional support, Ceylon doesn't support anonymous functions (unnamed functions that appear directly in expressions). It does include support for closures (which are essentially functions that can reference state in another function).

Type narrowing

Ceylon does not include the instanceof operator found in the Java language; nor does it include typecasting, as can be found in C. Instead, Ceylon implements what is called type narrowing, which is used to test and narrow the type of an object reference in one step. Consider the following code segment in Listing 6. This code uses a special (is ... ) construct to test an object reference to a given type. Once the type is identified, the type-specific method is then used. This construct is similar to the (exists ...) construct that you saw earlier in Listing 2 for optional parameters.

Listing 6. Type narrowing in Ceylon
01    Object obj = <some object>;
02    
03    switch (obj)
04    
05      case (is Counter) {
06        obj.increment();
07      }
08      case (is ComplexCounter) {
09        obj.incrementBy(1);
10      }
11      else {
12        stream.writeLine("Unknown object");
13      }

Ceylon includes another, similar construct defined as (nonempty ...), which you can apply to sequences (arrays or lists) to determine whether the sequence contains no elements and therefore may not have sequence operations applied to it.

Finally, note the syntax for switch statements in Ceylon, which differs from both C and the Java language. Where those two languages can be error prone, Ceylon forces a block structure on the cases and removes the default case in preference to an else block. Ceylon also ensures (at compile time) that the switch statement contains an exhaustive list of instance tests or, at a minimum, an else clause to provide complete coverage. The compiler automatically checks these switch statements and generates an error if an instance is not covered.

Other control structures

Ceylon implements the traditional if...else statements, as you would expect, and also implements the Java language's exception handling features (try, catch, finally). Ceylon also creates what is called a fail block that is used with for loops to identify when they do not break prematurely. Consider the example shown in Listing 7.

Listing 7. Illustrating Ceylon's fail block
01 for (Instrument i in instruments) {
02   if (i.failing()) {
03     break;
04   }
05 }
06 fail {
07   // All instruments are working...
08 }

This is a common design pattern in both C and the Java language and therefore a useful addition to Ceylon.

Ceylon's future

As King has said, Ceylon is a community effort and therefore needs software engineers and testers to help design, build, and validate the language and SDK. This call could encourage feedback from Java language users to help support their migration from that language to Ceylon. King is still somewhat silent on the current status of Ceylon, saying only that a language specification exists as well as ANTLR (Another Tool for Language Recognition) grammar.

Going forward

Although some may challenge the necessity of a new language, another way to view languages is as a set of tools that can be used to solve problems. Not every language is suitable or ideal for any given problem, but certain languages lend themselves nicely to specific solution domains; therefore, the availability of multiple languages is a blessing, not a curse. Because Ceylon is still under development, it's unknown whether it will find a place in the ranks of popular languages in use today. But the language captures enough interesting features that it will be fun to explore further when it finally appears.


Downloadable resources


Related topics

  • Gavin King's original introduction to the Ceylon language can be seen in this 30-minute video titled Introducing the Ceylon Project Video. Two presentations exist for Ceylon from King, including the introductory presentation and one titled The Ceylon Type System, which covers some of its more advanced features.
  • Gavin King provides an 11-part series that describes the Ceylon language. As you'll see from the comments on each element of the series, there's a considerable amount of feedback and a dynamic tailoring of the language to remedy issues that are found. You can find this series at King's blog. To participate in the construction of Ceylon, contact Gavin King at gavin at hibernate dot org.
  • ANTLR is a language tool and framework that's used to build compilers, interpreters, translators, and recognizers from a grammatical description. ANTLR comes from the University of San Francisco, based on work from Terence Parr.
  • This article touched on some of the functional programming features implemented in Ceylon. Check out the introductions of first-class functions, higher-order functions, and closures at Wikipedia.
  • In the developerWorks Linux zone, find hundreds of how-to articles and tutorials, as well as downloads, discussion forums, and a wealth of other resources for Linux developers and administrators.
  • Evaluate IBM products in the way that suits you best: Download a product trial, try a product online, use a product in a cloud environment, or spend a few hours in the SOA Sandbox learning how to implement Service Oriented Architecture efficiently.
  • Follow developerWorks on Twitter, or subscribe to a feed of Linux tweets on developerWorks.

Comments

Sign in or register to add and subscribe to comments.

static.content.url=http://www.ibm.com/developerworks/js/artrating/
SITE_ID=1
Zone=Linux, Open source
ArticleID=681860
ArticleTitle=Ceylon: True advance, or just another language?
publish-date=07072011