Теория и практика Java: Краткая история развития технологии утилизации памяти

Как работает технология утилизации памяти?

Java, возможно, и является самым распространённым языком программирования, основанным на технологии утилизации памяти, но ни в коем случае не первым. Утилизация памяти была неотъемлемой частью многих языков программирования, включая Lisp, Smalltalk, Eiffel, Haskell, ML, Scheme и Modula-3 и используется с начала 1960-х годов. В этом выпуске Теория и практика Java Брайан Гетц описывает самые распространенные методы сборки мусора. В ближайшие несколько месяцев он рассмотрит стратегии сборки мусора, используемые виртуальной машиной Java 1.4, влияние различных стратегий сборки мусора на производительность, а также то, как способствовать (а равно и как помешать) сборщику мусора в достижении наивысшей производительности.

Брайан Гетц, главный консультант, Quiotix

Брайан Гетц (Brian Goetz) - консультант по ПО и последние 15 лет работал профессиональными разработчиком ПО. Сейчас он является главным консультантом в фирме Quiotix, занимающейся разработкой ПО и консалтингом и находящейся в Лос-Альтос, Калифорния. Следите за публикациями Брайана в популярных промышленных изданиях. Вы можете связаться с Брайаном по адресу brian@quiotix.com



02.03.2007

Польза от сборки мусора очевидна - повышается надежность, управление памятью отделяется от дизайна интерфейса класса, и разработчик тратит меньше времени на отслеживание ошибок памяти. Хорошо известные проблемы с повисшими указателями и утечками памяти просто не встречаются в программах Java (в них встречаются один из видов утечки памяти, который более точно называется непроизвольное запоминание объекта, но это несколько другая проблема). Однако сборка мусора имеет и свои издержки, среди которых негативное влияние на производительность, паузы, сложная конфигурация и недетерминированное завершение процедур.

В идеале реализация сборки мусора была бы совершенно незаметной: не было бы пауз, центральный процессор не тратил бы время на утилизацию памяти, сборщик мусора не влиял бы негативно на виртуальную память или кэш, и размер динамической памяти (heap) не потребовался бы больше, чем резиденция (заполнение динамической памяти) приложения. Конечно, не существует идеальных сборщиков мусора, но они значительно улучшились за последние десять лет.

Возможности и варианты выбора

Версия 1.3 инструментального пакета JDK включает три разных стратегии сборки мусора; версия 1.4.1 JDK включает их шесть и более дюжины параметров командной строки для конфигурации и тонкой настройки сборки мусора. Как они различаются? Почему их нужно так много?

Различные варианты настройки сборщика мусора используют разные стратегии для идентификации и восстановления недоступных объектов, и они по-разному взаимодействуют с пользовательской программой и планировщиком. Различные виды приложений будут иметь различные требования к сборке мусора: приложения реального времени потребуют коротких и ограниченных по времени пауз, в то время как корпоративные приложения могут допускать более длительные или менее предсказуемые паузы ради большей производительности.


Как же работает сборка мусора?

Существует несколько основных стратегий для сборки мусора: подсчет ссылок, маркирование-зачистка, маркирование-сжатие и копирование. Кроме того, некоторые алгоритмы могут делать свою работу по шагам (всю динамическую память не нужно обрабатывать сразу, что приводит к более коротким паузам на сбор мусора), а некоторые могут быть запущены, во время выполнения пользовательской программы (одновременные сборщики). Иные должны производить всю сборку сразу, в то время как пользовательская программа временно приостановлена (так называемые отключающие сборщики). И, наконец, существуют гибридные сборщики такие как сборщик по поколениям, который используется в пакете JDK 1.2 и последующих. Здесь используются различные алгоритмы сборки мусора на различных участках динамической памяти.

При оценке алгоритма сборки мусора мы можем руководствоваться любым или всеми из перечисленных ниже критериев:

  • Время пауз. Останавливает ли сборщик мусора работу приложения для сборки мусора? На какое время? Могут ли паузы быть ограничены по времени?
  • Предсказуемость пауз. Можно ли запланировать паузы для сборки мусора таким образом, чтобы это было удобно для пользовательской программы, а не для сборщика мусора?
  • Потребление ресурсов процессора. Какой процент всего доступного времени ЦП тратится на сборку мусора?
  • Отпечаток памяти. Многие алгоритмы сбора мусора требуют разделить динамическую память на отдельные области, некоторые из которых могут быть недоступны пользовательской программе в определённые периоды времени. Это значит, что реальный размер динамической памяти может быть в несколько раз больше, чем максимальная часть динамической памяти, занимаемая пользовательской программой.
  • Взаимодействие с виртуальной памятью. В системах с ограниченной физической памятью полная сборка мусора может вызывать страничные ошибки и подгружать нерезидентные страницы в память, чтобы проверить их в процессе сборки мусора. Так как затраты на страничную ошибку, желательно, чтобы сборщик мусора должным образом отслеживал локальность ссылок.
  • Взаимодействие с кэш-памятью. Даже в системах, в которых вся динамическая память целиком может поместиться в основной памяти, что верно практически для всех приложений Java, сборка мусора будет часто давать эффект удаления из кэша данных, используемых пользовательской программой, вызывая потери производительности для пользовательской программы.
  • Влияние на локальность программы. В то время, как некоторые считают, что работа сборщика мусора заключается только в регенерации недоступной памяти, другие уверены, что сборка мусора должна стараться улучшить локальность ссылок пользовательской программы. Сжимая и копируя, сборщики перемещают объекты во время сборки, что потенциально может улучшить локализацию.
  • Влияние на шаге компиляции и выполнения. Некоторые алгоритмы сборки мусора требуют существенной поддержки со стороны компилятора и среды выполнения, такого как обновление подсчета ссылок всякий раз, когда происходит присвоение значения указателю. Это создает как работу для компилятора, который должен генерировать эти подсчитывающие инструкции, так и дополнительную избыточность для среды выполнения, которая должна эти дополнительные инструкции исполнять. Как эти требования влияют на производительность? Вмешиваются ли они в оптимизацию, выполненную во время компиляции?

Независимо от выбранного алгоритма динамика развития технических и программных средств сделала утилизацию мусора гораздо более удобной. Экспериментальные исследования в 70-ых и 80-ых годах показали, что сбор мусора занимает от 25 до 40 процентов рабочего времени в больших программах, написанных на языке Лисп. Хотя сборка мусора пока не стала совершенно невидимой, она прошла долгий путь развития.


Основные алгоритмы

Проблема, с которой сталкиваются все алгоритмы сборки мусора, - одна и та же - как идентифицировать блоки памяти, которые были выданы программой распределения ресурсов, но недоступны пользовательской программе. Что мы имеем в виду под недоступностью? Блоки памяти могут быть доступны в одном из двух случаев - если пользовательская программа содержит ссылку на этот блок в корне, или если ссылка на этот блок содержится в другом доступном блоке. В программе на Java, корень - это ссылка на объект, содержащаяся в статической переменной или в локальной переменной на активном фрейме стека. Набор доступных объектов является транзитивным замыканием элементов корневого множества, состоящих в отношении "указывает на".

Подсчёт ссылок

Наиболее простая стратегия сбора мусора - это подсчёт ссылок. Это простая процедура, но она требует значительной поддержки от компилятора и даёт дополнительную избыточность для мутатора (термин для пользовательской программы с точки зрения сборщика мусора). Каждый объект имеет ассоциированное с ним количество ссылок - число активных ссылок на данный объект. Если количество ссылок равно нулю - это мусор (недоступный для пользовательской программы), и он может быть переработан. Каждый раз, когда модифицируется ссылка на указатель, например, с помощью оператора присваивания, или когда ссылка выходит за границу, компилятор должен генерировать код для того, чтобы обновить количество ссылок на указываемый объект. Если количество ссылок на объект доходит до нуля, среда выполнения может вернуть блок информации немедленно (и уменьшить количество ссылок для всех блоков, на которые ссылается возвращаемый блок) или поместить его в очередь для отсроченной утилизации.

Многие библиотечные классы ANSI C++, как например string, используют подсчёт ссылок, чтобы обеспечить появление сборки мусора. Перезагружая оператор присваивания и используя детерминированное завершение процедур, которое установлено областями действия в языке C++, программы на C++ могут использовать класс string так, будто он был собран в мусор. Подсчёт ссылок прост, хорошо позволяет проводить пошаговый сбор мусора и поддерживать хорошую локальность ссылок, но он редко используется в серийных сборщиках мусора по нескольким причинам, как то неспособность восстанавливать недоступные циклические структуры (объекты, которые прямо или косвенно ссылаются друг на друга, как циклически связанный список или древовидная схема, которая содержит обратные ссылки на родительский узел).

Трассирующие сборщики мусора

Ни один из стандартных сборщиков мусора в инструментальном пакете JDK не использует подсчёт ссылок; вместо этого используется одна из форм трассирующего сборщика. Трассирующий сборщик останавливает приложение (хоть это и не нужно на весь период сборки мусора) и начинают трассировать объекты, начиная с корневого набора, и проходят по всем ссылкам, пока все доступные объекты не будут проверены. Корни могут быть найдены в регистрах программ, в локальных (стековых) переменных, в стеке каждого из потоков и в статических переменных.

Маркирующе-зачищающие сборщики мусора

Наиболее простая форма трассирующего сборщика мусора, впервые предложенная создателем языка Lisp Джоном Маккарти в 1960г., - это маркирующе-зачищающий сборщик, в котором среда выполнения останавливается, и сборщик посещает каждый живой узел, начиная с корней, и маркирует каждый посещённый узел. Когда не существует больше не отслеженных ссылок, сборка мусора завершена, и затем динамическая память зачищается (то есть каждый объект динамической памяти проверяется), а любой непомеченный объект регенерируется как мусор и возвращается в список свободной памяти. Рисунок 1 иллюстрирует, как выглядит динамическая память до сборки мусора. Закрашенные блоки являются мусором, потому что они недоступны пользовательской программе:

Рисунок 1. Доступные и недоступные объекты
Доступные и недоступные объекты

Маркировка-зачистка проста для реализации, может легко восстанавливать циклические структуры и не даёт дополнительной нагрузки на компилятор или мутатор как подсчёт ссылок. Но у неё есть недостатки - паузы на сбор мусора могут быть долгими, и вся динамическая память посещается в фазе зачистки, что может иметь весьма негативные последствия на работу систем с виртуальной памятью, где динамическая память может быть разбита на страницы.

Большая проблема с маркировкой-зачисткой состоит в том, что каждый активный (то есть, распределённый) объект, доступен он или нет, посещается в фазе зачистки. Потому что значительный процент объектов, вероятно, окажется мусором, что означает, что сборщик тратит значительные усилия на проверку и обработку мусора. Маркирующе-зачищающие сборщики мусора также имеют тенденцию фрагментировать динамическую память, что может вызвать проблемы с локализацией и может также стать причиной ошибок выделения памяти, даже когда доступно достаточное количество свободной памяти.

Копирующие сборщики мусора

В копирующем сборщике, другом виде маркирующего сборщика, динамическая память делится на две равные по размеру части, одна из которых содержит активные данные, а другая не используется. Когда активная часть заполнена, среда выполнения останавливается, и действующие объекты копируются из активной части в неактивную. При этом части меняются своими ролями: старая неактивная часть становится активной и наоборот.

Преимущество копирующих сборщиков мусора состоит в том, что они посещают только живые объекты, что означает, что объекты мусора не будут исследоваться, им не потребуется подкачка в память и помещение в кэш. Продолжительность циклов сборки мусора копирующего сборщика зависит от количества живых объектов. Однако, копирующие сборщики создают дополнительные затраты на копирование данных из одной части в другую с исправлением всех ссылок на местонахождение новой копии. В частности, долгоживущие объекты будут копироваться туда-сюда при каждой сборке мусора.

Уплотнение динамической памяти

Копирующие сборщики приносят пользу ещё и тем, что живые объекты уплотняются в нижнюю часть динамической памяти. Это не только улучшает локальность ссылок пользовательской программы и позволяет избежать фрагментации динамической памяти, но и значительно уменьшает затраты на размещение объекта. Эта процедура становится просто добавлением ссылки к указателю вершины динамической памяти. Нет необходимости поддерживать списки свободной памяти или сохраняющиеся списки или выполнять алгоритмы наилучшей подгонки или первого подходящего - выделение места для N байт сводится к добавлению N к указателю вершины динамической памяти и возвращению его предыдущего значения, как это предлагается в Листинге 1:

Листинг 1. Беззатратное распределение ячеек памяти при работе копирующего сборщика мусора
void *malloc(int n) { 
    if (heapTop - heapStart < n)
        doGarbageCollection();

    void *wasStart = heapStart;
    heapStart += n;
    return wasStart;
}

Разработчики, которые использовали сложные схемы управления памятью для языков, не использующих сборщики мусора, могли бы сильно удивиться тому, насколько незатратным может быть распределение памяти - простое добавление ссылки - в копирующем сборщике мусора. Это может быть одной из причин распространённого мнения, что распределение объектов связанно с затратами, в более ранних версиях виртуальной машины Java не использовались копирующие сборщики мусора, и разработчики все еще подспудно считают, что затраты на распределение такие же, как в других языках, типа C, тогда как на самом деле они могут быть значительно меньше в исполняемой среде Java. Но не только издержки на распределение памяти меньше, но также для объектов, которые превратились в мусор до начала следующего цикла сборки, затраты на освобождение памяти равны нулю, так как утилизируемый объект не будет ни проверяться, ни копироваться.

Маркирующе-сжимающие сборщики мусора

Копирующий алгоритм имеет прекрасные рабочие характеристики, но его основным недостатком является потребность в объёме памяти большем в два раза, чем объём, необходимый для маркирующе-зачищающего сборщика мусора. Алгоритм маркировки-сжатия сочетает маркировку-зачистку и копирование таким образом, что эта проблема исчезает за счет того, что процесс сборки мусора усложняется. Как и маркировка-зачистка, маркировка-сжатие состоит из двух фаз. В фазе маркировки каждый действующий объект рассматривается и маркируется. Затем маркированные объекты копируются таким образом, что все действующие объекты уплотняются в самом низу динамической памяти. Если полное сжатие совершается при каждой сборке мусора, полученная в результате динамическая память такая же как и результат работы копирующего сборщика - между активной частью динамической памяти и свободной существует чёткая граница, так что затраты на размещение сравнимы с затратами при использовании копирующего сборщика мусора. Долгоживущие объекты имеют тенденцию накапливаться в самом низу динамической памяти, поэтому они не копируются циклически, как при использовании копирующего сборщика мусора.


Итак, какой выбрать?

Хорошо, какой же из этих подходов используется в инструментальном пакете JDK для сборки мусора? В каком-то смысле все из них. В предыдущих пакетах JDK использовался однопотоковый маркирующе-зачищающий или маркирующе-зачищающе-сжимающий сборщик. В JDK 1.2 и более поздних версиях применяется смешанный подход, который называется сборка мусора по поколениям, при которой динамическая память делится на несколько слоев в соответствии с возрастом объектов, и различные поколения обрабатываются отдельно с использованием разных алгоритмов утилизации памяти.

Сборка мусора по поколениям оказалась очень эффективной, хотя она потребовала несколько дополнительных требований по регистрации в среде выполнения. В выпуске Теории и практики Java, который выйдет в следующем месяце, мы рассмотрим, как сборка мусора по поколениям работает и как она используется виртуальной машиной 1.4.1 JVM. Кроме того, остановимся на том, какие еще возможности по сборке мусора предлагает JVM 1.4.1. В выпуске, который следует за этим, мы проанализируем, как влияет сборка мусора на работу системы, в том числе попытаемся развенчать несколько мифов, связанных с управлением памятью.

Ресурсы

Комментарии

developerWorks: Войти

Обязательные поля отмечены звездочкой (*).


Нужен IBM ID?
Забыли Ваш IBM ID?


Забыли Ваш пароль?
Изменить пароль

Нажимая Отправить, Вы принимаете Условия использования developerWorks.

 


Профиль создается, когда вы первый раз заходите в developerWorks. Информация в вашем профиле (имя, страна / регион, название компании) отображается для всех пользователей и будет сопровождать любой опубликованный вами контент пока вы специально не укажите скрыть название вашей компании. Вы можете обновить ваш IBM аккаунт в любое время.

Вся введенная информация защищена.

Выберите имя, которое будет отображаться на экране



При первом входе в developerWorks для Вас будет создан профиль и Вам нужно будет выбрать Отображаемое имя. Оно будет выводиться рядом с контентом, опубликованным Вами в developerWorks.

Отображаемое имя должно иметь длину от 3 символов до 31 символа. Ваше Имя в системе должно быть уникальным. В качестве имени по соображениям приватности нельзя использовать контактный e-mail.

Обязательные поля отмечены звездочкой (*).

(Отображаемое имя должно иметь длину от 3 символов до 31 символа.)

Нажимая Отправить, Вы принимаете Условия использования developerWorks.

 


Вся введенная информация защищена.


static.content.url=http://www.ibm.com/developerworks/js/artrating/
SITE_ID=40
Zone=Технология Java
ArticleID=199687
ArticleTitle=Теория и практика Java: Краткая история развития технологии утилизации памяти
publish-date=03022007

Java theory and practice: A brief history of garbage collection

How does garbage collection work?

The Java language may be the most widely used programming language to rely on garbage collection, but it is by no means the first. Garbage collection has been an integral part of many programming languages, including Lisp, Smalltalk, Eiffel, Haskell, ML, Scheme, and Modula-3, and has been in use since the early 1960s. In this installment of Java theory and practice, Brian Goetz describes the most common techniques for garbage collection. Over the next several months, he'll look at the garbage collection strategies employed by the 1.4 JVM, some performance implications of various garbage collection strategies, and how (as well as how not) to assist the garbage collector to yield better performance.

Share:

Brian Goetz (brian@quiotix.com), Principal Consultant, Quiotix Corp

Brian Goetz has been a professional software developer for the past 15 years. He is a Principal Consultant at Quiotix, a software development and consulting firm located in Los Altos, California, and he serves on several JCP Expert Groups. See Brian's published and upcoming articles in popular industry publications.



28 October 2003

Also available in Russian Japanese

The benefits of garbage collection are indisputable -- increased reliability, decoupling of memory management from class interface design, and less developer time spent chasing memory management errors. The well-known problems of dangling pointers and memory leaks simply do not occur in Java programs. (Java programs can exhibit a form of memory leak, more accurately called unintentional object retention, but this is a different problem.) However, garbage collection is not without its costs -- among them performance impact, pauses, configuration complexity, and nondeterministic finalization.

An ideal garbage collection implementation would be totally invisible -- there would be no garbage collection pauses, no CPU time would be lost to garbage collection, the garbage collector wouldn't interact negatively with virtual memory or the cache, and the heap wouldn't need to be any larger than the residency (heap occupancy) of the application. Of course, there are no perfect garbage collectors, but garbage collectors have improved significantly over the past ten years.

Options -- and choices

The 1.3 JDK includes three different garbage collection strategies; the 1.4.1 JDK includes six, and over a dozen command-line options for configuring and tuning garbage collection. How do they differ? Why do we need so many?

The various garbage collection implementations use different strategies for identification and reclamation of unreachable objects, and they interact differently with the user program and scheduler. Different sorts of applications will have different requirements for garbage collection -- real-time applications will demand short and bounded-duration collection pauses, whereas enterprise applications may tolerate longer or less predictable pauses in favor of higher throughput.


How does garbage collection work?

There are several basic strategies for garbage collection: reference counting, mark-sweep, mark-compact, and copying. In addition, some algorithms can do their job incrementally (the entire heap need not be collected at once, resulting in shorter collection pauses), and some can run while the user program runs (concurrent collectors). Others must perform an entire collection at once while the user program is suspended (so-called stop-the-world collectors). Finally, there are hybrid collectors, such as the generational collector employed by the 1.2 and later JDKs, which use different collection algorithms on different areas of the heap.

When evaluating a garbage collection algorithm, we might consider any or all of the following criteria:

  • Pause time. Does the collector stop the world to perform collection? For how long? Can pauses be bounded in time?
  • Pause predictability. Can garbage collection pauses be scheduled at times that are convenient for the user program, rather than for the garbage collector?
  • CPU usage. What percentage of the total available CPU time is spent in garbage collection?
  • Memory footprint. Many garbage collection algorithms require dividing the heap into separate memory spaces, some of which may be inaccessible to the user program at certain times. This means that the actual size of the heap may be several times bigger than the maximum heap residency of the user program.
  • Virtual memory interaction. On systems with limited physical memory, a full garbage collection may fault nonresident pages into memory to examine them during the collection process. Because the cost of a page fault is high, it is desirable that a garbage collector properly manage locality of reference.
  • Cache interaction. Even on systems where the entire heap can fit into main memory, which is true of virtually all Java applications, garbage collection will often have the effect of flushing data used by the user program out of the cache, imposing a performance cost on the user program.
  • Effects on program locality. While some believe that the job of the garbage collector is simply to reclaim unreachable memory, others believe that the garbage collector should also attempt to improve the reference locality of the user program. Compacting and copying collectors relocate objects during collection, which has the potential to improve locality.
  • Compiler and runtime impact. Some garbage collection algorithms require significant cooperation from the compiler or runtime environment, such as updating reference counts whenever a pointer assignment is performed. This creates both work for the compiler, which must generate these bookkeeping instructions, and overhead for the runtime environment, which must execute these additional instructions. What is the performance impact of these requirements? Does it interfere with compile-time optimizations?

Regardless of the algorithm chosen, trends in hardware and software have made garbage collection far more practical. Empirical studies from the 1970s and 1980s show garbage collection consuming between 25 percent and 40 percent of the runtime in large Lisp programs. While garbage collection may not yet be totally invisible, it sure has come a long way.


The basic algorithms

The problem faced by all garbage collection algorithms is the same -- identify blocks of memory that have been dispensed by the allocator, but are unreachable by the user program. What do we mean by unreachable? Memory blocks can be reached in one of two ways -- if the user program holds a reference to that block in a root, or if there is a reference to that block held in another reachable block. In a Java program, a root is a reference to an object held in a static variable or in a local variable on an active stack frame. The set of reachable objects is the transitive closure of the root set under the points-to relation.

Reference counting

The most straightforward garbage collection strategy is reference counting. Reference counting is simple, but requires significant assistance from the compiler and imposes overhead on the mutator (the term for the user program, from the perspective of the garbage collector). Each object has an associated reference count -- the number of active references to that object. If an object's reference count is zero, it is garbage (unreachable from the user program) and can be recycled. Every time a pointer reference is modified, such as through an assignment statement, or when a reference goes out of scope, the compiler must generate code to update the referenced object's reference count. If an object's reference count goes to zero, the runtime can reclaim the block immediately (and decrement the reference counts of any blocks that the reclaimed block references), or place it on a queue for deferred collection.

Many ANSI C++ library classes, such as string, employ reference counting to provide the appearance of garbage collection. By overloading the assignment operator and exploiting the deterministic finalization provided by C++ scoping, C++ programs can use the string class as if it were garbage collected. Reference counting is simple, lends itself well to incremental collection, and the collection process tends to have good locality of reference, but it is rarely used in production garbage collectors for a number of reasons, such as its inability to reclaim unreachable cyclic structures (objects that reference each other directly or indirectly, like a circularly linked list or a tree that contains back-pointers to the parent node).

Tracing collectors

None of the standard garbage collectors in the JDK uses reference counting; instead, they all use some form of tracing collector. A tracing collector stops the world (although not necessarily for the entire duration of the collection) and starts tracing objects, starting at the root set and following references until all reachable objects have been examined. Roots can be found in program registers, in local (stack-based) variables in each thread's stack, and in static variables.

Mark-sweep collectors

The most basic form of tracing collector, first proposed by Lisp inventor John McCarthy in 1960, is the mark-sweep collector, in which the world is stopped and the collector visits each live node, starting from the roots, and marks each node it visits. When there are no more references to follow, collection is complete, and then the heap is swept (that is, every object in the heap is examined), and any object not marked is reclaimed as garbage and returned to the free list. Figure 1 illustrates a heap prior to garbage collection; the shaded blocks are garbage because they are unreachable by the user program:

Figure 1. Reachable and unreachable objects
Reachable and unreachable objects

Mark-sweep is simple to implement, can reclaim cyclic structures easily, and doesn't place any burden on the compiler or mutator like reference counting does. But it has deficiencies -- collection pauses can be long, and the entire heap is visited in the sweep phase, which can have very negative performance consequences on virtual memory systems where the heap may be paged.

The big problem with mark-sweep is that every active (that is, allocated) object, whether reachable or not, is visited during the sweep phase. Because a significant percentage of objects are likely to be garbage, this means that the collector is spending considerable effort examining and handling garbage. Mark-sweep collectors also tend to leave the heap fragmented, which can cause locality issues and can also cause allocation failures even when sufficient free memory appears to be available.

Copying collectors

In a copying collector, another form of tracing collector, the heap is divided into two equally sized semi-spaces, one of which contains active data and the other is unused. When the active space fills up, the world is stopped and live objects are copied from the active space into the inactive space. The roles of the spaces are then flipped, with the old inactive space becoming the new active space.

Copying collection has the advantage of only visiting live objects, which means garbage objects will not be examined, nor will they need to be paged into memory or brought into the cache. The duration of collection cycles in a copying collector is driven by the number of live objects. However, copying collectors have the added cost of copying the data from one space to another, adjusting all references to point to the new copy. In particular, long-lived objects will be copied back and forth on every collection.

Heap compaction

Copying collectors have another benefit, which is that the set of live objects are compacted into the bottom of the heap. This not only improves locality of reference of the user program and eliminates heap fragmentation, but also greatly reduces the cost of object allocation -- object allocation becomes a simple pointer addition on the top-of-heap pointer. There is no need to maintain free lists or look-aside lists, or perform best-fit or first-fit algorithms -- allocating N bytes is as simple as adding N to the top-of-heap pointer and returning its previous value, as suggested in Listing 1:

Listing 1. Inexpensive memory allocation in a copying collector
void *malloc(int n) { 
    if (heapTop - heapStart < n)
        doGarbageCollection();

    void *wasStart = heapStart;
    heapStart += n;
    return wasStart;
}

Developers who have implemented sophisticated memory management schemes for non-garbage-collected languages may be surprised at how inexpensive allocation is -- a simple pointer addition -- in a copying collector. This may be one of the reasons for the pervasive belief that object allocation is expensive -- earlier JVM implementations did not use copying collectors, and developers are still implicitly assuming allocation cost is similar to other languages, like C, when in fact it may be significantly cheaper in the Java runtime. Not only is the cost of allocation smaller, but for objects that become garbage before the next collection cycle, the deallocation cost is zero, as the garbage object will be neither visited nor copied.

Mark-compact collectors

The copying algorithm has excellent performance characteristics, but it has the drawback of requiring twice as much memory as a mark-sweep collector. The mark-compact algorithm combines mark-sweep and copying in a way that avoids this problem, at the cost of some increased collection complexity. Like mark-sweep, mark-compact is a two-phase process, where each live object is visited and marked in the marking phase. Then, marked objects are copied such that all the live objects are compacted at the bottom of the heap. If a complete compaction is performed at every collection, the resulting heap is similar to the result of a copying collector -- there is a clear demarcation between the active portion of the heap and the free area, so that allocation costs are comparable to a copying collector. Long-lived objects tend to accumulate at the bottom of the heap, so they are not copied repeatedly as they are in a copying collector.


Well, which one?

OK, so which of these approaches does the JDK take for garbage collection? In some sense, all of them. Early JDKs used a single-threaded mark-sweep or mark-sweep-compact collector. JDKs 1.2 and later employ a hybrid approach, called generational collection, where the heap is divided into several sections based on an object's age, and different generations are collected separately using different collection algorithms.

Generational garbage collection turns out to be very effective, although it introduces several additional bookkeeping requirements at runtime. In next month's Java theory and practice, we'll explore how generational garbage collection works and how it is employed by the 1.4.1 JVM, in addition to all the other garbage collection options offered by the 1.4.1 JVM. In the installment following that, we'll look at the performance impact of garbage collection, including debunking some performance myths related to memory management.

Resources

Comments

developerWorks: Sign in

Required fields are indicated with an asterisk (*).


Need an IBM ID?
Forgot your IBM ID?


Forgot your password?
Change your password

By clicking Submit, you agree to the developerWorks terms of use.

 


The first time you sign into developerWorks, a profile is created for you. Information in your profile (your name, country/region, and company name) is displayed to the public and will accompany any content you post, unless you opt to hide your company name. You may update your IBM account at any time.

All information submitted is secure.

Choose your display name



The first time you sign in to developerWorks, a profile is created for you, so you need to choose a display name. Your display name accompanies the content you post on developerWorks.

Please choose a display name between 3-31 characters. Your display name must be unique in the developerWorks community and should not be your email address for privacy reasons.

Required fields are indicated with an asterisk (*).

(Must be between 3 – 31 characters.)

By clicking Submit, you agree to the developerWorks terms of use.

 


All information submitted is secure.

Dig deeper into Java technology on developerWorks


static.content.url=http://www.ibm.com/developerworks/js/artrating/
SITE_ID=1
Zone=Java technology
ArticleID=10881
ArticleTitle=Java theory and practice: A brief history of garbage collection
publish-date=10282003