Ускорение пакетной обработки с помощью IBM DB2 Analytics Accelerator

Эта статья содержит обзор тех преимуществ, которых компания может получить от внедрения в свои системы пакетной обработки данных IBM® DB2® Analytics Accelerator. Приведенный пример основан на реальных реализациях, выполненных в Swiss Re, крупной компании по перестрахованию, расположенной в Цюрихе.

Филипп Спаети, исполнительный архитектор, IBM

Филипп Спаети (Philipp Spaeti) — ИТ-архитектор более чем с 20-летним опытом работы в ИТ-бизнесе. В настоящее время ― исполнительный архитектор сектора финансовых услуг IBM, консультирующий по техническим вопросам крупные компании, работающие в сфере финансовых услуг. Предоставляет свой опыт, умственные способности и умение решать проблемы для проектов крупных клиентов с особым упором на продвижение инноваций и применение новых технологий в качестве катализатора роста. Член ИТ-академии IBM.



05.08.2013

Введение

IBM DB2 Analytics Accelerator представляет собой оптимизированный по рабочей нагрузке программно-аппаратный комплекс, который позволяет компаниям интегрировать бизнес-идеи в рабочие процессы, воплощая в жизнь выигрышные стратегии. Он сочетает в себе качество обслуживания System z® с инструментом аппаратного ускорения аналитических расчетов IBM DB2 Analytics Accelerator, что позволяет ускорить обработку сложных запросов и обеспечить беспрецедентное время отклика в среде высокой готовности и безопасности.

Ключевой элемент DB2 Analytics Accelerator ― его прозрачная интеграция с DB2, которая позволяет запускать задачи без изменений и выполнять запросы, автоматически получая выгоды от сокращенного времени отклика и пониженной нагрузки на центральные процессоры мейнфрейма.

Swiss Re постоянно ищет способы сделать свою ИТ-среду более рентабельной и результативной. Поэтому в последние годы она перевела свою систему финансовой отчетности с COBOL-пакетов на Java™-пакеты на платформе z/OS®. Это позволило достичь значительной экономии.

Сделав еще один квантовый скачок, компания внедрила IBM DB2 Analytics Accelerator ― для ускорения выполнения пакетных заданий и переноса рабочей нагрузки на программно-аппаратный комплекс Accelerator, чтобы высвободить ресурсы для других приложений.


Решение

Система отчетности Swiss Re ― это пакетно-ориентированная система, работающая на платформе z/OS. Рост объемов данных в последние годы создает некоторые проблемы, что привело Swiss Re к партнерству с IBM в целях реализации инновационных решений, которые позволили бы компании сдерживать расходы и повысить производительность труда при решении новых бизнес-задач.

Первым шагом стал перевод процессов пакетной обработки с COBOL на Java с использованием WebSphere® Compute Grid на z/OS. Это позволило Swiss Re переложить значительную часть рабочей нагрузки на System z Application Assist Processors, продолжая использовать те же интерфейсы прикладных программ и те же базы и модели данных.

На втором шаге ту часть рабочей нагрузки, которая связана с обработкой базы данных, перенесли на внешний программно-аппаратный комплекс. Внедрение IBM DB2 Analytics Accelerator позволило компании достичь этой цели и вступить в новую эру оптимизации.


IBM DB2 Analytics Accelerator

IBM DB2 Analytics Accelerator интегрируется за уровнем приложений среды DB2 для z/OS. Это обеспечивает полную прозрачность для конечных пользователей и приложений, отправляющих запросы в подсистему DB2 для z/OS. Чтобы использовать преимущества IBM DB2 Analytics Accelerator, не нужно вносить никаких изменений в дизайн соединения или приложения. Это позволяет избежать многих проблем обучения и интеграции, связанных с внедрением новой технологии.

Данные на уровне таблиц просто загружаются в Analytics Accelerator через графический интерфейс пользователя (IBM Data Studio). В версии 3 поддержание потока данных автоматизировано, и изменения в базовой таблице можно реплицировать в Accelerator автоматически.

Рисунок 1. Прозрачный доступ к IBM DB2 Analytics Accelerator через DB2
Прозрачный доступ к IBM DB2 Analytics Accelerator через DB2

С введением IBM DB2 Analytics Accelerator появляется возможность использовать несколько способов обработки запросов в существующей среде DB2 для z/OS.


Варианты потока запросов в DB2 для z/OS

По существу, имеется три варианта потока запросов.

  • Сегодня подмножество запросов на обработку к DB2 направляется на процессоры IBM System z Integrated Information Processors (zIIP), включая параллельные запросы и запросы на обработку DRDA. Эти запросы продолжают извлекать данные из базы данных DB2 на диск, перемещая их в реальную память процессора System z для выполнения системой DB2 для z/OS.
  • При использовании IBM DB2 Analytics Accelerator подмножество таблиц в DB2 копируются и сжимается в IBM DB2 Analytics Accelerator. DB2 z/OS признает, что эти таблицы также доступны для особой обработки. Когда DB2 Optimizer определяет, как лучше всего выполнить запрос, он оценивает, можно ли этот запрос обработать быстрее на IBM DB2 Analytics Accelerator. Optimizer ориентирован на запросы с особыми характеристиками в стиле OLAP, которые сканируют таблицу FACT по радиальной схеме и возвращают ответы в виде агрегаций. Данные сканируются кодом IBM DB2 Analytics Accelerator, а набор ответов возвращается в среду DB2. IBM DB2 Analytics Accelerator просто добавляет еще один способ обработки входящих запросов. Достаточно установить IBM DB2 Analytics Accelerator, и DB2 для z/OS будет выявлять и направлять соответствующие запросы в пределах вашей рабочей нагрузки в новую среду для ускоренной обработки.
  • Любые оставшиеся запросы, которые не подходят для механизма zIIP или для обработки средствами DB2 Analytics Accelerator, обрабатываются обычным процессором в среде DB2 для z/OS, куда данные по-прежнему поступают с диска. Можно реализовать политики Workload Management (WLM), чтобы обеспечить приоритетность запросов по отношению к остальной части нагрузки, гарантировав решение наиболее важных задач в первую очередь.

DB2 для z/OS использует имеющиеся возможности для выбора наиболее эффективного способа обработки входящих запросов. По сравнению с другими решениями, интеграция с системой управления базами данных выходит далеко за рамки простого канала связи. Управление и администрирование контролируется через DB2 для z/OS. В этом контексте IBM DB2 Analytics Accelerator представляет собой пул виртуальных ресурсов для DB2 для z/OS. Знаменитые характеристики DB2 для z/OS, такие как безопасность, надежность и непрерывная готовность, не пострадают; даже в случае маловероятного отказа IBM DB2 Analytics Accelerator критически важные решения BI продолжают работать.

Текущий выпуск IBM DB2 Analytics Accelerator ориентирован на динамическую обработку SQL, и управление параметрами позволяет определить, должны ли запросы передаваться в IBM DB2 Analytics Accelerator всегда, только по решению оптимизатора или никогда. В будущем может быть сформулировано требование по добавлению статического SQL.

Однако в общем случае инструменты хранения данных, а также децентрализованные приложения, подключенные к DB2 для z/OS, чаще всего используют динамический SQL. Таким образом, текущее решение охватывает многие практические случаи. Выполнение большей части запросов на ускорителе позволяет исключить много индексов, которые потребовались бы DB2 для оптимальной обработки запросов. Это снижает потребность в ресурсах хранения данных и помогает достичь лучшей производительности при выполнении операций вставки и редактирования. Затем результат автоматически передается на ускоритель и становится доступным для запросов.


Архитектура решения

Swiss Re запускает свою систему z/OS в режиме "активный-активный" в двух центрах обработки данных, отстоящих на 10 км друг от друга. Таким образом, целевой задачей архитектуры IBM DB2 Analytics Accelerator было выполнение всех требований, налагаемых архитектурой System z.

IBM DB2 Analytics Accelerator сконструирован так, что отказ программно-аппаратного комплекса не повлияет на выполнение запросов: они просто будут обрабатываться обычным образом в DB2 (то есть, без ускорения). Однако первые опыты показывают, что ускорение запросов дает многократное улучшение времени отклика. Этот факт может побудить к изменению и совершенствованию бизнес-процессов, так как IBM DB2 Analytics Accelerator становится решающим фактором инфраструктуры.

Для выполнения этого нового требования потребовалось улучшить дизайн с точки зрения высокой готовности. С этой целью системы IBM DB2 Analytics Analyzer были пристыкованы с каждой стороны в двух центрах обработки данных и соединены между собой таким образом, что каждая System z может обращаться к любому Analytics Accelerator.

Так как один программно-аппаратный комплекс ускорителя внутренне полностью зарезервирован, при такой концепции обеспечения высокой готовности система не имеет единой точки отказа, так как не страшен даже отказ всего центра обработки данных или канала связи между центрами.

Рисунок 2. Связь EC12 и IBM DB2 Analytics Accelerator между двумя центрами обработки данных
Связь EC12 и IBM DB2 Analytics Accelerator между двумя центрами обработки данных

Чтобы обеспечить обработку отказов и сохранить ту же производительность для конечных пользователей приложения, таблицы, необходимые приложению, копируются в обе системы IBM DB2 Analytics Accelerator.


Результаты

Достигнутое ускорение обработки запросов показывает довольно широкое распределение от трехкратного ускорения до ускорения в 90 раз и даже больше. Так что первый вывод заключается в том, что повышение производительности измеряется не в процентах, а, скорее, в "разах", причем значительных. Более того, ускорение зависит от размера результирующего набора.

Исходные таблицы в хранилище данных содержат от 500 до 900 млн строк, а диапазон результирующих наборов простирается от отчетов (запросов), производящих пять строк, до отчетов (запросов), производящих свыше 100 000 строк. Отчеты с самыми большими результирующими наборами обычно демонстрируют меньшее ускорение обработки, чем с малыми результирующими наборами.

Интересные наблюдения были также сделаны на уровне хранения. Таблица, которая в исходном виде (без сжатия) занимает 400 ГБ, в DB2 сжимается до 123 ГБ; а в IDAA ― всего до 40 ГБ. Это дает коэффициент сжатия 10x. Время загрузки такой таблицы составило 29 минут (т. е. 800 ГБ/час).


Заключение

IBM DB2 Analytics Accelerator дает многочисленные преимущества:

  • ускорение текущей обработки, приводящее к повышению производительности труда людей, работающих с отчетами;
  • перенос на IBM DB2 Analytics Accelerator "долгоиграющих" запросов, потребляющих много ресурсов процессора; высвобождение основных процессоров с увеличением емкости системы без дополнительных затрат;
  • никаких изменений ни в приложении, ни в запросах не требуется:
    • дополнительные преимущества дает лишнее время на адаптацию запросов с целью использования специальных возможностей ускорителя (таких как функция SUM).

Все эти факторы в совокупности дают значительную экономию, так как позволяют выполнять больше нагрузки при тех же затратах.

Более того, IBM DB2 Analytics Accelerator упрощает задачу администратора DB2, так как обычные операции по настройке запросов можно исключить: система не нуждается ни в настройке, ни в индексах, ни в секционировании.

IBM DB2 Analytics Accelerator создает возможности для обработки оперативных и аналитики данных на одной и той же платформе, позволяя уменьшить время, необходимое для передачи данных, и позволяя предприятию быстро получать доступ к наиболее актуальной информации. Это сулит компании беспрецедентное конкурентное преимущество.

Ресурсы

Научиться

Получить продукты и технологии

  • Получите ознакомительную версию IBM InfoSphere Streams.
  • Получите ознакомительную версию IBM InfoSphere BigInsights, чтобы управлять большими объемами структурированных и неструктурированных данных и анализировать их.

Обсудить

Комментарии

developerWorks: Войти

Обязательные поля отмечены звездочкой (*).


Нужен IBM ID?
Забыли Ваш IBM ID?


Забыли Ваш пароль?
Изменить пароль

Нажимая Отправить, Вы принимаете Условия использования developerWorks.

 


Профиль создается, когда вы первый раз заходите в developerWorks. Информация в вашем профиле (имя, страна / регион, название компании) отображается для всех пользователей и будет сопровождать любой опубликованный вами контент пока вы специально не укажите скрыть название вашей компании. Вы можете обновить ваш IBM аккаунт в любое время.

Вся введенная информация защищена.

Выберите имя, которое будет отображаться на экране



При первом входе в developerWorks для Вас будет создан профиль и Вам нужно будет выбрать Отображаемое имя. Оно будет выводиться рядом с контентом, опубликованным Вами в developerWorks.

Отображаемое имя должно иметь длину от 3 символов до 31 символа. Ваше Имя в системе должно быть уникальным. В качестве имени по соображениям приватности нельзя использовать контактный e-mail.

Обязательные поля отмечены звездочкой (*).

(Отображаемое имя должно иметь длину от 3 символов до 31 символа.)

Нажимая Отправить, Вы принимаете Условия использования developerWorks.

 


Вся введенная информация защищена.


static.content.url=http://www.ibm.com/developerworks/js/artrating/
SITE_ID=40
Zone=Information Management
ArticleID=939684
ArticleTitle=Ускорение пакетной обработки с помощью IBM DB2 Analytics Accelerator
publish-date=08052013

Accelerating batch processing with IBM DB2 Analytics Accelerator

This article provides an overview of the benefits that a company can achieve by introducing IBM® DB2® Analytics Accelerator in batch processing systems. The example given is based on a real implementation done at Swiss Re, a major re-insurance company based in Zurich, Switzerland.

Share:

Philipp Spaeti (philipp.spaeti@ch.ibm.com), Executive IT Architect, IBM

Philipp Spaeti is an IT architect with more than 20 years of experience in the IT business. Currently, he is an executive IT architect with IBM Financial Services Sector in the role of a client technical adviser to major financial services companies. He provides his expertise, conceptual capabilities, and problem-solving capability in major customer projects with particular focus on driving innovation and adoption of new technologies as a catalyst for growth. Spaeti also is a member of the IBM Academy of Technology.



16 April 2013

Also available in Chinese Russian

Introduction

The IBM DB2 Analytics Accelerator is a workload-optimized appliance, which enables companies to integrate business insights into operational processes to drive winning strategies. It combines the System z® quality of service and IBM DB2 Analytics Accelerator hardware-accelerated analytics, enabling it to speed up complex queries and deliver unprecedented response times in a highly secure and available environment.

A key element DB2 Analytics Accelerator brings is its transparent integration into DB2, which allows running unchanged workload and queries that automatically benefit from faster response times and reduced load on the mainframe central processors.

Swiss Re is always looking for ways to make its IT environment more cost-effective and better-performing. Therefore, in the past years, it has converted its financial reporting system from COBOL batch to Java™ batch on z/OS®. This allows for achieve significant cost savings.

In order to make a further quantum leap, the company introduced IBM DB2 Analytics Accelerator to accelerate the execution of batch jobs and move workload to the accelerator appliance, freeing up capacity for the benefit of other applications.


The solution

Swiss Re's reporting system is a batch-oriented system that runs on z/OS. In the past years, the data growth has posed some challenges that led Swiss Re in partnership with IBM to implement innovative solutions that allowed it to contain costs and increase the performance to satisfy new business challenges.

The first step has been to convert the batch processes from COBOL to Java by leveraging WebSphere® Compute Grid on z/OS. This allowed Swiss Re to offload a good portion of the workload to System z Application Assist Processors, while continuing to use the same application interfaces as well as the same database and data models.

The second step was then to offload the database processing portion of the workload to an external appliance. The introduction of IBM DB2 Analytics Accelerator allowed the company to reach this goal and to evolve to a new era of optimization.


IBM DB2 Analytics Accelerator

IBM DB2 Analytics Accelerator integrates behind the application layer of a DB2 for z/OS environment. This provides complete transparency to end users and applications that submit queries into DB2 for z/OS subsystem. No changes need to be made to the connectivity or the application design to take advantage of the IBM DB2 Analytics Accelerator. This avoids many training and integration issues associated with deploying new technology.

The data at the table level must simply be loaded to the Analytics Accelerator via a GUI (IBM Data Studio). As of V3, the maintenance data currency is automated, and changes to the base table can be automatically replicated to the accelerator.

Figure 1. Transparent access to IBM DB2 Analytics Accelerator via DB2
Diagram shows query flow from application, through interface, optimizer, and IDAA DRDA requestor, to the SMP host

With the introduction of the IBM DB2 Analytics Accelerator, you now have a number of options for processing queries in an existing DB2 for z/OS environment.


Query flow options in DB2 for z/OS

There are essentially three query flow options:

  • Today, a subset of DB2 processing is routed to the IBM System z Integrated Information Processors (zIIP), including parallel queries and DRDA processing. These queries continue to pull data from the DB2 database on disk, moving the data into the real memory on the System z processor to be completed by DB2 for z/OS.
  • With the IBM DB2 Analytics Accelerator, a subset of the tables in DB2 are copied and compressed onto the IBM DB2 Analytics Accelerator. DB2 z/OS recognizes that these tables are also available for special processing. When the DB2 Optimizer determines how to best resolve a query, it evaluates whether the query could be more quickly processed on the IBM DB2 Analytics Accelerator. Typically, the Optimizer has been designed for queries that have specific OLAP-style characteristics that scan a FACT table within a star schema and return answers that are aggregations. The data is scanned by the IBM DB2 Analytics Accelerator code, and the answer set is passed back to the DB2 environment. The IBM DB2 Analytics Accelerator simply adds another option for processing incoming queries. Just install the IBM DB2 Analytics Accelerator, and DB2 for z/OS will identify and route appropriate queries within your workload to the new environment for faster execution.
  • Any remaining queries that do not qualify for the zIIP engine, or DB2 Analytics Accelerator processing will continue to be processed on the general processor within the DB2 for z/OS environment, where data continues to be accessed off the disk. Workload Management (WLM) policies can be implemented to ensure that queries are prioritized relative to the rest of the workload, ensuring that the most important tasks are completed first.

DB2 for z/OS leverages its available options to select the most efficient way to process incoming requests. Compared to other solutions, integration with the database management system goes far beyond a simple communication link. Management and administration is controlled through DB2 for z/OS. In this context, IBM DB2 Analytics Accelerator is a virtual resource pool for DB2 for z/OS. Proven characteristics associated with DB2 for z/OS such as security, reliability, and continuous availability aren't compromised; even in the case of the unlikely unavailability of the IBM DB2 Analytics Accelerator, business-critical BI solutions will stay online.

The current release of IBM DB2 Analytics Accelerator is targeted at dynamic SQL processing and control parameters allow to define whether queries should always be offloaded to IBM DB2 Analytics Accelerator, only when the optimizer decides, or never. The requirement to add capability for static SQL has been formulated and may be added in the future.

However, in general, data warehousing tools, as well as decentralized applications connecting to DB2 z/OS, most commonly use dynamic SQL. Therefore, the current solution covers many use cases. Executing most queries on the accelerator allows eliminating many indexes that DB2 would need for optimal query performance. This decreases the storage needs and helps achieve better insert and update performance. The updates then get automatically propagated to the accelerator and are available for querying.


Solution architecture

Swiss Re runs its z/OS system in active-active mode in two data centers that lie 10 km apart from each other. Therefore, the design point of the IBM DB2 Analytics Accelerator architecture was to fulfill all requirements imposed by the System z landscape architecture.

The IBM DB2 Analytics Accelerator design is such that a failure of the appliance would not affect the execution of a query, as it would simply be executed classically within DB2 (i.e., without acceleration). However, the first experiences show that the acceleration of queries brings response-time improvement by factors. This fact then may induce changes and improvements of the business processes, so IBM DB2 Analytics Accelerator becomes a critical factor of the infrastructure.

To accommodate this new requirement, a better high-availabilty design was needed. This was achieved by attaching an IBM DB2 Analytics Analyzer system on each side and cross-connect them across the two data centers such that each System z can reach each Analytics Accelerator box.

Being one single accelerator appliance fully redundant in itself, with this high-availability concept, the system has no single point of failure, as even the failure of a whole data center or of the connection between the centers can be supported.

Figure 2. Connectivity between EC12 and IBM DB2 Analytics Accelerator across two data centers
Diagram shows connection from Nexus on data center 1 to Nexus on data center 2

To allow fail-over and maintain the same performance for the end-user application, the tables needed by the applications are copied to both IBM DB2 Analytics Accelerator boxes.


Results

The acceleration of queries achieved shows quite a broad distribution from three times faster to 90 times faster or even more. So the first finding was that the performance improvement is not measured in percent but rather in factors, which is significant. Furthermore the acceleration has a dependency on the size of the result set.

The source tables in the data warehouse contain between 500 and 900 million rows and the result set range from reports (queries) producing five rows to reports (queries) producing more than 100,000 rows. The reports with the largest result sets usually benefit less acceleration than those with a small result set.

Interesting observations were also done at the storage level. A table that at the source occupies 400-GB raw data (uncompressed)in DB2 gets compressed down to 123 GB; and in IDAA, down to 40 GB. This results in a compression factor of 10x. The load time for such a table was measured in 29 minutes (i.e., 800 GB/hour).


Summary

IBM DB2 Analytics Accelerator brings multiple benefits:

  • Acceleration of current workload thus productivity increase for the people running reports.
  • Off-loading of long-running CPU-consuming queries to IBM DB2 Analytics Accelerator; free up main processors, giving the system more capacity without increasing costs.
  • No changes needed to the applications nor queries.
    • Investing time to adapt queries to exploit specific accelerator strengths (like SUM function) brings additional benefits.

All these factors summed up bring significant improvements for the TCO as it allows running more workload at the same costs.

Furthermore, IBM DB2 Analytics Accelerator also brings benefits to the DB2 administrator, as common query-tuning activities can be eliminated, as the system needs no tuning, no indices, and no partitioning.

IBM DB2 Analytics Accelerator makes it possible to hold operational data and analytics data on the same platform, bringing the opportunity to decrease the time needed for data transfer and allowing the business to rapidly access the most up-to-date data possible. This can give the company unprecedented competitive advantage.

Resources

Learn

Get products and technologies

Discuss

Comments

developerWorks: Sign in

Required fields are indicated with an asterisk (*).


Need an IBM ID?
Forgot your IBM ID?


Forgot your password?
Change your password

By clicking Submit, you agree to the developerWorks terms of use.

 


The first time you sign into developerWorks, a profile is created for you. Information in your profile (your name, country/region, and company name) is displayed to the public and will accompany any content you post, unless you opt to hide your company name. You may update your IBM account at any time.

All information submitted is secure.

Choose your display name



The first time you sign in to developerWorks, a profile is created for you, so you need to choose a display name. Your display name accompanies the content you post on developerWorks.

Please choose a display name between 3-31 characters. Your display name must be unique in the developerWorks community and should not be your email address for privacy reasons.

Required fields are indicated with an asterisk (*).

(Must be between 3 – 31 characters.)

By clicking Submit, you agree to the developerWorks terms of use.

 


All information submitted is secure.

Dig deeper into Big data and analytics on developerWorks


static.content.url=http://www.ibm.com/developerworks/js/artrating/
SITE_ID=1
Zone=Big data and analytics, Information Management
ArticleID=870696
ArticleTitle=Accelerating batch processing with IBM DB2 Analytics Accelerator
publish-date=04162013