Теория и практика Java: Будьте хорошим подписчиком (событий)

Рекомендации по написанию и поддержке подписчиков событий

Шаблон Observer, наиболее часто встречаемый в разработке Swing, также очень полезен для развязывания компонентов в ситуациях, отличных от GUI-приложений. Однако, существует несколько общих для всех ловушек, связанных с регистрацией и активацией подписчиков. В этом очередном выпуске Теории и практики Java Брайан Гетц предлагает несколько полезных советов, как быть хорошим подписчиком и как самому быть хорошим для своих "подписчиков".

Брайан Гетц, главный консультант, Quiotix

Брайан Гетц (Brian Goetz) - консультант по ПО и последние 15 лет работал профессиональными разработчиком ПО. Сейчас он является главным консультантом в фирме Quiotix, занимающейся разработкой ПО и консалтингом и находящейся в Лос-Альтос, Калифорния. Следите за публикациями Брайана в популярных промышленных изданиях. Вы можете связаться с Брайаном по адресу brian@quiotix.com



26.02.2007

Среда Swing активно использует шаблон Observer (также известный как шаблон публикации-подписки) в форме приёмников событий. Компоненты Swing, являющиеся целью пользовательского взаимодействия, генерируют события, когда пользователь взаимодействует с ними; классы модели данных генерируют события, когда данные изменяются. Такое использование Observer позволяет отделить контроллер от модели, а модель отделить от представления, упрощая разработку GUI-приложений.

Книга "Банды четырех" (Gang of Four) Шаблоны для Проектирования (см. Ресурсы) описывает шаблон Observer, как определение "зависимости "один ко многим" между объектами, так что при изменении состояния одного объекта, все зависимые от него объекты оповещаются и обновляются автоматически." Шаблон Observer делает возможной слабую связь между компонентами; компоненты могут сохранять своё синхронизированное состояние при необязательном непосредственном знании личности и устройства друг друга, облегчая повторное использование компонентов.

Компоненты AWT и Swing, такие как JButton или JTable, используют шаблон Observer для отделения генерации событий GUI от их семантики внутри данного приложения. Аналогичным образом, классы моделей Swing, такие как TableModel и TreeModel, используют Observer чтобы разделить отображение модели данных от процесса генерации представлений, что делает возможными множественные независимые представления для одних и тех же данных. Swing определяет иерархии объектов Event и EventListener; компоненты, которые могут генерировать события, такие как JButton (визуальный компонент) или TableModel (модель данных), предоставляют методы addXxxListener() и removeXxxListener() для регистрации и разрегистрации подписчиков. Эти классы решают, когда им необходимо генерировать события, и когда они генерируют их, то вызывают все подписчики, которые зарегистрированы.

Для поддержки подписчиков, объекту необходимо вести список зарегистрированных подписчиков, предоставлять средства для регистрации и разрегистрации подписчиков и вызывать каждый подписчик в случае соответствующего события. Подписчики легко использовать и поддерживать (не только в GUI-приложениях), но необходимо избежать пары ловушек по обе стороны интерфейса регистрации: это компоненты, поддерживающие подписчики, и компоненты, которые их регистрируют.

Проблемы безопасности потоков

Зачастую подписичики вызываются в другом потоке, отличном от того, из которого они были зарегистрированы. Для поддержки регистрации подписчиков из различных потоков, какой бы механизм не использовался для хранения и поддержания списка активных подписчиков, он должен быть безопасным для потоков. Многие примеры в документации Sun используют Vector для хранения списка подписчиков, что решает проблему частично, но не решает всей проблемы. Когда событие генерируется, компонент, его генерирующий, будет перебирать список подписчиков и вызывать каждый из них, что вносит риск одновременной модификации, если какой-нибудь поток захочет добавить или удалить подписчик в то время, когда список подписчиков перебирается.

Управление списком подписчиков

Предположим, вы используете Vector<Listener> для хранения вашего списка подписчиков. Хотя класс Vector является потокобезопасным, что означает, что его методы могут быть вызваны без дополнительной синхронизации безо всякого риска повредить структуры данных Vector, перебор коллекции включает в себя последовательности вида "проверка-затем-действие", которые могут работать некорректно, если коллекция модифицируется во время перебора. Допустим, к началу перебора в вашем списке находятся три подписчика. Когда вы перебираете Vector, вы многократно вызываете size() и get(), пока не останется больше элементов для извлечения, как в Листинге 1:

Листинг 1. Небезопасный перебор Vector
Vector<Listener> v;
for (int i=0; i<v.size(); i++)
  v.get(i).eventHappened(event);

Но что случится, если сразу после последнего вызова Vector.size() кто-то удаляет подписчик из списка? Теперь Vector.get() возвратит null (что совершенно верно, поскольку состояние вектора изменилось с момента вашей последней проверки), и вы выбросите NullPointerException, когда попытаетесь вызвать eventHappened(). Это пример последовательности проверка-затем-действие - вы проверяете, существуют ли еще элементы, и если да, то вы получаете следующий элемент, но в присутствии одновременной модификации состояние могло измениться с момента проверки. Рисунок 1 иллюстрирует проблему:

Рисунок 1. Одновременный перебор и модификация, приводящие к неожиданному сбою

Одновременный перебор и модификация, приводящие к неожиданному сбою

Одно из решений данной проблемы - установить блокировку на Vector на время перебора; другое - клонировать Vector или вызывать его метод toArray() для извлечения его содержимого каждый раз при возникновении события. Оба этих подхода отражаются на производительности; в первом случае вы рискует заблокировать на время перебора другие потоки, которым может потребоваться доступ к списку подписчиков, тогда как во втором случае происходит создание временного объекта и копирование списка каждый раз при возникновении события.

Если вы используете Iterator для обхода списка подписчиков, у вас будет та же проблема, но в слегка измененном виде; вместо NullPointerException реализация iterator() выбросит ConcurrentModificationException, если обнаружит, что коллекция была модифицирована с момента начала перебора. Опять же, этого можно избежать, заблокировав коллекцию на время перебора.

Класс CopyOnWriteArrayList в java.util.concurrent может помочь предотвратить эту проблему. Он реализует List и является потокобезопасным, но его итераторы не выбросят ConcurrentModificationException и не требуют никаких дополнительных блокировок во время обхода. Эта комбинация характеристик достигается путем внутреннего перераспределения и копирования содержимого списка каждый раз, когда список модифицируется, так что потокам, перебирающим содержимое, не приходится иметь дело с изменениями - с их точки зрения содержимое списка остается неизменным во время перебора. Хотя это, может быть, звучит неэффективно, помните, что в большинстве ситуаций с Observer каждый компонент имеет небольшое количество подписчиков, а количество обходов намного превосходит по численности вставки и удаления. Тем самым, более быстрый перебор компенсирует более медленную мутацию и обеспечивает лучшую параллельность, потому что множественные потоки могут перебирать список одновременно.

Угрозы безопасности при инициализации

Весьма заманчиво регистрировать подписчик из его конструктора, но следует избегать этого соблазна. Это не только связано с проблемой "недействительного подписчика" (о которой я говорю в данный момент), но и создаёт несколько проблем безопасности потоков. В Листинге 2 показана на первый взгляд безвредная попытка сконструировать и зарегистрировать подписчик в одно и то же время. Проблема заключается в том, что указатель "this" на объект здесь может быть потерян до того, как объект будет полностью сконструирован. Это может выглядеть безвредно, поскольку регистрация - это последнее, что делает конструктор, но внешний вид может быть обманчивым:

Листинг 2. Подписчик событий, позволяющий потерять указатель "this", что приводит к проблемам
public class EventListener { 

  public EventListener(EventSource eventSource) {
    // do our initialization
    ...

    // register ourselves with the event source
    eventSource.registerListener(this);
  }

  public onEvent(Event e) { 
    // handle the event
  }
}

Один из рисков данного подхода проявляется, когда создаётся подкласс подписчика событий: Теперь всё, что делается конструктором подкласса, происходит после запуска конструктора EventListener, а, значит и после публикации EventListener, создавая условия для конкуренции. При неудачном стечении обстоятельств метод onEvent в Листинге 3 может быть вызван до инициализации поля списка, вызывая сильно запутывающее NullPointerException при разыменовании финального поля:

Листинг 3. Проблема, вызванная созданием подкласса для EventListener в Листинге 2
public class RecordingEventListener extends EventListener {
  private final ArrayList<Event> list;

  public RecordingEventListener(EventSource eventSource) {
    super(eventSource);
    list = Collections.synchronizedList(new ArrayList<Event>());
  }

  public onEvent(Event e) { 
    list.add(e);
    super.onEvent(e);
  }
}

Даже если класс вашего подписчика является финальным, и потому из него нельзя создавать подклассы, вы, всё равно, не должны допускать потери указателя "this" в конструкторе - это подрывает некоторые гарантии безопасности, которые даёт Java Memory Model. Существует возможность указателю "this" ускользнуть, даже без использования слова "this" в вашей программе; публикация экземпляра нестатического внутреннего класса оказывает тот же эффект, потому что внутренний класс содержит ссылку на указатель "this" вмещающего его в себя объекта. Одной из наиболее типичных причин, позволяющих ссылке "this" случайно потеряться, является регистрация подписчиков, как показано в Листинге 4. Подписчики событий не должны регистрироваться из конструкторов!

Листинг 4. Неявное позволение указателю "this" потеряться за счёт опубликования экземпляра внутреннего класса
public class EventListener2 {
  public EventListener2(EventSource eventSource) {

    eventSource.registerListener(
      new EventListener() {
        public void onEvent(Event e) { 
          eventReceived(e);
        }
      });
  }

  public void eventReceived(Event e) {
  }
}

Потокобезопасность подписчика

Третья проблема безопасности потоков, возникающая в связи с использованием подписчиков, является следствием того факта, что подписчикам может потребоваться доступ к данным приложения, а подписчик обычно вызывается в потоке, который не контролируется непосредственно приложением. Если вы регистрируете подписчик с помощью JButton или другого компонента Swing, то он будет вызван из EDT. Код подписчика может безопасно вызывать методы компонентов Swing из EDT, но доступ к объектам приложения из подписчика может добавить новые требования безопасности потоков в вашу программу, если эти объекты не являются уже потокобезопасными.

Компоненты Swing генерируют события в результате воздействий пользователя, но классы модели Swing генерируют события в случае вызова методов fireXxxEvent(). Эти методы в свою очередь вызовут подписчики, в каком бы потоке они не вызывались. Поскольку классы модели Swing не являются потокобезопасными и предположительно ограничены EDT, любые вызовы fireXxxEvent() должны также выполняться из EDT. Если вы хотите запустить событие из другого потока, вы должны использовать функцию Swing invokeLater(), чтобы вызов метода сработал, но из EDT. В общем, учитывайте, из какого потока будут вызваны подписчики событий, и убедитесь, что любые затрагиваемые ими объекты являются либо потокобезопасными, либо защищёнными соответствующей синхронизацией (или ограничением потока, как классы модели Swing) везде, где к ним имеется доступ.


Недействительные подписчики

Всякий раз, используя шаблон Observer, вы связываете два отдельных компонента - обозреватель и обозреваемого, которые обычно имеют свои жизненные циклы. Одним из следствий регистрации подписчика является то, что создаётся жёсткая ссылка от обозреваемого объекта к подписчику, что мешает подписчику (и другим объектам, на которые он ссылается) быть утилизированными до тех пор, пока подписчик не будет разрегистрирован. Во многих случаях предполагается жизненный цикл подписчика такой же по длительности, как и у обозреваемого компонента - многие подписчики сохраняются на протяжении всей работы приложения. Но в некоторых случаях подписчики, которые предполагались как кратковременные, оказываются постоянными, и единственными признаками их внеплановой задержки является медленная работа приложения и чрезмерное потребление памяти.

Проблема "недействительного подписчика" может быть вызвана небрежностью на уровне проектирования: неадекватным расчётом времени жизни задействованных объектов или просто неряшливым кодированием. Регистрация и разрегистрирование подписчиков должны всегда делаться в согласованной паре. Но даже если вы делаете именно так, вы должны удостовериться, что разрегистрирование действительно выполняется в нужный момент. В Листинге 5 показан пример идиомы кодирования с риском появления недействительных подписчиков. В нём подписчик регистрируется с компонентом, выполняет некоторые действия, а затем подписчик разрегистрируется:

Листинг 5. Код с риском появления недействительных подписчиков
  public void processFile(String filename) throws IOException {
    cancelButton.registerListener(this);
    // open file, read it, process it
    // might throw IOException
    cancelButton.unregisterListener(this);
  }

Проблема в Листинге 5 заключается в том, что если код обработки файлов выбрасывает IOException (что вполне вероятно), то подписчик никогда не будет разрегистрирован, а это означает, что он никогда не будет утилизирован. Операция разрегистрирования должна проводиться в блоке finally, так чтобы она выполнялась при любом маршруте выхода из метода processFile().

Один из предлагаемых подходов для работы с недействительными подписчиками - это использование слабых ссылок. Хотя данный подход и возможен, его реализация довольно сложна. Для того чтобы он работал, вам необходимо найти другой объект, чей жизненный цикл точно такой, как у вашего подписчика, и настроить для него жёсткие ссылки на ваш подписчик, что не всегда легко.

Другой методикой, которая может иногда использоваться для отыскания скрытых недействительных подписчиков, является предотвращение двойной регистрации данного подписчика с данным источником событий. Данная ситуация обычно указывает на ошибку, что подписчик был зарегистрирован, но не разрегистрирован, а затем опять зарегистрирован. Одним из способов смягчить последствия этого и избежать обязательного поиска причин проблемы является использование Set вместо List для хранения подписчиков; как вариант, вы могли бы проверить List, чтобы узнать зарегистрирован ли подписчик прежде, чем его регистрировать, и выбросить исключение (или записать в журнал ошибку), если это так, чтобы можно было собрать признаки ошибки кодирования и принять меры.


Другие дефекты подписчика

При написании подписчиков вы всегда должны учитывать среду, в которой они будут выполняться. Вы должны не только обращать внимание на вопросы безопасности потоков, но вам необходимо также помнить, что подписчик может доставлять неприятности своей вызывающей стороне также и иными способами. Одна из вещей, которую подписчик не должен делать, - это блокировка на значительное время; скорее всего, его вызвали из контекста выполнения, который ожидает скорейшего возвращения ему назад управления. Если подписчик собирается выполнить потенциально длительную операцию, такую , например, как обработку большого документа или выполнение чего-то, что может вызвать блокировку, например, выполнение ввода/вывода для сокета, то он должен организовать выполнение этой работы в другом потоке, чтобы быстрее вернуться туда, откуда вызвали.

Другой способ, которым подписчики могут создавать неприятности для неосторожных источников событий, это генерирование неотмеченного исключения. Хотя чаще всего мы не собираемся генерировать неотмеченные исключения, это иногда происходит. Если вы использовали идиому из Листинга 1 для активации подписчиков, а второй подписчик в списке выбросил неотмеченное исключение, то не только не будут вызваны последующие подписчики (что потенциально оставляет приложение в неопределенном состоянии), но это даже может убить поток, в котором он выполняется, что вызывает частичный сбой в приложении.

При активации неизвестного кода (который подписчики конечно квалифицируют именно таким образом), разумно выполнять его в блоке try-catch, чтобы неблагополучные подписчики не нанесли больше вреда, чем необходимо. Вы даже, может быть, захотите автоматически разрегистрировать подписчик, генерирующий неотмеченное исключение; в конце концов, это является признаком того, что подписчик испорчен. (Вы также захотите записать это в журнал или как-нибудь ещё обратить на это внимание пользователя, чтобы пользователь смог разобраться, почему программа перестала выполняться, как ожидалось.) Листинг 6 демонстрирует пример такого подхода, при котором блок try-catch помещается внутри цикла прокрутки:

Листинг 6. Вызов отказоустойчивого подписчика
List<Listener> list;
for (Iterator<Listener> i=list.iterator; i.hasNext(); ) {
    Listener l = i.next();
    try {
        l.eventHappened(event);
    }
    catch (RuntimeException e) {
        log("Unexpected exception in listener", e);
        i.remove();
    }
}

Резюме

Шаблон Observer весьма полезен для создания слабосвязанных компонентов и стимулирования повторного использования компонентов, но при этом существуют некоторые риски, которых должны остерегаться разработчики подписчиков и разработчики компонентов. При регистрации подписчика, всегда учитывайте его жизненный цикл. Если он рассчитан на более короткий жизненный цикл, чем приложение, убедитесь, что он разрегистрируется, чтобы он мог быть утилизирован. При написании подписчиков и компонентов учитывайте затрагиваемые проблемы безопасности потоков. Любые объекты, затронутые подписчиками, должны быть или потокобезопасными, или предназначаться для ограниченных потоком объектов, таких как модели Swing, подписчик должен быть уверен, что он выполняется в правильном потоке.

Ресурсы

Комментарии

developerWorks: Войти

Обязательные поля отмечены звездочкой (*).


Нужен IBM ID?
Забыли Ваш IBM ID?


Забыли Ваш пароль?
Изменить пароль

Нажимая Отправить, Вы принимаете Условия использования developerWorks.

 


Профиль создается, когда вы первый раз заходите в developerWorks. Информация в вашем профиле (имя, страна / регион, название компании) отображается для всех пользователей и будет сопровождать любой опубликованный вами контент пока вы специально не укажите скрыть название вашей компании. Вы можете обновить ваш IBM аккаунт в любое время.

Вся введенная информация защищена.

Выберите имя, которое будет отображаться на экране



При первом входе в developerWorks для Вас будет создан профиль и Вам нужно будет выбрать Отображаемое имя. Оно будет выводиться рядом с контентом, опубликованным Вами в developerWorks.

Отображаемое имя должно иметь длину от 3 символов до 31 символа. Ваше Имя в системе должно быть уникальным. В качестве имени по соображениям приватности нельзя использовать контактный e-mail.

Обязательные поля отмечены звездочкой (*).

(Отображаемое имя должно иметь длину от 3 символов до 31 символа.)

Нажимая Отправить, Вы принимаете Условия использования developerWorks.

 


Вся введенная информация защищена.


static.content.url=http://www.ibm.com/developerworks/js/artrating/
SITE_ID=40
Zone=Технология Java
ArticleID=197819
ArticleTitle=Теория и практика Java: Будьте хорошим подписчиком (событий)
publish-date=02262007

Java theory and practice: Be a good (event) listener

Guidelines for writing and supporting event listeners

The Observer pattern, most often seen in Swing development, is also very useful for decoupling components in situations other than GUI applications. However, some common pitfalls with registering or invoking listeners exist. In this installment of Java theory and practice, Java therapist Brian Goetz offers some feel-good advice on how to be a good listener -- and how to be nice to your listeners, too.

Brian Goetz (brian@quiotix.com), Principal Consultant, Quiotix

Brian Goetz has been a professional software developer for over 18 years. He is a Principal Consultant at Quiotix, a software development and consulting firm located in Los Altos, California, and he serves on several JCP Expert Groups. See Brian's published and upcoming articles in popular industry publications.



26 July 2005

Also available in Russian Japanese

The Swing framework makes extensive use of the Observer pattern (also known as the publish-subscribe pattern) in the form of event listeners. Swing components that are the targets of user interaction fire events when the user interacts with them; data model classes fire events when the data has changed. The use of Observer in this way lets the controller be separated from the model, and the model be separated from the view, simplifying the development of GUI applications.

The "Gang of Four" Design Patterns book (see Resources) describes the Observer pattern as defining "a one-to-many dependency between objects so that when one object changes state, all of its dependents are notified and updated automatically." The Observer pattern enables loose coupling of components; components can keep their states synchronized without necessarily needing direct knowledge of each other's identities or internals, facilitating component reuse.

AWT and Swing components, such as JButton or JTable, use the Observer pattern to decouple the generation of GUI events from their semantics within a given application. Similarly, the Swing model classes, such as TableModel and TreeModel, use Observer to decouple data model representation from view generation, which enables multiple, independent views of the same data. Swing defines a hierarchy of Event and EventListener objects; components that can generate events, such as JButton (visual component) or TableModel (data model) provide addXxxListener() and removeXxxListener() methods for registering and unregistering listeners. These classes decide when they need to fire events, and when they do, they call all the listeners that are registered.

To support listeners, an object needs to maintain a list of registered listeners, provide a means of registering and unregistering listeners, and call each listener when the appropriate event occurs. Listeners are easy to use and support (not just in GUI applications), but a couple of pitfalls should be avoided on both sides of the registration interface: the components that support listeners and the components that register them.

Thread-safety issues

Frequently, listeners are called in a different thread from which they were registered. To support registering listeners from different threads, whatever mechanism is used to store and manage the list of active listeners must be thread-safe. Many of the examples in the Sun documentation use Vector for storing the list of listeners, which addresses part of the problem, but it doesn't address the whole problem. When an event is fired, the component firing it will want to iterate the list of listeners and call each one, which introduces the risk of concurrent modification if some thread happens to want to add or remove a listener while the list of listeners is being iterated.

Managing the listener list

Suppose you use a Vector<Listener> to store your list of listeners. While the Vector class is thread-safe, which means that its methods can be called without additional synchronization without risk of corrupting the Vector data structures, iterating a collection involves "check-then-act" sequences, which are at risk of failing if the collection is modified during iteration. Let's say there are three listeners in your list at the start of iteration. As you iterate through the Vector, you repeatedly call size() and get() until there are no more elements to retrieve, as in Listing 1:

Listing 1. Unsafe iteration of a Vector
Vector<Listener> v;
for (int i=0; i<v.size(); i++)
  v.get(i).eventHappened(event);

But what happens if, just after you call Vector.size() for the last time, someone removes a listener from the list? Now, Vector.get() will return null (which is correct, because the state of the vector has changed since you last checked), and you will throw a NullPointerException when you try to call eventHappened(). This is an example of a check-then-act sequence -- you check to see if any more elements exist, and if so, you get the next element -- but in the presence of concurrent modification, the state could have changed since the check. Figure 1 illustrates the problem:

Figure 1. Concurrent iteration and modification, resulting in unexpected failure
Concurrent iteration and modification, resulting in unexpected failure

One solution to this problem is to hold the lock on the Vector for the duration of iteration; another is to clone the Vector or call its toArray() method to retrieve its contents every time an event occurs. Both of these approaches have performance consequences; the first risks locking out other threads that might want to access the listener list for the duration of iteration, while the second involves creating a temporary object and copying the list every time an event occurs.

If you use an Iterator to traverse the listener list, you'll have the same problem in a slightly different guise; rather than throwing NullPointerException, the iterator() implementation will throw ConcurrentModificationException if it detects that the collection has been modified since iteration began. Again, this can be prevented by locking the collection for the duration of iteration.

The CopyOnWriteArrayList class, in java.util.concurrent, can help prevent this problem. It implements List and is thread-safe, but its iterators will not throw ConcurrentModificationException and do not require any additional locking during traversal. This combination of features is achieved by reallocating and copying the list contents internally every time the list is modified, so that threads iterating the contents do not have to deal with changes -- from their perspective, the list contents remain constant during iteration. While this may sound inefficient, remember that in most Observer situations, each component has a small number of listeners, and insertions and removal are greatly outnumbered by traversals. So the faster iteration makes up for the slower mutation and provides better concurrency because multiple threads can iterate the list simultaneously.

Initialization safety risks

It is tempting to register a listener from its constructor, but it's a temptation you should avoid. Not only does it court the "lapsed listener" problem (which I discuss in a moment), but it creates several thread-safety problems. Listing 2 shows a harmless looking attempt to construct and register a listener at the same time. The problem is that it lets the "this" reference to the object escape before it is fully constructed. It may look harmless, as the registration is the last thing that the constructor does, but looks can be deceiving:

Listing 2. Event listener that lets the "this" reference escape, causing trouble
public class EventListener { 

  public EventListener(EventSource eventSource) {
    // do our initialization
    ...

    // register ourselves with the event source
    eventSource.registerListener(this);
  }

  public onEvent(Event e) { 
    // handle the event
  }
}

One risk of this approach emerges when the event listener is subclassed: Now, anything done by the subclass constructor happens after the EventListener constructor runs, and therefore after the EventListener has been published, creating race conditions. With some unlucky timing, the onEvent method in Listing 3 can get called before the list field is initialized, causing a very confusing NullPointerException when dereferencing a final field:

Listing 3. Trouble caused by subclassing the EventListener class in Listing 2
public class RecordingEventListener extends EventListener {
  private final ArrayList<Event> list;

  public RecordingEventListener(EventSource eventSource) {
    super(eventSource);
    list = Collections.synchronizedList(new ArrayList<Event>());
  }

  public onEvent(Event e) { 
    list.add(e);
    super.onEvent(e);
  }
}

Even if your listener class is final and therefore cannot be subclassed, you should still not allow the "this" reference to escape from the constructor -- doing so undermines some safety guarantees provided by the Java Memory Model. It is possible to let the "this" reference escape without the word "this" appearing in your program; publishing a nonstatic inner class instance has the same effect, because an inner class holds a reference to its enclosing object's "this" reference. One of the most common causes for accidentally allowing the "this" reference to escape is registering listeners, as shown in Listing 4. Event listeners should not be registered from constructors!

Listing 4. Implicitly allowing the "this" reference to escape by publishing an inner class instance
public class EventListener2 {
  public EventListener2(EventSource eventSource) {

    eventSource.registerListener(
      new EventListener() {
        public void onEvent(Event e) { 
          eventReceived(e);
        }
      });
  }

  public void eventReceived(Event e) {
  }
}

Listener thread-safety

A third thread-safety issue raised by the use of listeners stems from the fact that listeners may want to access application data, and the listener is usually called in a thread that is not directly under the control of the application. If you register a listener with a JButton or other Swing component, it will be called from the EDT. Listener code can safely call methods on Swing components from the EDT, but accessing application objects from the listener could add new thread-safety requirements to your program if those objects are not already thread-safe.

The Swing components generate events as a result of user interactions, but the Swing model classes generate events when the fireXxxEvent() methods are called. These methods will in turn call the listeners in whatever thread they were called. Because the Swing model classes are not thread-safe and are supposed to be confined to the EDT, any calls to fireXxxEvent() should also be performed from the EDT. If you want to trigger an event from another thread, you should use the Swing invokeLater() facility to cause the method to be called in the EDT instead. In general, be aware of what thread event listeners will be called from, and ensure that any objects they touch are either thread-safe or protected with the appropriate synchronization (or thread-confinement, as with Swing model classes) everywhere they are accessed.


Lapsed listeners

Whenever you use the Observer pattern, you are coupling two separate components -- the observer and the observed, which generally have distinct lifecycles. One consequence of registering a listener is that it creates a strong reference from the observed object to the listener -- which prevents the listener (and any objects it references) from being garbage collected until the listener is unregistered. In many cases, the listener lifecycle is intended to be at least as long as the observed component -- many listeners persist for the entirety of the application duration. But in some cases, listeners that were intended to be short-lived end up being permanent, with the only evidence of their unintended lingering being slower application performance and higher-than-necessary memory usage.

The "lapsed listener" problem can be caused by carelessness at the design level: not adequately considering the lifetimes of the objects involved or simply by sloppy coding. Listener registration and unregistration should always be done in matched pairs. But even when you do so, you must also ensure that the unregistration actually executes at the right time. Listing 5 shows an example of a coding idiom at risk for lapsed listeners. It registers a listener with a component, performs some actions, and then unregisters the listener:

Listing 5. Code at risk for lapsed listeners
  public void processFile(String filename) throws IOException {
    cancelButton.registerListener(this);
    // open file, read it, process it
    // might throw IOException
    cancelButton.unregisterListener(this);
  }

The problem with Listing 5 is that if the file-processing code throws an IOException -- a perfectly realistic possibility -- the listener is never unregistered, which means it will never get garbage collected. The unregister operation should be done in a finally block so that it is executed in all paths out of the processFile() method.

One approach that is sometimes suggested for dealing with lapsed listeners is to use weak references. While this approach is possible, it's fairly tricky to implement. For it to work, you need to find another object whose lifecycle is exactly the lifecycle of your listener and arrange for it to hold the strong reference to your listener, which is not always easy.

Another technique that can sometimes be used to find otherwise hidden lapsed listeners is preventing a given listener object from being registered twice with a given event source. This situation is generally indicative of a bug -- that a listener was registered but not unregistered, and then was registered again. One way to mitigate the effects of this without necessarily detecting the problem is to use a Set instead of a List for storing listeners; alternately, you could check the List for whether the listener is registered before registering it, and throw an exception (or log an error) if it is, so that evidence of the coding error can be gathered and acted on.


Other listener transgressions

When writing listeners, you should always be aware of the environment in which they will execute. Not only must you pay attention to thread-safety issues, but you need to remember that a listener can mess things up for its caller in other ways, too. One thing that a listener should not do is block for any perceptible amount of time; it has likely been called from an execution context that is expecting to get control back quickly. If a listener is going to perform a potentially time-consuming operation like processing a large document or doing something that may block, such as performing socket IO, it should arrange to do that work in another thread so it can return to its caller quickly.

Another way that listeners can make trouble for unwary event sources is throwing an unchecked exception. While most of the time, we never intend to throw unchecked exceptions, it does sometimes happen anyway. If you used the idiom in Listing 1 to invoke listeners, and the second listener in the list throws an unchecked exception, not only do the subsequent listeners not get called (potentially leaving the application in an inconsistent state), but it might even take down the thread in which it is executing, causing a partial application failure.

When invoking unknown code (which listeners certainly qualify as), it is prudent to execute it in a try-catch block so that ill-behaved listeners do not do more damage than necessary. You might even want to automatically unregister a listener that throws an unchecked exception; after all, this is evidence that the listener is broken. (You would also want to log this or otherwise bring it to the user's attention so the user can figure out why the program stopped working as expected.) Listing 6 shows an example of such an approach, which nests the try-catch block inside the iteration loop:

Listing 6. Robust listener invocation
List<Listener> list;
for (Iterator<Listener> i=list.iterator; i.hasNext(); ) {
    Listener l = i.next();
    try {
        l.eventHappened(event);
    }
    catch (RuntimeException e) {
        log("Unexpected exception in listener", e);
        i.remove();
    }
}

Conclusion

The Observer pattern is quite useful for creating loosely coupled components and encouraging component reuse, but it has several risks that both listener writers and component writers should watch out for. When registering a listener, always be aware of the listener's lifecycle. If it is intended to have a shorter lifetime than the application, ensure that it gets unregistered, so that it can be garbage collected. When writing listeners and components, be aware of the thread-safety issues involved. Any objects touched by listeners should either be thread safe or, for thread-confined objects such as Swing models, the listener should be confident that it is executing in the right thread.

Resources

Comments

developerWorks: Sign in

Required fields are indicated with an asterisk (*).


Need an IBM ID?
Forgot your IBM ID?


Forgot your password?
Change your password

By clicking Submit, you agree to the developerWorks terms of use.

 


The first time you sign into developerWorks, a profile is created for you. Information in your profile (your name, country/region, and company name) is displayed to the public and will accompany any content you post, unless you opt to hide your company name. You may update your IBM account at any time.

All information submitted is secure.

Choose your display name



The first time you sign in to developerWorks, a profile is created for you, so you need to choose a display name. Your display name accompanies the content you post on developerWorks.

Please choose a display name between 3-31 characters. Your display name must be unique in the developerWorks community and should not be your email address for privacy reasons.

Required fields are indicated with an asterisk (*).

(Must be between 3 – 31 characters.)

By clicking Submit, you agree to the developerWorks terms of use.

 


All information submitted is secure.

Dig deeper into Java technology on developerWorks


static.content.url=http://www.ibm.com/developerworks/js/artrating/
SITE_ID=1
Zone=Java technology
ArticleID=89234
ArticleTitle=Java theory and practice: Be a good (event) listener
publish-date=07262005