Agile DevOps ― гибкая разработка и эксплуатация ПО: Инфраструктура, управляемая тестами

Непрерывное тестирование среды, определяемой сценариями

Мало кто в индустрии программного обеспечения сомневается в том, что написание автоматизированных тестов для кода приложений ― хорошая практика. Теперь группы применяют аналогичную практику автоматизированного тестирования к инфраструктуре и рабочей среде. В этой статье из цикла Agile DevOps эксперт по DevOps Пол Дюваль говорит о написании автоматизированных тестов для инфраструктуры с использованием таких инструментов, как Cucumber и Gherkin. Эти тесты могут выполняться при каждом изменении сценария инфраструктуры для обеспечения быстрой реакции в том случае, если такое изменение вносит ошибку в рабочую среду.

Пол Дюваль, технический директор, Stelligent Incorporated

Paul DuvallПол Дюваль (Paul Duvall) является техническим директором компании Stelligent Incorporated – консалтинговой фирмы, которая помогает командам разработчиков оптимизировать гибкие методологии разработки программного обеспечения. Он также соавтор книги Continuous Integration: Improving Software Quality and Reducing Risk (Addison-Wesley, 2007 г.). Он принимал участие в создании книг UML 2 Toolkit (Wiley, 2003 г.) и No Fluff Just Stuff Anthology (Pragmatic Programmers, 2007 г.).



04.03.2013

Об этом цикле статей

Разработчики могут многому научиться у групп эксплуатации, а те ― у разработчиков. Эта серия статей посвящена изучению практического применения образа мышления групп эксплуатации к разработке и наоборот — а также рассмотрению программных продуктов в качестве целостных объектов, которые могут поставляться быстрее и чаще, чем когда бы то ни было.

При инициализации рабочей среды в большинстве организаций можно встретить антимодели, которые снижают надежность и воспроизводимость процесса создания такой среды.

  • Некоторые группы устанавливают и настраивают ресурсы, необходимые для создания рабочей среды, вручную. Обычно на то, чтобы получить среду в желаемом состоянии, уходят дни, недели или месяцы. За этот период времени члены группы могут уйти из компании или забыть точные операции, и больше никто уже не сможет воссоздать эту среду в ее первозданном виде.
  • Другие группы пытаются документировать каждый шаг по инициализации среды. Это благородные усилия, и это намного лучше, чем недокументированный процесс, однако документация быстро устаревает, становится некорректной или не соответствует действительности (из-за ошибок). По этим и другим причинам я не рекомендую использовать документацию в качестве протокола создания рабочей среды (хотя, как будет видно из следующего раздела, это может быть первым шагом к систематическому подходу к инициализации и тестированию среды).
  • Некоторые группы «погорели» на том, что было установлено вручную или документировано предыдущими группами. Будучи преисполнены решимости учиться на их ошибках, они автоматизировали процесс инициализации инфраструктуры с помощью набора сценариев. Спустя несколько месяцев и погрязнув в мириадах специальных оболочек и других сценариев, они решили, что эта среда оказалась слишком сложной для успешной автоматизации.

В противоположность этому, некоторые группы — прочитав о компаниях, внедряющих DevOps, — извлекли уроки из ошибок, связанных с ручной инициализацией, инициализацией на основе документов и набором разрозненных сценариев. Они избежали этих антимоделей с помощью подхода, ориентированного на тесты, наряду с использованием средств автоматизации зрелой инфраструктуры в рамках единого пути к производству. Как я уже упоминал в статье Автоматизация инфраструктуры, эти группы рассматривают инфраструктуру как код. Настоящий цикл статей помогает освоить подход к определению инфраструктуры, ориентированный на тесты.

Принципы и практика

Я неоднократно писал о непрерывном эвристическом процессе из пяти шагов (см. раздел Ресурсы). Вот эти шаги: документирование, тестирование, написание сценария, управление версиями и организация непрерывности процесса. Я опишу здесь каждый из этих шагов в контексте инфраструктуры, когда все шаги работают в ансамбле.

  • Документирование. Документирование этапов исполнения процесса. В случае инфраструктуры документируется тип и версия таких компонентов, как операционная система, приложение, Web-серверы и базы данных. Подробно описывается процесс установки, настройки и запуска всех этих компонентов инфраструктуры. При использовании этого подхода главное ― документирование с целью автоматизации, потому что в конечном итоге вы выкинете эту документацию.
  • Тестирование. Напишите автоматический тест, который описывает предполагаемый результат. В случае инфраструктуры можно определить функции или такие ожидаемые результаты, как сервер, работающий в определенном месте, или присутствие определенного файла или каталога.
  • Сценарий. Напишите сценарий всех действий процесса. В случае инфраструктуры для определения этих сред в соответствии с тестами, созданными на предыдущем шаге, используются такие инструменты, как Chef или Puppet.
  • Версирование. Версируйте исходные файлы. Для инфраструктуры эти файлы определяются в сценарии автоматизации инфраструктуры, созданном с помощью таких инструментов, как Puppet или Chef.
  • Непрерывность. Сценарий должен быть доведен до того состояния, когда он может работать в автоматическом режиме ― не требуя команд оператора для своего запуска. В случае инфраструктуры группы настраивают сервер непрерывной интеграции (CI), который исполняет сценарии автоматизации инфраструктуры и тестирования среды в рамках задачи CI — что означает, что инфраструктура будет перестраиваться при каждом изменении исходного файла.

Будьте в курсе

Раздел Agile transformation портала developerWorks содержит новости, обсуждения и учебные материалы, которые помогут вам и вашей организации строить фундамент на принципах гибкой разработки (EN).

Отличительной особенностью тестов инфраструктуры является порядок выполнения. Хотя можно использовать и подход "сначала тест", обычно сразу ко всей инфраструктуре применяются сценарии, а затем выполняются тесты для проверки эффективности автоматизации инфраструктуры. Эта последовательность отличается от тестирования модульного кода приложений, когда сначала запускается тест, а потом выполняется определенный метод или набор методов. По существу, в инфраструктуре на основе тестов нет никакой атомарности — вся среда создается целиком, а затем запускается набор тестов для этой новой среды.

Наиболее распространенный подход к применению инфраструктуры на основе тестов заключается в том, чтобы начать с документирования шагов по инициализации инфраструктуры. Основываясь на этой документации, инженер создает автоматические тесты, которые описывают результаты, ожидаемые от инфраструктуры. Эти тесты могут включать то, что группа рассчитывает получить, когда среда будет полностью инициализирована. Затем инженер пишет сценарии и вносит их в систему управления версиями. Наконец, сценарии и автоматические тесты запускаются в рамках системы CI. Некоторая комбинация этих шагов обеспечивает создание надежной инфраструктуры на основе тестов, которая гарантирует быструю обратную связь со всеми членами группы — хотя часто это не тот прямолинейный процесс «из учебника», который я описал.


Как это работает

Один из многих способов реализации инфраструктуры на основе тестов состоит в применении подхода разработки на основе поведения (BDD). Требования и тесты определяются в одном и том же файле, называемом файлом функции. Ниже я приведу некоторые примеры файлов функций, написанных на предметно-ориентированных языках (DSL) Cucumber и Gherkin.

В листинге 1 приведен файл функции Cucumber с именем production.feature, который описывает функцию, ее контекст и сценарии.

Листинг 1. Определение исполняемой спецификации в Cucumber и Gherkin
Feature: Scripted Provisioning of Target Environment
As a Developer
I would like my target environment provisioned correctly
so I can deploy applications to it

Background:
Given I am sshed into the environment

Scenario: Is the proper version of Postgresql installed?
When I run "/usr/bin/postgres --version"
Then I should see "8.4"

Scenario: Is the proper version of Apache installed?
When I run "/usr/sbin/httpd -v"
Then I should see "2.2"

Scenario: Is the proper version of Java installed?
When I run "java -version"
Then I should see "1.6"

Scenario: Is the proper version of perl installed?
When I run "perl -version"
Then I should see "perl, v5.10.1"

Scenario: Is the proper version of make installed?
When I run "make -version"
Then I should see "GNU Make 3.81"

Scenario: Is the proper version of Ruby installed?
When I run "ruby -v"
Then I should see "ruby 1.9.3"

Scenario: Is the proper version of GCC installed?
When I run "gcc -v"
Then I should see "4.4.6"

Feature, Background, Given, Scenario, When и Then ― все это специальные слова Cucumber, которые входят в DSL для определения файлов функций. Функция Scripted Provisioning of Target Environment в листинге 1 описывает ожидаемый результат на общеупотребительном языке, которым в организации пользуются все члены групп ― бизнес-аналитики, разработчики, тестеры, операторы и т.д. Для конкретных действий, таких как /usr/bin/postgres --version, используется Gherkin — сопутствующий инструмент, который устанавливается при установке Cucumber. Этот подход BDD позволяет определить исполняемую спецификацию, которая может выполняться посредством автоматизированных инструментов.

В листинге 2 приведен файл функции Cucumber с описанием способа указания того, что установлена определенная версия инструмента. Согласно этому подходу, сценарий инфраструктуры будет работать с любой из основных версий этого конкретного инструмента.

Листинг 2. Функция Cucumber, которая проверяет версию инструмента
Feature: Scripted Provisioning of Target Environment
As a Developer
I would like my target environment provisioned correctly
so I can deploy applications to it

Background:
Given I am sshed into the environment

Scenario: Is Tomcat installed?
When I check the version of Tomcat installed
Then the major version should be 6

В листинге 3 строки, следующие за ключевым словом Example, указывают, что поведение, описанное в сценарии, имеет несколько вариантов успешного результата.

Листинг 3. Описание примеров в Cucumber и Gherkin
Feature: Scripted Provisioning of Target Environment

As a Developer
I would like my target environment provisioned correctly
so I can deploy applications to it

Background:
Given I am sshed into the environment

Scenario Outline: Is the proper version of libxml2-devel installed?
When I run "sudo yum info libxml2-devel"
Then I should see "<output>"

Examples: output I should see
| output |
| Installed Packages |
| 2.7.6 |

Слабая связь

Связь между тестом и инфраструктурой не такая жесткая, как между тестами модулей (вроде тех, что написаны на JUnit) и кодом приложения. Например (и в напоминание о том, как описать среду сценарием), в листинге 4 приводится сценарий (или манифест) с использованием инструмента автоматизации инфраструктуры Puppet.

Листинг 4. Манифест Puppet, описывающий httpd-сервер с именем httpd
class httpd {
  package { 'httpd-devel':
    ensure => installed,
  }
  service { 'httpd':
    ensure => running,
    enable => true,
    subscribe => Package['httpd-devel'],
  }
}

Обратите внимание, что тест из листинга 1, в отличие от модульного теста для кода приложения, не выполняет этот манифест Puppet. Вместо этого конфигурация, определенная в манифесте (наряду со многими другими) сначала применяется к инфраструктуре для создания среды. Затем выполняется набор тестов, таких как те, что определены в листингах 1, 2 и 3, для проверки того, что среда находится в ожидаемом состоянии в соответствии с определением этих тестов.


Статический анализ

На момент написания этой статьи экосистема инструментов статического анализа при автоматизации инфраструктуры весьма бедна. Некоторые из инструментов, которые используются для статического анализа кода приложений, подходят для этой цели, но другие не поддерживают особенности сценариев инфраструктуры — главным образом потому, что те по своей природе не носят процедурный или объектно-ориентированный характер. Большинство из этих сценариев ― декларативные, то есть разработчики дают в них определение среды; сценарий отвечает за то, как на самом деле реализуется конфигурация с помощью инфраструктуры.

Такие инструменты, как Simian, полезны для определения разделов подобного кода. А foodcritic ― это lint-подобный инструмент для инструмента автоматизации инфраструктуры с открытым исходным кодом Chef. Что касается покрытия, то эффективный подход состоит в определении «требований покрытия» с помощью инструментов BDD, таких как Cucumber, а не традиционных инструментов для определения покрытия кода, применяемых к коду приложений — потому что в таких инструментах, как Chef и Puppet, не используется процедурный или объектно-ориентированный язык.


Все на основе тестов

В этой статье говорится о том, что инфраструктуру можно тестировать так же, как код приложения — или любую другую часть системы программного обеспечения. Приведены примеры реализации инфраструктуры на основе тестов с использованием Cucumber и поддержкой языка BDD Gherkin. Наконец, в ней показано, что хотя статический анализ инфраструктуры и отличается от статического анализа кода приложения, некоторые инструменты статического анализа все же можно использовать для совершенствования кода автоматизации инфраструктуры.

В следующей статье мы рассмотрим управление версиями всех компонентов системы программного обеспечения: инфраструктуры, кода приложений, конфигурации и данных.

Ресурсы

Научиться

Получить продукты и технологии

  • IBM Tivoli® Provisioning Manager: Tivoli Provisioning Manager позволяет создавать динамическую инфраструктуру, автоматизируя управление физическими серверами, виртуальными серверами, программным обеспечением, системами хранения данных и сетью.
  • cucumber-nagios: способ использования естественного языка для описания работы системы.
  • Foodcritic: lint-побобный инструмент для книг рецептов Chef Opscode.
  • IBM Tivoli System Automation for Multiplatforms: Tivoli System Automation for Multiplatforms обеспечивает высокую готовность и автоматизацию приложений и ИТ-услуг по всей организации.

Комментарии

developerWorks: Войти

Обязательные поля отмечены звездочкой (*).


Нужен IBM ID?
Забыли Ваш IBM ID?


Забыли Ваш пароль?
Изменить пароль

Нажимая Отправить, Вы принимаете Условия использования developerWorks.

 


Профиль создается, когда вы первый раз заходите в developerWorks. Информация в вашем профиле (имя, страна / регион, название компании) отображается для всех пользователей и будет сопровождать любой опубликованный вами контент пока вы специально не укажите скрыть название вашей компании. Вы можете обновить ваш IBM аккаунт в любое время.

Вся введенная информация защищена.

Выберите имя, которое будет отображаться на экране



При первом входе в developerWorks для Вас будет создан профиль и Вам нужно будет выбрать Отображаемое имя. Оно будет выводиться рядом с контентом, опубликованным Вами в developerWorks.

Отображаемое имя должно иметь длину от 3 символов до 31 символа. Ваше Имя в системе должно быть уникальным. В качестве имени по соображениям приватности нельзя использовать контактный e-mail.

Обязательные поля отмечены звездочкой (*).

(Отображаемое имя должно иметь длину от 3 символов до 31 символа.)

Нажимая Отправить, Вы принимаете Условия использования developerWorks.

 


Вся введенная информация защищена.


static.content.url=http://www.ibm.com/developerworks/js/artrating/
SITE_ID=40
Zone=Технология Java, Open source
ArticleID=860304
ArticleTitle=Agile DevOps ― гибкая разработка и эксплуатация ПО: Инфраструктура, управляемая тестами
publish-date=03042013

Contents


Agile DevOps

Test-driven infrastructure

Continually testing scripted environments

Comments

Content series:

This content is part # of # in the series: Agile DevOps

Stay tuned for additional content in this series.

This content is part of the series:Agile DevOps

Stay tuned for additional content in this series.

When provisioning environments, most organizations apply antipatterns that reduce the reliability and repeatability of creating those environments:

  • Some teams manually install and configure resources required to create an environment. The problem is that it usually takes days, weeks, or months to get an environment into the desired state. Over this period of time, team members might come and go or forget the precise steps, making it impossible for any one person to re-create the environments as intended.
  • Other teams try to document each and every step for provisioning environments. Although this is a noble effort and much better than not documenting the process, the documentation is quickly outdated, incorrect, or not run as specified (that is, subject to human error). For these and other reasons, I do not recommend documentation as the source of record for creating environments (although, as you'll see in the next section, it can be a first step in a systematic approach to provisioning and testing environments).
  • Some teams have been "burned" by previous teams that manually installed or documented everything. Determined to learn from their mistakes, they automate the infrastructure provisioning using a collection of scripts. Months later, while mired in myriad custom shell and other scripts, they decide that the environments proved to be too difficult to automate successfully.

In contrast, some teams — after reading about companies embracing DevOps — have learned from the mistakes of manual provisioning, document-driven provisioning, and the collection of disjointed scripts. They escape these antipatterns by using a test-driven approach coupled with the use of mature infrastructure automation tools, as part of a single path to production. As I mentioned in the "Infrastructure automation" article in this series, these teams treat the infrastructure as code. In this article, you'll learn how to take a test-driven approach to defining infrastructure.

Principles and practices

On numerous occasions, I've written about a five-step heuristic (see Related topics) — five key steps to making a process continuous. They are: document, test, script, version, and (make the process) continuous. I describe each of these steps in greater detail here in the context of an infrastructure, where all the steps work in tandem:

  • Document: Document the steps for performing a process. For an infrastructure, you'll document the type and version of components such as operating system, application and web servers, and databases. You'll also describe in detail how to install, configure, and run these infrastructure components. When using this approach, the key is to document to automate, because you will eventually dispose of the documentation.
  • Test: Write an automated test that describes the intended outcome. For an infrastructure, you can define features or expected outcomes such as a server running in a certain location, or the presence of a certain file or directory.
  • Script: Script all of the actions for the process. For an infrastructure, you'll use tools such as Chef or Puppet to define these environments according to the tests specified in the preceding step.
  • Version: Version source files. For an infrastructure, these source files are defined in infrastructure automation scripts such as those created with Puppet or Chef.
  • Continuous: The process must be scripted to the point at which it can run in a headless manner — humans aren't required to run the commands. For an infrastructure, teams configure a Continuous Integration (CI) server to run infrastructure automation scripts and scripted-environment tests as part of a CI job — meaning that the infrastructure is rebuilt with every source file change.

The distinctive characteristic of infrastructure tests is the order of execution. Although you can still use a test-first approach, the infrastructure scripts apply the entire infrastructure; then, the tests are run to verify the efficacy of the infrastructure automation. This sequence is in contrast to application-code unit testing, in which a test is run, followed by the execution of a specific method or set of methods. Essentially, no atomicity is involved in a test-driven infrastructure — the entire environment is created, and then the suite of tests is run against the newly provisioned environment.

The most common approach to applying test-driven infrastructure is to start by documenting the steps for provisioning an infrastructure. Based on this documentation, an engineer writes some automated tests that describe the expected outcomes of the infrastructure. These tests might include what the team expects to be installed when an environment is fully provisioned. Then, an engineer writes scripts and commits them to a version-control system. Finally, the scripts and automated tests are run as part of a CI system. Some combination of these steps — even if it's often not the "textbook" sequential process I've laid out — ensures a robust test-driven infrastructure that provides quick feedback to all team members.

How it works

One of the many ways to implement a test-driven infrastructure is to use a behavior-driven development (BDD) approach. When you use BDD, you define requirements and tests in the same file, called a feature file. Next I'll show you some examples of feature files written in the Cucumber and Gherkin domain-specific languages (DSLs).

Listing 1 shows a Cucumber feature file — called production.feature — that describes a feature, its background, and its scenarios:

Listing 1. Defining executable specification in Cucumber and Gherkin
Feature: Scripted Provisioning of Target Environment
As a Developer
I would like my target environment provisioned correctly
so I can deploy applications to it

Background:
Given I am sshed into the environment

Scenario: Is the proper version of Postgresql installed?
When I run "/usr/bin/postgres --version"
Then I should see "8.4"

Scenario: Is the proper version of Apache installed?
When I run "/usr/sbin/httpd -v"
Then I should see "2.2"

Scenario: Is the proper version of Java installed?
When I run "java -version"
Then I should see "1.6"

Scenario: Is the proper version of perl installed?
When I run "perl -version"
Then I should see "perl, v5.10.1"

Scenario: Is the proper version of make installed?
When I run "make -version"
Then I should see "GNU Make 3.81"

Scenario: Is the proper version of Ruby installed?
When I run "ruby -v"
Then I should see "ruby 1.9.3"

Scenario: Is the proper version of GCC installed?
When I run "gcc -v"
Then I should see "4.4.6"

Feature, Background, Given, Scenario, When, and Then are all Cucumber-specific words that are part of its DSL for defining feature files. The Scripted Provisioning of Target Environment feature in Listing 1 describes the expected outcome in a ubiquitous language that all team members — business analysts, developers, testers, operations and so forth — use in an organization. Specific actions such as /usr/bin/postgres --version utilize Gherkin — a dependent tool that is installed when you install Cucumber. This BDD approach provides a way to define an executable specification that can be run through automated tools.

Listing 2 shows a Cucumber feature file that describes a way to specify that a particular major version of a tool is installed. Under this approach, the infrastructure script won't fail if it encounters any major version of this particular tool.

Listing 2. Cucumber feature checking for major tool version
Feature: Scripted Provisioning of Target Environment
As a Developer
I would like my target environment provisioned correctly
so I can deploy applications to it

Background:
Given I am sshed into the environment

Scenario: Is Tomcat installed?
When I check the version of Tomcat installed
Then the major version should be 6

In Listing 3, the lines following the Example keyword indicate that the behavior described in the scenario has multiple successful outcomes:

Listing 3. Describing examples in Cucumber and Gherkin
Feature: Scripted Provisioning of Target Environment

As a Developer
I would like my target environment provisioned correctly
so I can deploy applications to it

Background:
Given I am sshed into the environment

Scenario Outline: Is the proper version of libxml2-devel installed?
When I run "sudo yum info libxml2-devel"
Then I should see "<output>"

Examples: output I should see
| output |
| Installed Packages |
| 2.7.6 |

Looser coupling

The coupling between test and infrastructure is not as tight as it is between unit tests (such as those written with JUnit) and application code. For example (and as a reminder of how you might script an environment), Listing 4 is an example of a script (or manifest) that uses the Puppet infrastructure automation tool:

Listing 4. Puppet manifest that describes an httpd server called httpd
class httpd {
  package { 'httpd-devel':
    ensure => installed,
  }
  service { 'httpd':
    ensure => running,
    enable => true,
    subscribe => Package['httpd-devel'],
  }
}

Notice that unlike an application-code unit test, the test in Listing 1 doesn't execute this Puppet manifest. Instead, the configuration defined in the manifest (along with many others) is first applied to an infrastructure to create an environment. Then, a suite of tests like those defined in the Listings 1, 2, and 3 is run to verify that the environment is in the expected state, as defined by those tests.

Static analysis

At the time of this writing, the ecosystem for static analysis tools in infrastructure automation is rather sparse. A few of the same tools that you use for static analysis of application code are suitable, but others aren't ready for the peculiarities of infrastructure scripts — mainly because infrastructure scripts aren't procedural or object-oriented in nature. Most are declarative, meaning that developers determine how the environment is defined in the script; the script is responsible for how it actually applies the configuration using the infrastructure.

Tools such as Simian are useful for identifying sections of similar code. And foodcritic is a lint-like tool for the open source infrastructure automation tool, Chef. For coverage — because tools like Chef and Puppet don't use a procedural or object-oriented language — an effective approach is to define "requirements coverage" using BDD tools such as Cucumber rather than the traditional code-coverage tools you might apply to application code.

Test-driven everything

In this article, you learned that infrastructure can be tested much like application code — or any other part of the software system. You saw examples of implementing test-driven infrastructure using the Cucumber and supporting Gherkin BDD languages. Finally, you learned that — although static analysis for infrastructure differs from static analysis for application code — you can use some static analysis tools to help you improve infrastructure automation code.

In the next article, you'll learn about versioning all components of a software system: infrastructure, application code, configuration, and data.


Downloadable resources


Related topics


Comments

Sign in or register to add and subscribe to comments.

static.content.url=http://www.ibm.com/developerworks/js/artrating/
SITE_ID=1
Zone=DevOps, Open source, Java development
ArticleID=844106
ArticleTitle=Agile DevOps: Test-driven infrastructure
publish-date=11062012