Теория и практика Java: Исправление модели памяти Java, часть 2

Как изменилась модель памяти Java в результате деятельности JSR 133?

Экспертная группа JSR 133, которая работает уже почти три года, недавно выпустила рекомендации для общего пользования о том, что делать с с моделью памяти Java. В Части 1 этой серии автор Брайан Гетц рассказал подробно о некоторых серьезных изъянах, которые были найдены в оригинальной модели памяти JMM, что привело к невероятному усложнению семантики для концептов, которые должны были быть простыми. В этом месяце он покажет, как семантика volatile и final изменится под новой моделью памяти JMM, какие изменения приведут их семантику в соответствие с интуицией большинства разработчиков. Некоторые из этих изменений уже присутствуют в JDK 1.4; другие будут ждать до выхода JDK 1.5. Поделитесь своими мыслями об этой статье с автором и другими читателями в соответствующем форуме.

Брайан Гетц, главный консультант, Quiotix

Брайан Гетц (Brian Goetz) - консультант по ПО и последние 15 лет работал профессиональными разработчиком ПО. Сейчас он является главным консультантом в фирме Quiotix, занимающейся разработкой ПО и консалтингом и находящейся в Лос-Альтос, Калифорния. Следите за публикациями Брайана в популярных промышленных изданиях. Вы можете связаться с Брайаном по адресу brian@quiotix.com



02.03.2007

Написание параллельного кода тяжело начинать, и язык не должен усложнять это. Хотя платформа Java включала в себя поддержку многопоточности с самого начала, в том числе межплатформенную модель памяти, которая была создана, чтобы гарантировать принцип "Пишем один раз, запускаем везде" для правильно синхронизированных программ, оригинальная модель памяти имела несколько дыр. И хотя многие платформы Java предоставляли более серьезные гарантии, чем это требовалось моделью памяти JMM, дыры в модели памяти JMM подрывали способность легко писать параллельные программы Java, которые могли бы работать на любой платформе. Поэтому в мае 2001 г. была сформирована экспертная группа JSR 133, и перед ней была поставлена задача совершенствования модели памяти Java. В прошлом месяце я уже говорил о некоторых из этих проблем; в этом месяце я расскажу о том, как они были решены.

Еще раз в вопросу о доступности

Один из ключевых концептов, необходимых для понимания модели памяти JMM - это видимость - как вы узнаете, что если поток A исполняет someVariable (некоторую переменную) = 3, другие потоки увидят значение 3, записанное там потоком A? Существует достаточное количество причин, почему другой поток не сможет мгновенно увидеть значение 3 для someVariable: это может быть, потому что компилятор перераспределил инструкции, чтобы исполнить их более эффективно, или someVariable была кэширована в регистре, или значение записано в кэш на обработчике записи, но не была еще сброшена в основную память, или есть старое (или устаревшее) значение в кэше обработчика чтения. Именно модель памяти определяет, когда поток может надежно "видеть" записи в переменную, сделанные другими потоками. В частности модель памяти определяет семантику volatile, synchronized и final, которая гарантирует доступность операций памяти по потокам.

Не пропустите остальные части этой серии

Часть 1, "Что такое модель памяти Java и какие проблем были с ней изначально?" (февраль 2004 г.)

Когда поток выходит из блока synchronized как часть освобождения соответствующего монитора, модель памяти Java требует, чтобы локальный кэш процессора был сброшен в основную память. (На самом деле модель памяти не говорит о кэшах, она говорит об абстракции, локальной памяти, которая включает кэши, регистры, аппаратные средства и другие средства оптимизации программы в процессе компилирования). Аналогичным образом как часть захвата монитора при вхождении в блок synchronized, локальные кэши объявляются недействительными таким образом, что последующие считывания пойдут напрямую в основную память, а не в локальный кэш. Этот процесс гарантирует, что когда переменная записана одним потоком во время блока synchronized, защищенного данным монитором, и читается другим потоком во время блока synchronized, защищенного тем же монитором, запись в переменную будет видна считывающему потоку. Модель памяти JMM не гарантирует этого в отсутствии синхронизации. Именно поэтому синхронизация (или ее более молодой собрат, volatile) должны использоваться всякий раз, когда несколько потоков обращаются к одним и тем же переменным.


Новые гарантии для volatile

Изначальная семантика volatile гарантировала только то, что чтение и запись полей volatile будут производиться напрямую в основную память, а не в регистры или локальный кэш процессора, и что действия над volatile-переменными от имени потока совершаются в том порядке, в котором запрашивает поток. Другими словами, это значит, что старая модель памяти обещала только видимость переменной для считывания или записи, но совсем не гарантировала видимость записи в другие переменные. Хотя это было легче осуществить эффективно, оказалось это менее полезно, чем изначально задумывалось.

Хотя чтение и запись volatile-переменных не могут быть перераспределены с чтением и записью других volatile-переменных, их все же можно перераспределить с чтением и записью не volatile-переменных. Из Части 1 вы узнали, что код Листинга 1 был недостаточен (под старой моделью памяти), чтобы гарантировать, что правильное значение configOptions и все переменные, доступные косвенно через configOptions (например элементы Map), будут доступны потоку B, потому что инициализация configOptions могла быть перераспределена с инициализацией volatile-переменной initialized.

Листинг 1. Использование volatile-переменной как переменной "блокировки"
Map configOptions;
char[] configText;
volatile boolean initialized = false;

// In Thread A
configOptions = new HashMap();
configText = readConfigFile(fileName);
processConfigOptions(configText, configOptions);
initialized = true;

// In Thread B
while (!initialized) 
  sleep();
// use configOptions

К сожалению эта ситуация является типичным случаем применения volatile - использования поля volatile в качестве "блокировки", чтобы показать, что набор общедоступных переменных был инициализирован. Экспертная группа JSR 133 решила, что было бы более разумно для чтения и записи volatile не быть перераспределенными никакими другими операциями с памятью, для поддержки этого и других подобных случаев использования. Под новой моделью памяти, когда поток A пишет в volatile-переменную V, а поток B осуществляет чтение из V, любые значения переменных, которые были видимы A, в то время как писалось V, теперь гарантированно видимы для B. Результатом этого стала более практически пригодная семантика volatile, за счет немного более высоких потерь в производительности при доступе к полям volatile.


Что происходит перед чем?

Действия, например чтение и запись переменных, распределяются по потоку в соответствии с тем, что называется "программным порядком", т. е. порядком, в котором они должны происходить в соответствии с семантикой программы. (Компилятор действительно может свободно и довольно бесцеремонно обращаться с программным порядком внутри потока, до тех пор пока сохраняется квазипоследовательная семантика). Действия в других потоках совсем необязательно распределяются относительно друг друга - если вы начнете два потока и каждый из них выполните без синхронизации на любых общих мониторах или затрагивая любые общие переменные volatile, вы практически ничего не сможете предсказать об относительном порядке, в котором действия в одном потоке будут выполняться (или становиться видимыми третьему потоку) относительно действий в другом потоке.

Дополнительные гарантии переупорядочивания создаются, когда поток запускается, один поток присоединяется к другому, поток запрашивает или запускает монитор (входит или выходит из блока synchronized), или поток получает доступ к переменной volatile. Модель памяти Java описывает гарантии переупорядочивания, которые даются, когда программа использует синхронизацию или переменные volatile, чтобы координировать действия в многопоточной среде. Новая модель памяти JMM, если сказать проще, определяет порядок, который называется происходит-прежде (happens-before), который является частичным распределением всех действий внутри программы следующим образом:

  • Каждое действие в потоке происходит-прежде каждого действия в этом потоке, которое идет позже в программном порядке
  • Разблокировка монитора происходит-прежде каждой последующей блокировки того же монитора
  • Запись в поле volatile происходит-прежде каждого последующего считывания того же самого volatile
  • Вызов Thread.start() на поток происходит-прежде любых других действий в запущенном потоке
  • Все действия в потоке происходят-прежде чем любой другой поток успешно возвращается из Thread.join() на этом потоке

Именно третье из этих правил, которое касается чтения и записи переменных volatile, является новым и решает проблему с примером в Листинге 1. Так как запись volatile-переменной initialized происходит после инициализации configOptions, использование configOptions происходит после чтения initialized, а чтение initialized происходит после записи initialized, вы можете заключить, что инициализация configOptions потоком A происходит перед использованием configOptions потоком B. Поэтому configOptions и доступные через нее переменные будут видимы потоку B.

Рисунок 1. Использование синхронизации для гарантирования видимости записи в память по всем потокам
Использование синхронизации для гарантирования видимости записи в память по всем потокам

Соперничество за данные

Говорят, что программа находится в состоянии соперничества за данные и следовательно она "несинхронизирована должным образом", кода существует переменная, которая считывается более чем одним потоком, записывается по крайней мере одним потоком, и запись и считывание не находятся в отношениях "происходит-прежде".

Решает ли это проблему блокировки с двойной проверкой?

Одним из предлагаемых способов решения проблемы блокировки с двойной проверкой является превращение поля, которое содержит лениво инициализируемый экземпляр поля volatile. (См. в Ресурсах описание проблемы блокировки с двойной проверкой и объяснение, почему предлагаемые алгоритмические способы решения не работают). Под старой моделью памяти блокировка с двойной проверкой не была потокобезопасной, потому что записи в поле volatile могли быть перераспределены с записями в другие не volatile поля (например поля вновь сконструированного объекта), и поэтому ссылки на экземпляры volatile могли все же содержать ссылку на неполностью сконструированный объект.

Под новой моделью памяти это "исправление" проблемы блокировки с двойной проверкой дается с помощью идиомы потокобезопасности. Но это совсем не значит, что вы должны использовать эту идиому! Вся суть блокировки с двойной проверкой была в том, что она должна была быть оптимизацией качества работы, направленной на устранение синхронизации стандартного кода, во многом потому, что синхронизация была относительно дорогой в самых ранних пакетах JDK. Не только несостязательная синхронизация стала намного дешевле с тех пор, но и новые изменения в семантике volatile сделали ее относительно дороже старой семантики на некоторых платформах. (Фактически, каждое считывание или запись поля volatile является как будто "полусинхронизацей" - считывание volatile имеет такую же семантику памяти как запрос монитора, а запись volatile имеет такую же семантику как запуск монитора). Поэтому если цель блокировки с двойной проверкой состоит в том, чтобы предложить улучшенную производительность через более простой синхронизированный подход, эта "исправленная" версия также не очень поможет.

Вместо блокировки с двойной проверкой используйте идиому Initialize-on-demand Holder Class, которая обеспечивает ленивую инициализацию, потокобезопасность, и работает быстрее и не так запутанно как блокировка с двойной проверкой:

Листинг 2. Идиома Initialize-On-Demand Holder Class
private static class LazySomethingHolder {
  public static Something something = new Something();
}

...

public static Something getInstance() {
  return LazySomethingHolder.something;
}

Эта идиома основывает свою поточную безопасность на том факте, что операции, которые являются частью инициализации класса, например статические инициализаторы, гарантированно будут видимы всем потокам, которые используют этот класс, а ленивая инициализация является следствием того факта, что внутренний класс не загружается, пока какой-нибудь поток не сошлется на одно из ее полей или методов.


Безопасность инициализации

Новая модель памяти JMM также старается предоставить новые гарантии безопасности инициализации. То есть, если объект соответствующим образом сконструирован (то есть ссылка на объект не опубликована, пока конструирование не завершено), тогда все потоки будут видеть значения его полей final, которые были установлены конструктором, независимо от того, используется ли синхронизация, чтобы передать ссылку из одного потока другому. Более того, переменные, которые могут быть доступны через поле final должным образом сконструированного объекта, например поля объекта, на который ссылается поле final, также гарантированно видимы другим потокам. Это значит, что если поле final содержит ссылку на, скажем, LinkedList, кроме видимости правильного значения ссылки другим потокам, содержимое этого LinkedList во время конструирования будет доступно другим потокам без синхронизации. Результат этого - значительное усиление значения final, то есть поля final могут быть безопасно доступны без синхронизации, и компиляторы могут предположить, что поля final не изменятся, и следовательно смогут оптимизировать множественные выборки.

Final значит final

Механизм, по которому поля final могли менять свое значение под старой моделью памяти был описан в Части 1 - в отсутствии синхронизации другой поток мог сначала видеть значение по умолчанию для поля final, а позже видеть правильное значение.

Под новой моделью памяти есть что-то похожее на отношения по схеме происходит-прежде между записью поля final в конструкторе и начальной загрузкой общедоступной ссылки на этот объект в другом потоке. Когда конструирование завершается, все записи в полях final (и переменных, доступных косвенно через эти поля final) становятся "заблокированными", и любой поток, который содержит ссылку на этот объект, после блокировки будет гарантированно видеть все заблокированные поля для всех заблокированных значений. Записи, которые инициализируют поля final, не будут перераспределяться с операциями, следующими за блокировкой, связанной с конструктором.


Резюме

Экспертная группа JSR 133 значительно усилила семантику volatile, так чтобы метки volatile могли быть использованы как надежные индикаторы того, что состояние программы было изменено другим потоком. В результате придания volatile большей "тяжеловесности," производительность при использование volatile стала почти такой же, как производительность при синхронизации в некоторых случаях, однако производительность все еще довольно низкая на большинстве платформ. Экспертная группа JSR 133 также значительно усилила семантику final. Если ссылку объекта нельзя пропускать во время конструирования, то как только конструирование завершено и поток публикует ссылку на объект, поля final объекта гарантированно будут видимыми, правильными и постоянными для всех потоков без синхронизации.

Эти изменения значительно усилили полезные свойства неизменяемых объектов в параллельных программах; неизменяемые объекты наконец стали в своей основе потокобезопасными (как это всегда и предполагалось), даже если соперничество за данные используется для того, чтобы передавать ссылки на неизменяемые объекты между потоками.

Единственное предостережение относительно безопасности инициализации состоит в том, что ссылка не должна "избегать" своего конструктора, т. е. конструктор не должен публиковать, прямо или косвенно, ссылку на объект, который конструируется. Это включает в себя публикацию ссылок на нестатические внутренние классы, и в общем устраняет запуск потоков изнутри конструктора. Для получения более детальной информации о безопасном конструировании см. Ресурсы.

Ресурсы

Комментарии

developerWorks: Войти

Обязательные поля отмечены звездочкой (*).


Нужен IBM ID?
Забыли Ваш IBM ID?


Забыли Ваш пароль?
Изменить пароль

Нажимая Отправить, Вы принимаете Условия использования developerWorks.

 


Профиль создается, когда вы первый раз заходите в developerWorks. Информация в вашем профиле (имя, страна / регион, название компании) отображается для всех пользователей и будет сопровождать любой опубликованный вами контент пока вы специально не укажите скрыть название вашей компании. Вы можете обновить ваш IBM аккаунт в любое время.

Вся введенная информация защищена.

Выберите имя, которое будет отображаться на экране



При первом входе в developerWorks для Вас будет создан профиль и Вам нужно будет выбрать Отображаемое имя. Оно будет выводиться рядом с контентом, опубликованным Вами в developerWorks.

Отображаемое имя должно иметь длину от 3 символов до 31 символа. Ваше Имя в системе должно быть уникальным. В качестве имени по соображениям приватности нельзя использовать контактный e-mail.

Обязательные поля отмечены звездочкой (*).

(Отображаемое имя должно иметь длину от 3 символов до 31 символа.)

Нажимая Отправить, Вы принимаете Условия использования developerWorks.

 


Вся введенная информация защищена.


static.content.url=http://www.ibm.com/developerworks/js/artrating/
SITE_ID=40
Zone=Технология Java
ArticleID=199689
ArticleTitle=Теория и практика Java: Исправление модели памяти Java, часть 2
publish-date=03022007

Java theory and practice: Fixing the Java Memory Model, Part 2

How will the JMM change under JSR 133?

JSR 133, which has been active for nearly three years, has recently issued its public recommendation on what to do about the Java Memory Model (JMM). In Part 1 of this series, columnist Brian Goetz focused on some of the serious flaws that were found in the original JMM, which resulted in some surprisingly difficult semantics for concepts that were supposed to be simple. This month, he reveals how the semantics of volatile and final will change under the new JMM, changes that will bring their semantics in line with most developers' intuition. Some of these changes are already present in JDK 1.4; others will have to wait until JDK 1.5.

Brian Goetz (brian@quiotix.com), Principal Consultant, Quiotix Corp

Brian Goetz has been a professional software developer for over 15 years. He is a Principal Consultant at Quiotix, a software development and consulting firm located in Los Altos, California, and he serves on several JCP Expert Groups. See Brian's published and upcoming articles in popular industry publications.



30 March 2004

Also available in Russian Japanese

Writing concurrent code is hard to begin with; the language should not make it any harder. While the Java platform included support for threading from the outset, including a cross-platform memory model that was intended to provide "Write Once, Run Anywhere" guarantees for properly synchronized programs, the original memory model had some holes. And while many Java platforms provided stronger guarantees than were required by the JMM, the holes in the JMM undermined the ability to easily write concurrent Java programs that could run on any platform. So in May of 2001, JSR 133 was formed, charged with fixing the Java Memory Model. Last month, I talked about some of those holes; this month, I'll talk about how they've been plugged.

Visibility, revisited

One of the key concepts needed to understand the JMM is that of visibility -- how do you know that if thread A executes someVariable = 3, other threads will see the value 3 written there by thread A? A number of reasons exist for why another thread might not immediately see the value 3 for someVariable: it could be because the compiler has reordered instructions in order to execute more efficiently, or that someVariable was cached in a register, or that its value was written to the cache on the writing processor but not yet flushed to main memory, or that there is an old (or stale) value in the reading processor's cache. It is the memory model that determines when a thread can reliably "see" writes to variables made by other threads. In particular, the memory model defines semantics for volatile, synchronized, and final that make guarantees of visibility of memory operations across threads.

Don't miss the rest of this series

Part 1, "What is the Java Memory Model, and how was it broken in the first place?" (February 2004)

When a thread exits a synchronized block as part of releasing the associated monitor, the JMM requires that the local processor cache be flushed to main memory. (Actually, the memory model does not talk about caches -- it talks about an abstraction, local memory, which encompasses caches, registers, and other hardware and compiler optimizations.) Similarly, as part of acquiring the monitor when entering a synchronized block, local caches are invalidated so that subsequent reads will go directly to main memory and not the local cache. This process guarantees that when a variable is written by one thread during a synchronized block protected by a given monitor and read by another thread during a synchronized block protected by the same monitor, the write to the variable will be visible by the reading thread. The JMM does not make this guarantee in the absence of synchronization -- which is why synchronization (or its younger sibling, volatile) must be used whenever multiple threads are accessing the same variables.


New guarantees for volatile

The original semantics for volatile guaranteed only that reads and writes of volatile fields would be made directly to main memory, instead of to registers or the local processor cache, and that actions on volatile variables on behalf of a thread are performed in the order that the thread requested. In other words, this means that the old memory model made promises only about the visibility of the variable being read or written, and no promises about the visibility of writes to other variables. While this was easier to implement efficiently, it turned out to be less useful than initially thought.

While reads and writes of volatile variables could not be reordered with reads and writes of other volatile variables, they could still be reordered with reads and writes of nonvolatile variables. In Part 1, you learned how the code in Listing 1 was not sufficient (under the old memory model) to guarantee that the correct value for configOptions and all the variables reachable indirectly through configOptions (such as the elements of the Map) would be visible to thread B, because the initialization of configOptions could have been reordered with the initialization of the volatile initialized variable.

Listing 1. Using a volatile variable as a "guard"
Map configOptions;
char[] configText;
volatile boolean initialized = false;

// In Thread A
configOptions = new HashMap();
configText = readConfigFile(fileName);
processConfigOptions(configText, configOptions);
initialized = true;

// In Thread B
while (!initialized) 
  sleep();
// use configOptions

Unfortunately, this situation is a common use case for volatile -- using a volatile field as a "guard" to indicate that a set of shared variables had been initialized. The JSR 133 Expert Group decided that it would be more sensible for volatile reads and writes not to be reorderable with any other memory operations -- to support precisely this and other similar use cases. Under the new memory model, when thread A writes to a volatile variable V, and thread B reads from V, any variable values that were visible to A at the time that V was written are guaranteed now to be visible to B. The result is a more useful semantics of volatile, at the cost of a somewhat higher performance penalty for accessing volatile fields.


What happens before what?

Actions, such as reads and writes of variables, are ordered within a thread according to what is called the "program order" -- the order in which the semantics of the program say they should occur. (The compiler is actually free to take some liberties with the program order within a thread as long as as-if-serial semantics are preserved.) Actions in different threads are not necessarily ordered with respect to each other at all -- if you start two threads and they each execute without synchronizing on any common monitors or touching any common volatile variables, you can predict exactly nothing about the relative order in which actions in one thread will execute (or become visible to a third thread) with respect to actions in the other thread.

Additional ordering guarantees are created when a thread is started, a thread is joined with another thread, a thread acquires or releases a monitor (enters or exits a synchronized block), or a thread accesses a volatile variable. The JMM describes the ordering guarantees that are made when a program uses synchronization or volatile variables to coordinate activities in multiple threads. The new JMM, informally, defines an ordering called happens-before, which is a partial ordering of all actions within a program, as follows:

  • Each action in a thread happens-before every action in that thread that comes later in the program order
  • An unlock on a monitor happens-before every subsequent lock on that same monitor
  • A write to a volatile field happens-before every subsequent read of that same volatile
  • A call to Thread.start() on a thread happens-before any actions in the started thread
  • All actions in a thread happen-before any other thread successfully returns from a Thread.join() on that thread

It is the third of these rules, the one governing reads and writes of volatile variables, that is new and fixes the problem with the example in Listing 1. Because the write of the volatile variable initialized happens after the initialization of configOptions, the use of configOptions happens after the read of initialized, and the read of initialized happens after the write to initialized, you can conclude that the initialization of configOptions by thread A happens before the use of configOptions by thread B. Therefore, configOptions and the variables reachable through it will be visible to thread B.

Figure1. Using synchronization to guarantee visibility of memory writes across threads
Figure1. Using synchronization to guarantee visibility of memory writes across threads

Data races

A program is said to have a data race, and therefore not be a "properly synchronized" program, when there is a variable that is read by more than one thread, written by at least one thread, and the write and the reads are not ordered by a happens-before relationship.

Does this fix the double-checked locking problem?

One of the proposed fixes to the double-checked locking problem was to make the field that holds the lazily initialized instance a volatile field. (See Resources for a description of the double-checked locking problem and an an explanation of why the proposed algorithmic fixes don't work.) Under the old memory model, this did not render double-checked locking thread-safe, because writes to a volatile field could still be reordered with writes to other nonvolatile fields (such as the fields of the newly constructed object), and therefore the volatile instance reference could still hold a reference to an incompletely constructed object.

Under the new memory model, this "fix" to double-checked locking renders the idiom thread-safe. But that still doesn't mean that you should use this idiom! The whole point of double-checked locking was that it was supposed to be a performance optimization, designed to eliminate synchronization on the common code path, largely because synchronization was relatively expensive in very early JDKs. Not only has uncontended synchronization gotten a lot cheaper since then, but the new changes to the semantics of volatile make it relatively more expensive than the old semantics on some platforms. (Effectively, each read or write to a volatile field is like "half" a synchronization -- a read of a volatile has the same memory semantics as a monitor acquire, and a write of a volatile has the same semantics as a monitor release.) So if the goal of double-checked locking is supposed to offer improved performance over a more straightforward synchronized approach, this "fixed" version doesn't help very much either.

Instead of double-checked locking, use the Initialize-on-demand Holder Class idiom, which provides lazy initialization, is thread-safe, and is faster and less confusing than double-checked locking:

Listing 2. The Initialize-On-Demand Holder Class idiom
private static class LazySomethingHolder {
  public static Something something = new Something();
}

...

public static Something getInstance() {
  return LazySomethingHolder.something;
}

This idiom derives its thread safety from the fact that operations that are part of class initialization, such as static initializers, are guaranteed to be visible to all threads that use that class, and its lazy initialization from the fact that the inner class is not loaded until some thread references one of its fields or methods.


Initialization safety

The new JMM also seeks to provide a new guarantee of initialization safety -- that as long as an object is properly constructed (meaning that a reference to the object is not published before the constructor has completed), then all threads will see the values for its final fields that were set in its constructor, regardless of whether or not synchronization is used to pass the reference from one thread to another. Further, any variables that can be reached through a final field of a properly constructed object, such as fields of an object referenced by a final field, are also guaranteed to be visible to other threads as well. This means that if a final field contains a reference to, say, a LinkedList, in addition to the correct value of the reference being visible to other threads, also the contents of that LinkedList at construction time would be visible to other threads without synchronization. The result is a significant strengthening of the meaning of final -- that final fields can be safely accessed without synchronization, and that compilers can assume that final fields will not change and can therefore optimize away multiple fetches.

Final means final

The mechanism by which final fields could appear to change their value under the old memory model was outlined in Part 1 -- in the absence of synchronization, another thread could first see the default value for a final field and then later see the correct value.

Under the new memory model, there is something similar to a happens-before relationship between the write of a final field in a constructor and the initial load of a shared reference to that object in another thread. When the constructor completes, all of the writes to final fields (and to variables reachable indirectly through those final fields) become "frozen," and any thread that obtains a reference to that object after the freeze is guaranteed to see the frozen values for all frozen fields. Writes that initialize final fields will not be reordered with operations following the freeze associated with the constructor.


Summary

JSR 133 significantly strengthens the semantics of volatile, so that volatile flags can be used reliably as indicators that the program state has been changed by another thread. As a result of making volatile more "heavyweight," the performance cost of using volatile has been brought closer to the performance cost of synchronization in some cases, but the performance cost is still quite low on most platforms. JSR 133 also significantly strengthens the semantics of final. If an object's reference is not allowed to escape during construction, then once a constructor has completed and a thread publishes a reference to an object, that object's final fields are guaranteed to be visible, correct, and constant to all other threads without synchronization.

These changes greatly strengthen the utility of immutable objects in concurrent programs; immutable objects finally become inherently thread-safe (as they were intended to be all along), even if a data race is used to pass references to the immutable object between threads.

The one caveat with initialization safety is that the object's reference must not "escape" its constructor -- the constructor should not publish, directly or indirectly, a reference to the object being constructed. This includes publishing references to nonstatic inner classes, and generally precludes starting threads from within a constructor. For a more detailed explanation of safe construction, see Resources.

Resources

Comments

developerWorks: Sign in

Required fields are indicated with an asterisk (*).


Need an IBM ID?
Forgot your IBM ID?


Forgot your password?
Change your password

By clicking Submit, you agree to the developerWorks terms of use.

 


The first time you sign into developerWorks, a profile is created for you. Select information in your profile (name, country/region, and company) is displayed to the public and will accompany any content you post. You may update your IBM account at any time.

All information submitted is secure.

Choose your display name



The first time you sign in to developerWorks, a profile is created for you, so you need to choose a display name. Your display name accompanies the content you post on developerWorks.

Please choose a display name between 3-31 characters. Your display name must be unique in the developerWorks community and should not be your email address for privacy reasons.

Required fields are indicated with an asterisk (*).

(Must be between 3 – 31 characters.)

By clicking Submit, you agree to the developerWorks terms of use.

 


All information submitted is secure.

Dig deeper into Java technology on developerWorks


static.content.url=http://www.ibm.com/developerworks/js/artrating/
SITE_ID=1
Zone=Java technology
ArticleID=10928
ArticleTitle=Java theory and practice: Fixing the Java Memory Model, Part 2
publish-date=03302004