Java.next: Стили написания функционального кода

Функциональные конструкты, общие для языков Groovy, Scala и Clojure, и их преимущества

Все языки Java.next содержат конструкты функционального программирования, которые позволяют разработчику мыслить на более высоком уровне абстракции. Однако терминологические различия этих языков мешают увидеть подобие таких конструктов. В статье демонстрируется, как общие конструкты функционального программирования проявляют себя в языках Java.next, а также отмечаются некоторые тонкие различия в деталях реализации этих конструктов.

Нил Форд, Архитектор приложений, ThoughtWorks

Нил Форд (Neal Ford) работает архитектором приложений в ThoughtWorks, революционной компании, предоставляющей профессиональные IT-услуги и помогающей талантливым людям по всему миру эффективнее использовать программное обеспечение. Он также является проектировщиком и разработчиком приложений, учебных материалов, журнальных статей, учебных курсов, видео/DVD-презентаций и автором книг "Разработка с Delphi: Объектно-ориентированный подход", "JBuilder 3 Unleashed" и "Искусство разработки Web-приложений на Java". Он специализируется на консультациях по построению широкомасштабных корпоративных приложений. Он также является общепризнанным докладчиком и выступал на многочисленных конференциях разработчиков по всему миру. С ним можно связаться по адресу: nford@thoughtworks.com.



26.03.2014

Об этом цикле статей

Java-технология оставит в наследство не язык, а платформу. На платформе JVM работают более 200 языков программирования; какой-то из них со временем неминуемо вытеснит язык Java в качестве наилучшего способа программирования для JVM. Этот цикл статей посвящен исследованию трех языков нового поколения для платформы JVM — Groovy, Scala и Clojure — а также сравнению и противопоставлению новых возможностей и парадигм, чтобы дать Java-разработчикам возможность заглянуть в свое ближайшее будущее.

Переход технологий сборки мусора в разряд массовых ликвидировал целые категории трудных для отладки задач и позволил средам исполнения управлять этим процессом, который для разработчиков является весьма сложным и подверженным ошибкам. Функциональное программирование призвано сыграть аналогичную роль в сфере создания алгоритмов — т. е. позволить разработчикам действовать на более высоком уровне абстракции, в то время как среда исполнения будет осуществлять изощренную оптимизацию.

Языки Java.next занимают разное положение в спектре между императивными и функциональными языками, однако все они обладают функциональными возможностями и соответствующими средствами. Приемы функционального программирования четко определены, однако зачастую для обозначения одинаковых функциональных концепций в разных языках используются разные термины, что затрудняет выявление сходства между ними. В этой статье я сравниваю стили написания функционального программного кода в языках Scala, Groovy и Clojure, а затем рассматриваю их преимущества.

Императивная обработка

Для начала я рассмотрю типичную задачу и императивный подход к ее решению. Предположим, мы получили список имен, некоторые из которых состоят из единственного символа. Нам нужно возвратить эти имена в виде разделенной запятыми строки, не содержащей однобуквенных имен, при этом каждое имя должно быть представлено заглавными буквами. Java-код для реализации этого алгоритма показан в листинге 1.

Императивная обработка
public class TheCompanyProcess {
    public String cleanNames(List<String> listOfNames) {
        StringBuilder result = new StringBuilder();
        for(int i = 0; i < listOfNames.size(); i++) {
            if (listOfNames.get(i).length() > 1) {
                result.append(capitalizeString(listOfNames.get(i))).append(",");
            }
        }
        return result.substring(0, result.length() - 1).toString();
    }

    public String capitalizeString(String s) {
        return s.substring(0, 1).toUpperCase() + s.substring(1, s.length());
    }
}

Поскольку нам нужно обработать весь список, самый легкий способ решения проблемы в листинге 1 состоит в применении императивного цикла. Я сравниваю длину каждого имени с числом 1; если длина имени больше 1, я преобразую это имя из строчных букв в заглавные буквы и присоединяю его в конец строки result вместе с последующей запятой. Последнее имя в итоговой строке не должно включать запятую, поэтому я удаляю эту запятую из итоговой возвращаемой строки.

Императивное программирование поощряет разработчика к выполнению операций на низком уровне. В методеcleanNames() в листинге 1, я выполняю три задачи: Я фильтрую список, чтобы устранить одиночные символы, трансформирую список, преобразуя каждое имя в верхний регистр символов, а затем преобразую этот список в единственную строку. В императивных языках я вынужден использовать один и тот же низкоуровневый механизм (итеративное прохождение по списку) для всех трех задач. Функциональные языки подходят к фильтрации, трансформации и преобразованию как к типовым операциям, поэтому они позволяют программисту атаковать проблему с другого направления.


Функциональная обработка

В языках функционального программирования распределение задач по категориям осуществляется не так, как в императивных языках. Логические категории фильтрации, трансформации и преобразования представляются как функции. Эти функции реализуют низкоуровневые операции, а в обязанности разработчика входит настройка поведения конкретной функции посредством написания соответствующей функции, которая передается в качестве параметра. Задачу в листинге 1 можно концептуализировать в псевдокоде следующим образом:

listOfEmps -> filter(x.length > 1) -> transform(x.capitalize) -> 
   convert(x, y -> x + "," + y)

Языки функционального программирования позволяют разработчику смоделировать это концептуальное решение, избавляя его от беспокойства о деталях реализации.

При использовании Scala

В листинге 2 пример обработки из листинга 1 реализован на языке Scala. Текст примера очень похож на предыдущий псевдокод с необходимыми деталями реализации.

Обработка на языке Scala
val employees = List("neal", "s", "stu", "j", "rich", "bob")
val result = employees
  .filter(_.length() > 1)
  .map(_.capitalize)
  .reduce(_ + "," + _)

Сначала я фильтрую имеющийся список имен, устраняя из него имена, длина которых не превышает 1. Результат этой операции поступает в функцию map(), которая исполняет переданный ей фрагмент кода для каждого элемента в коллекции и возвращает преобразованную коллекцию. И, наконец, полученная на выходе map() коллекция поступает в функцию reduce(), которая соединяет элементы в единую строку на основе правил, предоставленных в вышеупомянутом фрагменте кода. В этом случае я соединяю каждую пару элементов посредством конкатенации со вставкой запятой. Меня не волнует, какие имена параметров присутствуют в любом из этих трех вызовов функции, поэтому я могу использовать удобный подход Scala, заменяя пропущенные имена символом "_". Функция reduce() начинает свою работу с первых двух элементов — она соединяет их конкатенацией в один элемент, который становится первым элементом для следующей конкатенации. По мере того как функция reduce() "проходит" вниз по списку, она создает требуемую строку с разделяющими запятыми.

Я показал реализацию на Scala первой по причине ее достаточно знакомого синтаксиса и потому, что Scala использует привычные для ИТ-отрасли названия filter, map, reduce для операций фильтрации, отображения и преобразования, соответственно.

При использовании Groovy

Язык Groovy обладает аналогичными возможностями, однако используемые при этом имена больше напоминают скриптовые языки, такие как Ruby. В листинге 3 представлена Groovy-версия примера, показанного ранее в листинге 1.

Обработка на языке Groovy
class TheCompanyProcess {
  public static String cleanUpNames(List listOfNames) {
    listOfNames
        .findAll {it.length() > 1}
        .collect {it.capitalize()}
        .join(',')
  }
}

Groovy-пример в листинге 3 структурно подобен Scala-примеру в листинге 2, однако имена методов отличаются. В Groovy collection-метод findAll применяет переданный фрагмент кода, сохраняя те элементы, для которых этот фрагмент кода возвращает значение true. Как и в Scala, в языке Groovy имеется механизм неявной параметризации, реализованный посредством заранее заданного неявного параметра it для фрагментов кода с одним аргументом. Метод collect— аналог map в языке Groovy — исполняет предоставленный фрагмент кода с каждым элементом коллекции. В Groovy имеется функция (join()) осуществляющая конкатенацию коллекции строк в одну строку с использованием заданного разделителя. Это именно то, что мне нужно для этого примера.

При использовании Clojure

Clojure — это функциональный язык, в котором используются имена функций reduce, map, and filter (см. листинг 4).

Обработка на языке Clojure
(defn process [list-of-emps]
  (reduce str (interpose "," 

      (map clojure.string/capitalize 
          (filter #(< 1 (count %)) list-of-emps)))))

Clojure-макрос thread-last

Макрос thread-last облегчает работу с коллекциями. Аналогичный Clojure-макрос thread-first, облегчает взаимодействие с API-интерфейсами Java. Рассмотрим весьма характерный пример Java-кода person.getInformation().
getAddress().getPostalCode()
, который наглядно демонстрирует склонность Java нарушать Закон Деметры. Этот тип утверждений вызывают определенное раздражение, поскольку заставляет Clojure-разработчиков, "потребляющих" API-интерфейсы Java, создавать вывернутые наизнанку утверждения, такие как (getPostalCode (getAddress (getInformation person))). Макрос thread-first устраняет этот раздражающий синтаксис. Этот макрос можно использовать для написания вложенных вызовов (например, -> person getInformation getAddress getPostalCode)), с необходимым количеством уровней.

Если вы не привыкли читать текст на Clojure, структура кода в листинге 4 может показаться непонятной. Диалекты языка Lisp, такие как Clojure, действуют "наоборот", поэтому местом для начала работы является заключительное значение параметра, т. е., list-of-emps. Clojure-функция (filter ) принимает два параметра: функцию (в данном случае анонимную) для использования при фильтрации и коллекцию, подлежащую фильтрации. Для первого параметра можно написать формальное определение функции, такое как (fn [x] (< 1 (count x))), однако в случае Clojure анонимные функции можно представить лаконичнее. Как и в предыдущих примерах, результатом операции фильтрации является коллекция уменьшенного размера. Функция (map ) в качестве первого параметра принимает функцию преобразования, а в качестве второго параметра — коллекцию, которая в этом случае является возвращаемым значением операции (filter ). Первым параметром Clojure-функции (map ) часто является предоставленная разработчиком функция, однако в этом качестве сможет работать любая функция, принимающая единственный параметр; встроенная функция capitalize соответствует этому требованию. И, наконец, результат операции (map ) становится параметром коллекции для функции (reduce ). Первый параметр функции (reduce )— это комбинация функции ((str ), примененной к возвращаемому результату функции (interpose ). Функция (interpose ) вставляет свой первый параметр между каждыми соседними элементами коллекции (но не после последнего элемента).

Даже опытные разработчики испытывают сложности, когда функциональные вызовы становятся слишком глубоко вложенными, как это происходит с функцией (process ) в листинге 4. К счастью, в языке Clojure имеются макросы, которые позволяют разработчику "разматывать" структуры в более удобном для чтения порядке. По своей функциональности версия в листинге 5 идентична версии в листинге 4.

Использование Clojure-макроса thread-last
(defn process2 [list-of-emps]
  (->> list-of-emps
       (filter #(< 1 (count %)))
       (map clojure.string/capitalize)
       (interpose ",")
       (reduce str)))

Clojure-макрос thread-last берет обычную операцию применения различных преобразований к коллекциям и обращает типичный порядок языка Lisp, восстанавливая более естественный порядок чтения "слева направо". В листинге 5, сначала следует коллекция (list-of-emps) Каждая последующая форма во фрагменте применяется к предыдущей. Одной из мощных сторон языка Lisp является его синтаксическая гибкость: если какой-либо код становится трудным для чтения, вы можете изменить его синтаксис для улучшения удобочитаемости.


Преимущества функционального программирования

В известном эссе под названием Beating the Averages," (Побеждая посредственность) Пол Грэм (Paul Graham) определяет т. н. " Парадокс Блаба: (Blub paradox): Он изобретает воображаемый язык под названием Блаб (Blub) и строит свои дальнейшие рассуждения на сравнении возможностей Blub с возможностями других языков.

Когда гипотетический Blub-программист анализирует менее мощный язык, он понимает, что в "континууме языковой мощи" он смотрит "сверху вниз". Он прекрасно осознает ситуацию, когда язык Blub мощнее других языков, поскольку в этих языках отсутствуют те или иные возможности, которые он использует при работе на языке Blub. Однако когда этот гипотетический Blub-программист смотрит в континууме языковой мощи в другом направлении, он не осознает, что смотрит "снизу вверх". Он просто видит странные языки. Он может считать эти языки эквивалентными по мощи языку Blub, но с непонятными ему дополнительными средствами. Язык Blub достаточно хорош для него, поскольку он "думает на языке Blub".

Многим Java-разработчикам код в листинге 2 кажется чуждым и странным, поэтому им трудно оценить его преимущества. Однако когда вы прекращаете чрезмерную детализацию выполнения задач, вы обретаете свободу использования все более интеллектуальных языков и сред исполнения, что открывает возможности для значительных усовершенствований. Например, появление виртуальной Java-машины (JVM) — которая избавила разработчика от забот по управлению памятью — стимулировало целое направление научно-исследовательской деятельности по созданию современных механизмов сборки мусора. При императивном программировании разработчик озабочен деталями того, как работают итерации цикла, что существенно затрудняет оптимизацию, например, распараллеливание. Осмысление операций на более высоком уровне (например, filter, map, reduce) отделяет концепцию от реализации, что превращает модернизацию кода, например, распараллеливание, из сложного детализированного мероприятия в простое изменение API-интерфейса.

Подумайте немного о том, как сделать код в листинге 1 многопоточным. Поскольку вы до мельчайших деталей представляете, что происходит во время цикла for, вам придется иметь дело со сложным кодом параллельного исполнения. Теперь рассмотрим распараллеленную Scala-версию, показанную в листинге 6.

Распараллеливание процесса
val parallelResult = employees
  .par
  .filter(f => f.length() > 1)
  .map(f => f.capitalize)
  .reduce(_ + "," + _)

Единственная разница между листингом 2 и листингом 6— добавление метода .par к потоку команд. Метод .par возвращает параллельную версию коллекции, с который работают последующие операции. Поскольку я специфицировал операции с коллекцией на основе концепции более высокого порядка, обеспечивающая среда исполнения имеет возможность выполнить больший объем работы.

Императивные объектно-ориентированные языки имеют тенденцию к повторному использованию на уровне классов, поскольку поощряют разработчиков к использованию классов в качестве стандартных блоки. Функциональные языки программирования имеют тенденцию к повторному использованию на уровне функций. Функциональные языки строят изощренные типовые конструкции (такие как filter(), map(), and reduce()) и предоставляют возможность их адаптации посредством функций, предоставляемых в качестве параметров. Для функциональных языков характерно преобразование структур данных в стандартные коллекции (списки и схемы), поскольку после этого ими можно манипулировать с помощью мощных встроенных функций. Например, в мире Java существуют десятки сред для обработки XML, каждая из которых ограничивается собственным представлением структуры XML и действует на основе соответствующих собственных методов. В таких языках, как Clojure, XML преобразуется в стандартную map-структуру данных, открытую для применения уже имеющихся в этом языке мощных операций преобразования, редуцирования и фильтрации.


Заключение

Все современные языки уже содержат или позволяют добавлять конструкции функционального программирования, что в значительной части определяет будущую деятельность разработчиков. Во всех языках Java.next реализованы мощные функциональные возможности (которые иногда различаются по названию и поведению). В этой статье я проиллюстрировал новый стиль написания кода на языках Scala, Groovy и Clojure, а также показал некоторые его преимущества.

В следующей статье я подробнее рассмотрю различия этих языков применительно к реализации операций filter, map и reduce.

Ресурсы

Научиться

  • Оригинал статьи: Java.next: Functional coding styles.
  • Scala: современный функциональный язык, работающий на платформе JVM.
  • Groovy: динамическая разновидность Java с обновленным синтаксисом и расширенными возможностями.
  • Clojure: современный функциональный вариант Lisp, работающий на платформе JVM.
  • Law of Demeter: (закон Деметры): правило проектирования при разработке программного обеспечения, не рекомендующее применять длинные списки для доступа к свойствам.
  • Beating the Averages (Побеждая посредственность): Пол Грэм (Paul Graham), апрель 2003 г. Пол Грэм описывает свой опыт по созданию ViaWeb – первого онлайнового сайта электронной коммерции на основе принципа "сделай сам".
  • Функциональное мышление: колонка Нила Форда на developerWorks, посвященная функциональному программированию.
  • Записная книжка дизайнера языка: : в этом цикле статей developerWorks архитектор языка Java Брайан Гетц исследует некоторые проблемы дизайна языка, вызвавшие трудности при эволюции языка Java версий Java SE 7, Java SE 8 и далее.
  • Раздел developerWorks, посвященный Java-технологии: : Сотни статей по всем аспектам программирования на Java.

Получить продукты и технологии

Обсудить

  • Присоединяйтесь к сообществу developerWorks . Связывайтесь с другими пользователями developerWorks и знакомьтесь с ориентированными на разработчиков форумами, блогами, группами и вики-ресурсами

Комментарии

developerWorks: Войти

Обязательные поля отмечены звездочкой (*).


Нужен IBM ID?
Забыли Ваш IBM ID?


Забыли Ваш пароль?
Изменить пароль

Нажимая Отправить, Вы принимаете Условия использования developerWorks.

 


Профиль создается, когда вы первый раз заходите в developerWorks. Информация в вашем профиле (имя, страна / регион, название компании) отображается для всех пользователей и будет сопровождать любой опубликованный вами контент пока вы специально не укажите скрыть название вашей компании. Вы можете обновить ваш IBM аккаунт в любое время.

Вся введенная информация защищена.

Выберите имя, которое будет отображаться на экране



При первом входе в developerWorks для Вас будет создан профиль и Вам нужно будет выбрать Отображаемое имя. Оно будет выводиться рядом с контентом, опубликованным Вами в developerWorks.

Отображаемое имя должно иметь длину от 3 символов до 31 символа. Ваше Имя в системе должно быть уникальным. В качестве имени по соображениям приватности нельзя использовать контактный e-mail.

Обязательные поля отмечены звездочкой (*).

(Отображаемое имя должно иметь длину от 3 символов до 31 символа.)

Нажимая Отправить, Вы принимаете Условия использования developerWorks.

 


Вся введенная информация защищена.


static.content.url=http://www.ibm.com/developerworks/js/artrating/
SITE_ID=40
Zone=Технология Java
ArticleID=966771
ArticleTitle=Java.next: Стили написания функционального кода
publish-date=03262014

Java.next: Functional coding styles

Functional constructs shared by Groovy, Scala, and Clojure and their benefits

All of the Java.next languages include functional programming constructs, which enable you to think at a higher level of abstraction. However, differences in terminology among the languages can make it difficult to see similar constructs. This installment shows how common functional programming constructs manifest in the Java.next languages, pointing out some subtle differences in the implementation details of those features.

Share:

Neal Ford, Director / Software Architect / Meme Wrangler, ThoughtWorks

Photo of Neal FordNeal Ford is Director, Software Architect, and Meme Wrangler at ThoughtWorks, a global IT consultancy. He is also the designer and developer of applications, instructional materials, magazine articles, courseware, and video/DVD presentations, and he is the author or editor of books spanning a variety of technologies, including the most recent Presentation Patterns. He focuses on designing and building large-scale enterprise applications. He is also an internationally acclaimed speaker at developer conferences worldwide. Check out his website.



24 December 2013

Also available in Chinese Russian Japanese

About this series

The Java™ legacy will be the platform, not the language. More than 200 languages run on the JVM, and it's inevitable that one of them will eventually supplant the Java language as the best way to program the JVM. This series explores three next-generation JVM languages: Groovy, Scala, and Clojure, comparing and contrasting new capabilities and paradigms, to provide Java developers a glimpse into their own near future.

When garbage collection became mainstream, it eliminated entire categories of hard-to-debug problems and enabled runtimes to manage a process that's complex and error-prone for developers. Functional programming aims to do the same for the algorithms you write so you can work at a higher level of abstraction while the runtime performs sophisticated optimizations.

The Java.next languages don't all occupy the same position on the language spectrum between imperative and functional, but all exhibit functional features and idioms. The techniques in functional programming are well-defined, but languages sometimes use different terms for identical functional concepts, making it hard to see the similarities. In this installment, I compare functional coding styles in Scala, Groovy, and Clojure and discuss their benefits.

Imperative processing

I'll start with a common problem and its imperative solution. Suppose you are given a list of names, some of which consist of a single character. You are asked to return the names in a comma-delimited string that contains no single-letter names, with each name capitalized. Java code to implement this algorithm appears in Listing 1.

Listing 1. Imperative processing
public class TheCompanyProcess {
    public String cleanNames(List<String> listOfNames) {
        StringBuilder result = new StringBuilder();
        for(int i = 0; i < listOfNames.size(); i++) {
            if (listOfNames.get(i).length() > 1) {
                result.append(capitalizeString(listOfNames.get(i))).append(",");
            }
        }
        return result.substring(0, result.length() - 1).toString();
    }

    public String capitalizeString(String s) {
        return s.substring(0, 1).toUpperCase() + s.substring(1, s.length());
    }
}

Because you must process the entire list, the easiest way to attack the problem in Listing 1 is within an imperative loop. For each of the names, I check to see if its length is greater than 1, then (if it is greater than 1) append the capitalized name onto the result string along with a trailing comma. The last name in the final string shouldn't include the comma, so I strip it off the final return value.

In imperative programming, you are encouraged to perform operations at a low level. In the cleanNames() method in Listing 1, I perform three tasks: I filter the list to eliminate single characters, transform the list to capitalize each name, then convert the list into a single string. In imperative languages, I'm forced to use the same low-level mechanism (iteration over the list) for all three tasks. Functional languages recognize that filter, transform, and convert are common operations, so they give you a way to attack problems from a different perspective.


Functional processing

Functional programming languages categorize problems differently from imperative languages. The filter, transform, and convert logical categories appear as functions. Those functions implement the low-level transformation and rely on the developer to customize the function's behavior by writing a function that's passed as a parameter. I can conceptualize the problem from Listing 1 in pseudocode as:

listOfEmps -> filter(x.length > 1) -> transform(x.capitalize) -> 
   convert(x, y -> x + "," + y)

With functional languages, you can model this conceptual solution without worrying about the implementation details.

In Scala

Listing 2 implements the Listing 1 processing example in Scala. It reads much like the preceding pseudocode, with necessary implementation details.

Listing 2. Scala processing
val employees = List("neal", "s", "stu", "j", "rich", "bob")
val result = employees
  .filter(_.length() > 1)
  .map(_.capitalize)
  .reduce(_ + "," + _)

Given the list of names, I first filter it, eliminating the names whose length isn't greater than 1. The output of that operation is then fed into the map() function, which executes the supplied code block on each element of the collection, returning the transformed collection. Finally, the output collection from map() flows to the reduce() function, which combines each element based on the rules supplied in the code block. In this case, I combine each pair of elements by concatenating them with an inserted comma. I don't care what the names of the parameters are in any of the three function calls, so I can use the handy Scala shortcut of skipping names with _. The reduce() function starts with the first two elements, concatenating them to produce a single element, which becomes the first element in the next concatenation. As reduce() "walks" down the list, it builds the required comma-delimited string.

I've shown the Scala implementation first because of its somewhat familiar syntax and because Scala uses industry-consistent names — filter, map, and reduce — for the filter, transform, and convert concepts, respectively.

In Groovy

Groovy has the same features but names them more consistently with scripting languages, such as Ruby. The Groovy version of the process example from Listing 1 is in Listing 3.

Listing 3. Groovy processing
class TheCompanyProcess {
  public static String cleanUpNames(List listOfNames) {
    listOfNames
        .findAll {it.length() > 1}
        .collect {it.capitalize()}
        .join(',')
  }
}

Although Listing 3 is structurally similar to the Scala example in Listing 2, the method names differ. Groovy's findAll collection method applies the supplied code block, retaining the elements that the code block is true for. Like Scala, Groovy includes an implicit-parameter mechanism, by means of the predefined it implicit parameter for single-argument code blocks. The collect method — Groovy's version of map— executes the supplied code block on each element of the collection. Groovy provides a function (join()) that concatenates a collection of strings into a single string using the supplied delimiter, which is precisely what I need for this example.

In Clojure

Clojure is a functional language that uses the reduce, map, and filter function names, as shown in Listing 4.

Listing 4. Clojure processing example
(defn process [list-of-emps]
  (reduce str (interpose "," 

      (map clojure.string/capitalize 
          (filter #(< 1 (count %)) list-of-emps)))))

Clojure's thread-first macro

The thread-last macro makes it easy to work on collections. A similar Clojure macro, thread-first, eases interaction with Java APIs. Consider the all-too-common Java code statement person.getInformation().
getAddress().getPostalCode()
, which exhibits the Java tendency to violate the Law of Demeter. This type of statement poses some annoyances in Clojure, forcing developers who consume Java APIs to build inside-out statements, such as (getPostalCode (getAddress (getInformation person))). The thread-first macro unwinds this syntactic annoyance. You can use the macro to write the nested calls as (-> person getInformation getAddress getPostalCode), for as many levels as you like.

Unless you are accustomed to reading Clojure, the structure of the code in Listing 4 might be unclear. Lisps such as Clojure work "inside out," so the place to start is the final parameter value, list-of-emps. Clojure's (filter ) function accepts two parameters: a function (in this case, an anonymous function) to use for filtering and the collection to be filtered. You can write a formal function definition for the first parameter, such as (fn [x] (< 1 (count x))), but with Clojure, you can write anonymous functions more tersely. As in the previous examples, the outcome of the filtering operation is a smaller collection. The (map ) function accepts the transformation function as the first parameter and the collection — which in this case is the return value of the (filter ) operation — as the second. Clojure's (map ) function's first parameter is often a developer-supplied function, but any function that accepts a single parameter will work; the built-in capitalize function matches the requirement. Finally, the result of the (map ) operation becomes the collection parameter for (reduce ). The first parameter for (reduce ) is the combination function ((str ) applied to the return of the (interpose ) function. (interpose ) inserts its first parameter between each element of the collection (except the last).

Even experienced developers suffer when functionality becomes too nested, as it is with the (process ) function in Listing 4. Fortunately, Clojure includes macros that enable you to "unwind" structures into more readable order. The functionality in Listing 5 is identical to that of the Listing 4 version.

Listing 5. Using Clojure's thread-last macro
(defn process2 [list-of-emps]
  (->> list-of-emps
       (filter #(< 1 (count %)))
       (map clojure.string/capitalize)
       (interpose ",")
       (reduce str)))

The Clojure thread-last macro takes the common operation of applying various transformations on collections and reverses the typical Lisp ordering, restoring a more natural left-to-right reading. In Listing 5, the (list-of-emps) collection comes first. Each subsequent form in the block is applied to the preceding one. One of the strengths of Lisp lies in its syntactic flexibility: Anytime code becomes hard to read, you can bend the syntax back toward readability.


Advantages of functional programming

In a famous essay called "Beating the Averages," Paul Graham defines the Blub Paradox: He "invents" an imaginary language named Blub and speculates on the comparison of power between other languages and Blub:

As long as our hypothetical Blub programmer is looking down the power continuum, he knows he's looking down. Languages less powerful than Blub are obviously less powerful, because they're missing some feature he's used to. But when our hypothetical Blub programmer looks in the other direction, up the power continuum, he doesn't realize he's looking up. What he sees are merely weird languages. He probably considers them about equivalent in power to Blub, but with all this other hairy stuff thrown in as well. Blub is good enough for him, because he thinks in Blub.

To many Java developers, the code in Listing 2 looks foreign and odd, so it's hard to view it as advantageous. But when you stop over-specifying the details of how to perform tasks, you free increasingly intelligent languages and runtimes to make powerful improvements. For example, the advent of the JVM — by removing memory management as a developer concern — opened entire realms of R&D for the creation of state-of-the-art garbage collection. With imperative coding, you are mired in the details of how the iterative loop works, which makes optimizations such as parallelism difficult. Thinking about operations at a higher level (such as filter, map, and reduce) decouples concept from implementation, transforming a modification such as parallelism from a complex, detailed undertaking to a simple API change.

Think for a moment about how to make the code in Listing 1 multi-threaded. Because you are intimately involved with the details of what happens during the for loop, you must also handle the nasty concurrency code. Then consider the parallelized Scala version, shown in Listing 6.

Listing 6. Making the process parallel
val parallelResult = employees
  .par
  .filter(f => f.length() > 1)
  .map(f => f.capitalize)
  .reduce(_ + "," + _)

The only difference between Listing 2 and Listing 6 is the addition of the .par method to the stream of commands. The .par method returns a parallel version of the collection that subsequent operations act upon. Because I specify the operations on the collection as higher-order concepts, the underlying runtime is free do more work.

Imperative object-oriented developers tend to think of reuse at the class level because their languages encourage the use of classes as building blocks. Functional programming languages tend toward reuse at the function level. Functional languages build sophisticated generic machinery (such as filter(), map(), and reduce()) and enable customization through functions supplied as parameters. It's common in functional languages to transform data structures into standard collections like lists and maps because then they can be manipulated by the powerful built-in functions. For example, in the Java world, dozens of XML processing frameworks exist, each encapsulating its own private vision of XML structure and delivering it by means of its own methods. In languages such as Clojure, XML is transformed into a standard map-based data structure that is open to powerful transformation, reduction, and filtering operations that are already in the language.


Conclusion

All modern languages either include or are adding functional programming constructs, making functional programming a definite part of your future. The Java.next languages all implement powerful functional features, sometimes with different names and behaviors. In this installment, I illustrated a new coding style in Scala, Groovy, and Clojure and showed some benefits.

In the next installment, I delve into more details of how the languages differ in their filter, map, and reduce implementations.

Resources

Learn

  • Scala: Scala is a modern, functional language on the JVM.
  • Groovy: Groovy is a dynamic variant of the Java language, with updated syntax and capabilities.
  • Clojure: Clojure is a modern, functional Lisp that runs on the JVM.
  • Law of Demeter: Learn about a design guideline for software development that discourages long lists for property access.
  • Beating the Averages (Paul Graham, April 2003): Read about Graham's experiences building ViaWeb, the first online build-it-yourself e-commerce site.
  • Functional thinking: Explore functional programming in Neal Ford's column series on developerWorks.
  • Language designer's notebook: In this developerWorks series, Java Language Architect Brian Goetz explores some of the language design issues that have presented challenges for the evolution of the Java language in Java SE 7, Java SE 8, and beyond.
  • developerWorks Java technology zone: Find hundreds of articles about every aspect of Java programming.

Get products and technologies

  • Download IBM product evaluation versions and get your hands on application development tools and middleware products from DB2®, Lotus®, Rational®, Tivoli®, and WebSphere®.

Discuss

  • Get involved in the developerWorks community. Connect with other developerWorks users as you explore the developer-driven blogs, forums, groups, and wikis.

Comments

developerWorks: Sign in

Required fields are indicated with an asterisk (*).


Need an IBM ID?
Forgot your IBM ID?


Forgot your password?
Change your password

By clicking Submit, you agree to the developerWorks terms of use.

 


The first time you sign into developerWorks, a profile is created for you. Information in your profile (your name, country/region, and company name) is displayed to the public and will accompany any content you post, unless you opt to hide your company name. You may update your IBM account at any time.

All information submitted is secure.

Choose your display name



The first time you sign in to developerWorks, a profile is created for you, so you need to choose a display name. Your display name accompanies the content you post on developerWorks.

Please choose a display name between 3-31 characters. Your display name must be unique in the developerWorks community and should not be your email address for privacy reasons.

Required fields are indicated with an asterisk (*).

(Must be between 3 – 31 characters.)

By clicking Submit, you agree to the developerWorks terms of use.

 


All information submitted is secure.

Dig deeper into Java technology on developerWorks


static.content.url=http://www.ibm.com/developerworks/js/artrating/
SITE_ID=1
Zone=Java technology
ArticleID=957258
ArticleTitle=Java.next: Functional coding styles
publish-date=12242013