Выполнение требований к защите SaaS-приложений

Безопасная аутентификация и авторизация в приложениях с совместной арендой

Безопасность является важным вопросом при проектировании SaaS-приложений (Software as a Service – программное обеспечение как сервис), поскольку данные и процессы могут размещаться за пределами организации. В данной статье рассматриваются различные требования к безопасности SaaS-приложений с совместной арендой, основанных на технологиях Java™ 2 Platform Enterprise Edition (J2EE), а также исследуются механизмы реализации требований безопасной аутентификации и авторизации пользователей.

Джей Четан Котхари, ведущий архитектор, Infosys Technologies Limited

Четан Котхари (Chetan Kothari) – фотографияЧетан Котхари (Chetan Kothari) работает ведущим архитектором Java™ 2 Platform, Enterprise Edition (J2EE) Center of Excellence в компании Infosys Technologies Limited, являющейся мировым лидером в области консультационных услуг по ИТ и бизнесу. Четан имеет более чем девятилетний опыт формулирования, проектирования и реализации масштабных ответственных ИТ-решений в различных отраслях индустрии с использованием своих навыков разработки приложений в интегрированной среде J2EE. Имеет степень бакалавра по электронике университета г. Нагпур.



04.05.2012

Введение

Развить навыки по этой теме

Этот материал — часть knowledge path для развития ваших навыков. Смотри Облачные вычисления: Основы

Бизнес-модель "Программное обеспечение как сервис", движимая стремлением снизить ИТ-затраты и усилия, привлекает все больший интерес в индустрии программного обеспечения. В рамках этой модели функциональность приложения предоставляется посредством подписки через Интернет. Предприятие не приобретает программное обеспечение в собственность, а подписывается на общее решение, предоставляемое удаленно. Модель SaaS позволяет снизить ИТ-затраты, поскольку отпадает необходимость поддержки множества платформ и версий. Но, поскольку данные и процессы размещаются вне предприятия, важнейшим приоритетом в архитектуре SaaS становится безопасность.

Поскольку модель SaaS меняет способ создания, потребления и доставки программного обеспечения по сравнению с традиционными методиками разработки, она разрушает многие базовые принципы ИТ. Ключевое отличие разработки SaaS-приложения от разработки корпоративного приложения состоит в том, что SaaS-приложения должны поддерживать совместную аренду. На архитектуру SaaS-приложений влияют и другие ключевые требования, такие как безопасность, настройка под требования пользователя, сервис-ориентированная архитектура и интеграция.

В данной статье рассматриваются различные требования прикладного уровня к безопасности SaaS-приложений с совместной арендой, основанных на технологии J2EE, а также механизмы удовлетворения этих требований.

Требования к безопасности SaaS-приложений

К системе безопасности эффективных SaaS-приложений с совместной арендой предъявляется несколько требований:

  • Система должна предоставлять защиту и управление доступом для функций, основанных на полномочиях.
  • Пользовательские данные могут размещаться в информационной среде внутри предприятия.

    Система должна предоставлять механизмы аутентификации пользователей с использованием данных, размещенных во внутренней информационной среде, и авторизации с использованием данных управления доступом, предоставляемых по требованию.

  • В силу строгих требований арендаторов к изоляции данных и исполнению нормативных требований пользовательские данные могут размещаться в выделенной базе данных, предоставляемой каждому из арендаторов по требованию.

    Система должна предоставлять механизм аутентификации и авторизации пользователей в изолированной области базы данных, настроенной специально для арендатора, которому принадлежат пользователи.

  • Пользовательские данные могут размещаться в базе данных общего пользования:
    • В среде, предоставляющей данные по требованию, но схемы базы данных могут быть разными.

      Система должна предоставлять механизм аутентификации и авторизации в базе данных общего пользования, с различными схемами базы данных, настроенными для конкретного арендатора, которому принадлежат пользователи.

    • В общей схеме в среде предоставляемой по требованию.

      Система должна предоставлять механизм аутентификации и авторизации пользователей с использованием базы данных общего пользования и общей схемы, используемой для всех арендаторов.

  • Пользовательские данные могут размещаться в базе данных общего пользования.
  • Система должна предоставлять механизм, позволяющий администратору каждого арендатора создавать, изменять и удалять учетные записи пользователей данного арендатора в каталоге пользовательских учетных записей.

Удовлетворение требований

Для удовлетворения требований к безопасности SaaS-приложений архитектура должна соответствовать требованиям к аутентификации и авторизации. В данной статье рассматриваются два сценария:

  • База данных учетных записей пользователей в среде, предоставляемой по требованию

    В данном сценарии архитектура должна предоставлять специализированные сервисы безопасности для аутентификации и авторизации пользователей с использованием централизованной базы данных пользовательских учетных записей с совместной арендой, а также специализированной базы данных арендатора. Архитектура должна также предоставлять интерфейс, позволяющий арендаторамы создавать, изменять и удалять учетные записи пользователей, принадлежащих данному арендатору, в каталоге пользовательских учетных записей.

    Этот подход рекомендуется в случае, если для потребителей сервиса не важно наличие единого входа (single sign-on). Например, его можно использовать для обслуживания покупателей.

  • База данных учетных записей пользователей размещена внутри предприятия

    В данном сценарии арендатор разворачивает сервер федерирования, который взаимодействует с его собственным сервисом каталога пользователей. Когда конечный пользователь обращается к приложению, сервер федерирования арендатора выполняет локальную аутентификацию пользователя и договаривается с сервером федерирования SaaS о предоставлении пользователю подписанного маркера доступа. Маркер доступа, предоставленный сервером федерирования арендатора, используется поставщиком SaaS для авторизации.

    Этот подход рекомендуется в случае, если для потребителей сервиса важен единый вход. Его также можно применять для бизнес-пользователей.


База данных учетных записей пользователей в среде, предоставляемой по требованию

Для чего нужно специализированное решение в области безопасности? Ключевое техническое требование заключается в том, что SaaS-приложение допускает размещение нескольких арендаторов в одной инфраструктуре. Для этого поставщик SaaS должен иметь механизм, позволяющий использовать один экземпляр SaaS-приложения для обслуживания пользователей всех арендаторов, поддерживаемых приложением.

На рисунке 1 показан один экземпляр SaaS-приложения, поддерживающий пользователей нескольких арендаторов. Сервис безопасности по умолчанию использует централизованную базу данных 1 для всех пользователей арендатора 1 и арендатора 2. Одновременно для удовлетворения требований строгой изоляции данных и соблюдения нормативных требований, предъявляемых арендаторами 3 и 4, сервис безопасности должен также предоставлять механизм поддержки выделенной базы данных 2 для всех пользователей арендатора 3 и выделенной базы данных 3 для всех пользователей арендатора 4.

Рисунок 1. Поддержка пользователей нескольких арендаторов
Рисунок 1. Поддержка пользователей нескольких арендаторов

Инфраструктура безопасности должна предоставлять автономную область для каждого арендатора и механизм аутентификации пользователей в области соответствующего арендатора на основе контекста. В данном случае контекст – это комбинация параметров (таких как арендатор, вид деятельности, географическое месторасположение и т.д.), определяющих бизнес-операцию и используемую среду приложения.

Инфраструктура безопасности на основе J2EE-контейнеров имеет ограничения в части поддержки нескольких одновременно активных областей безопасности. Хотя все основные J2EE-контейнеры предоставляют механизм настройки нескольких областей, только одна из них может быть активна в каждый момент времени. Модель безопасности J2EE основана на разрешениях для методов, поэтому она непрактична и громоздка для реализации детализированного защищенного доступа.

Итак, для построения специализированного сервиса защиты, основанного на JAAS (Java Authentication and Authorization Service), нужно снять указанные выше ограничения. JAAS – это набор API, позволяющий выполнять аутентификацию сервисов и управлять доступом пользователей. JAAS упрощает разработку систем безопасности для Java, вводя уровень абстракции между приложением и различными механизмами аутентификации и авторизации.

Создание сервиса системы безопасности на основе JAAS

Сервис безопасности на основе JAAS должен предоставлять механизмы, позволяющие:

  • Идентифицировать пользователя перед его обращением к каким-либо бизнес-функциям.
  • Обеспечить разграничение доступа к данным и функциям путем поддержки списков управления доступом пользователей.
  • Поддерживать создание и обслуживание пользователей, групп и списков управления доступом.
  • Удовлетворять требования совместной аренды для SaaS-приложений.
  • Предоставлять администратору каждого арендатора возможность создавать, изменять и удалять учетные записи пользователей этого арендатора в каталоге пользовательских учетных записей.

Важнейшим отличием создания сервисов безопасности для SaaS-приложений по сравнению с другими корпоративными приложениями является необходимость учета требований совместной аренды. Для удовлетворения этих требований сервис защиты должен решать следующие вопросы:

  • Предоставление средств определения пользовательского контекста.

    Повторим, что контекст – это комбинация параметров (таких как арендатор, вид деятельности, географическое месторасположение и т.д.), определяющих бизнес-операцию и используемую среду SaaS-приложения.

  • Обеспечение трех разных подходов к построению архитектуры данных с совместной арендой:

    Выделенная база данных арендатора

    Каждому арендатору предоставляется выделенная база данных. Такой подход рекомендуется в случае, если есть требования строгой изоляции данных для клиентов.

    Общая база данных, отдельные схемы

    Все арендаторы используют общую базу данных, но каждый арендатор имеет свой собственный набор таблиц в созданной для него отдельной схеме. Для поддержки такого подхода и подхода с выделенными для каждого арендатора базами данных сервис безопасности может использовать таблицы базы данных, приведенные на рисунке 2.

    Рисунок 2. Схема выделенной базы данных
    Рисунок 2. Схема выделенной базы данных

    Общая база данных, общая схема

    Для всех арендаторов используется общая база данных и общая схема. При этом подходе во всех таблицах имеется столбец Tenant ID, связывающий каждую запись с соответствующим арендатором. На рисунке 3 показаны таблицы базы данных, которые могут использоваться сервисом безопасности для поддержки данного подхода.

    Рисунок 3. Общая схема базы данных
    Рисунок 3. Общая схема базы данных
  • Выбор стратегии архитектуры базы данных по умолчанию на основе требований большинства арендаторов.
  • Использование персистентной инфраструктуры, предоставляющей:
    • Управляемый конфигурацией механизм, позволяющий использовать несколько стратегий баз данных при подключении к базе данных.
    • Механизм для реализации логики персистентности, использующий шаблон проектирования Data Access Object (DAO), основанный на интерфейсе.
    • Управляемый конфигурацией механизм DAO Config XML, позволяющий подключать различные реализации DAO с отображением логического имени DAO на подробности реализации.
  • Предоставление базовой XML-конфигурации для взаимодействия с базой данных в соответствии со стратегией архитектуры данных по умолчанию.
  • Предоставление специализированной XML-конфигурации для взаимодействия с базой данных арендаторов, которые хотят работать с другими стратегиями архитектуры данных.
  • Предоставление способа извлечения информации, описывающего конфигурации и расширения, специфичные для каждого арендатора, и подключение этих специализированных конфигураций во время исполнения на основе контекста арендатора.

Размещение базы данных учетных записей пользователей внутри предприятия

SaaS-поставщик может использовать готовый коммерческий сервер федерирования для защищенной передачи маркера федерирования между приложениями, расположенными в различных доменах безопасности. SaaS-поставщику необходимо сервер федерирования, который взаимодействует с другими SSO-решениями, применяемыми корпоративными пользователями в среде сервисов по требованию. Сервер федерирования внутри предприятия должен иметь доверительные взаимоотношения с соответствующим сервером федерирования сети SaaS-поставщика.

При размещении базы данных учетных записей пользователей на предприятии заказчика также необходимо:

  • Разработать сервлетный фильтр для извлечения из HTTP-заголовков имен пользователей, аутентифицированных с использованием сервера федерирования, и создания действительных пар принципал/субъект.
  • Использовать специализированный сервис безопасности на основе JAAS (Java Authentication and Authorization Service), позволяющий удовлетворить требования SaaS в отношении авторизации при совместной аренде.
  • Вызывать API сервиса безопасности из сервлетного фильтра для авторизации пользователя.
  • Настроить сервлетный фильтр при помощи Controller Servlet of Presentation Framework на основе шаблона проектирования модель-представление-контроллер (model-view-controller – MVC), чтобы гарантировать, что входящие запросы удовлетворяют требованиям безопасности.

Заключение

В данной статье были рассмотрены стратегии реализации требований к безопасности SaaS-приложений, основанных на технологии J2EE. Эти стратегии могут использоваться SaaS-поставщиком для обеспечения безопасности эффективных SaaS-приложений с совместной арендой.

Ресурсы

Научиться

Получить продукты и технологии

Обсудить

Комментарии

developerWorks: Войти

Обязательные поля отмечены звездочкой (*).


Нужен IBM ID?
Забыли Ваш IBM ID?


Забыли Ваш пароль?
Изменить пароль

Нажимая Отправить, Вы принимаете Условия использования developerWorks.

 


Профиль создается, когда вы первый раз заходите в developerWorks. Информация в вашем профиле (имя, страна / регион, название компании) отображается для всех пользователей и будет сопровождать любой опубликованный вами контент пока вы специально не укажите скрыть название вашей компании. Вы можете обновить ваш IBM аккаунт в любое время.

Вся введенная информация защищена.

Выберите имя, которое будет отображаться на экране



При первом входе в developerWorks для Вас будет создан профиль и Вам нужно будет выбрать Отображаемое имя. Оно будет выводиться рядом с контентом, опубликованным Вами в developerWorks.

Отображаемое имя должно иметь длину от 3 символов до 31 символа. Ваше Имя в системе должно быть уникальным. В качестве имени по соображениям приватности нельзя использовать контактный e-mail.

Обязательные поля отмечены звездочкой (*).

(Отображаемое имя должно иметь длину от 3 символов до 31 символа.)

Нажимая Отправить, Вы принимаете Условия использования developerWorks.

 


Вся введенная информация защищена.


static.content.url=http://www.ibm.com/developerworks/js/artrating/
SITE_ID=40
Zone=SOA и web-сервисы
ArticleID=813004
ArticleTitle=Выполнение требований к защите SaaS-приложений
publish-date=05042012

Meeting security requirements of Software as a Service (SaaS) applications

Secure authentication and authorization with multiple tenants

Security is an important consideration when architecting Software as a Service (SaaS) applications because data and processes may be housed outside of an organization's premises. In this article, learn about various security requirements forJava™ 2 Platform Enterprise Edition (J2EE)-based, multi-tenant, efficient SaaS applications, and explore mechanisms to address requirements to achieve secure authentication and authorization of users.

Chetan J. Kothari, Principal Architect, Infosys Technologies Limited

Author1 photoChetan Kothari works as a principal architect at the Java™ 2 Platform, Enterprise Edition (J2EE) Center of Excellence at Infosys Technologies Limited, a global leader in IT and business consulting services. Chetan has more than nine years of experience, with expertise in J2EE application framework development, defining, architecting and implementing large-scale, mission-critical, IT solutions across a range of industries. Chetan holds a Bachelor's degree in Electronics Engineering from Nagpur University.



25 September 2007

Also available in Chinese Russian Japanese Spanish

Introduction

Develop skills on this topic

This content is part of progressive knowledge paths for advancing your skills. See:

The Software as a Service (SaaS) business model, driven by an effort to reduce IT cost and efforts, is garnering a lot of interest in the software industry. In this model, application functionality is delivered through a subscription model over the Internet. The business does not take ownership of the software, but instead subscribes to a total solution that is delivered remotely. With the SaaS model, you can reduce IT costs because you no longer need to support multiple platforms and versions. However, because data and processes are housed externally, security is a top priority in SaaS architecture.

Because it is changing the way software is built, consumed, and delivered (compared with traditional software development practices), SaaS is proving to be a disruptive IT trend. One of the key differences between developing a SaaS application and developing an enterprise application is that SaaS applications must be multi-tenant. Other key SaaS requirements, such as security, customization, Service-Oriented Architecture (SOA), and integration impact the SaaS application architecture.

In this article you learn various application-level security requirements of J2EE-based multi-tenant SaaS applications and mechanisms to address these requirements.

Security requirements for SaaS applications

A multi-tenant, efficient SaaS application has several security requirements including:

  • The system must provide security and control access to those functions based on permissions.
  • User data may reside in an on-premise environment.

    The system should provide mechanisms to authenticate users with user data residing in the on-premise environment, and authorize with access control data residing in an on-demand environment.

  • Because of strong data isolation and compliance requirements of the tenant, user data may reside in a dedicated database in an on demand environment for each of the tenants.

    The system should provide a mechanism to authenticate and authorize users against a separate database realm, configured for the tenant that the user belongs to.

  • User data may reside in shared a database:
    • In an on-demand environment, but the database schema may be different.

      The system should provide a mechanism to authenticate and authorize against a shared database, with a different database schema configured for the tenant to which the user belongs.

    • In a shared schema in an on-demand environment.

      The system should provide a mechanism to authenticate and authorize users against a shared database and shared schema used for all the tenants.

  • User data may reside in a shared database.
  • Provide a mechanism to enable each tenant's administrator to create, manage, and delete user accounts for that tenant in the user account directory.

Addressing the requirements

To address application-level security requirements of SaaS, your architecture should address authentication and authorization requirements. Two scenarios in this article illustrate:

  • User account database in on-demand environment

    In this scenario, the architecture should provide custom-built security services to authenticate and authorize users against a centralized multi-tenant user account database, as well as a tenant-specific dedicated database. The architecture should also provide an interface to let tenants create, manage, and delete user accounts for that tenant in the user account directory.

    When single sign-on is not important for customers, this approach is recommended. This approach can be targeted for consumer users.

  • User account database on premise

    In this scenario, the tenant deploys a federation service that interfaces with the tenant's own user directory service. When an end user tries to access the application, the tenant's federation server authenticates the user locally and negotiates with the SaaS federation server to provide the user with a signed security token. The security token issued by the tenant's federation server will be used by the SaaS provider for authorization.

    This approach is recommended when single sign-on (SSO) is important for customers. It can also be targeted for business users.


User account database in on-demand environment

Why should you custom build a security solution? A key technical requirement is that an SaaS application can enable housing of multiple tenants within one infrastructure. To address this requirement, SaaS providers must have a mechanism to run a single SaaS application instance to accommodate users from all the tenants supported by the application.

Figure 1 shows how a single instance of an SaaS application supports users of multiple tenants. Security Service uses default centralized Database 1 for all users of Tenant 1 and Tenant 2. Concurrently, to address strong data isolation and compliance requirements of Tenant 3 and Tenant 4, the Security Service also must provide a mechanism to support dedicated Database 2 for all users of Tenant 3 and dedicated Database 3 for all users of Tenant 4.

Figure 1. Supporting users of multiple tenants
Figure 1. Supporting users of multiple tenants

A security framework needs to provide a separate realm for each tenant and a mechanism to authenticate users using the realm configured for the tenant to which the customer belongs, based on the context. In this case, context is a combination of parameters (such as tenant, line of business, geographical location, and so on) that decides the business operation and usage environment of the application.

A J2EE container-based security framework has the limitation of supporting multiple security realms active at a given time. Although all the leading J2EE containers provide a mechanism to configure multiple realms, only one can be active at a time. The J2EE security model is based on method permission, so it is impractical and cumbersome for fine grained security access.

So, all you need to build a custom security service based on Java Authentication and Authorization Service (JAAS) to address the above limitations. JAAS is a set of APIs that enable services to authenticate and enforce access controls upon users. JAAS simplifies Java security development by putting an abstraction layer between application and disparate underlying authentication and authorization mechanisms.

Custom build a security service based on JAAS

A security service based on JAAS should provide mechanisms to:

  • Establish user identity before accessing any business functions.
  • Provide functional and data entitlement by maintaining access control lists of users.
  • Support creation and maintenance of users, groups, and ACLs.
  • Address multi-tenancy requirements of SaaS applications.
  • Enable each tenant's administrator to create, manage, and delete user accounts for that tenant in the user account directory.

A key difference in building security services for SaaS applications compared to other enterprise applications is the support to handle multi-tenancy requirements. To address this requirement, the security service should address the following items.

  • A means to capture user context

    Again, context is a combination of parameters (such as tenant, line of business, geographical location, and so on) that decides the business operation and usage environment of the SaaS application.

  • Provide three distinct approaches for creating multi-tenant data architecture:

    Dedicated tenant database

    A dedicated database will be given to each tenant. This approach is recommend when there is strong data isolation requirements from customers.

    Shared database, separate schema

    A shared database is used for all tenants, and each tenant has their own set of tables in a separate schema created for the tenant. The database tables in Figure 2 can be used by a security service to support this and a dedicated tenant database approach.

    Figure 2. Dedicated database schema
    Dedicated database schema

    Shared database, shared schema

    A shared database and shared schema will be used for all tenants. In this approach, in all tables the Tenant ID column associates every record with the appropriate tenant. Figure 3 shows database tables that can be used by a security service to support this approach.

    Figure 3. Shared database schema
    Shared database schema
  • Select the default data architecture strategy based on the requirements of the most tenants.
  • Leverage a persistence framework that provides:
    • A configuration driven mechanism that lets you use a multiple database strategy to connect to a database.
    • A mechanism to implement the persistence logic using an interface-based Data Access Object (DAO) design pattern.
    • A DAO Config XML configuration-driven mechanism to enable plugging in different DAO implementations, with a mapping of the DAO logical name to the implementation details.
  • Need for a base XML configuration to interact with the database for default data architecture strategy.
  • Provide customized XML configuration to interact with the database for the tenant who wants to go with other data architecture strategies.
  • Provide a way to retrieve information that describes configurations and extensions that are specific to each tenant, and plug in these customized configurations at run time based on tenant context.

User account database on premise

An SaaS provider can leverage a commercial off-the-shelf (COTS) federated server for securely propagating the federation token across applications located in different security domains. The SaaS provider needs to use a federated server, which is interoperable with other SSO solutions used by enterprise customers in on demand environments, for an SSO solution. A federation server residing in the on-premise environment must have a trust relationship with a corresponding federation server within the SaaS provider's network.

With the user account database on premise, you should also:

  • Develop a servlet filter to retrieve authenticated user names that have been authenticated using a federated server from an HTP header and create a valid principal/subject.
  • Leverage a custom-built security service, based on Java Authentication and Authorization Service (JAAS), that addresses multi-tenancy requirements of SaaS for authorization.
  • Call the security service application program interface (API) from a servlet filter to authorize the user.
  • Configure the servlet filter with Controller Servlet of Presentation Framework, based on the model-view-controller (MVC) design pattern, to make sure that the incoming requests satisfy the security requirements.

Summary

In this article you learned strategies to address application-level security requirements of J2EE-based SaaS applications. These strategies can be used by an SaaS provider to address security requirements of multi-tenant, efficient SaaS applications.

Resources

Learn

Get products and technologies

  • Download IBM product evaluation versions and get your hands on application development tools and middleware products from DB2®, Lotus®, Rational, Tivoli®, and WebSphere®.

Discuss

Comments

developerWorks: Sign in

Required fields are indicated with an asterisk (*).


Need an IBM ID?
Forgot your IBM ID?


Forgot your password?
Change your password

By clicking Submit, you agree to the developerWorks terms of use.

 


The first time you sign into developerWorks, a profile is created for you. Information in your profile (your name, country/region, and company name) is displayed to the public and will accompany any content you post, unless you opt to hide your company name. You may update your IBM account at any time.

All information submitted is secure.

Choose your display name



The first time you sign in to developerWorks, a profile is created for you, so you need to choose a display name. Your display name accompanies the content you post on developerWorks.

Please choose a display name between 3-31 characters. Your display name must be unique in the developerWorks community and should not be your email address for privacy reasons.

Required fields are indicated with an asterisk (*).

(Must be between 3 – 31 characters.)

By clicking Submit, you agree to the developerWorks terms of use.

 


All information submitted is secure.

Dig deeper into SOA and web services on developerWorks


static.content.url=http://www.ibm.com/developerworks/js/artrating/
SITE_ID=1
Zone=SOA and web services
ArticleID=257921
ArticleTitle=Meeting security requirements of Software as a Service (SaaS) applications
publish-date=09252007